Премьер-лига (РПЛ). Новости

22 ноября 2008, 02:54

Провинция наступает на Москву

     РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 30-й тур

     Кроме интриги, связанной с борьбой за путевку в Европу, последний тур таит в себе еще одну. По его итогам может получиться так, что в шестерке сильнейших команд окажется всего два московских клуба - ЦСКА и "Динамо". Чего еще ни разу не случалось в российской истории!

     Впервые второй год подряд чемпионом России стал нестоличный клуб. В последний раз московские клубы больше чем на один сезон уступали престол еще в советские времена, в начале и середине 80-х. Но с тех пор - ни-ни. "Алания" Валерия Газзаева попыталась в 96-м продлить еще на год "аренду" чемпионского трона - даже в золотом матче это право оспаривала, но не смогла, уступив "Спартаку".

     Что не получилось у Владикавказа, на пару удалось Санкт-Петербургу и Казани. Год назад "Зенит", а теперь "Рубин" не позволили москвичам взобраться на вершину. Кстати, сдавшие чемпионские полномочия питерцы уже установили один антирекорд. Прежде российский чемпион никогда не опускался на следующий год ниже 4-го места. Клуб же с берегов Невы, как известно, выше пятого уже не поднимется.

     Тем не менее, зенитовцы в силах помочь провинции установить еще одно достижение. Никогда прежде в шестерке сильнейших не оказывалось меньше трех представителей Москвы. Однако в этом году может состояться антирекорд Москвы, который параллельно станет рекордом провинции. Забронировавшие себе место на пьедестале армейцы и динамовцы рискуют остаться в шестерке без земляков. Это произойдет, если "Зенит" не проиграет в Москве "Спартаку", "Рубин" - дома "Локомотиву", а "Крылья" - на своем поле "Тереку". Более чем вероятный расклад.

     Впрочем, победа железнодорожников столицу может не спасти. Если питерцы и самарцы выиграют, Москва все равно не повысит свои акции. Единственное, от чего в этом случае могут обезопасить себя красно-зеленые, так это от установления второй год подряд клубного антирекорда: в сезоне-07 "Локо" занял 7-е место (худший результат в российской истории), теперь есть шанс опуститься на строчку ниже.

К УСПЕХАМ СТОЛИЦЫ РЕВНОСТНО ОТНОСЯТСЯ БОССЫ

     Защищающий цвета "Рубина" 32-летний Роман Шаронов - воспитанник школы "Локомотива". Родился совсем рядом с Москвой - в Мытищах, считает себя по духу столичным жителем, но при этом - вот парадокс! - всю карьеру провел в провинциальных клубах. Поиграл в красноярском "Металлурге", "Тереке", "Шиннике", однако львиную долю - в "Рубине".

     - Наверное, и не думали, что всю карьеру проведете в провинции?

     - Когда занимался в спортшколе, у меня была мечта попасть в команду мастеров. А в какую - без разницы. Потом уже, когда попал в дубль "Локо", появилось желание перебраться в основу, но, если честно, понимал: шансов крайне мало.

     - На протяжении карьеры поступали предложения из Москвы?

     - Ни разу.

     - Вот как?! И кем же вы себя чувствуете - человеком из столичного региона или из провинции?

     - Если говорить о футболе, то чувствую себя игроком "Рубина". Все остальные клубы, случившиеся в моей карьере, из серии временных явлений. Родная команда для меня - "Рубин". Даже когда покидал Казань в 2004-м, говорил об этом. Более того, не хотел отсюда уезжать, но так получилось. А еще в сердце - сама Казань. С этим городом меня связывает не только футбол: здесь встретил свою жену, здесь же родилась моя дочка.

     - Так кем вы себя считаете - казанцем, мытищинцем, москвичом?

     - Пополам - казанцем и мытищинцем. Впрочем, в большей степени склонен считать себя человеком из Москвы. Потому что отношение к жизни другое, взгляды отличаются.

     - Сильно?

     - Раньше у москвичей и провинциалов был разный менталитет. Сейчас же многие регионы начинают подтягиваться к столице. Об этом можно судить даже по тому, как люди стали одеваться.

     - У провинциальных клубов особое отношение к поединкам с московскими командами?

     - Для меня непринципиально - против Москвы мы играем или нет. Другое дело, когда приезжаешь в столицу, там все на виду. Хиддинк, глядишь, лишний раз заглянет на стадион - туда ему прийти проще, чем ехать в Казань. В этом отличие есть, а так - никакого. Особый ажиотаж матчей с москвичами, как мне кажется, у руководителей.

     - Выходит, клубные боссы и отцы города к успехам Москвы относятся ревностно?

     - Скорее всего, да. В свое время лидерство столичного хоккея не давало покоя, сейчас там московские команды с вершины сбросили.

В КАЗАНИ ЗА ФУТБОЛ ВЗЯЛИСЬ ОСНОВАТЕЛЬНО

     - По всему видно, что футбольная провинция теснит Москву. О чем это говорит?

     - Только о том, что деньги в футбол стали вкладывать не только в Москве, но и на местах. Когда в 99-м приехал в Казань, никогда не поверил бы, что будет так, как сейчас. За относительно короткий срок обустроили базу, стадион, обеспечили финансовые вливания - вот и результат.

     - Не временный ли это успех?

     - Не могу со стопроцентной уверенностью заявить, что мы снова на будущий год займем первое место, но по тому, как Бердыев строит работу, видно, что это не всплеск, не случайное достижение. В "Рубине" закладывается серьезный фундамент.

     - Наступление провинции - тенденция?

     - Многое зависит от финансов, развития инфраструктуры. Если этим занимаются серьезные люди, парой сезонов дело не ограничится. Питер, думаю, не на день пришел, Казань - тоже. В Самаре, правда, постоянно какие-то неурядицы. То год хорошо играют, то возникают проблемы с деньгами - и начинается борьба за выживание.

     - Ну, у "Рубина", положим, такие перепады тоже случались…

     - Так у нас дело не в деньгах было, просто неудачные сезоны выходили.

     - Между тем, наиболее счастливые для "Рубина" сезоны прошли при вашем непосредственном участии. С вами казанцы вошли в премьер-лигу, затем завоевали бронзу-2003, а теперь дотянулись до золота. Получается, вы приносите Казани удачу?

     - Не знаю… Наверное, это просто стечение обстоятельств.

     - Принципиален ли для вас матч против "Локомотива", где вы начинали путь в большой футбол?

     - Все давно перекипело. Да и не настолько близкие у меня были отношения с "Локо", чтобы прирасти. Семин мне в одно время помог: посоветовал отправиться сюда, в Казань. И все.

     - А со стороны может показаться, что матчи с железнодорожниками для вас особенные: оба своих мяча в чемпионатах забили именно в их ворота.

     - Ну это уж точно совпадение! Хотя… Знаете, когда мы первый год играли в премьер-лиге, у меня действительно был особый настрой на матчи с "Локомотивом". Очень хотелось себя проявить. Вот Бердыев и поставил меня в состав только потому, как мне показалось, что тот настрой уловил. И не ошибся.

     Сейчас же на игры с "Локо" выхожу спокойно, как на все другие. Настраиваюсь, конечно, но не больше, чем на остальных. Да и никого в "Локо" не осталось: знаю только Маминова да Сенникова.

     - В курсе, что, если выиграете у "Локомотива", то он, вероятно, окажется на 8-м месте, самом низком в российской истории клуба?

     - Не знал об этом. За статистикой особо не слежу и в таблицу предпочитаю не заглядывать. Но "Локомотив", в любом случае, жалеть не собираюсь. Буду играть в полную силу. Может, у кого-то из одноклубников уже чемпионско-отпускное настроение - только не у меня! 0:4 от ЦСКА - очень неприлично.

     - Можно сказать, что вы уже не мечтаете поиграть за столичный клуб?

     - Именно так. Меня вполне устраивает Казань. Более того, если предложение из Москвы все же поступит, откажусь. Ко мне в "Рубине" прекрасно относятся, и если это отношение не изменится, даже не буду никуда дергаться. У меня огромное желание завершить карьеру в Казани. Но не через год, когда подойдет к концу срок действующего контракта. Надеюсь его продлить.

     - Коли так, вы станете уникальным футболистом, который будучи, по сути, москвичом, всю карьеру провел в провинции…

     - Кстати, я третий чемпион страны из Мытищ. До меня отличились Вадик Евсеев и Олег Пашинин.

     - Улицы там вашими именами не называют?

     - Да что вы?! Даже не звонит никто. Хотя в Мытищах у меня квартира и в межсезонье живу там.

ЗА МОСКВИЧЕЙ ДАВАЛИ БОЛЬШЕ

     Олег Веретенников, как и его "Ротор", один из символов нестоличного футбола 90-х. Волгоградцы несколько лет подряд бились за чемпионство, но так и не смогли ни разу добиться желаемого. Москва в лице "Спартака" не пустила.

     - Действительно ли встречи с московскими командами для провинциальных стоят особняком?

     - Думаю, да. Причем и в гостях, и дома. Законодателями моды, как правило, были столичные клубы.

     - Это как-то задевало? Дескать, в Москве больше денег, а значит, больше возможностей создать серьезные клубы.

     - Нет, просто хотелось выиграть. Полагаю, и сейчас каждому немосковскому клубу хочется непременно обыграть московский. А вообще неправильно делить клубы на Москву и остальных. Сами видите, второй год подряд в премьер-лиге побеждает клуб не из столицы, что является отличным стимулом для остальных немосковских команд.

     - О чем это говорит?

     - О том, что в регионах наконец-то стали обращать внимание на футбол. В той же Перми, Казани, Томске… В Нальчике больше, как мне кажется, заслуги Юрия Красножана. Из года в год у него новый состав, но его команда всегда демонстрирует достойную игру, по крайней мере не борется за выживание.

     - В регионах к успехам столицы ревностное отношение?

     - Наверное, нет. После развала СССР все сильные футболисты рванули в Москву. Нынче же уровни команд выравниваются. Покупать хороших игроков и создавать достойные команды теперь могут не только в Первопрестольной. "Зенит" и "Рубин" - тому пример. Все зависит от желания руководителей. Если в регионе захотят создать боеспособную команду, то ничего невозможного в этом нет. Пожалуйста, "Амкар"! Не самый мощный бюджет, не звучный по именам состав, а команда на будущий год будет играть в Европе.

     - При прочих равных вы болеете, наверное, за немосковские команды?

     - Вы правы. Больше симпатий у меня к той же Перми, Самаре, Казани. С другой стороны, сейчас мне очень нравится игра ЦСКА.

     - Ощущали, что играм "Ротора" со столичными клубами сопутствовал больший ажиотаж, нежели с другими?

     - Это было видно даже по количеству болельщиков, приходивших на стадион. На московские клубы меньше 18-20 тысяч не собиралось.

     - А премиальные разнились?

     - За москвичей давали больше.

     - А у вас никогда не возникало желания поиграть за одну из московских команд?

     - Даже была такая возможность, и не один раз. Возможно, и желание возникало, поскольку понимал: переберись я в столицу, наверняка больше матчей провел бы за сборную и, скорее всего, осуществил бы свою мечту - сыграть на чемпионате мира или Европы. Но я всякий раз выбирал "Ротор". У нас была отличная команда, мы несколько лет подряд боролись за чемпионство, за медали.

     - Не жалеете, что так и не решились на переход?

     - Иногда бывает. Особенно в связи с последовавшими событиями и тем, как Горюнов поступил со мной. Обидно, что этот человек так себя повел. Но ни о чем другом не жалею. Я провел прекрасное время в Волгограде, в "Роторе".

     - Если подытожить, существует все-таки противостояние провинции и Москвы?

     - Ну, не нравится мне такое определение! Разве Казань и Санкт-Петербург провинция?!

     - Хорошо, давайте остановимся на варианте - московские и немосковские клубы.

     - Безусловно, такое противостояние есть. Отличие в настрое на московские клубы и в мои времена было и теперь есть. В немосковских командах немало молодежи, которая хочет попасть в ЦСКА, "Динамо", "Спартак", "Локомотив" - вот ребята и стремятся себя проявить.

     - Для того, чтобы в шестерке оказалось невиданное доселе число немосковских клубов - четыре, в последнем туре важно удачно сыграть "Зениту", "Крыльям" и "Рубину". За них и будете болеть?

     - Буду болеть за Самару. У меня хорошие отношения с главным тренером "Крылышек" Леонидом Слуцким, хочу, чтобы его команда решила поставленную задачу. А еще хочется, чтобы "Рубин" последний матч провел не так, как два предыдущих. Казанцы сделали большое дело и настроиться им тяжело, но надо порадовать болельщиков.

     …И, думается, не только своих. Похоже, в заключительном туре теперь вся страна найдет дополнительную интригу. Москве и провинции есть за что поболеть.

     Александр МАРТАНОВ