Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
СКОРЕЕ МЫ ДОБАВИЛИ ХАЛКУ ПОПУЛЯРНОСТИ,
ЧЕМ ОН ВЫВЕЛ "ЗЕНИТ" НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ
– Могу подтвердить, что переход Халка в китайский клуб "Шанхай Теллэйс" совершен, – заявил Митрофанов в самом начале. – Номинальная сумма сделки – 55,8 миллиона евро плюс есть бонусная часть за удачные выступления Халка в составе команды. Это самый крупный трансфер в истории "Зенита" и российского футбола. Отмечу, что в топ-10 лучших трансферов в истории российского футбола три принадлежат "Зениту" – это Халк, продажа Рондона и Аршавина. В ближайшее время кому-либо будет сложно повторить такую цифру.
– Халк заезжал попрощаться?
– Из Бразилии он полетел напрямую в Китай. Однако Халк еще вернется в Петербург. Есть формальные юридические вопросы, которые предстоит закрыть. Если его пребывание совпадет с календарным матчем – будет устроена прощальная церемония. Мы расстаемся с Халком большими друзьями – "Зенит" и бразилец сделали много друг для друга. Хочется пожелать ему успехов в карьере. Какого-то недопонимания быть не должно.
Продажа Халка с одной стороны выгодна: потратив 40 миллионов, мы получили 55,8 миллиона. С учетом амортизации, чистая прибыль от этой сделки составила порядка 45 миллионов евро. Есть и косвенные доходы от участия Халка в различных спонсорских активностях, завоевание новых рынков сбыта нашей рекламы, таких как Бразилия и Латинская Америка, мерчандайзинг. Мы оцениваем эту сумму в 19 миллионов евро.
Еще одна важная составляющая, в которой поучаствовал Халк - доходы от УЕФА. За четрые года они составили порядка 90 миллионов евро. Порядка 40-45% в этом результате – это доля Халка, если оценивать ее по системе "гол+пас". Понятно, что играет вся команда, но в завершающих стадиях атаки он брал на себя основную роль. Есть еще фактор, который сложно оценить в цифрах – это увеличение числа болельщиков "Зенита". Если в 2012 году, по оценке Nielsen Company (ведущая американская социологическая маркетинговая компания. – Прим. "СЭ"), их было 12 с небольшим миллионов человек, то сейчас, по оценке компании "Репьюком", это количество увеличилось до 15,6 миллиона. Рост произошел в том числе и потому, что в команде был Халк. "Зенит" остается самой популярной командой в стране. У нас нет переживаний, что уход Халка повлияет на стоимость нашего бренда, ведь клуб успешно умеет интегрировать игроков в свои коммерческие и социальные активности.
Скорее мы добавили Халку популярности, чем он вывел "Зенит" на новый уровень. Да, в свое время наш клуб получил очень хорошего футболиста – дорогого и подготовленного, но мы обеспечили ему достаточно большую добавленную стоимость. Звездой мирового футбола он стал в "Зените". Халк серьезно развился в Петербурге. Во внеденежном выражении бразилец от нашего клуба получил гораздо больше, чем мы от него.
ЗАЧЕМ ЗАПИРАТЬ В ЗОЛОТОЙ КЛЕТКЕ
НЕМОТИВИРОВАННОГО ФУТБОЛИСТА?
– Мнение Мирчи Луческу при оформлении этого трансфера учитывалось?
– Несомненно, Халк – важный игрок. Это бессмысленно отрицать. Ему предстоит найти замену. Наш спортивный департамент и главный тренер сейчас обсуждают ряд кандидатур. Возможно, это будут не такие известные звезды, как Халк, но с точки зрения спортивной составляющей мы найдем достойную замену. Решение о трансфере принималось с учетом мнения главного тренера. Это решение делится на две составляющих. Если бы Халк остался и был бы в лучшей своей форме – это было бы замечательно, но если игрок испытывает непреодолимое желание уйти и это выгодно для клуба – нужно искать сбалансированное решение. Зачем запирать в золотой клетке немотивированного футболиста?
– Вы говорили про дополнительные бонусы, которые зависят от выступления Халка в Китае. Расскажите о них подробнее.
– Это система бонусов, связанных с достижениями не на китайском, а международном рынке. Чем лучше его команда будет играть в Азиатской Лиге чемпионов, тем больше вероятность, что мы эти бонусы получим. По сравнению с базовой суммой это не так много – 2 миллиона евро.
– Вы можете прокомментировал слухи о возможном уходе Витселя, Гарая и других легионеров?
– Факт продажи Халка не означает, что к нам можно просто так прийти и купить игрока. Наши футболисты дорого стоят. Это должны понимать все участники процесса – и сами футболисты и те, кто претендует на них. Но комментировать и обсуждать стоит только реальные ситуации, когда переход уже совершился или готов произойти. Да, интерес к некоторым зенитовцам есть. Чем меньше времени останется до конца Euro, тем больше будет таких предложений, но пока это наши игроки. У них у всех есть действующие контракты. У клуба нет цели распродать всех лидеров, чтобы аккумулировать гигантскую сумму и потратить ее на перестройку команды. Исходим из того, что нам необходимы несколько усилений, связанных с продажей Халка и травмой Данни, но каких-то активных действий, связанных с выставлением на трансфер Гарая и Витселя мы предпринимать не собираемся. Будут интересные и выгодные предложения – будем их обсуждать.
ЗИМОЙ ЗА БРАЗИЛЬЦА
ПРЕДЛАГАЛИ ЛИШЬ 30 МИЛЛИОНОВ
– Чем нынешняя ситуация с Халком отличается от той, что была зимой?
– Это диаметрально противоположные ситуации. Главный фактор – ни одна значительная сделка не осуществляется в последний день трансферной кампании. Ключевой игрок не может покинуть клуб 30 января. Во-вторых, это была середина сезона в России и Европе. У нас сохранялись хорошие шансы на высокие достижения в премьер-лиге и Лиге чемпионов. И в-третьих, это финансовый аспект. Зимой поступали предложения от нескольких клубов. Финальное составляло 30 миллионов евро. За прошедшее время мы увеличили его до 56. Разница очевидна.
– Есть мнение, что проект "Халк – Витсель" – не удался. За четыре года выигран всего один чемпионат России...
– Абсолютно не согласен. У болельщиков и прессы такие громкие трансферы вызывают ощущение, что все мгновенно станет лучше. Но тому же Халку потребовалось длительное время на адаптацию. Происходили смены тренеров и это тоже влияло на качество игры. Однако коммерческие и социальные проекты, в которых участвовал Халк, говорят об успехе. Выиграв один чемпионат России за четыре года, "Зенит" продолжает оставаться самым популярным клубом с 15-миллионной армией болельщиков, которая только увеличивается. Естественно мы хотим побеждать во всех соревнованиях, в которых участвуем, но есть элементы спорта, есть элементы имиджа, есть элементы случайностей и ошибок. Их нужно рассматривать в комплексе. Мы считаем, что проект "Халк – Витсель" себя оправдал.
– У Луческу есть шорт-лист игроков на замену Халку?
– Наш спортивно-аналитический департамент подготовил его задолго до трансфера. Мы предвидели такой вариант развития событий еще зимой. Тогда не было понятно, кто будет тренером, и не было понятно, продадим ли мы Халка. Сейчас наступила ясность по обоим этим вопросам. На сборах Мирча активно изучает варианты усиления.
РЕШЕНИЕ ПО КЕРЖАКОВУ
ПРИМЕМ В КОНЦЕ СБОРОВ
– Когда Луческу пригласили, говорили, что ему дадут 60 миллионов на трансферы. Все деньги, вырученные от продажи Халка пойдут на селекцию?
– Кто-то придумал эту информацию из воздуха. Мы не обсуждали никаких трансферных цифр с Мирчей. Продажа Халка за большую сумму не означает, что все эти средства будут потрачены на покупку новых игроков. У клуба много проектов – развитие детско-юношеского футбола, баскетбольная команда. Да у нас есть планы по укреплению состава, но это не значит, что все 56 миллионов мы потратим на трансферы.
– Судя по последним интервью, Витсель не горит желанием играть в России. Зачем держать немотивированного игрока? Тем более, через год его контракт завершится и он сможет уйти без компенсации.
– Мы с ним разговаривали об этом. Год контракта Витселя при его роли в команде – это вполне нормальная компенсация.
– А деньги?
– Вопрос в том – сколько денег. Тот же самый Витсель ведет переговоры о продлении контракта. Да, у него есть желание сыграть в Англии или Италии, но я не исключаю, что он продлит соглашение с "Зенитом". Хотя не исключаю и возможность его продажи.
– Какова судьба Кержакова?
– Пока могу прокомментировать только то, что сегодня у него заканчивается контракт с "Зенитом" и, одновременно, истекает срок аренды в "Цюрих". Но при этом не завершаются сборы команды. Решение мы примем с тренером по окончании сборов. Луческу определится насколько ему нужен Кержаков, в каком качестве он его видит и так далее. Сопоставим эту информацию с финансовыми и прочими аспектами и окончательно все решим.