Премьер-лига (РПЛ). Статьи

4 ноября 2017, 12:00

Александр Козлов: "В "Спартаке" бывает: сегодня ты король, а завтра – никто"

Виталий Айрапетов
Корреспондент
Один из самых талантливых игроков своего поколения бывший нападающий "Спартака", ныне выступающий за казахстанский "Окжетпес", дал интервью "СЭ".

АРШАВИН НЕУДОБЕН МНОГИМ РОССИЙСКИМ ТРЕНЕРАМ

Александр КОЗЛОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Александр КОЗЛОВ. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Многие едут в Казахстан на закате карьеры. Как вы оказались в "Окжетпесе" в 23 года?

– Дело в том, что в прошлом сезоне был заигран за два российских клуба – "Тосно" и "Факел". В третий я уже переходить по регламенту не мог. Поэтому, когда решил покидать Воронеж, появился вариант с "Окжетпесом".

– "Факел" покинули из-за финансовых проблем клуба?

– Вы же сами видите, что произошло с клубом. Команда из такого футбольного города находится внизу турнирной таблицы. Не платили зарплату, да и играл я там немного… В общем, все сошлось воедино.

– В чемпионате Казахстана вы забили 4 гола в 28 матчах. Как сами оцените свою статистику?

– Пусть люди со стороны делают выводы. Я приехал в Казахстан за игровой практикой – я ее и получил. На какой позиции выступаю? Либо в центре нападения, либо на фланге.

– На что могли бы претендовать в чемпионате России лидеры чемпионата "Кайрат" и "Астана"?

– Думаю, были бы в первой восьмерке. В принципе, довольно крепкие коллективы. В Казахстане неплохой уровень футбола. Здесь не так уж просто играть, как многие думают. Почти все команды организованные, играют на результат, бьются, борются. Одним словом, проходных матчей очень мало.

– Помните свои ощущения, когда забили первый гол за "Окжетпес"?

– Да я любым своим голам радуюсь. Просто до этого довольно долго не забивал. Так что когда поразил ворота соперника, какой-то психологический груз действительно спал.

– Насколько непросто играть в команде-аутсайдере?

– Да я не могу назвать "Окжетпес" явным аутсайдером. В принципе, во второй шестерке команд чемпионата мы многим давали бой, играли ровно. Если и уступали, то, как правило, с минимальным счетом.

– К чему тяжелее всего привыкнуть в Казахстане?

– С футбольной точки зрения мы только недавно переехали на свой стадион. До этого поле было не готово. Получалось, что домашние игры проводили на выезде… Только в этом состояло определенное неудобство. А в плане быта никаких проблем. Здесь же все по-русски понимают.

Андрей АРШАВИН. Фото ФК "Кайрат"
Андрей АРШАВИН. Фото ФК "Кайрат"

– Дважды в этом сезоне вы играли против "Кайрата" Андрея Аршавина. Как вам экс-капитан сборной России?

– Он в полном порядке! Считаю, Аршавин до сих пор мог бы успешно играть в чемпионате России. Причем именно в топ-клубах. Просто, на мой взгляд, для многих тренеров он не слишком удобен.

– В смысле?

Аршавин настоящий лидер – как на поле, так и вне его. У него есть своя точка зрения, и он не будет подстраиваться под кого-то, если не согласен. Повторюсь, в Казахстане Андрей в полном порядке.

– Хотите сказать, что Аршавин может "задавить" тренеров своим авторитетом?

– Как сказать… Некоторые наставники просто не любят, когда игроки открыто высказывают свою точку зрения.

– А Аршавин пригодился бы сборной России?

– Конечно, даже сейчас мог бы спокойно выступать за национальную команду. Помог бы. У него есть характер, харизма. Я вижу это практически каждую неделю.

– Удалось с ним пообщаться?

– Ну так. Парой фраз перекинулись с ним после игр. Не более. Потом он в интервью сказал что-то про меня (улыбается).

– Что?

– Ну… Что я способный перспективный парень, пожелал мне удачи.

– А как в "Окжетпесе" вспоминают Дмитрия Сычева?

– Очень тепло. Говорят, в нем не было ни грамма звездности. Никаких вопросов по самоотдаче, поведению, тренировкам к нему не возникало.

– На какой срок рассчитан контракт с "Окжетпесом"?

– До конца этого чемпионата.

– Уже есть варианты в России?

– Пока все в подвешенном состоянии. Чемпионат еще продолжается. Но, конечно, есть желание вернуться в России.

– А в ФНЛ готовы вновь поиграть?

– Готов вернуться в Россию и играть в команде, которая ставит перед собой задачи. А не так, как сейчас в "Факеле" – лишь бы не вылететь… Ну вы сами видите, что происходит с клубом из-за проблем с финансированием. А ведь если бы команда выступала в премьер-лиге, на нее приходил бы полный стадион. Такой футбольный город, но… В общем, мне хочется играть в клубе с амбициями.

Александр КОЗЛОВ (в центре). Фото Татьяна ДОРОГУТИНА
Александр КОЗЛОВ (в центре). Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

ДАВЫДОВУ НЕ НАДО УХОДИТЬ ИЗ "СПАРТАКА"

– Давайте о "Спартаке". Когда-то вы сказали, что в клубе творится хаос, имея в виду прежде всего трансферы. После того, как команда стала чемпионом, готовы признать, что практически все поменялось в лучшую сторону?

– Я покинул "Спартак" полтора года назад. Многие люди из менеджемента клуба тоже ушли. И сейчас, считаю, "Спартак" превосходит в России всех. Просто объективно сильнее по игре.

– А понимаете тогда, зачем красно-белые приобрели Петковича?

– "Спартак" – такая команда, где футболиста судят по одной игре. Провел классный матч – и ты король! Сыграл следующий неудачно – и завтра ты уже никто. Вот если Петкович отдаст в ближайшей встрече голевую передачу, все забудут про его ошибку. Просто человеку нужно дать время.

– Но он же ошибается систематически…

– Да это все равно не показатель. Петкович не так часто играет. Отсутствие постоянной практики сказывается. Если ты выходишь раз в месяц, то боишься ошибиться. В матче с "Ростовом" соперник его перевисел в воздухе. Но ведь до этого мяч пролетел над двумя игроками "Спартака". Об этом почему-то никто не говорит. Считаю, человека нужно поддержать и поверить в него. Он, думаю, сам читает прессу и, наверное, загоняется. Зачем его добивать? То же самое могу сказать о Селихове.

– А что Селихов?

– Раньше же его критиковали. Кажется, где-то месяц назад, он сам признавался, что испытывал некоторые проблемы. А сейчас в него поверили, и все у Александра хорошо, он уверенно стоит в воротах.

– Можете дать совет Денису Давыдову? Многие гадают, когда его по-настоящему прорвет.

– Ну как я могу что-то советовать? Он сам хозяин своей судьбы. Понимаете, уходить из "Спартака" тяжело. Прежде всего, в футбольном плане.

– Поясните, пожалуйста.

Виктор Булатов как-то сказал, что когда покинул "Спартак", попал в другое измерение. Совершенно другой стиль, другой футбол, иные требования к игроку! В одночасье не перестроишься, а можно и вообще не адаптироваться. Все совершенно по-другому. Поэтому я бы все же посоветовал Денису еще остаться в "Спартаке".

– Даже если он не пробивается в основу?

– Уходить в команду второй восьмерки и играть в оборонительный футбол – смысла нет. Он там точно ничего не приобретет. Красно-белые играют на три фронта. Впереди еще много матчей. Свой шанс Давыдов получит. Просто у нас порой такое отношение к молодежи…

– Какое?

– Если парень выйдет и не так сыграет, то посадят в запас на месяц. Давыдову нужно больше доверять. Дать еще шанс.

Леонид Федун назвал Давыдова юным Месси, про вас говорили, что растет второй Аршавин. Это сыграло с вами злую шутку?

– Почему? Мне кажется, все эти сравнения не влияют. Ты же не перестаешь тренироваться. Наоборот, у тебя больше уверенности появляется. Приятно такое слышать.

– Но все-таки тебе сравнивают с самим Месси?

– Ну вы же знаете Федуна. Он может эмоционально высказываться. Леонид Арнольдович переживает за своих воспитанников, школу. Это ведь неплохо.

– А вам сравнение с Аршавиным не мешало?

– Да это было всего пару раз. Нет, не мешало. Может быть, по стилю игры мы с Аршавиным и похожи. Мне, наоборот, было приятно, нравилось такое сравнение.

Кирилл и Дмитрий КОМБАРОВЫ, Александр КОЗЛОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
Кирилл и Дмитрий КОМБАРОВЫ, Александр КОЗЛОВ. Фото Никита УСПЕНСКИЙ

ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ ПОСЛЕ ТРАВМЫ? ПУСТЬ ЭТО ОСТАНЕТСЯ НА СОВЕСТИ ЛЮДЕЙ…

– Когда получили тяжелейшую травму, порвали "кресты" и выбыли из строя на 2,5 года, многие люди от вас отвернулись в тот момент?

– Если скажу, что никто не отвернулся, то совру. Да, были такие люди. Их имена называть не хочу. Они сами все прекрасно знают. Имею в виду именно футбольных людей, а не родственников, друзей.

– А кто поддержал?

– Доктора. Хотя некоторые и говорили, что в 95 процентах случаев тяжело вернуться в футбол после такой травмы…

– Ждали от "Спартака" другого к себе отношения в той ситуации?

– До травмы к тебе одно отношение, а после – совсем другое. Я никогда этого не понимал. Пусть все останется на совести людей… Для того чтобы восстановиться после такого повреждения и набрать физические кондиции, нужно доверие. А его не было даже на уровне второй команды. О чем еще можно говорить? Я свои выводы сделал. Нельзя же думать, что человек, вернувшись в строй после длительной паузы, будет сразу играть на прежнем уровне. Ему нужно помочь, давать игровую практику.

– Как простились со "Спартаком"?

– Просто закончился контракт. И все. Даже "до свидания" не сказали. Трудовую книжку забрал и ушел.

– На сколько процентов вы себя реализовали в основе "Спартака"?

– Мне кажется, у меня были неплохие игры за основной состав. Не помню, чтобы я проваливал матчи. Как правило, выходил на замену но, считаю, из игры не выпадал. Раз столько раз выходил на поле, значит, смотрелся неплохо. Это мое мнение.

– Было тогда ощущение, что вот-вот пробьетесь в обойму и станете попадать в стартовый состав?

– Как вам сказать… Наверное, иногда не понимал, почему не играю. Но это же "Спартак". Даже когда забил свой единственный гол в ворота "Анжи", потом почему-то месяц даже на замену не выходил. Вот это было для меня странным.

Валерий Карпин ничего не объяснял?

– Нет, никаких объяснений не было. Но это же "Спартак"!

– Там никому ничего не разъясняют?

– Молодым точно ничего не говорят. У нас же не такие зарплаты, как у легионеров (смеется).

– Считаете, дело только в том, что легионеров с их контрактами во что бы то ни стало нужно было выпускать на поле?

– У каждого свое мнение. Просто легионерам можно было плохо играть, а молодым – нет. На нашу игру смотрели под микроскопом.

– Кто из легионеров откровенно не тянул, разочаровал?

– У нас в принципе все легионеры были высокого уровня. Разве что Родри и Эберт как-то "выделялись". Хотя я застал еще Рохо. Он тоже не всегда в состав попадал. Но видите – в итоге дорос до "МЮ".

– А Кариоку справедливо критиковали?

– Хороший футболист. А критиковали его за то, что он не улыбался. В России таких не особо любят. Наверное, в "Спартаке" всегда есть такой футболист, которого общественность делает крайним. Сейчас это Петкович, а раньше – пожалуй, Кариока. Всегда найдется такой козел отпущения. Хотя Рафаэл был в полном порядке. Техничный, его не обыграть, достаточно быстрый.

– Кто в "Спартаке" по своим игровым качества произвел на вас самое сильное впечатление?

– Да хватало таких. Йиранек – настоящий профессионал, лидер. Алекс, Веллитон. Еще, когда я только начинал, здорово смотрелся еще тот Квинси, первый.

Александр КОЗЛОВ (слева). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Александр КОЗЛОВ (слева). Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

У МЕНЯ СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР? НЕ ЗНАЮ, ОТКУДА ТАКОЙ СТЕРЕОТИП

– А вы же и Промеса застали?

– Я с ним мало тренировался. Сложно что-то сказать. Сейчас он лидер.

– Какие впечатления остались от работы с Широковым?

– Могу про него сказать то же самое, что и про Аршавина. Имею в виду лидерство, авторитет, свое мнение, харизму. А на поле он все может решить в одну секунду. Широков не спринтер, играл за счет головы. Сейчас так мало кто делает…

– Вы как-то сказали, что молодым российским игрокам мешают лимит, тепличные условия, большой контракт и всевозможные соблазны. Что прежде всего не дало именно вам добиться большего?

– Не припомню, чтобы я так когда-то говорил. Может, не так поняли? Ну да ладно… Мне кажется, главная проблема – это отсутствие постоянного доверия к молодым! Вот и все. Поймите, эпизодами играть тяжело. Непросто постоянно тренироваться и выходить на поле всего раз в месяц. Обычно нас молодых как выпускают?

– Как?

– Чтобы мы игру спасали. Я, помню, дебютировал при сете 0:0.

– А что в этом странного?

– Чтобы потом сказать, что мы, молодые, не можем результат сделать. Помню, после какой-то игры, когда выпустили меня, Джано и Ходырева один из тренеров заявил: а что вы хотели, если у нас вот такие ребята на замене сидят…

– Не раз приходилось слышать, что Александру Козлову до конца раскрыться помешала не только травма, но и сложный характер.

– У каждого человека свой характер. Кто-то из тренеров хочет найти подход, а кто-то нет. Даже не знаю, что еще тут сказать.

– То есть, проблема в тренере?

– Посмотрите на Семина. Помните, что говорили про Игоря Денисова? А у Юрия Павловича он капитан, никаких передряг, ссор. Меня в "Спартаке" тренеры понимали. С тем же Карпиным никаких конфликтов не возникало. Не знаю, откуда взялся такой стереотип про мой непростой характер.

Александр КОЗЛОВ и Валерий КАРПИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ
Александр КОЗЛОВ и Валерий КАРПИН. Фото Никита УСПЕНСКИЙ

ПОНИМАЮ ДЗЮБУ. ОН УШЕЛ В "ЗЕНИТ" НЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ

– Молодые Головин, братья Миранчуки – скорее исключения из правил? Феномен?

– Феномен? В Европе уже в 17 лет люди играют в основе. А у нас порой до 27 люди все ходят в подающих надежды. Головину где-то помогла ситуация в ЦСКА. Клуб давно уже не усиливается, не делает трансферы. Хочешь не хочешь – приходится доверять молодым.

– А Миранчуки?

– Голова у них светлая. Они, кстати, были в школе "Спартака", пока их оттуда не выгнали… А по стилю они чисто спартаковские игроки. Все вперед, все в атаку. Мне нравится. Любят принимать нестандартные решения, с техникой полный порядок. Видно, что друг с другом отлично взаимодействуют. Головин тоже молодец, стал лидером.

– Вас же в 15 лет звали в "Милан" и "Интер"?

– Интерес действительно был. Люди специально приезжали в Москву, но не более. Однако я тогда уже подписал контракт со "Спартаком". В 15 лет еще был ребенком и даже не думал о каком-то переезде.

– А вы не думаете, что российским игрокам нужно уезжать до 18-20 лет, пока они не получили большой контракт и баснословную зарплату?

– Конечно, если есть возможность, то молодым нужно уезжать в Европу. Там совсем другой футбол. Посмотрите на ту же Испанию. Там команды не закрываются, атакуют, получают удовольствие от игры.

– Но если тебе условно в 18 лет положили зарплату в 1 миллион евро год, как выйти из зоны комфорта и сорваться на Запад?

– Не знаю… Если человек здесь в 18 лет играет в "Спартаке", "Локомотиве", "Зените", он не видит смысла уезжать, например, в "Вильярреал".

– Но в "Вильярреале" ты будешь играть против Месси, Иньесты, Криштиану Роналду.

– Это понятно. Но зачем сейчас в 18 лет уезжать, допустим, из "Спартака", который играет в Лиге чемпионов, на который приходит по 40 тысяч болельщиков?! Время, проведенное в этом клубе, запоминается на долгие годы. И зачем все это терять в столь юном возрасте, не зная, вернешься ты сюда или нет?

– Вам 24 года. Есть мечта вернуться в "Спартак"?

– Мечты такой нет. Просто есть цель еще поиграть на высоком уровне. Доказать в первую очередь самому себе, что еще на что-то способен.

– Если бы не та травма, то…

– Играл бы сейчас в "Спартаке"? Ну как я могу ответить? Никто не знает. Это судьба. Просто много времени потерял.

– Вы говорили, что понимаете Дзюбу, который ушел из "Спартака" в "Зенит". То есть сами не готовы бить себя кулаком в грудь и кричать, что никогда не окажетесь в ЦСКА и "Зените".

– Понятно, что в ЦСКА я вряд ли окажусь.

– А в "Зените"?

– Ну как я могу сейчас сидеть в Казахстане и рассуждать об этом? Понятно, что Дзюба ушел в "Зенит" не из-за денег. Просто к нему было такое отношение в "Спартаке"… Он же рассказывал. Сколько раз его в аренду отправляли, заставляли переподписывать контракт? Я на его стороне. Он же не мог из-за любви к "Спартаку" отказать "Зениту" и перейти в команду второй восьмерки.