АРШАВИН НЕУДОБЕН МНОГИМ РОССИЙСКИМ ТРЕНЕРАМ
– Многие едут в Казахстан на закате карьеры. Как вы оказались в "Окжетпесе" в 23 года?
– Дело в том, что в прошлом сезоне был заигран за два российских клуба – "Тосно" и "Факел". В третий я уже переходить по регламенту не мог. Поэтому, когда решил покидать Воронеж, появился вариант с "Окжетпесом".
– "Факел" покинули из-за финансовых проблем клуба?
– Вы же сами видите, что произошло с клубом. Команда из такого футбольного города находится внизу турнирной таблицы. Не платили зарплату, да и играл я там немного… В общем, все сошлось воедино.
– В чемпионате Казахстана вы забили 4 гола в 28 матчах. Как сами оцените свою статистику?
– Пусть люди со стороны делают выводы. Я приехал в Казахстан за игровой практикой – я ее и получил. На какой позиции выступаю? Либо в центре нападения, либо на фланге.
– На что могли бы претендовать в чемпионате России лидеры чемпионата "Кайрат" и "Астана"?
– Думаю, были бы в первой восьмерке. В принципе, довольно крепкие коллективы. В Казахстане неплохой уровень футбола. Здесь не так уж просто играть, как многие думают. Почти все команды организованные, играют на результат, бьются, борются. Одним словом, проходных матчей очень мало.
– Помните свои ощущения, когда забили первый гол за "Окжетпес"?
– Да я любым своим голам радуюсь. Просто до этого довольно долго не забивал. Так что когда поразил ворота соперника, какой-то психологический груз действительно спал.
– Насколько непросто играть в команде-аутсайдере?
– Да я не могу назвать "Окжетпес" явным аутсайдером. В принципе, во второй шестерке команд чемпионата мы многим давали бой, играли ровно. Если и уступали, то, как правило, с минимальным счетом.
– К чему тяжелее всего привыкнуть в Казахстане?
– С футбольной точки зрения мы только недавно переехали на свой стадион. До этого поле было не готово. Получалось, что домашние игры проводили на выезде… Только в этом состояло определенное неудобство. А в плане быта никаких проблем. Здесь же все по-русски понимают.
– Дважды в этом сезоне вы играли против "Кайрата" Андрея Аршавина. Как вам экс-капитан сборной России?
– Он в полном порядке! Считаю, Аршавин до сих пор мог бы успешно играть в чемпионате России. Причем именно в топ-клубах. Просто, на мой взгляд, для многих тренеров он не слишком удобен.
– В смысле?
– Аршавин настоящий лидер – как на поле, так и вне его. У него есть своя точка зрения, и он не будет подстраиваться под кого-то, если не согласен. Повторюсь, в Казахстане Андрей в полном порядке.
– Хотите сказать, что Аршавин может "задавить" тренеров своим авторитетом?
– Как сказать… Некоторые наставники просто не любят, когда игроки открыто высказывают свою точку зрения.
– А Аршавин пригодился бы сборной России?
– Конечно, даже сейчас мог бы спокойно выступать за национальную команду. Помог бы. У него есть характер, харизма. Я вижу это практически каждую неделю.
– Удалось с ним пообщаться?
– Ну так. Парой фраз перекинулись с ним после игр. Не более. Потом он в интервью сказал что-то про меня (улыбается).
– Что?
– Ну… Что я способный перспективный парень, пожелал мне удачи.
– А как в "Окжетпесе" вспоминают Дмитрия Сычева?
– Очень тепло. Говорят, в нем не было ни грамма звездности. Никаких вопросов по самоотдаче, поведению, тренировкам к нему не возникало.
– На какой срок рассчитан контракт с "Окжетпесом"?
– До конца этого чемпионата.
– Уже есть варианты в России?
– Пока все в подвешенном состоянии. Чемпионат еще продолжается. Но, конечно, есть желание вернуться в России.
– А в ФНЛ готовы вновь поиграть?
– Готов вернуться в Россию и играть в команде, которая ставит перед собой задачи. А не так, как сейчас в "Факеле" – лишь бы не вылететь… Ну вы сами видите, что происходит с клубом из-за проблем с финансированием. А ведь если бы команда выступала в премьер-лиге, на нее приходил бы полный стадион. Такой футбольный город, но… В общем, мне хочется играть в клубе с амбициями.
ДАВЫДОВУ НЕ НАДО УХОДИТЬ ИЗ "СПАРТАКА"
– Давайте о "Спартаке". Когда-то вы сказали, что в клубе творится хаос, имея в виду прежде всего трансферы. После того, как команда стала чемпионом, готовы признать, что практически все поменялось в лучшую сторону?
– Я покинул "Спартак" полтора года назад. Многие люди из менеджемента клуба тоже ушли. И сейчас, считаю, "Спартак" превосходит в России всех. Просто объективно сильнее по игре.
– А понимаете тогда, зачем красно-белые приобрели Петковича?
– "Спартак" – такая команда, где футболиста судят по одной игре. Провел классный матч – и ты король! Сыграл следующий неудачно – и завтра ты уже никто. Вот если Петкович отдаст в ближайшей встрече голевую передачу, все забудут про его ошибку. Просто человеку нужно дать время.
– Но он же ошибается систематически…
– Да это все равно не показатель. Петкович не так часто играет. Отсутствие постоянной практики сказывается. Если ты выходишь раз в месяц, то боишься ошибиться. В матче с "Ростовом" соперник его перевисел в воздухе. Но ведь до этого мяч пролетел над двумя игроками "Спартака". Об этом почему-то никто не говорит. Считаю, человека нужно поддержать и поверить в него. Он, думаю, сам читает прессу и, наверное, загоняется. Зачем его добивать? То же самое могу сказать о Селихове.
– А что Селихов?
– Раньше же его критиковали. Кажется, где-то месяц назад, он сам признавался, что испытывал некоторые проблемы. А сейчас в него поверили, и все у Александра хорошо, он уверенно стоит в воротах.
– Можете дать совет Денису Давыдову? Многие гадают, когда его по-настоящему прорвет.
– Ну как я могу что-то советовать? Он сам хозяин своей судьбы. Понимаете, уходить из "Спартака" тяжело. Прежде всего, в футбольном плане.
– Поясните, пожалуйста.
– Виктор Булатов как-то сказал, что когда покинул "Спартак", попал в другое измерение. Совершенно другой стиль, другой футбол, иные требования к игроку! В одночасье не перестроишься, а можно и вообще не адаптироваться. Все совершенно по-другому. Поэтому я бы все же посоветовал Денису еще остаться в "Спартаке".
– Даже если он не пробивается в основу?
– Уходить в команду второй восьмерки и играть в оборонительный футбол – смысла нет. Он там точно ничего не приобретет. Красно-белые играют на три фронта. Впереди еще много матчей. Свой шанс Давыдов получит. Просто у нас порой такое отношение к молодежи…
– Какое?
– Если парень выйдет и не так сыграет, то посадят в запас на месяц. Давыдову нужно больше доверять. Дать еще шанс.
– Леонид Федун назвал Давыдова юным Месси, про вас говорили, что растет второй Аршавин. Это сыграло с вами злую шутку?
– Почему? Мне кажется, все эти сравнения не влияют. Ты же не перестаешь тренироваться. Наоборот, у тебя больше уверенности появляется. Приятно такое слышать.
– Но все-таки тебе сравнивают с самим Месси?
– Ну вы же знаете Федуна. Он может эмоционально высказываться. Леонид Арнольдович переживает за своих воспитанников, школу. Это ведь неплохо.
– А вам сравнение с Аршавиным не мешало?
– Да это было всего пару раз. Нет, не мешало. Может быть, по стилю игры мы с Аршавиным и похожи. Мне, наоборот, было приятно, нравилось такое сравнение.
ОТНОШЕНИЕ КО МНЕ ПОСЛЕ ТРАВМЫ? ПУСТЬ ЭТО ОСТАНЕТСЯ НА СОВЕСТИ ЛЮДЕЙ…
– Когда получили тяжелейшую травму, порвали "кресты" и выбыли из строя на 2,5 года, многие люди от вас отвернулись в тот момент?
– Если скажу, что никто не отвернулся, то совру. Да, были такие люди. Их имена называть не хочу. Они сами все прекрасно знают. Имею в виду именно футбольных людей, а не родственников, друзей.
– А кто поддержал?
– Доктора. Хотя некоторые и говорили, что в 95 процентах случаев тяжело вернуться в футбол после такой травмы…
– Ждали от "Спартака" другого к себе отношения в той ситуации?
– До травмы к тебе одно отношение, а после – совсем другое. Я никогда этого не понимал. Пусть все останется на совести людей… Для того чтобы восстановиться после такого повреждения и набрать физические кондиции, нужно доверие. А его не было даже на уровне второй команды. О чем еще можно говорить? Я свои выводы сделал. Нельзя же думать, что человек, вернувшись в строй после длительной паузы, будет сразу играть на прежнем уровне. Ему нужно помочь, давать игровую практику.
– Как простились со "Спартаком"?
– Просто закончился контракт. И все. Даже "до свидания" не сказали. Трудовую книжку забрал и ушел.
– На сколько процентов вы себя реализовали в основе "Спартака"?
– Мне кажется, у меня были неплохие игры за основной состав. Не помню, чтобы я проваливал матчи. Как правило, выходил на замену но, считаю, из игры не выпадал. Раз столько раз выходил на поле, значит, смотрелся неплохо. Это мое мнение.
– Было тогда ощущение, что вот-вот пробьетесь в обойму и станете попадать в стартовый состав?
– Как вам сказать… Наверное, иногда не понимал, почему не играю. Но это же "Спартак". Даже когда забил свой единственный гол в ворота "Анжи", потом почему-то месяц даже на замену не выходил. Вот это было для меня странным.
– Валерий Карпин ничего не объяснял?
– Нет, никаких объяснений не было. Но это же "Спартак"!
– Там никому ничего не разъясняют?
– Молодым точно ничего не говорят. У нас же не такие зарплаты, как у легионеров (смеется).
– Считаете, дело только в том, что легионеров с их контрактами во что бы то ни стало нужно было выпускать на поле?
– У каждого свое мнение. Просто легионерам можно было плохо играть, а молодым – нет. На нашу игру смотрели под микроскопом.
– Кто из легионеров откровенно не тянул, разочаровал?
– У нас в принципе все легионеры были высокого уровня. Разве что Родри и Эберт как-то "выделялись". Хотя я застал еще Рохо. Он тоже не всегда в состав попадал. Но видите – в итоге дорос до "МЮ".
– А Кариоку справедливо критиковали?
– Хороший футболист. А критиковали его за то, что он не улыбался. В России таких не особо любят. Наверное, в "Спартаке" всегда есть такой футболист, которого общественность делает крайним. Сейчас это Петкович, а раньше – пожалуй, Кариока. Всегда найдется такой козел отпущения. Хотя Рафаэл был в полном порядке. Техничный, его не обыграть, достаточно быстрый.
– Кто в "Спартаке" по своим игровым качества произвел на вас самое сильное впечатление?
– Да хватало таких. Йиранек – настоящий профессионал, лидер. Алекс, Веллитон. Еще, когда я только начинал, здорово смотрелся еще тот Квинси, первый.
У МЕНЯ СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР? НЕ ЗНАЮ, ОТКУДА ТАКОЙ СТЕРЕОТИП
– А вы же и Промеса застали?
– Я с ним мало тренировался. Сложно что-то сказать. Сейчас он лидер.
– Какие впечатления остались от работы с Широковым?
– Могу про него сказать то же самое, что и про Аршавина. Имею в виду лидерство, авторитет, свое мнение, харизму. А на поле он все может решить в одну секунду. Широков не спринтер, играл за счет головы. Сейчас так мало кто делает…
– Вы как-то сказали, что молодым российским игрокам мешают лимит, тепличные условия, большой контракт и всевозможные соблазны. Что прежде всего не дало именно вам добиться большего?
– Не припомню, чтобы я так когда-то говорил. Может, не так поняли? Ну да ладно… Мне кажется, главная проблема – это отсутствие постоянного доверия к молодым! Вот и все. Поймите, эпизодами играть тяжело. Непросто постоянно тренироваться и выходить на поле всего раз в месяц. Обычно нас молодых как выпускают?
– Как?
– Чтобы мы игру спасали. Я, помню, дебютировал при сете 0:0.
– А что в этом странного?
– Чтобы потом сказать, что мы, молодые, не можем результат сделать. Помню, после какой-то игры, когда выпустили меня, Джано и Ходырева один из тренеров заявил: а что вы хотели, если у нас вот такие ребята на замене сидят…
– Не раз приходилось слышать, что Александру Козлову до конца раскрыться помешала не только травма, но и сложный характер.
– У каждого человека свой характер. Кто-то из тренеров хочет найти подход, а кто-то нет. Даже не знаю, что еще тут сказать.
– То есть, проблема в тренере?
– Посмотрите на Семина. Помните, что говорили про Игоря Денисова? А у Юрия Павловича он капитан, никаких передряг, ссор. Меня в "Спартаке" тренеры понимали. С тем же Карпиным никаких конфликтов не возникало. Не знаю, откуда взялся такой стереотип про мой непростой характер.
ПОНИМАЮ ДЗЮБУ. ОН УШЕЛ В "ЗЕНИТ" НЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ
– Молодые Головин, братья Миранчуки – скорее исключения из правил? Феномен?
– Феномен? В Европе уже в 17 лет люди играют в основе. А у нас порой до 27 люди все ходят в подающих надежды. Головину где-то помогла ситуация в ЦСКА. Клуб давно уже не усиливается, не делает трансферы. Хочешь не хочешь – приходится доверять молодым.
– А Миранчуки?
– Голова у них светлая. Они, кстати, были в школе "Спартака", пока их оттуда не выгнали… А по стилю они чисто спартаковские игроки. Все вперед, все в атаку. Мне нравится. Любят принимать нестандартные решения, с техникой полный порядок. Видно, что друг с другом отлично взаимодействуют. Головин тоже молодец, стал лидером.
– Вас же в 15 лет звали в "Милан" и "Интер"?
– Интерес действительно был. Люди специально приезжали в Москву, но не более. Однако я тогда уже подписал контракт со "Спартаком". В 15 лет еще был ребенком и даже не думал о каком-то переезде.
– А вы не думаете, что российским игрокам нужно уезжать до 18-20 лет, пока они не получили большой контракт и баснословную зарплату?
– Конечно, если есть возможность, то молодым нужно уезжать в Европу. Там совсем другой футбол. Посмотрите на ту же Испанию. Там команды не закрываются, атакуют, получают удовольствие от игры.
– Но если тебе условно в 18 лет положили зарплату в 1 миллион евро год, как выйти из зоны комфорта и сорваться на Запад?
– Не знаю… Если человек здесь в 18 лет играет в "Спартаке", "Локомотиве", "Зените", он не видит смысла уезжать, например, в "Вильярреал".
– Но в "Вильярреале" ты будешь играть против Месси, Иньесты, Криштиану Роналду.
– Это понятно. Но зачем сейчас в 18 лет уезжать, допустим, из "Спартака", который играет в Лиге чемпионов, на который приходит по 40 тысяч болельщиков?! Время, проведенное в этом клубе, запоминается на долгие годы. И зачем все это терять в столь юном возрасте, не зная, вернешься ты сюда или нет?
– Вам 24 года. Есть мечта вернуться в "Спартак"?
– Мечты такой нет. Просто есть цель еще поиграть на высоком уровне. Доказать в первую очередь самому себе, что еще на что-то способен.
– Если бы не та травма, то…
– Играл бы сейчас в "Спартаке"? Ну как я могу ответить? Никто не знает. Это судьба. Просто много времени потерял.
– Вы говорили, что понимаете Дзюбу, который ушел из "Спартака" в "Зенит". То есть сами не готовы бить себя кулаком в грудь и кричать, что никогда не окажетесь в ЦСКА и "Зените".
– Понятно, что в ЦСКА я вряд ли окажусь.
– А в "Зените"?
– Ну как я могу сейчас сидеть в Казахстане и рассуждать об этом? Понятно, что Дзюба ушел в "Зенит" не из-за денег. Просто к нему было такое отношение в "Спартаке"… Он же рассказывал. Сколько раз его в аренду отправляли, заставляли переподписывать контракт? Я на его стороне. Он же не мог из-за любви к "Спартаку" отказать "Зениту" и перейти в команду второй восьмерки.