Премьер-лига (РПЛ). Статьи

23 января 2010, 11:00

Лицо Алекса

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Обозреватель "СЭ" рассуждает о средней линии красно-белых в сезоне-2010.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Кадрие

Полузащита - лицо команды: фраза затертая, но верная. В полузащите "Спартака" сильнее всего проступают черты Алекса. Докручивая логически, имеем: игра Алекса - лицо "Спартака".

Вам, может, совершенно непонятно, зачем понадобилось это жонглирование словами, если можно просто сказать: бразилец на сегодня - лучший хавбек красно-белых. Но некоторая образность потребовалась, чтобы подчеркнуть: Алекс - чуть ли не единственный полузащитник вице-чемпионов России, потенциал которого хорошо просматривается.

Ему понадобилось совсем немного времени на игровую адаптацию в России. Он довольно прост в быту и общении, приветлив, профессионален. Наконец, здорово играет в футбол. Алекса нужно выдерживать в том же растворе, верить, что травмы обойдут его стороной, и тогда все должно быть супер-пупер, как сказал мне вчера служащий турецкого отеля на завтраке.

Теперь давайте разбираться с лицами остальных. Ближе всего к Алексу по конкретике - Сабитов и Жано. Первый довольно стабилен уже несколько лет. Многие предпочли бы слово "предсказуем", но поскольку мы говорим сейчас не об уровне стабильности Сабитова, а о ее наличии, мысль понятна и так. Нормальный, старательный, крепкий игрок, причем Валерий Карпин считает, что к концу прошлого сезона он стал крепче, чем в его начале. К тому же россиянин. Все это дает основания полагать, что определенную роль Сабитов в "Спартаке" сыграет и в нынешнем году. Ему добавить бы в эффективности - думаю, он и сам это знает. Получится или нет, и если получится, то насколько, - вот вопросы, которые сегодня не позволяют назвать Сабитова "считанным" козырем. Но картой из основной колоды - легко.

Неоднозначность Жано более приятного свойства. От него все ждут движения только вверх. Иными словами, в этом сезоне Ананидзе должен стать для "Спартака" чем-то большим, нежели в прошлом, хотя с уверенностью предсказать такое, конечно, нельзя. В первую очередь потому, что ему могут помешать ожидания, о которых говорилось чуть выше. Моральный груз, молодая психика и все такое - понятно, да? Таким образом предвкушение есть, остается ждать воплощения. И помнить, что числить Жано в ключевых исполнителях "Спартака" пока рано.

Чем дальше, тем туманнее. Дринчич - фигура известная, но вольется ли он в центр спартаковских построений достаточным для борьбы за золото образом, совершенно неясно. Ибсон, пришедший в команду летом и вскоре получивший травму, настоящий потенциал сохранил в секрете. Саенко и Майдана на левом фланге - тоже прошлогодние пациенты. Когда и в каком виде они выберутся из посттравматического состояния - загадка.

Правый фланг полузащиты еще тревожнее. Баженова и Квинси даже в здоровом состоянии сложно считать парой, полностью снимающей с тренера головную боль за этот участок поля. Могут сыграть блестяще, а могут - никак. Да тут еще россиянин чуть ли не на первой же турецкой тренировке получил повреждение, из-за которого наверняка пропустит большую часть предсезонной работы в общей группе. Ганец же в любую минуту может уйти в другой клуб. Если это случится, кто вообще будет играть на правом краю полузащиты в ближайших контрольных матчах?

Наверное, Яковлев. Еще один молодой, бурно растущий. Пока не панацея - скорее надежда. Подтверждающая, что Карпин не может себе позволить быть уверенным в ком-то из хавбеков на все сто, кроме Алекса.

Положительных перспектив у красно-белых много. Времени до начала сезона - все меньше. И за это самое время команду надо не просто реанимировать после отпуска, а во многом наиграть, притереть с чистого листа. Предсказать ход и результат процесса невозможно. Но кое-что при этом прилично тонизирует: ответы на большинство затронутых вопросов мы начнем узнавать в самые ближайшие дни и недели.

Валерий Карпин: "Спартаку" необязательно нужен новый Карпин"

Об особенностях полузащиты "Спартака" специальный корреспондент "СЭ" побеседовал с бывшим хавбеком, ныне главным тренером команды, а также с действующим представителем средней линии красно-белых.

- Рашид Рахимов в "Амкаре" наигрывает три тактических схемы: две основные и одну дополнительную. А у вас есть обязательное количество схем, которые нужно освоить до начала сезона?- Насколько я понимаю, речь о схемах 4-4-2, 4-4-1-1 и 4-3-3. Не думаю, что между ними есть серьезные отличия. Потому что схема в футболе всегда одна: одиннадцать футболистов против одиннадцати, остальное - нюансы. Другой вопрос: как игроки будут выполнять установку? Либо это будет один опорный и двое "под нападающими", либо один опорный, один "под нападающими" и двое форвардов, из которых один опять-таки "опускается" в полузащиту. Какая в этом случае разница между 4-4-2 и, скажем, 4-3-2-1?

- Не ошибусь, если скажу, что в конце прошлого сезона фланги полузащиты "Спартака" выглядели слабее центра?

- Не исключаю. С уходом Быстрова не стало футболиста, который на краю полузащиты играл бы такую заметную роль. Паша Яковлев выглядел неплохо, но он по специализации форвард. Кстати, вот вам еще вариант: играть 4-3-3 при трех нападающих, два из которых действуют на флангах.

- Поиски крайних хавбеков, в частности правого, для вас сейчас главный приоритет в селекции?

- Не сказал бы. Их просто нет, этих крайних хавбеков, ищи не ищи. В России - два, Жирков и Быстров, все. А не в России как искать с этим нашим лимитом?

- Нет опасений, что созидательная игра "Спартака" в сезоне-2010 может свестись к известной формуле: "Не знаешь, что делать с мячом, - отдай Алексу"?

- Для этого Алекса на поле еще нужно найти. Если не найдешь - кому мяч отдавать? Вообще игра должна строиться вокруг 11 футболистов, а не одного-двух. При этом наибольшая нагрузка в каждой из линий выпадает на определенных людей, так устроена любая команда.

- В прошлом году вы говорили, что в "Спартак" вернулся не тот Майдана, который из него уходил. Как сейчас у аргентинца дела с мотивацией?

- Желание работать большое. В четверг команда бежала 6 серий по 1000 метров с 4-минутным интервалом между забегами. Очень жесткое упражнение. Майдану после него рвало. И не только его. Вот такое отношение к делу - до рвоты. Аргентинец, как и все остальные, не сошел с дистанции - терпел.

- А вы сколько пробежали?

- Я не бежал - следил за временем.

- Что нужно сделать для роста в футбольном смысле Сабитова?

- Работать надо, впитывать информацию тренеров, творчески подходить к занятиям. Он и так растет, кстати: Сабитов начала и конца прошлого сезона - два абсолютно разных футболиста. Ренат заметно прибавил.

- Существуют какие-то узкоспециальные упражнения для хавбеков?

- Два-три есть. Только для полузащитников, особенно - опорных и играющих в центральной зоне. Они ориентированы на обучение отбору, подыгрышу и быстрому принятию решений. Остальное - игра, "квадраты". У футболистов этого профиля все идет от головы.

- Специальный тренер им в команде не требуется, как вратарям?

- Нет, конечно.

- Жано для интервью пока не доступен - такова позиция клуба. Вы специально бережете его от прессы?

- Ничего не поделаешь: 17 лет - возраст нежный. Мы Жано и на тренировках бережем, и в быту.

- Должны ли полузащитники делиться на разрушителей и созидателей?

- Если только при игре в одного форварда, например. Да и то... Сейчас все должны уметь все. Если защитник и полузащитник не умеют быстро доставить мяч вперед, атака быстро не разовьется. А иногда это должен делать и вратарь. Мы первый гол "Локомотиву" осенью забили после того, как Джанаев быстро и точно ввел мяч в игру, организовав контратаку. Точно так же нападающий вполне может отобрать мяч у чужих ворот, сыграв как защитник. Справедливо говорят: атакует и обороняется вся команда.

- Сколько процентов потенциала показал в прошлом сезоне Ибсон?

- Сложно оценить в точных цифрах. То, что Ибсон по известным причинам показал не все свои возможности - однозначно. Думаю, меньше половины.

- Вы сказали недавно, что Дринчич подходит "Спартаку" по стилю. Какие именно его качества имели в виду?

- Быстрое принятие решений и техническую оснащенность.

- Квинси покинет "Спартак"?

- Почему? В прошлом сезоне играл. И в этом будет, если захочет.

- Но пока он не все упражнения выполняет в общей группе.

- С пятницы начинает работать в полную силу.

- Почему в команде тренера Карпина до сих пор нет футболиста, близкого по качествам к Карпину-игроку? Или им был Быстров?

- Нет, Быстров как раз не похож на меня. Но решал ведь проблему правого фланга. Тогда зачем обязательно искать такого, как я? А в центр, получается, нужен такой, как Ледяхов? Но Алекс играет на этой позиции, пожалуй, лучше Игоря. Поэтому нам на любое место нужны просто хорошие футболисты, без сложных стилевых предпочтений. И мы будем учить их играть в тот футбол, который считаем наиболее эффективным.

Иван Саенко: "Я - сам себе конкурент"

- Вы ведь начинали как нападающий?

- Да. Сначала была схема с двумя форвардами в российской молодежке и в Германии. Потом с тремя, и тогда к моим функциям добавлялась помощь защитникам. А сейчас уже и не представляю, что не нужно отрабатывать в обороне. И мне все равно, какое амплуа. Главное - играть.

- У вас обе ноги "рабочие"?

- Правая намного сильнее. Но и слева приходилось играть много. И ничего - подавал, забивал даже. Большой роли для полузащитника это не играет. И даже для защитника не всегда. Вон Макеев - тоже правша. А играл слева и неплохо.

- Считается, что "правоногие" футболисты, играя слева, так же как и "левоногие" справа, чаще смещаются в центр при развитии атак. А если нога и фланг совпадают, тяготеют к проходам по бровке, подачам. От этого зависит тактика командного нападения, разве нет?

- Главное, чтобы крайний хавбек смог разрешить ситуацию в свою пользу при игре "один в один". Такие футболисты всегда в цене. А каким способом, без разницы. Любая тактика сразу ломается, если ты прошел опекуна.

- Вы с Сабитовым были лучшими в ходе одного из недавних тестов на темповую выносливость. В отпуске форму набирали?

- Мой отпуск несколько отличался от общепринятых представлений. Пришлось скидывать от 5 до 7 килограммов. Тренировался очень много, перевыполнил программу, выданную в клубе. И сам хотел, и надо было: впереди для меня и для команды очень важный сезон.

- Где тренировались?

- Дома в Воронеже, в Москве, на Маврикии, в Дубае. Везде была возможность бегать и работать на тренажерах. Правда, я и до травмы в подобных тестах никогда не числился отстающим.

- Скажите, как автомобилист автомобилисту: за какое время доезжаете до Воронежа с учетом того, что водитель вы, говорят, лихой?

- Нет, погонять я любил на немецких автобанах, а трассу М-4 с ними сравнить сложно. До трехсот на ней не разгонишься. А если еще и снегу навалит, а половина машин на летней резине. Пять-шесть часов еду в среднем. Но лучше на самолете: сорок пять минут всего.

- У вас в Воронеже дом?

- И дом в пригороде, и вся родня.

- Майдану воспринимаете как конкурента?

- Я сам себе конкурент. Всю жизнь ставлю цели и борюсь за их достижение, на других при этом внимания не обращал и не буду.

- К работе с мячом готовы?

- Не на 100 процентов. Потихоньку бью левой. Что касается физических нагрузок, бега - нет проблем, а с мячом пока выжидаю. К нам пришел новый физиотерапевт и тренер по реабилитации, бразилец Тоне Панассолло. Очень хороший специалист, настоящий профи. Занимаемся моей ногой целый день. До тренировки закачиваю передние и задние мышцы, после - даю стабилизирующую нагрузку. Держу, например, равновесие на плавающей поверхности. Работаю даже в свободное время. Но ни в одном контрольном матче на этом сборе, разумеется, не сыграю. Одно неловкое движение - и все труды насмарку, откачусь на несколько месяцев назад.

- Что такое для молодого человека - ходить на костылях, как вынуждены были вы в конце прошлого года?

- С одной стороны, это обидно и неприятно. С другой - начинаешь мыслить иначе, задумываться о вещах простых и в то же время очень жизненных. Вот сейчас вы подниметесь по ступенькам и даже не заметите. А я на костылях смотрел на других людей и думал: "Надо же, они могут спокойно подняться по лестнице, а я нет!" И так во всем. Прокручиваешь в голове, что ты сделал не так в жизни, в футболе. Период был сложный, но он позволил многое переосмыслить.