Премьер-лига (РПЛ). Статьи

28 мая 2010, 04:00

Безработица

Парадокс: семь известных российских тренеров, бравших медали чемпионатов страны или выигрывавших Кубок в 2000-е годы, сидят нынче без работы! У кого из них наилучшие шансы в ближайшее время получить команду?

Игорь РАБИНЕР

САМЫЙ СТАБИЛЬНЫЙ СЕЗОН

Эта тема носит, скажем так, циклический характер. Она из года в год всплывает ближе к лету - когда определяется ситуация в таблицах премьер-лиги и первого дивизиона и, соответственно, одни тренеры "подвисают", а другие находятся в нетерпеливом ожидании предложений. Учитывая, что на тренерском рынке предложение всегда опережает спрос - то есть специалистов намного больше, чем команд приличного уровня, - ожидание это может затягиваться на годы.

Тем более что сезон-2010 в России пока выглядит особенным: за редким исключением, владельцы и президенты клубов премьер-лиги демонстрируют беспримерное терпение. В четырех командах, замыкающих таблицу, - "Сатурне", "Сибири", "Крыльях" и "Амкаре" - отставок не было и до середины лета, как теперь уже ясно, не будет, и за полгода все ограничится странным уходом Омари Тетрадзе после первого тура (который выглядит менее странным в связи с последующим приходом в "Анжи" бога дагестанского футбола Гаджи Гаджиева) да сменой Андрея Кобелева на Миодрага Божовича в "Динамо".

Две перестановки за пять месяцев - по-моему, рекорд стабильности. Причем, что характерно, речь идет не об аутсайдерах, а об одном середняке и одном несостоявшемся кандидате в чемпионы. Которого, правда, непонятно на каких основаниях в таковые записали - с Кокориным-то, а не с Кураньи.

А внизу таблицы, напротив, никто не мечется. Гендиректор "Сатурна" Игорь Ефремов в отличие от своих предшественников, обожавших перетряхивать штаб, горой стоит за Андрея Гордеева. Глава "Сибири" Лев Стрелков даже в самые трудные дни поддерживал Игоря Криушенко - а теперь, после двух побед в чемпионате вкупе с выходом в финал Кубка России, и подавно. Нерушимая дружба Валерия Чупракова с Рашидом Рахимовым столь крепка, что, как выражаются знающие люди, только вылет "Амкара" в ЛФЛ мог бы подвигнуть руководителя пермяков на увольнение экс-тренера "Локомотива" - и то не факт. У Юрия Газзаева в Самаре ситуация, может, чуть иная, поскольку назначал его не Виктор Развеев, а те, кто был до него. Но пока и тут не видно никаких поползновений к рокировке. Тем более что из тяжелейшей финансовой ситуации они весной "выруливали" вместе, и Развеев видел, как Газзаев стремится помогать ему в решении вопросов, к чистому творчеству отношения вроде бы не имеющих.

Кстати, о Газзаеве-среднем (младший, Владимир, как известно, помогает Владимиру Шевчуку в "Алании"). Давно хотел рассказать читателям, каким интересным образом он остался в "Крыльях", увидев в прошлом году тот кошмар, который царил в клубе. В нашем мартовском разговоре я спросил Юрия Фарзуновича:

- Правда, что вы хотели уйти на второй день пребывания в "Крыльях"?

- Правда. Пришел к генеральному директору Юрию Макееву и сказал: "Спасибо, я поехал. Благо вещи еще не распакованы". Для него, конечно, этот поворот стал неожиданным. Я пришел в свой номер, и через какое-то время мне позвонил генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когогин. Стал говорить, что в Набережных Челнах ситуация была еще хуже, но я справился. Уговаривал не горячиться и продолжить работу в Самаре с такой настойчивостью, что я даже удивился.

Через две недели я узнал, как все было. Макеев, услышав мой отказ, позвонил президенту "Крыльев" Игорю Завьялову. Тот, в свою очередь, связался с Когогиным и попросил убедить меня остаться - зная, какой у нас с ним сложился контакт (напомню, что завод "КАМАЗ", возглавляемый Когогиным, входит в систему "Ростехнологий", вице-президентом которых является Завьялов. - Прим. И.Р.). Наверное, более тесных и теплых отношений руководителя и тренера, чем сложились у нас с гендиректором "КАМАЗа", просто не может быть. Только из-за таких отношений я в свое время отказался от предложений "Шинника", "Кубани", молодежной сборной России. И когда он начал уговаривать меня не уезжать из Самары, отказать я не мог. Да и изначально решил поехать в "Крылья" только после разговора с Когогиным.

БЫЛ ЛИ СТЕПАШИН ЗА ГАЗЗАЕВА?

История Юрия Газзаева хорошо объясняет, насколько важно для тренера взаимопонимание с главным клубным боссом. Такой контакт, в частности, есть у Рахимова с Чупраковым, который все определяет в "Амкаре". В то время как в "Сатурне" Ефремов решает не все, и если губернатор Подмосковья Борис Громов стукнет кулаком по столу, вряд ли у главы "Сатурна" хватит влияния, чтобы отстоять Гордеева. Хотя лично мне, с учетом незашоренности мышления молодого тренера "инопланетян" и многих других позитивных качеств его личности, очень хочется, чтобы он остался. У меня нет никаких сомнений, что это по-настоящему перспективный тренер, который может далеко пойти. Но для этого он должен сам пройти через все испытания и набить шишки, без которых ни один начинающий на серьезном уровне специалист обойтись не может.

В целом же отсутствие лихорадочной перетасовки тренеров говорит об одном: руководители клубов в общей массе привели свои мысли в порядок. Известно, скажем, что за 18 чемпионатов России ни одна команда не брала золота, поменяв тренера по ходу первенства, да и за всю историю советского футбола подобное происходило всего трижды. И чем менее стабилен клуб на тренерском фронте - тем больше вероятность, что он окажется "в пролете".

Лучший пример - московское "Динамо". В российские времена в нем было аж 16 (!) смен главного тренера. И при всей легендарности истории бело-голубых после развала СССР они ограничились одним серебром, четырьмя бронзами и одним Кубком России. Причем серебро и Кубок были добыты 75-летним на тот момент Константином Бесковым - человеком прежней, советской, эпохи. Тренера же на годы, как Юрий Семин в "Локомотиве", Курбан Бердыев в "Рубине" или Олег Романцев в былом "Спартаке", бело-голубые так и не нашли. И в этом, возможно, заключается главная причина их многолетних страданий - золота-то "Динамо" не видало с 1976 года!

Таким тренером, возможно, мог стать Андрей Кобелев, в 2008 году завоевавший после 11-летнего перерыва медали для "Динамо". Однако в планы нового руководства клуба этот специалист не вписывался, что и было рельефно подчеркнуто отставкой после победы. Что ж, поглядим, правы ли были в ВТБ.

При этом на еще более высоком уровне, у председателя попечительского совета "Динамо" Сергея Степашина, были на этот счет свои планы. Похоже, нет дыма без огня в весенних разговорах, что он жаждал возвращения в команду Валерия Газзаева, с которым давно дружит (и, в частности, был у тренера на 55-летии). Во время недавнего интервью "СЭ" с обладателем Кубка УЕФА соответствующий вопрос был задан. Газзаев от прямого ответа ушел, но и отрицать факт подобного предложения не стал.

Вполне допускаю, что, выиграй Газзаев чемпионат Украины, он мог бы пойти по пути Юрия Семина, вернувшегося в "Локомотив" в ранге победителя украинского первенства. Но его самолюбие не позволило уехать из Киева после того, как за сезон не было выиграно ни одного титула. Газзаев начал строить новую команду и хочет довести дело до конца. То есть - до результата.

А НУЖНО ЛИ ЭТО РОМАНЦЕВУ?

"Тренер - это его достижения", - любит повторять Валерий Газзаев. По которым с экс-главным тренером "Динамо", "Алании" и ЦСКА в российской истории могут сравниться только двое - Семин и Романцев. Последнего по количеству золотых медалей вообще кто-либо догонит еще очень не скоро - безотносительно того, что в 90-е годы конкуренция была не та, что в 2000-е. Каждое золото в любые времена дается миллиардами убитых нервных клеток, и его нельзя обрести без таланта и гигантской работы.

Олег Иванович - давно уже не при самостоятельном деле. И это очень обидно, потому что 56 лет - далеко не тот возраст, когда нет иного выхода, кроме пенсии. Должность тренера-консультанта "Спартака" - конечно, лучше, чем ничего, но настоящей тренерской работой просмотр пары тренировок красно-белых в неделю с последующими ненавязчивыми советами Карпину назвать нельзя. Потому что она, эта работа, предполагает страшную, пудовую ответственность за игру и результаты команды.

Полное ощущение, что сегодняшний Романцев бежит от этой ответственности, как от огня - настолько он ее наелся за 14 с половиной лет работы со "Спартаком" и пять с половиной - со сборной России. Неудачные кратковременные опыты с двумя клубами, где тренерам исторически спуску не дают, - "Сатурном" и "Динамо" - окончательно отвратили его от работы, в которой он был асом. И теперь максимум, на что он соглашается, - этакий тренерский консалтинг, не требующий нервных затрат.

Как жить и что делать - исключительно выбор самого человека. Гениальный тренер Йохан Кройф в самом расцвете творческих сил решил уйти из-за проблем с сердцем, потому что он элементарно хотел жить. И мы не имеем никакого права осуждать того же Романцева, потому что не нам за него жить, а ему самому. И если рыбалка и жизнь в деревне ему комфортнее тренерской скамьи - се ля ви.

Вот только с каждым годом такого простоя шансы, что мы вновь увидим Олега Ивановича в роли главного тренера, тают. Тот же Валерий Лобановский на шесть лет уезжал на Ближний Восток - но тренировать же! Вернулся - и тут же прогремел на всю Европу совокупными 7:0 в двух матчах Лиги чемпионов с "Барселоной", а вскоре и в полуфинал этого турнира киевское "Динамо" вывел.

Факт в том, что со времен отставки Романцева сразу после победы в Кубке России-2002/03 "Спартак" не завоевал ни одного титула - ни в чемпионате, ни в Кубке. И в Лиге чемпионов из группы ни единожды не вышел, хотя во времена Романцева делал это дважды. А после него были только четыре серебра.

"Не искать решения в прошлом", - так один из "героев сегодняшних дней" Леонид Слуцкий формулирует для себя один из постулатов своей работы. Но в "Спартаке" отчего-то так выходит, что в прошлом остались все достижения. И если либо сам Карпин, совсем недавно захотевший стать тренером, охладеет к этой профессии, либо его по спартаковской традиции "попросят", и при этом у Леонида Федуна не будет в рукаве масштабной зарубежной фигуры уровня Хиддинка-Капелло-Моуринью - жизнь подтолкнет владельца "Спартака" к попытке возврата в прошлое. Далеко не факт, что она окажется успешной. Но желание уцепиться за соломинку свойственно любому человеку, даже ворочающему миллиардами.

Карпину же, чтобы все разговоры на эту тему прекратились, нужно предпринять летом все усилия для серьезного доукомплектования. Он стремится соответствовать спартаковским идеалам и всегда играть в атакующий футбол, что в принципе здорово, не имея соответствующего игрового потенциала - в частности, на флангах, да и в опорной зоне. Последний (и единственный за время своего правления) раз Федун по ходу сезона не менял тренера в 2005 году - но, зная его привычки, старт 2010-го не дает полной уверенности, что юбилей председатель совета директоров справит схожим образом.

Хотя, конечно, слух об интересе "Спартака" к Анатолию Бышовцу, пущенный в телеэфире с легкой руки комментатора Геннадия Орлова, выглядит гротеском. Хоть свой последний титул, Кубок России-2006/07, "Локомотив" завоевал именно с Бышовцем, с трудом верится, что Федун может прибегнуть к помощи этого сколь неординарного, столь и противоречивого специалиста. А уж в реакции фанатов "Спартака" (оказывающих, что бесспорно, на Федуна определенное воздействие) на такое решение сомневаться не приходится. И если есть в природе имена, которые невозможно представить вместе, то Бышовец и "Спартак" - как раз из этой серии. Не потому что кто-то из них плох - а просто невозможно, и все. Без логических объяснений, на ощущениях. Хотя, с другой стороны, кто когда-то мог представить во главе "Спартака" Бескова?..

СЕМЬ ИЗ ТРИНАДЦАТИ - БЕЗ РАБОТЫ

Если возвращаться к тем самым достижениям, которые, по мнению Газзаева, и характеризуют тренера, то у нас сейчас есть целый ряд специалистов, у которых достижения есть, а работы - нет. Если перечислять их, исходя из самых "свежих" результатов, то получается вот что. Бронзовый медалист чемпионата-2008 Кобелев. Серебряный медалист первенства-2007 Станислав Черчесов. Обладатель Кубка России-2007 Бышовец. Возглавлявший "Локомотив" в концовке бронзового сезона-2006, а также бравший серебро с ЦСКА в 98-м и бронзу в 99-м Олег Долматов. Бронзовый призер чемпионата-2005 Владимир Эштреков. Обладатель Кубка-2004 Ваит Талгаев. Бронзовый призер-2000 Виталий Шевченко... А ведь можно вспомнить и о чемпионе-96 Георгии Ярцеве, да и о готовящем сейчас молодежный состав "Зенита" обладателе Кубка-99 и бронзы-2009 Анатолии Давыдове. Формально-то он при деле, но...

Впрочем, даже и не учитывая эту пару, нынче без работы семь российских тренеров, бравших медали или выигрывавших Кубок в 2000-е! При том что отечественных специалистов, добивавшихся подобных целей, за этот период всего 15, а двоих из них - Владимира Федотова и Юрия Морозова - уже нет в живых. Половина безработных призеров - вот какова конкуренция в этом жестком тренерском мире. Ведь как раз в 2000-е в России появились иностранные спецы, первый из которых, Властимил Петржела, завоевал медаль в 2003-м.

По логике вещей титулы - как нечто зримое, что можно положить на ладонь, - обязаны манить работодателей. Но отчего-то этого не происходит, и четкому объяснению это не поддается. Будь дело не в России, я бы не сомневался, что тот же Кобелев очень быстро получит хорошую работу. Но в перестроечные времена, когда разоблачали культ личности Сталина, кто-то неплохо пошутил: в нашей стране непредсказуемо не только будущее и настоящее, но даже прошлое. Что уж тут говорить о судьбах футбольных тренеров?

Вот Черчесов. Завоевав в упорнейшей борьбе с "Зенитом" все же не золотую, а серебряную медаль в 2007-м, на следующий год он ощутил необходимость в реконструкции состава. Всю весну внедрял Павленко, оставляя в запасе Титова, - и это работало, хотя, конечно, далеко не идеально. Тем не менее команда набирала очки, стабильно забивал Веллитон, купленный годом ранее Черчесовым же при альтернативе в лице Одемвингие. Дебютировал при нем (причем в матче с "Зенитом") и безальтернативный ныне крайний защитник Паршивлюк.

А после летней паузы серьезную травму получил Веллитон, надолго слег в больницу Павленко - и Черчесов разом лишился всех своих козырей. Тут-то, как назло, и настали матчи сначала с ЦСКА (1:5), а потом с киевским "Динамо" (1:4). Между ними вклинилась громкая история с отправкой в дубль (а вовсе, между прочим, не изгнанием) Титова, Калиниченко и Моцарта. Ее, думается, Черчесову не простили в гораздо большей даже степени, чем разгромы. Хотя кому и что доказал Титов, уйдя из "Спартака"? И нашлось ли бы в команде место для Алекса, если бы он остался?

Черчесов был отправлен в отставку, когда "Спартак" делил третье-четвертое места в таблице. Закончил клуб сезон с Микаэлем Лаудрупом на восьмом. Учитывая, что летом 2008-го в "Спартак" пришел новый гендиректор Карпин, решивший строить все по-своему, с эмоциональной точки зрения отставку тренера понять было можно. А вот то, что уже два года Черчесов остается без работы, - для меня необъяснимо. При том что, допустим, один из героев Euro-2008 Роман Павлюченко, после ссылки Титова и до отъезда в "Тоттенхэм" ставший капитаном красно-белых, положительно отзывался о Черчесове и (в частности, в интервью "СЭ") говорил о его справедливом отношении к себе.

Черчесову - 47 лет, Кобелеву - 41. Возраст для самой плодотворной работы. Тем более что за одного битого двух небитых дают, и оба специалиста, уже обладая определенными достижениями, наверняка проанализировали для себя причины последующих неудач. Которые, кстати, отнюдь нельзя было назвать масштабными и фатальными. Того же Валерия Газзаева судьба била гораздо жестче - а скольких заслуг он в итоге добился? Помимо Кубка УЕФА - четыре золота, четыре серебра, три бронзы и четыре Кубка. Причем подавляющее большинство этих регалий - уже после фиаско с "Вардаром" и неудачи в сборной.

НАУЧИТ ЛИ КОГО-ТО ПРИМЕР БЕРДЫЕВА?

Загадкой стала и отставка Долматова после прошлого года в "Ростове". За что убрали авторитетного специалиста, сконструировавшего крепкую команду, которая регулярно била фаворитов, - так никто и не понял. По части отношения к тренерам "Ростов" вообще, похоже, перехватил эстафетную палочку у "Сатурна" и "Динамо". Недаром слухи о скорой отставке Олега Протасова, который сейчас, между прочим, идет на шестом месте, пошли чуть ли не с первого тура. Скажете: мол, слухи - они и есть слухи? Тогда почему же, допустим, из Томска, Нальчика или даже аутсайдерствующих Перми и Самары они не идут? Оттого и не удивляет, что в Ростове годами в упор не видят лучшего тренера города - принципиального Сергея Андреева.

Думаю, уместно ожидать и возвращения в премьер-лигу Сергея Юрана, два года назад сохранившего в ней "Химки", а в прошлом году взявшего серебро с изначально богатеньким, а потом резко обнищавшим по ходу сезона астанинским "Локомотивом" в Казахстане. Юран в Москве, уже несколько месяцев с удовольствием откликается на предложения различных телепрограмм и дает в них интересные комментарии. В глубине души, конечно, надеясь вскоре оказаться в роли собеседника не в студии, а в послематчевых флеш-интервью.

Любому молодому тренеру нужен президент, который поверит в него. Так, как в свое время Юрий Белоус поверил в человека без игрового прошлого Слуцкого, пригласив того в "Москву" в совсем не очевидной для отставки Валерия Петракова ситуации. Зато сейчас в лице Слуцкого мы имеем едва ли не самого перспективного тренера страны, четвертьфиналиста Лиги чемпионов, который и сборную России со временем, уверен, возглавит.

А я вот, к примеру, уверен, что уровень знаний и яркость личности позволяют рассчитывать на схожий путь тренирующего ныне юношескую сборную России Андрея Талалаева. Для этого только должен найтись клубный босс, который оценит его как личность - пусть и без зримых на сегодня достижений. Но ведь самые именитые тренеры начинают, не имея за плечами титулов!

Титулами не может похвастать и кое-кто из опытных - допустим, тот же Петраков, пребывающий после ухода из "Алании" без работы. Но качества этого крепкого тренера известны всем - и его назначение, мне кажется, для любого среднего клуба премьер-лиги будет гарантией от провала. С другой стороны, какого-то феерического взлета с Петраковым ждать тоже сложно, но ведь не все же претендуют на молочные реки с кисельными берегами!

Словом, квалифицированных тренеров, способных эффективно работать в российской премьер-лиге, но пребывающих ныне без работы, у нас пруд-пруди. При том что легионеров в РФПЛ на данный момент не так уж и много - четверо: итальянец Спаллетти в "Зените", украинец Протасов в "Ростове", черногорец Божович в "Динамо" и белорус Криушенко в "Сибири". Только прошу, не называйте Курбана Бердыева "туркменским специалистом" - хотя бы потому, что у двукратного чемпиона России есть российский паспорт. Да и по сути - тоже, ведь весь XXI век этот сильнейший специалист работает здесь.

Его труд, превративший аутсайдера первого дивизиона в победителя "Барселоны", - лучшее свидетельство того, как надо дорожить тренерами. Может, кого-то пример Бердыева чему-то научит. В частности, тех, кто в свое время одним взмахом руки дал от ворот поворот Кобелеву с Черчесовым.

ТРЕНЕРЫ, ДОЛЬШЕ ВСЕГО ОСТАВАВШИЕСЯ БЕЗ РАБОТЫ
В РОССИЙСКОМ ВЫСШЕМ ДИВИЗИОНЕ

 

Сезоны

Тренер

Прежний клуб

Новый клуб

11

Юрий МАРУШКИН

Кубань-1992

Ротор-2004

11

Валерий ФРОЛОВ

Шинник-1992

Шинник-2004

10

Владимир ФАЙЗУЛИН

Ротор-1992

Ротор-2003

10

Борис СТУКАЛОВ

Динамо Ст-1994

Томь-2005

9

Николай ХУДИЕВ

Асмарал-1993

Алания-2003

8

Анатолий ДАВЫДОВ

Зенит-2000

Зенит-2009

7

Валерий НЕНЕНКО

Факел-1992

Факел-2000

7

Александр НОВИКОВ

Спартак Вл-1993

Динамо-2001

7

Владимир САЛЬКОВ

Ротор-1994

Ротор-2002

7

Павел ЯКОВЕНКО

Уралан-1999

Кубань-2007

7

Анатолий БАЙДАЧНЫЙ

Ростов-2002

Терек-2010

 

Длительный отдых тренерам противопоказан

Временно безработные тренеры уверяют, что деньги при новом трудоустройстве для них не главное.

1. Соскучились по работе или не прочь отдохнуть еще?

Сергей АНДРЕЕВ:

- Работать хочется так, что готов хоть взять топор и колоть дрова, либо забивать гвозди. Но мне не только хочется - знаю, что еще и могу. Чувствую в себе нереализованный потенциал и силы - шесть вагонов.

Анатолий БЫШОВЕЦ:

- А я все время в работе. Просматриваю множество матчей. Бываю и на играх в первом дивизионе и на встречах чемпионата Болгарии. Слежу за тренировками юношеской и молодежной сборных в Новогорске. Информация - эта та пища, которая держит меня в тонусе.

Андрей КОБЕЛЕВ:

- Сейчас все отдыхают - в чемпионате-то перерыв. Потому и не чувствуется, будто нахожусь на каком-то особом положении. Да и настрой нынче на первенство планеты. Словом, чувствую себя нормально. Если сразу после отставки испытывал непонятные ощущения, требовалось время разобраться что к чему, то теперь - полный порядок.

Владимир ЭШТРЕКОВ:

- Ближе к тому, что пора уже заканчивать отдыхать и начинать работать.

Сергей ЮРАН:

- Людям нашей профессии отдых противопоказан.

2. Выходил ли на вас кто-нибудь с предложениями о трудоустройстве в последнее время?

Андреев: - Нет, никто не звонит. Сейчас многим нужны "пушистые" тренеры, а те, кто умеет отстаивать свои интересы, вряд ли многих интересуют.

Бышовец: - У меня была возможность возглавить два клуба. Один из России, другой из Ирана.

Кобелев: - Какой смысл говорить об этом? Да, предложения были, но распространяться о них ни к чему. Да и права, наверное, не имею.

Эштреков: - Сейчас на этот вопрос отвечать не хотелось бы.

Юран: - Неоднократно. Но дальше переговоров дело не доходило. С некоторых пор я стал более осторожен в принятии решений.

3. Команду какого минимального уровня возглавили бы без раздумий, а на какую не согласились бы ни за что?

Андреев: - Очень трудно сказать однозначно. Но вот, к примеру, общаясь с тренерами команд зоны "Юг" второго дивизиона, уяснил для себя, что предложения оттуда даже и рассматривать не стал бы. Ни тебе каких-то задач, ни целей. А бесцельно работать и просто получать деньги - не по мне. Нужно к чему-то стремиться: из второй лиги - в первую, из первой - в элиту. В премьер-лиге надо как минимум ставить задачу попадания в еврокубки. Цель должна быть вполне конкретная, а не просто провести приятно время, получая зарплату.

Бышовец: - Я рад, что у меня есть возможность выбора. Если есть интерес, то я могу взяться за дело. Мне уже достаточно лет, чтобы не размениваться и браться за серьезные команды, солидные задачи. К примеру, тот же "Локомотив" ни до меня, ни после ничего не выигрывал. Кроме того, для меня важно не только делать результат, но и развивать футболистов. Так, при мне дублер "Кубани" (Ренат Янбаев. - Прим. "СЭ") вдруг становится игроком сборной России и на данный момент лучшим в своем клубе. А Иванович, не попадающий в основной состав при Муслине, через год уходит в "Челси". Речь тут даже не столько обо мне, - главное, что у игроков появляется возможность раскрыть свой потенциал.

Кобелев: - Вопрос риторический: каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Для тренера, полагаю, важно, какие задачи ставит перед командой руководство клуба. Можно и второй лигой заинтересоваться, если будет перспектива выхода в первый дивизион или даже в премьер-лигу. А идти работать, чтобы просто год или два получать зарплату, считаю, смысла нет. Необходимо ставить цель, к которой двигаться.

Эштреков: - В любом случае эта команда должна ставить перед собой задачу добиваться поступательного прогресса, роста, чтобы у меня как тренера был в работе с ней интерес. С премьер-лигой понятно, но, считаю, в первом дивизионе тоже есть симпатичные в этом отношении коллективы.

Юран: - Главное, чтобы команда, которую мне предложили бы возглавить, финансово прочно стояла на ногах и ставила перед собой большие задачи.

4. Назовите команду, в которой хотели бы работать до конца карьеры?

Андреев: - Провокационный вопрос. Затрудняюсь ответить, но главное, чтобы у команды были амбиции.

Бышовец: - А где этот конец карьеры? Раньше казалось - в 60 лет можно говорить о каком-то пределе. Но 70-летний тренер выигрывает с Испанией чемпионат Европы, а его 60-летний преемник триумфально побеждает в отборочной группе к мировому первенству в ЮАР. Позволю себе такую нескромность: в физическом состоянии я вряд ли уступлю кому-то из них.

Кобелев: - Уверен, ни один тренер никогда не исполнит такую мечту. Хотя, конечно, можно позавидовать, сколько лет на одном месте трудятся Венгер и Фергюсон. Дай бог каждому тренеру такого.

Эштреков: - Так, наверное, нельзя говорить. Еще раз повторю: работать хочется с командой, стремящейся расти и прогрессировать. А как она будет называться - дело десятое.

Юран: - Читайте мой ответ на предыдущий вопрос.

5. Через какой срок простоя тренер начинает терять квалификацию?

Андреев: - Не знаю. Думаю, тренер не потеряет квалификацию, естественно, если в том или ином виде продолжает трудиться. Вот, скажем, я сейчас работаю с детьми. И стараюсь их научить играть так, чтобы они не затерялись в нашем футболе. Мне бы не хотелось, чтобы они пополнили ряды команд второго дивизиона. Я их готовлю для более серьезного уровня. Иначе меня эта работа не привлекала бы. И ребятам сказал об этом, и мой шеф в курсе такой моей позиции.

Бышовец: - Тренер начинает терять свою квалификацию, когда перестает верить в себя.

Кобелев: - Я начинающий тренер, потому не могу ответить.

Эштреков: - Однозначно не ответишь. Многое зависит от того, как тренер ведет себя во время простоя. Я, например, в курсе всего происходящего в нашем футболе, регулярно посещаю матчи премьер-лиги и по возможности первого дивизиона. Любая информация полезна, поскольку помогает понять, в каком направлении развивается игра.

Юран: - По-моему, настоящему профессионалу потеря квалификации не грозит.

6. Заработанные ранее средства к существованию случайно не на исходе?

Андреев: - Они не то что на исходе, их просто нет. И давно. Если бы я трудился в российском футболе в последние пять лет, то за год мог заработать если не на всю жизнь, то надолго. А в мои времена зарплаты по сравнению с нынешними были смешные. Мне давно говорят: дескать, чуть-чуть рано ты родился. Не знаю насчет тренера, а вот футболистом наверняка заработал бы гораздо больше.

Бышовец: - У меня все в порядке. Однако надо помнить, что основные средства я заработал за рубежом, где нет "левых" денег. У меня же нет отношений ни с агентами, ни с прессой. У меня даже нет человека, который бы меня лоббировал. Процитирую Раньери, чтобы не компрометировать российский футбол, все-таки это проблема общемировая. "Рома", борясь за чемпионство, наблюдает за тем, как "Лацио" не сопротивляется "Интеру". Речь о том, что футболом правят деньги и бизнес. Так что знание, умение и опыт порой отходят на второй план.

Кобелев: - Хороший вопрос. Ни в одной анкете без финансовой темы не обходится. Отвечу так: денег много не бывает никогда.

Эштреков: - Вопрос все же не совсем корректный. И потом, бывают разные ситуации. Кто-то проработал 2 - 3 года, а кто-то - 15 лет. Не поставишь же их на одну доску.

Юран: - На данный момент это не самое главное.

Отдел футбола

18 ЛЕТ И 3 МЕСЯЦА

Список безработных тренеров с опытом работы в премьер-лиге очень велик. Вот фамилии только 11 из них, чей суммарный срок простоя впечатляет.

Сергей АНДРЕЕВ

Дата рождения: 16 мая 1956 года.

Возглавлял: Ростсельмаш, Черноморец, Салют-Энергия, СКА (Ростов-на-Дону), Ника (Красный Сулин), Атырау (Казахстан).

Не работает главным тренером: с сентября 2008 года.

Наивысшее достижение: 6-е место в чемпионате России-98 с "Ростсельмашем".

Анатолий БЫШОВЕЦ

Дата рождения: 23 апреля 1946 года.

Возглавлял: сб. СССР (юноши), сб. СССР (олимп.), Динамо, сб. СССР, АЕЛ (Кипр), сб. Южной Кореи, Зенит, Россия, Шахтер (Украина), Маритиму (Португалия), Томь, Локомотив.

Не работает главным тренером: с ноября 2007 года.

Наивысшее достижение: золото Олимпиады-88 со сборной СССР, Кубок России-2007 с "Локомотивом".

Олег ДОЛМАТОВ

Дата рождения: 29 ноября 1948 года.

Возглавлял: Динамо Ст, Динамо-2 М, Динамо Сх, Черноморец, ЦСКА, Кубань, Динамо СПб, Ворскла, Шинник, Локомотив, Ростов.

Не работает главным тренером: с ноября 2009 года.

Наивысшее достижение: 2-е место в чемпионате России-98 с ЦСКА.

Андрей КОБЕЛЕВ

Дата рождения: 22 октября 1968 года.

Возглавлял: Динамо.

Не работает главным тренером: с 28 апреля 2010 года.

Наивысшее достижение: 3-е место в чемпионате России-2008.

Валерий ПЕТРАКОВ

Дата рождения: 16 мая 1958 года.

Возглавлял: Томь, Москва, Ростов, Алания.

Не работает главным тренером: с августа 2009 года.

Наивысшее достижение: 8-е место в чемпионате России-2006 с "Томью".

Олег РОМАНЦЕВ

Дата рождения: 4 января 1954 года.

Возглавлял: Красная Пресня, Спартак (Орджоникидзе), Спартак, сб. России, Сатурн, Динамо.

Не работает главным тренером: с мая 2005 года.

Наивысшее достижение: чемпион СССР-89, чемпион России-1992, 1993, 1994, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 со "Спартаком".

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

Дата рождения: 2 сентября 1963 года.

Возглавлял: Куфштайн (Австрия), Тироль (Австрия), Спартак.

Не работает главным тренером: с августа 2008 года.

Наивысшее достижение: 2-е место в чемпионате России-2007.

Виталий ШЕВЧЕНКО

Дата рождения: 2 октября 1951 года.

Возглавлял: Боливар (Боливия), Хапоэль Б-Ш (Израиль), Ирони (Израиль), Уралмаш, Газовик-Газпром, Уралан, Торпедо, Сатурн, Ростов, Металлург Д (Украина), Терек, Черноморец (Украина).

Не работает главным тренером: с ноября 2008 года.

Наивысшее достижение: чемпион Боливии-93, 3-е место в чемпионате России-2000 с "Торпедо".

Владимир ЭШТРЕКОВ

Дата рождения: 16 мая 1947 года.

Возглавлял: Дружба Майкоп, Спартак Нч, Константина (Алжир), Локомотив, ФК МВД.

Не работает главным тренером: с июля 2009 года.

Наивысшее достижение: 3-е место в чемпионате России-2005 с "Локомотивом".

Сергей ЮРАН

Дата рождения: 11 июня 1969 года.

Возглавлял: Алмаз, Динамо Ст, Диттон (Латвия), ТФМК (Эстония), Шинник, Химки, Локомотив (Астана, Казахстан).

Не работает главным тренером: с ноября 2009 года

Наивысшее достижение: Кубок Эстонии-2006, 2-е место в чемпионате Казахстана-2009.

Георгий ЯРЦЕВ

Дата рождения: 11 апреля 1948 г.

Возглавлял: Спартак, Динамо, Ротор, сб. России, Торпедо.

Не работает главным тренером: с июня 2007 года.

Наивысшее достижение: чемпион России -96 со "Спартаком".

59
  • PASHA93

    Вот Андреев к примеру супер проффи ) Наивысшее достижение: 6-е место в чемпионате России-98 с "Ростсельмашем".

    28.05.2010

  • PASHA93

    Да весь список лошары ))

    28.05.2010

  • Иваноff

    Интересно, что и кто заставит тренировать Романцева? Может Федун, если Спартак вылетит в пердив.

    28.05.2010

  • mihka1980

    Быщовец лох....выиграл Олимпиаду случайно,чо теперь он супер пупер тренер)))))

    28.05.2010

  • spaventapasseri

    А почему Виталия Шевченко нет в списках??? Он же брал бронзу с Торпедо?

    28.05.2010

  • form

    Gnomiky, "Жаль, что Бышовцу так и не дали толком поработать в России. От этого мы все проиграли." Бышовцу дали очень хороший шанс тогда в Локомотиве. Под него даже выгнали Лоськова, Евсеева и др. Да, я знаю: Бышовцу мешал Сёмин, Бышовцу все вставляли палки в колёса и строили против него козни. Но ГДЕ ему никто не будет мешать? Боюсь, что такого клуба в природе не существует. Куда бы он не пришёл, он везде найдёт себе врагов. "Типичный пример - Ярцев. Его команды проигрывали потому, что игроки плохо бегали. Приятное исключение - Бышовец. Это стратег." Да, его команда проигрывает не потому что игроки плохо бегали. Его команда проигрывает, потому что ему Сёмин (можно вписать любое другое имя на вкус Анатолия Фёдоровича) мешает.

    28.05.2010

  • Player

    Титов и Тихонов в карикатуре www.girgel.ru

    28.05.2010

  • Player

    вот как я могу ещё страдать поле этой новости??? www.girgel.ru

    28.05.2010

  • Gnomiky

    Большинство наших тренеров строют свою работу так: найти нужных игроков, расставить по позициям и настроить. Дальше как кривая вывезет. Типичный пример - Ярцев. Его команды проигрывали потому, что игроки плохо бегали. Приятное исключение - Бышовец. Это стратег. У него игроки растут, как скажем у Адвокаата, или Божовича.

    28.05.2010

  • Gnomiky

    Жаль, что Бышовцу так и не дали толком поработать в России. От этого мы все проиграли.

    28.05.2010

  • danil1978

    Ставлю на то что ни Черчесов ни Бышовец работу больше не найдут! Пердив не в счёт!-)))

    28.05.2010

  • Brenn

    "Тренер прежде всего должен быть адеквтен, а уж потом Моуриньичать"... Ни кто в этом мире ни кому ни чего не должен!!!)))А Моуринью - Лучший. Именно потому, что понимает, надо идти своей дорогой, даже если весь консервативный мир говорит "ты делаешь не так". А он идет и плевать хотел на все мнения.

    28.05.2010

  • Brenn

    Вячеслав, вы всегда сами с собой общаетесь? За себя и за другого))) интеренсо вам живется)))

    28.05.2010

  • Slavchik

    вы еще как болельщик скажите, что мы каждый раз лажаемся и попасть туда не можем потому что на столько круты, что считаем ниже своего достоинства играть со "странами третьего мира". Ну да, где Месси и где мы.

    28.05.2010

  • form

    Rodman, Спасибо, не знал. А вот теперь буду знать - оказывается, Аргентина!)) "Так, что не стоит принижать статус Олимпийских Игр. Россия туда уже много лет попасть даже не может" Россия много куда не может попасть - это ещё ни о чём не говорит)) Но, извините, Олимпийские игры по футболу на данный конкретный момент ничего не весят. По статусу они примерно на уровне Кубка Интертото - все слышали об нём, но никто никогда не видел)) Однако повторюсь: я не принижаю заслугу победы на ОИ. Возможно даже, что ничего более стоящего у российского (т.е. поздне-поздне советского) футбола не было и не будет. Но это было и прошло. А пришёл - Локомотив, где Бышовец не показал НИЧЕГО, кроме врагов народа, которые ему везде и всегда мешают. Индиго, "а до этого еще какая-то хрень..составы команд уровень нашей премьер-лиги... Олимпийские Игры - это турнир для стран "третьего мира"..." А чего! Помните в Спартаке был такой Родригез? Правый защитник. Олимпийским чемпионом был)) На уровне российского чемпионата, по-моему, тянул неплохо))

    28.05.2010

  • Brenn

    Вячеслав, ...мальчик.

    28.05.2010

  • Brenn

    Вячеслав, я говорю как болельшик а не как спортсмен. А что они стремяться, и кто стремиться мгне фиолетово. Кёрлингисты вон тоже стремяться. однако это не делает их популярными!

    28.05.2010

  • sosed

    Плохо что в Российском футболе не работают тренерами Андреев Черчесов Юран - это тренеры максималисты Работать для галочки и лишь бы получать зарплату они не будут

    28.05.2010

  • Slavchik

    "Олимпийские Игры - это турнир для стран "третьего мира"... хрень одним словом.." вот спортсмены то не в курсе, стремятся стать олимпийскими чемпионами, а тут пришел мальчик и все расставил по местам. Мальчик хотя бы медальку имеет олимпийскую? Третий мир завоевывавший олимпийские медали: Англия, Испания, Италия.

    28.05.2010

  • sosed

    Бышовец-был игроком выдающимся Стоящим на одной ступени с такими игроками как Стрельцов (кстати игравшим с ним в сборной несколько матчей вместе)Иванов Г.Федотов Численко Банишевский Бесков Симонян и т д Итренер талантливый - со своим взглядом на футбол (вспомните Зенит-когда команда была никакая пришел Бышовец и команда заиграла сразу) Жаль что в Локомотиве не дали поработать всячески мешали Интриги строили А те кто скандалил Евсеев Лоськов - что они добились в дальнейшем Евсеева только и хватило что сказать что он не видел слабее команды чем Локомотив А сам доигрывает как пенсионер Только числиться как игрок А Локомотив при Бышовце был и на первом месте - да интриги погубили Мне жаль что в этом учавствовал и Семин (будучи начальником команды мог бы все прекратить но не захотел а значит учавствовал)А выиграть Олимпиаду - это не на пустыре мяч погонять Команду сделать надо И победить в финале сборную Бразилии - в которой уже тогда блистали Бебето и Ромарио и почти все они спустя несколько лет выиграли Чемпионат мира А Ромарио был признан лучшим игроком чемпионата мира - плохой тренер не сможет НО Бышовцу всегда мешали И в сборной и в Локомотиве Мне жаль что этому тренеру так и не дали нормально поработать

    28.05.2010

  • saveliys

    Юран в 2004-м сходу вывел Динамо Ставрополь в 1-й дивизион и тогда же выиграл Кубок ПФЛ в лужниках, так что какая там эстония и казахстан, вот это было действительно достижение вытащить Ставрополь с самого дна болота чемпионата колхозов зоны "юг" вторго дивизиона, куда динамо правда взад обратно отправил местный губер черногоров, но это уже совсем другая история...

    28.05.2010

  • saveliys

    Юран в 2004-м сходу вывел Динамо Ставрополь в 1-й дивизион и тогда же выиграл Кубок ПФЛ, это было де

    28.05.2010

  • пилигрим

    Тренер прежде всего должен быть адеквтен, а уж потом Моуриньичать

    28.05.2010

  • PU-ER

    Индиго +1

    28.05.2010

  • Brenn

    ага а до этого была Нигерия чемпионом)))) а до этого еще какая-то хрень..составы команд уровень нашей премьер-лиги... Олимпийские Игры - это турнир для стран "третьего мира"... хрень одним словом...ИМХО

    28.05.2010

  • Rodman26

    Form Ну, во-первых, ОИ - не ЧМ и не ЧЕ. Я, например, даже не знаю, кто действующий олимп.чемпион сейчас. А кто был до него. Действующий олимпийский чемпион к твоему сведению - Аргентина с Месси, Агуэро и Рикельме. Они в полуфинале бразильцев во главе с Роналдиньо по моему 4-0 наказали. Так, что не стоит принижать статус Олимпийских Игр. Россия туда уже много лет попасть даже не может

    28.05.2010

  • вазелин

    Вольноопределяющийся Сам ты чмо!!! И измайлов твой девочка

    28.05.2010

  • darvik

    Шли бы эти дядечки детские школы тренировать, молодежные и юношеские сборные. Может и толк бы был. Глядишь в будущем кто-нибудь вспомнил бы хорошо...

    28.05.2010

  • sandzhi

    ivanivan-5 Кто сейчас не удел, значит это их место, я же сказал, что рынок расставляет все по метам. Деньги дают под нормальных тренеров и хотят от них результата.

    28.05.2010

  • Brenn

    Олегу Долматову желаю наконец возглавить хороший сильный клуб в амбициями. Армейцы Вас не забыли)

    28.05.2010

  • Brenn

    В Тренера Бышовца вообще не верю. Это палка стреляющая раз в 10 лет.

    28.05.2010

  • Владислав

    Честно говоря, разные тренеры и по квалификации и по результатам ими достигнутыми. Как бы здесь не ерничали малокультурные люди, Бышовец стоит особняком, хотя бы потому что из постсоветских тренеров на уровне сборной такого успеха не добивался никто (Хиддинк (сборная) и Адвокат (УЕФА)- голландцы, на всякий случай). Да и советских тренеров - Лобановский, да Качалин, вот и все. Ну, добавим Ахалкаци (Кубок Кубков) и Газзаев (Кубок УЕФА). И все. Это по результатам. Если во главу угла ставить внутренние успехи и качество игры, то еще 10 тренеров набрать можно. Так что ставить на одну грядку Бышовца и, скажем, Андреева, Юрана (хорошие футболисты были), Эштрекова или Шевченко с Черчесовым и даже Кобелевым или Ярцевым - просто смешно и неправильно. Ну, а что касается того, что тренеры, в том числе и хорошие, без работы - что ж так бывает... Часто желания одних не совпадают с желаниями и возможностями других

    28.05.2010

  • Местный

    А чём статья??? - сидят люди с мильёнами и не хрена не делают и ждут манны небесной. Очень хочется по работать, но только за мильёны и в клубе премьер-лиги или в сборной сразу, как же - они "великие" - они что то, когда то выиграли. А клуб кир.завода, за 5-10 штук деревянных в месяц, да в глуши по тренировать не хочется? Глядишь где-нибудь будущую звезду откроете, люди просто спасибо скажут. Так ведь нет - сидят, ждут, анализируют с помощью журналиста, место себе готовят(кого там могут снять до конца сезона?)- заказная что ли статья. Задницу от Москвы оторвите, глядишь народ снова уважать начнёт.

    28.05.2010

  • form

    sandzhi, Ну, во-первых, ОИ - не ЧМ и не ЧЕ. Я, например, даже не знаю, кто действующий олимп.чемпион сейчас. А кто был до него. Во-вторых, никто у Бышовца победу на ОИ не отнимает. Но людям нужна не история, а тренер, который и дальше даёт результат. А вот с этим у Бышовца серьёзная проблема. Ему не в футбол надо, а контрразведку - он там будет врагов народа выявлять))

    28.05.2010

  • sandzhi

    Я считаю, рынок все равно проводит естественный отбор. Деньги на ветер никто кидать не хочет.

    28.05.2010

  • sandzhi

    Все мы разные, не надо никогда ни над кем смеяться!!!!! То, что Бышовец ОИ выиграл здесь сомнений нет, что это было давно и никто не помнит кроме него _это не так. Историю своей страны надо помнить. Гагарин в космос полетел в 1961г и что теперь, тоже забудем. Эту тему можно и дальше развивать, но смысл я да вас довел. Про тренерский цех, могу сказать, что те 16 которые сейчас есть и являются на сегодняшний день лучшими. Я считаю, рынок все равно проводит естественный отбор.

    28.05.2010

  • Rafaelchik

    фотка классная!!! Фёдорыч рассказывает Саламычу, как очередные нехорошие люди прокинули его, отказавшись от его уникальных услуг по знанию футбола :-))))))))))))))))

    28.05.2010

  • endrioo

    Титов конечно хороший футболист, но до Великого, ему далековато. Да, он хорошо играл, и внес свой вклад в историю клуба, но когда человек чаще появляется в газетах со своими комментариями об игре и тренерах, чем на поле, это уже не футболист. Так что не стоит человека возносить до небес, как некоторые тут делают.

    28.05.2010

  • endrioo

    Титов конечно хороший футболист, но до Великого, ему далековато. Да, он хорошо играл, и внес свой вклад в историю клуба, но когда человек чаще появляется в газетах со своими комментариями об игре и тренерах, чем на поле, это уже не футболист. Так что не стоит человека возносить до небес, как некоторые тут делают.

    28.05.2010

  • endrioo

    А еще убивает, тот факт, когда клубами руководят или клубы принадлежат людям, у которых денег полно, амбиций море, а в футболе, как не печально мало в чем смыслят. Все подавай, все и сразу, но никто не понимает, что любишь кататься, люби и саночки возить. Примеров в истории масса, и тот же Моуриньо не сразу все выиграл, Фергюсен тоже долгое время сидел на голодном пойке. Так что, терпение господа и все получится.

    28.05.2010

  • endrioo

    Всегда удивляла позиция некоторых фанатов. К примеру: Черчесов, когда пришел все болельщики Спартака визжали от радости, когда в упорной борьбе с Зенитом по стечению обстоятельств Зенит все же взял золото, все равно все были довольны. Но стоило провести несколько невразумительных игр как быстро человека поперли. И сразу большинство болельщиков Спартака начало полевать человека грязью. Мне смешно, так как те кто полевали Черчесова это обычное быдло, потому что люде не знают историю своего Великого клуба, сколько уважаемые шишек набил те же Гуляев, Симонян, Бесков и т.д. Не у всех все сразу получалось. Сейчас вот начли говорить про Карпина. Уважаемые, ломать не строить, с таким подходом и отношением к своему клубу, так и будите метаться в середине турнирной таблице. Я не являюсь не фантом не болельщиком, данного великого клуба, но обидно смотреть, читать комментарии псевдо фанатов и болельщиков данного клуба.

    28.05.2010

  • zebrilla

    Титова -Черчесову болельщики не простят!А так с Андреем почти согласен,схемы заучили и пытаются применить!Кстати и поздний Романцев,тоже попытался уйти на схему,но.....!

    28.05.2010

  • superassa

    Достал этот Бышовец - божество хреново. Мешают ему все время какие-то злые и завидующие люди, дак раз мешают, скажи конкретно кто-что-где. А вообще, я думаю надо руки из одного места пересадить на правильное. Это ж надо было додуматься избавиться от Лоськова, Евсеева, Измайлова. Идиот он, а не интеллектуал

    28.05.2010

  • PU-ER

    Если Бышовец такой стратег и т.д то почему от него ни в одном клубе толку небыло? никаких результатов? да он поднял какой то португальский клуб с 9го места на 8е)))и все..

    28.05.2010

  • Wannarocks

    Хорошая статья, спасибо автору.

    28.05.2010

  • Gnomiky

    Бышовец - стратег и интеллектуал. То, что над ним все смеются - проблема тех, кто смеется. Страна деградирует.

    28.05.2010

  • Gnomiky

    Andrey 03:19 | 28 Мая 2010/. Совершенно согласен. А то, что над Бышовцем все смеются, так это от того, что страна, население деградируют.

    28.05.2010

  • не ври себе

    господи, кто тут еще слово о Черчесове может сказать доброе, после его контрольного выстрела в голову спартаку. Кто тот директор клуба-самоубийца, который пригласит этого бездарного усача к себе? Далеко не каждый игрок становится тренером и Черчесов -яркое тому подтверждение.

    28.05.2010

  • Slavchik

    San Cho с Киевом в гостях и с Зенитом Спартак играл уже без Черчесова

    28.05.2010

  • Sancho88

    при Черчесове был сезон с таким раскладом : с ЦСКА 5-1 Спартак с Динамо Киев 4-1 Спартак Спартак 1-4 Динамо Киев с Зенитом 3-1 Спартак 3 злейших врага опустили Спартак, очень тяжело будет такими же звонкими опбедами отквитать то унижение... такое вообще бывает раз в жизни когда Спартак так рпоигрывает этим командам и все это произошло не однократно в одном году, даже за один Динамо Киев с которым хрен знает окгда теперь встретимся его можно было уволить,да если и встретимся не факт что выйграем

    28.05.2010

  • Iron Rat.

    Прошу прощения перед Pravoverniy. Про вольноопределяющегося. Если потребуешь сатисфакции, то я напишу, что чмо я.

    28.05.2010

  • Iron Rat.

    кач На самом деле, чмо- это тот человек, который одного из лучших игроков в истории рос чемпионатов чмом называет. И этот человек - pravoverniy. Он еще и недалекий умом.

    28.05.2010

  • tt31

    кач если как ты сказал легенда не играет то зачем держать его в команде, может как символ нужно было оставить, перед каждым матчем выходил бы как талисман

    28.05.2010

  • качкач

    Вольноопределяющийся Чмо-это человек, который в угоду сиюминутным интересам, клубную легенду выгоняет из команды. Примерно тоже самое как если бы Гути или Рауля выгнали из Реала. Лоськов человек с головой может и сам тренером стать если захочет.

    28.05.2010

  • Iron Rat.

    Шешукова не Божович, а Павлов в Луче открыл.

    28.05.2010

  • Romanov

    "один из героев Euro-2008 Роман Павлюченко положительно отзывался о Черчесове и говорил о его справедливом отношении к себе". Это - о степени понимания, кто такой тренер. И кстати, LeviX, Вы зря смеетесь над Бышовцем. Комиссаров, которые шашками машут, у нас действительно хватает, и Черчесов, видимо, один из них. Тренер - это мыслитель, который строит из мозаичных осколков масштабное полотно. Увы, большинство тренеров наших способно только на укрепление духа. И, боюсь, Карпин из их числа. А Бышовец - стратег, и если кто-то не понимает притчей и смеется над ним, то это проблема его миропонимания и вообще проблема его мироприсутствия. Честно говоря, тот список, который привел Рабинер, говорит о том, что наш клубный футбол еще долго будет в загоне - почти все эти тренеры "не у дел" годятся только мальчишек гонять по примитивным схемам, раз и навсегда разученным. И это печально, потому что из искусства футбол превращается в забаву.

    28.05.2010

  • captain55

    LeviX А Измайлов хорошо о Бышевце отзывается, хотя тот его на лавку посадил. Говорит, правильно посадил, иначе мог запросто из-за неготовсти получить травму. А Лоськов - чмо.

    28.05.2010

  • LeviX

    Про Бышовца это вы серьезно? Над ним же смеется все футбольное сообщество. Так что его, боюсь, на работу в клуб только клоуном возьмут. Кто забыл, напомню фрагмент из интервью Лоськова: "[...] Стихи и притчи на теории звучали часто, и одна из них действительно врезалась игрокам в память: "Стали из глины лепить кувшин. Сначала её давили руками - глине больно, но терпит. После засунули в печь. Глине жарко, но терпит. И получился дивный сосуд. Заканчивал Бышовец так: "Вот и вы должны терпеть. Зато потом вырастите в прекрасных футболистов и будете со мной побеждать. Потому что я - избранный свыше и послан сюда научить вас играть в футбол". Наши ребята, ко всему привыкшие, реагировали спокойно. А вот у легионеров глаза лезли на лоб от таких речей", - вспоминает Лоськов." И это далеко не единичный случай...

    28.05.2010

  • pravovernyj

    Извините, но так, как Божович, никто из них не может работать. Не те это тренеры. Хороший тренер должен каждый год по Жиркову открывать, как Жорже, приехал - нате. Сколько сегодня воспитанников Божовича играет (тех, кто резко поднялся его усилиями)! Дринчич, Самедов, Чеснаускис, Шешуков и т.д. Не звёзды, но резко прибавившие игроки. Так же Адвокат, скольких довёл до кондиции, разглядел? И не уверен, что Динамо уже несостоявшийся чемпион. Если Божович и 3й сезон так же отработает, как предыдущие, всё может быть, разве что потерянных очков не хватит.

    28.05.2010