РОСГОССТРАХ -
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Игорь РАБИНЕР
РАДИМОВ НЕ ВИДИТ, ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ "ЗЕНИТУ" СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ
"Зенит" - чемпион? Сегодня, когда только начинается осень, этот вопрос навевает на сторонников острой интриги в чемпионате России тоску. Как-то скучно (всем, кроме болельщиков самого "Зенита", разумеется) думать о том, что борьба развернется за второе лиго-чемпионское место, а с первым за три месяца до финиша уже ясно.
Скучно не потому, что Питер не заслуживает золота, а из-за извечного и естественного стремления к адреналину. Гораздо интереснее, когда исход чемпионата решается на последних минутах последнего матча: помните 2007 год, фантастический прыжок-спасение Домингеса после удара под перекладину Гьяна в добавленное время к матчу "Сатурн" - "Зенит"? Кого-то такой исход сделал счастливым, кого-то безумно разочаровал - но по крайней мере всем было интересно, у всех кипела кровь.
Большинство наблюдателей склоняется к тому, что сейчас о такой развязке даже мечтать не приходится, и второе российское чемпионство "Зенита" получится куда более спокойным. Единственное "но" - психологическое состояние команды Лучано Спаллетти после невыхода в Лигу чемпионов. Но недавняя крупная победа в Черкизове дала понять, что, похоже, никуда питерцы не "поплыли".
- Какие меры предпринимает Спаллетти, чтобы команда заранее не посчитала себя чемпионом? - спрашиваю начальника "Зенита" Владислава Радимова.
- Сейчас как раз все очень просто. У нас был "Осер". И после него надо доказать, что мы - команда. Лучано несколько раз это повторял. И, судя по матчу с "Локомотивом", был услышан. Можно, конечно, говорить, что на основании игры с "Локо" в его нынешнем виде выводов делать не стоит, но по игре "Зенита" все равно было видно, что команда не раскисла.
До случившегося во Франции, казалось, настроить игроков на всю серьезность осенней части чемпионата будет сложнее. Но и тогда было ясно, что, несмотря на весь задел, одна-две осечки - и преимущества нет. Спаллетти часто повторяет, что борьба в чемпионате еще не завершена. Но... Может, это и неправильно говорить вслух, однако я не вижу ничего, что бы помешало нам стать чемпионами.
- Неудача с "Осером" - это по части настроя на чемпионат минус или плюс? Пройди "Зенит" в групповой этап Лиги, и приоритетом становилась бы она.
- "Осер" - в любом случае минус. Потому что плакал весь Питер. После матча мы долго не могли уехать со стадиона, поскольку Файзулин и Жевнов сдавали пробы на допинг. И эмоции у ребят зашкаливали. Они говорили: "Лига Европы, чемпионат - на фиг они нужны после того, что не вышли в Лигу?!" Но уже через день на тренировке все было по-другому. Такие злые все пришли! Нет, никто по ногам друг друга не бил, но заряженность, азарт были сумасшедшие. Все хотели в первую очередь самим себе доказать, что "Осер" был случайностью и недоразумением. А первые послематчевые эмоции быстро сошли на нет. И к Лиге Европы теперь отношение абсолютно нормальное.
- Что-то сомневаюсь.
- Все понимают: через год нас ждет, надеюсь, сразу групповой этап Лиги чемпионов, и перед жеребьевкой будут подсчитывать результаты команд в течение последних пяти лет. В том числе выступление в этой Лиге Европы повлияет на то, в какой корзине мы окажемся.
- Вы так и не ответили на вопрос: была бы Лига чемпионов для игроков на первом плане, если бы команда туда попала?
- Мог бы сейчас начать отделываться штампами, что, мол, для профессионалов каждый последующий матч - самый важный. Но, по правде говоря, Лига чемпионов стала бы приоритетом. Особенно с учетом отрыва в первенстве. А теперь нужно и чемпионат выигрывать, и из группы в Лиге Европы выходить, причем с первого места.
- Сам Спаллетти после "Осера" уже "перезарядил батарейки"?
- Не сразу. На следующий день после матча была тренировка для тех, кто не ездил во Францию, - и я таким опустошенным его еще не видел. Он и сам сказал: "Сегодня я еще не могу отойти, но завтра все будет в порядке". Так и оказалось.
ПАДЕТ ЛИ РЕКОРД "СПАРТАКА" И "ЛОКО"?
- Масса приобретений у главных конкурентов - позывные для "Зенита", что соперники еще не выбросили белый флаг? - продолжаю расспрашивать Радимова.
- Естественно. Когда команды так усиливаются, другой задачи, кроме чемпионства, быть не может. Тот же ЦСКА берет новых игроков планомерно и почти безошибочно. "Рубин" же явно хочет здорово сыграть еще и в этой Лиге чемпионов.
- Хоть один из этих переходов, как и трансферов в "Зенит", вас удивил?
- Нет, все-таки это не самые яркие звезды мирового футбола. Больше всего удивил и обрадовал переход Семака, моего близкого друга. Честно говоря, вначале не думал, что "Рубин" может его отпустить.
- Говорят, и вы приложили руку: после матча "Зенит" - "Рубин" надолго забрали Семака в свой автомобиль на разговор.
- К этому моменту все уже было предрешено. Хотя, конечно, и до того созванивались, разговаривали. И Спаллетти меня спрашивал о Семаке, и Дюков. Но основную работу все же проделали другие люди. Кто - говорить не буду.
- Пополнение - это хорошо, но до сих пор уровень сопротивления "Зениту" в чемпионате был невыдающимся. Что отчасти и обусловило неудачу в Осере, не находите?
- Думаю, в большей степени дело было в нас самих. Лига чемпионов и чемпионат России - две разные вещи. Но не в смысле отсутствия у нас сильных команд (это не так), а поскольку уровень ответственности другой. В Лиге нет права на ошибку.
Ну и, объективно говоря, с такой быстрой командой, как "Осер", мы в первенстве не сталкивались. И я это знал, поскольку следил за чемпионатом Франции, где до последнего тура было непонятно, кто станет чемпионом, и "Осер" был среди претендентов. Попомните мое слово: несмотря на то что французы попали в сложную группу (с "Реалом", "Миланом" и "Аяксом" - Прим. И.Р.), они будут претендовать на выход из нее.
- Вернемся к чемпионату. Не проиграть ни одного матча - это еще один стимул для "Зенита"?
- Да. Ребята в последнее время, собираясь с утра на базе, смотрят статистику, обсуждают это. Не раз слышал подобные разговоры - с пожеланиями побить рекорды во всех возможных номинациях.
- А в каких еще?
- Для Широкова - в конкурсе "СЭ" на лучший гол, а также в хит-параде высказываний. Выиграть одну из этих двух номинаций - еще одна наша задача на сезон (смеется). С тех пор как Широков попал в пятерку сильнейших в хит-параде, в команде это обсуждается - сам видел, что Семак, Бородин и ряд других игроков за этим следят.
К словам Радимова можно добавить следующее. Рекорд беспроигрышных серий в России принадлежит "Локомотиву" Юрия Семина, а потом Владимира Эштрекова, которые в 2004-м и 2005-м не проигрывали в 27 поединках кряду. У "Зенита", с учетом трех последних туров прошлого года, сейчас - 20. Есть, как говорится, к чему стремиться. Глядя на несложный календарь питерцев на ближайшие семь туров, понимаешь: шансы прервать их серию есть разве что у "Терека" и "Спартака" из Нальчика, которые будут встречаться с "Зенитом" дома.
ГАЗЗАЕВУ "ВАРДАР" НЕ ПОМЕШАЛ
Небольшой экскурс в историю российского футбола свидетельствует: у конкурентов "Зенита" шансов его настичь почти нет. Семь очков отрыва от ЦСКА после 17 проведенных матчей на первый взгляд не кажутся бездонной пропастью, но, за единственным исключением, перепрыгнуть ее не удавалось никому.
"Спартак" в 93-м и 2000-м, "Спартак-Алания" в 95-м, ЦСКА в 2003-м, "Рубин" в 2008-м - все эти команды, со старта ушедшие в отрыв, так и не позволили никому себя догнать. Хотя как раз после 17 туров (а именно столько сейчас провел "Зенит") те же казанцы два года назад опережали "Динамо" всего лишь на два очка - но это был минимум, на который они позволили к себе подобраться. Потом "Рубину" помог "Зенит", "под" Суперкубок Европы и последующую Лигу чемпионов купивший у бело-голубых за 30 миллионов евро Данни. Отставание же остальных было серьезнее, и борьба за титул на этом завершилась - ЦСКА погнался в погоню поздно, и последние три матча казанцы проиграли уже в ранге чемпиона.
ЦСКА-2003 в августе оказался в аналогичном "Зениту" нокдауне, не пройдя в отборе Лиги чемпионов македонский "Вардар". О той ситуации, равно как и об "Алании"-95 и других схожих моментах, мы пообщались с Валерием Газзаевым.
- Давайте пройдемся по историям из вашей карьеры, когда ваши команды либо уходили в отрыв, либо настигали оторвавшегося конкурента.
- С удовольствием, но были, увы, и ситуации с обратным знаком, - отметил Газзаев. - Футбол - это не только победы, но и поражения, из которых необходимо извлекать уроки. Один из них произошел в 2004 году. ЦСКА разгромил на выезде конкурировавший с нами "Зенит" - 3:0, и оставалось играть три тура. Из первых двух матчей - с "Крыльями" и "Динамо" - нам нужно было выиграть хотя бы один, и мы становились чемпионами. У нас была блестящая готовность, великолепный психологический фон. Никто из нас ни секунды не сомневался, что золото - наше. А мы возьми да сыграй оба матча вничью, после чего титул достался "Локомотиву".
- Вывод?
- Вот что такое психология! Она очень важна! Важнейшая роль, чтобы игроки прочувствовали все эти вещи, принадлежит и главному тренеру, и президенту клуба. Надо умело сочетать кнут и пряник. Даже если поражений мало - возможно, больший акцент надо делать именно на них, акцентируя внимание на необходимости совершенствоваться.
- В 95-м и 2003-м "Спартак-Алания" и ЦСКА с самого старта ушли в отрыв - и закончили сезоны чемпионами. Но это были две разные истории...
- В 95-м было очень тяжело: все-таки у команды из Владикавказа не было опыта борьбы за чемпионство. После первого круга мы набрали примерно столько же очков, сколько в этом году "Зенит", - по-моему, 39 - и имели 12-14 очков отрыва от второго места. Но затем много очков растеряли, проиграв даже команде, которая в том сезоне вылетела, - кажется, "Ладе". Однако за счет большого задела лидерство сохранили. Нам повезло, что в том сезоне мы играли только в первенстве, без еврокубков, и имели достаточно времени для восстановления.
- В 2003-м вам пришлось выкарабкиваться из нокдауна - поражения в отборе Лиги чемпионов от "Вардара".
- Такие эпизоды - не твой день! - бывают в жизни любой команды. Мы тогда попали в психологическую и функциональную яму. И, поверьте моему опыту, прогнозировать подобные вещи невозможно. "Умные" тренеры-знатоки, способные вплоть до дня планировать выход на пик формы, - это, на мой взгляд, больше разговоры. Человеческий фактор не поддается прогнозированию.
Но в том ЦСКА был здоровый климат, пропитанный единством и дикой нацеленностью на результат. Не последнюю роль, полагаю, сыграла и материальная сторона: игроки получали серьезные премиальные именно за достижение конечной цели - победу в чемпионате и выход в Лигу чемпионов. Но главным все же был крепкий, настоящий коллектив. Все быстро осознали, что жизнь на этом крайне обидном поражении не заканчивается. Мы очень мощно провели все то первенство, лидируя в нем с первого и до последнего тура.
К рассказу Газзаева я бы добавил еще один фактор, который, на мой взгляд, помог ЦСКА выйти из пике. Именно в августе 2003-го красно-синие осуществили самый дорогой на тот момент трансфер в истории российского футбола, приобретя Ивицу Олича. На матчи с "Вардаром" его заявить не успели, и, возможно, это было одним звеном цепочки роковых обстоятельств. Зато потом хорват взялся за дело, своей энергетикой и неистовостью быстро встряхнув всю приунывшую команду и влюбив в себя армейских болельщиков.
Еще один вывод: чтобы лидирующий коллектив не "забронзовел", в трансферный период его должна раскочегарить свежая кровь. С ней у "Зенита" тоже проблем нет - безоговорочным игроком стартового состава с ходу стал Бруну Алвеш, мгновенно освоился Семак. Сложнее Бухарову с Луковичем, но экс-рубиновец провел поединок против "Локомотива" с энтузиазмом и открыл счет своим мячам за "Зенит". Жаль, конечно, что кто-то один из форвардов сборной России - Кержаков или Бухаров - остается в запасе, но подобная конкуренция способна сделать обоих сильнее.
Знаете, кстати, каким был тот трансферный рекорд в 2003 году? Олича купили за.... 5 миллионов евро. Вторым был тоже армеец Ярошик с 3,7 миллиона долларов. А пятого - Радимова - "Зенит" купил из "Крыльев" за 1,4 миллиона "зеленых". Это были те незапамятные времена, когда безумная гонка финансовых вооружений в нашем футболе была еще на горизонте.
"КРЕСТЫ" СЫЧЕВА - КРЕСТ НА ЗОЛОТЕ "ЛОКО"
Следующей темой нашего разговора с Газзаевым стало то самое единственное исключение, о котором я упоминал выше. В сезоне-2005 уверенно лидировал "Локомотив", но ЦСКА (а заодно и "Спартаку") удалось его опередить. Каким образом?
- Мы на 13 очков отставали! - вспоминает Газзаев. - У нас, правда, было много переносов из-за Кубка УЕФА. Но это был для ЦСКА феноменальный год, лучший в моей карьере. Мы выиграли тогда абсолютно все, кроме Суперкубка Европы, где за 10 минут до конца основного времени форвард "Ливерпуля" Сиссе сравнял счет рукой. Благодаря победе в Кубке УЕФА мы подошли к заключительной части сезона в великолепном настроении и оказались в состоянии настичь соперника.
- Но почему "Зенит" в 2008 году после побед в Кубке УЕФА и Суперкубке утерял интерес к чемпионату и занял пятое место, а ЦСКА вцепился в первенство зубами и выиграл его?
- Мне не с руки рассуждать о "Зените", но, возможно, дело было в том, что очень многое у него зависело от одного ключевого игрока - Аршавина. А он во второй половине того сезона пусть еще не уехал в "Арсенал", но уже был твердо нацелен на отъезд. У нас же была целая группа футболистов с высочайшим профессиональным духом - и они, кстати, играют в ЦСКА до сих пор. Акинфеев, братья Березуцкие, Игнашевич, Шемберас, Алдонин, только что ушедший в "Ювентус" Красич... Да многих вспомнить можно. Это ведь не просто фигура речи - "привить дух победителей". Это реальная вещь, которая заключается в наличии большой группы людей, для которых иного результата, кроме золота, не существует. В ЦСКА так и было: когда в 2007 году мы заняли третье место, все расценили это едва ли не как провал! И не случайно все люди, обладающие таким менталитетом, доиграли в команде до сегодняшнего дня.
При всем уважении к Газзаеву и великолепному ЦСКА 2005-го, нельзя не заметить, что значительная "заслуга" в утрате своего лидерства принадлежала самому "Локомотиву". Это был своего рода самострел. Подумать только - не то что после 17, а после 21 проведенного матча команда Владимира Эштрекова с 44 очками лидировала, а "Зенит" и ЦСКА с таким же количеством игр отставали от нее на семь очков. "Спартак", имея игру в запасе, - и вовсе на 11. Что же случилось с железнодорожниками?
30 июля они со счетом 3:2 в суперэмоциональном поединке обыграли ЦСКА, как раз и проведя тот самый 27-й матч без поражений, что позволило им преодолеть рекорд 1993 года "Спартака". Однако в следующем туре, в Казани, "Локомотиву" был нанесен двойной удар. Во-первых, поражение - 1:3. А во-вторых, на третьей добавленной минуте (!) ударный форвард Сычев пошел до конца в единоборстве с вратарем Харчиком и сам подняться с травы уже не смог. Разрыв крестообразной связки левого колена оставил его без футбола до конца сезона. Многие считают, что после той травмы прежним Сычевым он стать так и не сумел.
Это был страшный удар для "Локо", потому что замены тому Сычеву не было. Вскоре без него команда проиграла в отборочных матчах Лиги чемпионов венскому "Рапиду" - и, в отличие от ЦСКА 2003-го, "посыпалась". Тем более что травму вскоре получил и капитан команды Лоськов.
Ситуацию могли спасти уже было почти успешные переговоры с талантливым шведским форвардом Маркусом Розенбергом: его отец даже приезжал в Москву и выбрал для сына квартиру. Но в итоге что-то не срослось, и сын перешел в "Аякс". До закрытия "окна" железнодорожники уже никого не купили.
Допускаю, что сказалась и неопытность тренера: Эштреков много лет помогал Семину в "Локомотиве", но как для самостоятельно работающего на высшем уровне специалиста тот сезон стал для него первым - и последним. К возглавлявшему сборную Семину экс-ассистент за советами не то что не обращался, а более того, активно от того дистанцировался. Кончилось все тем, что "Локо" упустил не только первое, но и второе место, дававшее возможность играть в отборе Лиги. 1 августа красно-зеленые опережали красно-белых на 17 (!) очков - проведя, правда, на две игры больше. Но в последующих восьми матчах "Локомотив" набрал восемь очков. И в Лиге чемпионов его до сего дня больше не было.
Вывод следующий: чтобы команда внезапно не "посыпалась", у нее должна быть глубина состава. То есть травмы одного-двух футболистов не имеют права приводить к коллапсу. Честно говоря, мне трудно представить, чтобы чье-либо повреждение в сегодняшнем "Зените" привело бы к такому исходу, как в "Локо"-2005. Все позиции продублированы.
Вспоминается еще одна история - 1998 года, когда в первом круге в отрыв ушел "Зенит". Но летом открылась вакансия главного тренера сборной, и здорово работавший в клубе Анатолий Бышовец не удержался от соблазна. Какое-то время он совмещал должности - но команда резко пошла вниз, да и в сборной у Бышовца не заладилось. Питерцы в итоге оказались лишь пятыми. "Зениту" нынешнему ничего подобного не грозит, поскольку ни о какой отставке Спаллетти речи не идет. Как - пока - и о его работе со сборной России.
"РУБИН" ПОКА ТЕМНАЯ ЛОШАДКА
Уникальность нынешнего чемпионата заключается в феноменальной летней трансферной кампании. Осенью это будут совсем другие команды, чем весной. О ЦСКА долго распространяться не буду - его уже все видели. После прихода Вагнера, Тошича и Думбья это гораздо более атакующая, изобретательная и непредсказуемая команда, чем до перерыва. Она и тогда ухитрялась много забивать; теперь же по атакующему потенциалу и зрелищности с бригадой Леонида Слуцкого вообще вряд ли кого-то можно сравнить. Но по общеигровому балансу "Зенит" ей нужно еще догонять.
А вот "Рубин" пока темная лошадка. По данным авторитетного сайта transfermarkt.de, он в итоге занял пятое место по тратам во всей Европе, в последний момент опередив даже "Зенит" - 43 100 000 евро против 43 миллионов ровно. И если Бруну Алвеша, не говоря о Семаке с Бухаровым, знают все, и только о Луковиче многие имеют лишь приблизительное представление, то о двух "свежих" дебютантах "Рубина" в России мало что известно. Между тем 23-летние бразилец Карлос Эдуарду из "Хоффенхайма" и итальянец Сальваторе Боккетти из "Дженоа" - более чем достойные приобретения. Первый, центральный полузащитник, - одна из надежд нового главного тренера сборной Бразилии Ману Менезеса на домашнем чемпионате мира-2014. Второй же, по мнению многих специалистов, игрок более высокой квалификации, чем его нынешний одноклубник испанец Сесар Навас.
Основательный подход главного тренера "рубиновых" не секрет ни для кого, и теперь весьма интересно, как будет выглядеть резко обновленный "Рубин". Который теперь уже никто не заподозрит в свертывании амбиций.
Третьего чемпионства кряду, похоже, у "Рубина" не будет - с "Зенитом" его разделяют не только 6 набранных, но и 12 потерянных очков. Однако амбиции на следующий сезон команда Бердыева обозначила четко. Поэтому единственным теоретическим оппонентом питерцев сейчас вижу ЦСКА. Хотя острая борьба армейцев за серебро с "Рубином" представляется более вероятной, чем за золото - с "Зенитом". Но с тройкой по крайней мере все уже выглядит очевидным.
А гадать, у кого календарь лучше, кажется бессмысленным. Разве что бросается в глаза: на сложнейшие кавказские выезды в Грозный и Нальчик (0 домашних поражений на двоих) "Рубину", в отличие от обоих оппонентов, ехать не надо. А смотреть, кто с кем в очных встречах на каких полях играет, - бессмысленно и подавно. Потому что первенство-2010 уникально еще и тем, что многим лидерам удобнее играть на выезде!
"Зенит" на "Петровском" потерял шесть очков, в гостях - лишь два. ЦСКА на выезде расстался лишь с тремя очками (6 побед в 7 матчах!), дома - аж с 12! У "Рубина" показатели почти равные - 9 и 11, у "Ростова" - равные полностью. Да и в поединках между собой "Зенит" обыграл ЦСКА в Химках, а ЦСКА "Рубин" - в Казани. Только питерцы сделали исключение, обыграв "Рубин" дома. Выездной чемпионат какой-то, ей-право.
Судя по масштабу приобретений, следующее первенство будет не в пример интереснее. Убежать в отрыв в нем вряд ли кому-то дадут. Сейчас же настигать невского беглеца представляется делом неблагодарным. И почти безнадежным.
|
|
И |
В |
Н |
П |
М |
О |
|
1. ЗЕНИТ |
17 |
13 |
4 |
0 |
29-7 |
43 |
|
2. РУБИН |
19 |
10 |
7 |
2 |
21-8 |
37 |
|
3. ЦСКА |
17 |
11 |
3 |
3 |
30-14 |
36 |
|
4. СПАРТАК Нч |
19 |
9 |
6 |
4 |
27-20 |
33 |
|
5. РОСТОВ |
19 |
9 |
2 |
8 |
20-24 |
29 |
|
6. ТЕРЕК |
19 |
7 |
6 |
6 |
21-16 |
27 |
|
7. СПАРТАК |
18 |
7 |
5 |
6 |
27-24 |
26 |
|
8. ТОМЬ |
19 |
7 |
4 |
8 |
25-29 |
25 |
|
9. ЛОКОМОТИВ |
19 |
6 |
5 |
8 |
22-24 |
23 |
|
10. АНЖИ |
19 |
6 |
5 |
8 |
18-21 |
23 |
|
11. ДИНАМО |
18 |
5 |
8 |
5 |
20-18 |
23 |
|
12. САТУРН |
19 |
5 |
6 |
8 |
13-18 |
21 |
|
13. АЛАНИЯ |
19 |
5 |
4 |
10 |
17-27 |
19 |
|
14. АМКАР |
19 |
5 |
3 |
11 |
12-20 |
18 |
|
15. КР. СОВЕТОВ |
19 |
2 |
7 |
10 |
12-28 |
13 |
|
16. СИБИРЬ |
19 |
3 |
3 |
13 |
24-40 |
12 |
20-й тур. 11 сентября: "Спартак" - "Сатурн", "Зенит" - "Томь", "Рубин" - "Амкар", "Сибирь" - "Алания".
12 сентября: "Локомотив" - ЦСКА, "Динамо" - "Терек", "Крылья Советов" - "Спартак" Нч, "Ростов" - "Анжи".
Известные футбольные специалисты, как и обозреватель "СЭ", считают, что вряд ли кто-то догонит в золотой гонке "Зенит".
- У кого, по-вашему, есть шансы догнать "Зенит" в чемпионской гонке?
Максим БОКОВ, экс-защитник "Зенита" и ЦСКА:
- По-моему, ни у кого.
Анатолий БЫШОВЕЦ, экс-главный тренер сборной СССР/СНГ/России:
- Кроме ЦСКА - ни у кого. Эта команда имеет реальные шансы догнать "Зенит". У армейцев наиболее качественный подбор игроков, он выглядит предпочтительнее. Руководство клуба точечно укрепило атаку индивидуально сильными исполнителями. Если тренерам хватит возможности раскрыть их потенциал, армейцы не только закрепятся на втором месте, но и будут претендовать на первое.
Валерий ГАЗЗАЕВ, главный тренер "Динамо" Киев:
- Реальные шансы - только у ЦСКА и в какой-то степени у "Рубина".
Александр МОСТОВОЙ, экс-полузащитник сборной СССР/СНГ/России:
- Вряд ли кто-то догонит. Теоретические шансы, конечно, есть, и прецеденты в истории случались, что не такие отрывы ликвидировали, но та же последняя игра с "Локомотивом" показала: "Зенит" - уже чемпион.
Егор ТИТОВ, экс-полузащитник сборной России:
- Исходя из игры и турнирного положения, можно говорить о двух конкурентах "Зенита" - "Рубине" и ЦСКА. Конечно, петербуржцы способны допустить несколько осечек в чемпионате, но я на 75 процентов уверен, что они уже не отдадут никому золота.
- Что может помешать "Зениту" выиграть золото?
Боков: - Только чудо.
Бышовец: - Только сам "Зенит".
Газзаев: - Сейчас, наверное, уже ничего. "Зенит" хорошо укомплектован, у него есть запас очков. Сложно сказать, какие чрезвычайные обстоятельства могут помешать питерцам. Может, психологический фон... В любом случае, эта вероятность минимальная. Тем не менее в спорте все бывает.
Мостовой: - С одной стороны, вопрос легкий, ответ напрашивается сам собой - ничто. Состав, игра, отсутствие финансовых проблем, запас очков, даже вылет из Лиги чемпионов, который заставит все силы бросить на выигрыш российского первенства, - все говорит в пользу "Зенита". С другой стороны, существует такое понятие: футбольная расхлябанность. Это когда заранее вешаешь себе на шею золотую медаль и теряешь бдительность. Но я не верю, что подобная напасть подстережет петербуржцев.
Титов: - Остановить "Зенит" может разве что банальная усталость от перелетов-переездов. Все-таки тут помимо чемпионата еще и Лига Европы, и матчи за сборные.
- Каковы козыри ЦСКА в преследовании лидера?
Боков: - Козырь в том, что чудо все же возможно, поскольку ЦСКА, сознавая безнадежность погони, будет играть свободно, одухотворенно, раскрепощенно.
Бышовец: - Об этом я уже рассказал выше.
Газзаев: - Во-первых, ЦСКА - очень хорошо укомплектованная команда. К стабильному составу добавили новых красок новички - Тошич и Думбья. Плюс огромный опыт, стабильность игры и результатов, которые ЦСКА демонстрировал в последнее десятилетие.
Мостовой: - Козыри у ЦСКА появились с того момента, когда вернулся Вагнер Лав и были заявлены два неплохих новичка Тошич и Думбья. До этого команду, как, кстати, я и предсказывал, бросало то в жар, то в холод. Да и нынешние армейские козыри касаются игры и результата, а против "Зенита" у них нет козырей.
Титов: - ЦСКА на ходу. Команда сейчас бежит, как это было с "Зенитом" два-три месяца назад. Плюс у армейцев было качественное усиление. Все новые футболисты играют ведущие роли в нынешнем составе.
- Что может помочь "Рубину" в третий раз подряд стать чемпионом?
Боков: - Опять же, только чудо.
Бышовец: - Шансов практически нет. У "Рубина" и так скоро Лига чемпионов, а в игре присутствует недопонимание, как это показал матч с нальчикским "Спартаком".
Газзаев: - То, что в двух предыдущих сезонах и в нынешнем "Рубин" выступает без особых срывов. Что бы ни происходило, казанцам удается обходиться без провалов - все ограничивается мелкими временными спадами, которые периодически не может не переживать любая сильная команда. Опять же, стабильный состав, к которому сейчас присоединилась группа интересных новичков. Они наверняка усилят "Рубин".
Мостовой: - К сожалению для "Рубина", в этом году чемпионом он не станет. Мне это было ясно еще перед началом сезона. Не так часто одна команда выигрывает два чемпионата подряд, а уж три - тем более. Это во-первых. А во-вторых, существенный пробел в составе оставила потеря Домингеса. Хотя надо отдать должное казанцам, которые, несмотря ни на что, держатся в тройке.
Титов: - "Рубин" не будет чемпионом, при всем уважении к Курбану Бекиевичу и Казани. Очковый отрыв слишком большой, чтобы им в этом году удалось сделать хет-трик. В нынешней ситуации "Зенит" просто не имеет права отдать чемпионство "Рубину".
- Как, на ваш взгляд, будет выглядеть первая тройка команд по итогам чемпионата?
Боков: - Первый - "Зенит", на второе место наберусь смелости поставить ЦСКА, а на третье, наверное, "Рубин".
Бышовец: - "Зенит", ЦСКА, "Рубин". Был бы рад увидеть в тройке и команду Красножана, но не уверен, что ей удастся подняться еще выше. Что касается претендентов на вылет, то мне очень жалко "Сибирь", которая искусственно потеряет место в премьер-лиге. Увы, борьба за выживание далеко не всегда носит спортивный характер.
Газзаев: - Тройка, полагаю, будет такой, какой она является сегодня. Не хочу говорить о том, кто какое место займет, но, полагаю, войдут в нее именно "Зенит", ЦСКА и "Рубин". Плюс, может, в борьбу включится "Спартак". Но уж больно нестабилен он в результатах. Подчеркиваю, не в игре, а именно в результатах.
Мостовой: - "Зенит", ЦСКА... А за третье место предстоит приличная борьба. Не сбрасываю со счетов "Спартак", наверняка захочет удержаться наверху Нальчик. Меньше шансов у "Ростова", но так или иначе "Рубину" за бронзу придется серьезно побиться.
Титов: - "Зенит", ЦСКА, "Рубин". Хочется верить, еще поборется "Спартак". Правда, для этого должен произойти форс-мажор. Не важно, какой именно.
Отдел футбола
Хотя большинство сборников в расположение "Зенита" уже вернулись, вчерашнюю тренировку лидеры чемпионата проводили не в полном составе.
Александр ЯКОБСОН из Удельной
В Северной столице наступило бабье лето: температура поднялась почти до двадцати градусов, ярко светит солнце. Настроение у зенитовцев, игравших двусторонний матч, также было хорошим. Участие в нем среди прочих приняли Крижанац и Денисов, вернувшийся в общую группу. А вот футболисты сборной Португалии Бруну Алвеш и Данни вернутся в расположение клуба только сегодня из-за проблем с авиарейсами. Уже расторгнувший контракт с "Зенитом" чешский полузащитник Ширл за тренировкой наблюдал вместе с журналистами.
Главный тренер уже вышел на брифинг, а Жевнов и Губочан, успешно сыгравшие за сборные Белоруссии и Словакии, еще продолжали тренироваться. Глядя на поле, журналисты и задали Спаллетти полушутливый вопрос:
- Игроки сборной России еще не побили Губочана?
Итальянец, рассмеявшись, от прямого ответа ушел:
- Губо - игрок, который из поездки в сборную привез больше всех очков - шесть. Все остальные - кто четыре, кто три, а португальцы и вовсе одно. Томаш выполнил важную для своей страны миссию. К сожалению для России.
- Как бы вы могли охарактеризовать игру со Словакией, учитывая, что "Зенит" - базовый клуб российской команды?
- В русской сборной достаточно игроков и из других клубов - из ЦСКА, например. Ее выступление должен оценивать Дик Адвокат. Мне не показалось, что сборная России провела плохой матч. Но, зная мастерство отдельных игроков, можно сказать, что она могла сыграть и лучше. В любом случае, остаюсь при своем мнении: сборная России - команда высочайшего уровня.
- Неудачи сборных России и Португалии не создадут дополнительных трудностей перед матчем с "Томью"?
- Кто-то, возможно, и вернулся в клуб несколько деморализованным. Но с такой проблемой сталкиваются все большие клубы. Игроки должны помнить: приезжая из сборных, они надевают футболки, на которых написано "Зенит". И они должны идентифицировать себя, как игроков команды с этой (показывает на свой тренировочный свитер) эмблемой на груди. "Зенит" неплохо идет в чемпионате, с хорошим отрывом лидирует, уверенно играет. Вернувшись сюда, футболисты должны выступать с тем же энтузиазмом, что был перед отъездом.
- Чего ждете от игры с "Томью"?
- Томский клуб хорошо играет в этом чемпионате, и матч первого круга был для нас очень сложным. Но я всегда говорю: любой противник сложен. Даже игры, выигранные нами с большой разницей мячей, были непростыми. Исход матча зависит не от какого-то отдельного эпизода, а от отношения футболистов к игре и того, что делает их коллективом. Именно коллектив решает все.
- Есть шанс, что в субботу выйдет на поле Жевнов, блестяще сыгравший за сборную? Ведь против "Андерлехта" на следующей неделе в Лиге Европы из-за дисквалификации не сможет сыграть Малафеев.
- У Жевнова всегда есть шанс сыграть за "Зенит". Он сейчас в хорошей форме. Пусть не так часто попадает в состав, но здорово работает на тренировках.
- Когда Денисов и Крижанац смогут выйти на поле?
- Я в хорошем смысле удивлен Крижанацем. Он делает все упражнения, находится в отличной форме и скоро будет в полной готовности. Выйдет ли Ивица против "Томи", пока не знаю, оценю его состояние на пятничной тренировке. Все-таки он был без нагрузок не 3-4 дня, а больше месяца. А Денисов всегда может помочь команде. У него есть качества, которые порой тяжело найти в других футболистах. Игорь уже тренируется в общей группе и больше не чувствует боли.
- В состоянии ли "Зенит" пройти весь чемпионат без поражений?
- Это будет очень сложно. Тем не менее не стоит думать о том, что рано или поздно мы можем проиграть. Это не тот настрой, что нужен.
- Ваше мнение о переходе России на систему "осень - весна".
- Прежде чем давать комментарии, давайте дождемся определенности по переходу. В любом случае, уверен, что РФС будет делать все для развития футбола в России.
- Верно, что Хусти попросил тренеров сборной Венгрии не вызывать его в сборную некоторое время, чтобы сосредоточиться на "Зените"?
- Нет, он со мной пока на эту тему не разговаривал. Это личная ситуация, и каждый игрок должен делать выбор, расставляя приоритеты так, как ему нужно. Но чем больше игроков находится в моем распоряжении, тем для меня лучше.
- Сегодня хоккейный СКА открывает сезон. Тренер Айван Занатта хотел пригласить вас. Пригласил?
- Да. Я пойду вечером на игру: об этом меня просили дети. И желаю успеха команде Занатты. А еще мы договорились встретиться - пока, правда, через посредников. Мне очень любопытно посмотреть, как работают в хоккее. Абсолютно уверен, что там можно почерпнуть какие-то идеи для подготовки футболистов.
После завершения брифинга корреспондент "СЭ" поинтересовался у защитника сборной Бельгии Николаса Ломбертса состоянием его здоровья.
- Чувствую себя хорошо, - улыбался легионер. - Нет никакой боли в ноге, поэтому могу и хочу играть в субботу. Но окончательное решение принимать тренеру. Ведь матч против "Томи" легким точно не получится.
свободу Руанде
Вообще считаю,что кол-во команд в нашей лиге надо сокращать,темболее есле "фантазер"фурсенко,пробьет фишку с системой осень-весна...воопервых В России не набрать столько качественных футболистов на 18 команд,отсюда-наличие посредственных{в массе своей}легионеров,вовторых о какой осени можно вести речь,есле климатические условия во многих регионах страны,не способствуют развитию футбола {живу в сибири и знаю о чем говорю. так что оптимально 10-12 команд максимум
11.09.2010
свободу Руанде
lazerschik...на любые "дурные "деньги,можно купить,прессу,иногда судей пару-тройку игр...но игру команды-не купиш а игра у Зенита что бы не говорили есть,глупо это отрицать.И то что в Питере пытаются создать команду европейского уровня {дай бог не на один сезон} видно,это приглашение действительно хорошего тренера,и попытка создания "глубины состава"по примеру великих клубов-все это заметно. Получится или нет -другой вопрос.все это требует денег,больших денег поэтому не имеет смысла нападать на "газпром"или другую подобную структуру,спорт игрушка дорогая тем более в нынешнии времена .{отнюдь не болельщик Зенита}
11.09.2010
свободу Руанде
всеже поставил бы на Зенит,хотя игра Армейцев впечатляет...думаю в нашей лиге они сильнейшая на данный момент команда,но и Питер не "пальцем делан"....так что Зенит не достать
11.09.2010
vowa77
Зенит-Томь 2-0 Локомотив ЦСКА 1-1
11.09.2010
ГеоргийСПб
У Зенита сейчас спад, у ЦСКА подъем!!! ЦСКА выглядит сейчас единственным конкурентом на мой взгляд, не в обиду Рубину будет сказано. Прибавит Быстров сейчас после травмы, Бухаров сыграется...может интрига гонки за чемпионствао и пропадет))) У ЦСКА новые приобретения смотрятся очень впечатляюще сейчас,не думаю что они без спада смогут доиграть чемпионат до конца. Интрига пока жива!!)))
11.09.2010
lazerschik
И еще вот какое наблюдение. "Писатели" тявкающие на "деньги Газпрома" являются болельщиками команд, у которых в спонсорах Лукоил, Сибнефть, ВТБ или РЖД. Вот она - нищета!!! Практически нет жалоб на "Газпромовский деньги" у таких богатых команд, как Томь, Крылья или Сибирь. У них видимо с деньгами (или головами?) все впорядке))
10.09.2010
lazerschik
to эдпитер: Согласен по поводу спонсорства, только объяснить это захлебывающемся в своей слюне людям, практически невозможно, а потому читать этот бред приходится чуть ли не во всех постах. К сожалению. А по поводу чемпионства. Мне кажется все решит матч с армейцами. Не удивлюсь если он окажется золотым!
10.09.2010
малекс
ЦСКА-ЧЕМПИОН!!!!!!!!!!!!
10.09.2010
эдпитер
Я болельщик Зенита,думаю, что 7 очков- это не твердый задел на чемпионство, скорее всего борьба еще будет (с тем же ЦСКА). А насчет Газпрома уже просто надоело читать галиматью, которую тут "эксперты" пишут. А что ,у Спартака, ЦСКА или Локомотива спонсоры нищие? Спонсор московского клуба- детский сад № 238? Газпром не может все команды содержать, выбрал одну- это оказался Зенит (не важно, по каким причинам, вы же Лукойл не спрашиваете, почему он Тюмень не поддерживает). Тему давно пора закрыть.
10.09.2010
ramoon
Я наверно не могу быть объективным, но отрыв то 7 очков + не сыгран матч между ЦСКА и Зенитом, почему недосягаем? Еще 13 игр у обеих команд, а оступиться могут в любом из них (что неприятно подтвердила Словакия и Осер). Мне кажется прогнозировать что либо слишком рано...
10.09.2010
аксакал
Думаю, что все таки ЦСКА в этом году станет чемпионом......
10.09.2010
pravovernyj
Когда СЭ наконец нормального программиста на работу возьмёт???
10.09.2010
pravovernyj
У Зенита очень напряжённый график - по сути все 2 месяца по 2 игры в неделю, да ещё сборники. Выездов много - две ничьи на Кавказе, и нет никакого отрыва. Игра в последнее время хромала на обе ноги. После Осера такой чемпион в этом году России не нужен.
10.09.2010
ved_med12
... и тут появились "истинные" болельщики!
10.09.2010
NWAdept
Увы, массква, увы. Зенит будет чемпионом. Свинописки про газпром и пр. разрешены. Визжите сколь угодно. Как говорится, Богу Богово, а быдлу.. это вы сами лучше знаете, че вам надо:))
10.09.2010
робан
Я удивляюсь над этими питерскими умниками-болельщиками,как будто это их заслуга,что газпром их спонсор,радуйтесь не дыша,может это ненадолго,потом опять будете болтаться в середине
10.09.2010
Left Full-Back
Я так понимаю никто ничему не учится...Давай СЭ и все Спрот каналы,запойте свою песню про флагман Росс футбола,а болелы Зенита про "величее" своего тренера,будет очень смешно над вами поржать когда вы опять приграете)))))Вспомните поговорку-Не говори гоп,пока не перепрыгнешь.Ну или циплят по осени считают,вам из этой категории много че подойдет.
10.09.2010
RUS78
ved_med12 19:16 | 10 Сентября 2010 Я согласен , тоже за красивый чемпионат! И за нормальное обсуждение всех команд болельщиками ! А на счёт шансов, к сожалению (для меня) у Зенита сейчас небольшой спад , так что ваши шансы увеличиваются !
10.09.2010
RUS78
rebel yell 19:04 | 10 Сентября 2010 Нельзя так нервничать , у тебя видно проблемы в твоей любимой команде , так ты и разбирайся со своим президентом , спонсором ! Спроси с них !
10.09.2010
ved_med12
...если быть объективным, то у "Рубина" шанс минимальный, (как ни печально) а вот у "армейцев" относительно не плохие шансы! Тем более "Зениту" по два раза играть с ЦСКА и "Спартаком", Спам хоть и очень не стабилен, но отдельные матчи выдаёт довольно не плохие... Я за КРАСИВЫЙ чемп! ( только не надо сыпать соль на раны, и вспоминать про: админ. ресурсы, договорняки, "лобби" и прочее..)
10.09.2010
RUS78
ved_med12 18:58 | 10 Сентября 2010 Возможно , ЦСКА действительно с приходом Вагнера очень прилично смотрится , да и Рубин хорошо укрепился , достойные соперники !!! Но мне, как болельщику Зенита, не хочется борьбы за золото!!!
10.09.2010
Dado
цска и рубин, щас на подьеме динамо, а зенит стока денег грохает, игроков у других скупает и главное дял чего, чтобы слить и играть в лиге европы, я вот про что!!!
10.09.2010
ved_med12
Хочется борьбы за "золото"! Но единственный, на сегодня, кто может навязать борьбу "Зениту", это ЦСКА!Если в перенесённом матче с "зеней", армейцы смогут победить, а "Спартак"-сгоняет хотя бы "ничейку"... То будет совсем красиво... Так что, ещё всё возможно! А по игре, на мой взгляд, на данный момент ЦСКА ничем не уступает "Зениту"... рубиновый
10.09.2010
ved_med12
Хочется борьбы за "золото"! Но единственный, на сегодня, кто может навязать борьбу "Зениту", это ЦСКА!Если в перенесённом матче с "зеней", армейцы смогут победить, а "Спартак"-сгоняет хотя бы "ничейку"... То будет совсем красиво... Так что, ещё всё возможно! А по игре, на мой взгляд, на данный момент ЦСКА ничем не уступает "Зениту"... рубиновый
10.09.2010
RUS78
rebel yell 18:51 | 10 Сентября 2010 Ты конкретней, кто сыграл бы лучше Зенита?
10.09.2010
Dado
рус78 -юморист ты наш, ну-ну...а про других я говорил про все остальные команды России
10.09.2010
RUS78
Ю.Ю. Да нет, что ты я к таким с юмором отношусь и серьёзно не воспринимаю !
10.09.2010
Ю.Ю.
рус78 Кстати, я поражаюсь, что ты до сих пор не научился не обращать на таких внимания. Ведь знаешь заранее, что ответа не дождешься, или дождешься несуразицы. Тогда зачем?
10.09.2010
RUS78
Ю.Ю. 18:09 | 10 Сентября 2010 Да,(rebel yell) это продукт передач московских СМИ! У них даже одна из передач про футбол называется:" ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА"!
10.09.2010
Ю.Ю.
рус78 Да, как же он тебе пояснит, если у него: "уму не постижимо".
10.09.2010
RUS78
rebel yell 17:20 | 10 Сентября 2010 ни себе понятно , а не другим поясни кому?
10.09.2010
Dado
просто уму не постижимо эти идиоты из питера, мало того что всех скупают, лидируют и станут чемпионами, а б.я в лиге как пиндосы летят всякому дерьму типа осера, даже обидно как говориться в россии ни себе так и не другим, упыри!!!
10.09.2010
Ю.Ю.
Олег Читай внимательно. Имелось ввиду, что ЦСКА после победы в Кубке УЕФА выйграл ЧР, а Зенит нет.
10.09.2010
olegwbvkl
- Но почему "Зенит" в 2008 году после побед в Кубке УЕФА и Суперкубке утерял интерес к чемпионату и занял пятое место, а ЦСКА вцепился в первенство зубами и выиграл его? - Мне не с руки рассуждать о "Зените", но, возможно, дело было в том, что очень многое у него зависело от одного ключевого игрока - Аршавина. А он во второй половине того сезона пусть еще не уехал в "Арсенал", но уже был твердо нацелен на отъезд. У нас же была целая группа футболистов с высочайшим профессиональным духом - и они, кстати, играют в ЦСКА до сих пор... Автор сам придумывает вопросы и сам на нах отвечает от имени Газзаева, в 2008 ЦСКА стал третим!!!
10.09.2010
CSKAchempion
>>Честно говоря, мне трудно представить, чтобы чье-либо повреждение в сегодняшнем "Зените" привело бы к такому исходу, как в "Локо"-2005. Все позиции продублированы. Отсутствие в составе Дани по любой причине или его плохая форма может привести "Зенит" к такому же исходу как "Локо-2005" Это показали игры с Осером, где в первом Дани играл хорошо и они выйграли а во втором Дани "не играл в свою силу" и Зенит проиграл.
10.09.2010