Премьер-лига (РПЛ). Статьи

17 сентября 2010, 04:00

Юрий Семин: "До прихода Лоськова у нас была слишком молчаливая команда"

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ.
ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Мыслями о нынешней ситуации в "Локомотиве" и ближайших перспективах команды с корреспондентом "СЭ" поделился ее главный тренер.

Число пришедших на открытую тренировку "Локомотива" болельщиков и журналистов разительно не соответствовало месту команды в таблице. Иная команда, право, и на официальных матчах таким посещаемости и вниманию бы позавидовала!

Спустя полчаса после тренировки мы беседовали с Юрием Семиным - и о Лоськове, и о нежданно ярком воскресном матче с ЦСКА, и о пережитом командой тяжелейшем августовском кризисе, и о решающем заседании совета директоров после матча с "Зенитом". Но начали с неважных новостей.

 НАКАЗАНИЕ АСАТИАНИ СПРАВЕДЛИВО

- КДК дисквалифицировал на четыре матча Малхаза Асатиани, удаленного за бросок мяча в лицо Марку Гонсалесу. Не слишком ли жесткое, по вашему мнению, наказание?

- На мой взгляд, жесткое, но справедливое. Был хороший матч, и сам Асатиани очень прилично в нем выглядел - одна из лучших его игр в этом году. И почему такое произошло, мне непонятно. Он и сам не может объяснить свой срыв. Наверное, это связано с нашими последними неудачными выступлениями. Какой-то осадок нервозности остался, и Малхаз не сдержался. А наказание справедливо.

- Вдобавок Асатиани наверняка оштрафован и в клубе?

- Да. У нас есть своя система штрафов. Но самый жесткий штраф для него - то, что он не будет играть в следующих четырех матчах. Это самое тяжелое наказание для любого футболиста, более серьезное, чем те деньги, которые он потеряет.

- А есть ли прогрессирующая шкала штрафов - для случаев рецидива, как у Торбинского, которому красная карточка предъявлялась дважды за три тура?

- У нас внутри команды есть договоренности, и я их не хочу менять. Перед сезоном мы принимаем как поощрительное положение, так и положение о наказаниях. Там прописаны все штрафные санкции, и мы их выдерживаем. А вопрос о том, мало штрафов или много, - момент спорный. Тот же Торбинский пропустил великолепную игру с ЦСКА, и большего штрафа для него быть не может.

- Сегодня Торбинский не тренировался. Говорят, из-за насморка?

- Из-за небольшой температуры. Вчера (во вторник. - Прим. "СЭ") он тренировку проводил.

 НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАЛИ ВИНУ ДРУГ НА ДРУГА

- Перейдем к более приятным материям. В матче с ЦСКА мы увидели принципиально другой "Локомотив" - настоящую команду, а не набор из 11 игроков. С чем вы это связываете?

- Со многими причинами в комплексе. Нам всем, вместе с игроками, удалось понять ситуацию, в которой мы находимся. Не опустить рук, начать все заново, забыть эти неудачи и приложить усилия к работе. Очень тяжело работать после поражений и несравнимо легче - после побед. После неудач, не раз замечал, и травм всегда больше появляется. Когда выиграли, у игроков возникают мотивация и легкость. Мы об этом очень много разговаривали и, думаю, друг друга поняли.

Основное для меня то, что в этот сложный период мы не стали перекладывать вину друг на друга - игроки на тренеров, тренеры на игроков. Мы приняли случившееся как нашу общую ошибку и очень хотели исправиться перед болельщиками. На мой взгляд, мы с "Зенитом" до первого гола тоже играли неплохо, но психологическая неуравновешенность не позволила нам провести так всю игру. Ведь до гола у соперника практически ничего не было, и мяч был забит не по правилам. Вот сейчас во второй раз подряд грубейшую ошибку допускает Егоров. И мне интересно - у судей есть наказания? Засчитанный гол "Зенита" в наши ворота, незасчитанный - в матче "Динамо" - "Терек"… Последнее - не мое дело, но на нас ошибка с "Зенитом" отразилась очень сильно. Мы неплохо играли до гола и до удаления Торбинского.

- Применяли ли вы какие-то нестандартные меры, чтобы вывести команду из пике?

- Ничего сверхъестественного. Если и было что-то особенное - то это, как ни парадоксально, нормальные взаимоотношения в такой ситуации. Не было никакой истерики - ни со стороны тренеров, ни от игроков по отношению к тренерам, ни у футболистов между собой. Но уже в тренировочной работе я увидел, что у них появляется огонь. Огонь борьбы. А за счет чего? На мой взгляд, за счет осознания той ситуации, в которую мы попали. На сегодня мы - не лидеры и просто должны много работать. И, например, объем работы в матче с ЦСКА оказался у "Локомотива" самым большим за весь сезон. При этом и уровень технического исполнения был очень хорошим. За исключением того, что моментов создали не очень много. Но на то есть свои причины.

- Можно ли сказать, что перерыв в чемпионате, связанный с играми сборной, помог команде прийти в себя?

- К этой игре, наверное, да. А что дальше - покажут результаты чемпионата.

 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДАВИЛА НА СЫЧЕВА

- Насколько мне известно, даже для некоторых работников "Локомотива" - не клуба, а команды! - выход Дмитрия Лоськова на поле с капитанской повязкой стал сюрпризом. Когда вы приняли это решение и довели его до игроков?

- Вначале я увидел, что Лоськов набрал хорошие кондиции. В товарищеском матче с Узбекистаном он был очень агрессивен и стал одним из лучших на поле. После той игры решение и было принято. А команде я о нем сообщил лишь на предматчевой установке на базе в день матча. Думаю, ни у кого из ребят обиды не могло быть: он - уважаемый человек. И игрой против ЦСКА доказал, что заслуживает капитанской повязки.

Нам нужны были изменения. На мой взгляд, на Сычева очень давила ответственность, связанная с этой самой капитанской повязкой. Давила пресса, давили болельщики - и это приводило к незабитым голам. А ведь работает он много, и кондиции у него хорошие. Не хватает только удачи.

- Как он отреагировал на перемены?

- В высшей степени профессионально. Потому что такой игрок, как Лоськов, пользуется уважением партнеров. Иностранцы, полагаю, тоже приняли это нормально. Тем более что мы выиграли. Наверное, если бы не победили, многие бы отреагировали скептически. Сыграй Лоськов плохо, сказали бы, что Семин чудит. Но такова тренерская судьба: иной раз все происходит правильно, другой - ничего не ладится.

- Не согласны ли с тем, что у Сычева в последние два-три года - возможно, после разрыва крестообразных связок в 2005-м - напрочь пропала и не вернулась стартовая скорость?

- Не согласен. Посмотрите, какую работу он проделал в матче с ЦСКА. А проблемы связаны не с крестообразной связкой. В этом сезоне у него тоже была сложная травма - надрыв мышцы передней поверхности бедра. Из-за него он пропустил практически весь подготовительный период. Два месяца! Вот в чем дело. А крестообразные связки его сейчас не волнуют. Колено в хорошем состоянии, да и в целом с его функциональными кондициями все в порядке. Сердечно-сосудистая система хорошо работает.

- Такое ощущение, что выход Лоськова в стартовом составе и его капитанство как-то разом сложили на места все кирпичики в "здании" игры "Локомотива".

- Согласен. Зачастую, когда что-то не ладится, не хватает одного кирпичика. Лоськов привел все к общему знаменателю. Когда надо, он отдавал передачи в одно касание, когда надо - придерживал мяч, когда надо - оборонялся. В любой ситуации поступал по делу. Что лишний раз говорит о том, что это большой мастер. И, на мой взгляд, игроки при нем стали чувствовать себя увереннее. В принципе у нас команда очень молчаливая, крайне мало подсказывающая друг другу. Мало футбольного разговора, очень мало. А при нем этот разговор появился. "Отойди!", "Ближе к игроку!" - каждая такая его команда, каждая мелочь играли свою роль. А для нас сейчас любая мелочь важна. И второй момент: болельщики, когда увидели Лоськова в стартовом составе и с капитанской повязкой, поверили, что мы выиграем.

- То есть их поддержка, на ваш взгляд, была сильнее обычного?

- Вне всяких сомнений.

ЛОСЬКОВ ПОПРОСИЛ ОБ ОДНОМ: "ДАЙТЕ МНЕ ШАНС"

- А для вас самого такая игра Лоськова стала сюрпризом? Вы ведь колебались, брать ли его в команду.

- Колебания присутствуют всегда. Но та тренировочная работа, которую он проделал с момента прихода в команду, дала плоды. Под руководством Винченцо Пинколини Лоськов сбросил пять килограммов. Сейчас у него практически такой же вес, как в 28 лет. А убедила меня, повторяю, товарищеская игра с Узбекистаном. Сыграй он не так ярко, конечно, я бы его с первых минут против ЦСКА не поставил. Одно дело - простые тренировки, во время которых всего не увидишь. А игра, пусть и товарищеская, - лучший тест.

- Что для вас сыграло решающую роль, когда вы сомневались: брать Лоськова или не брать?

- Тренер всегда должен принимать какое-то решение. Во-первых, мне нужно было обязательно уговорить тогдашнего президента клуба Николая Наумова, и он меня прекрасно понял. Во-вторых, мы ничем не рисковали. В-третьих, Лоськов - это новые болельщики, которые придут на стадион, и этого нельзя не учитывать. В-четвертых, он столько сделал для "Локомотива", что мы обязаны были дать ему шанс. С моральной точки зрения. Но с этих позиций мы могли взять его и на роль тренера. Однако верили в то, что он может принести пользу как игрок. У Лоськова - хорошие внутренние функциональные возможности. Дай бог, чтобы он продолжил в том же духе.

- "Чтобы хватало на молоко и на бензин", - так Лоськов высказал свои контрактные пожелания, когда в интервью "СЭ" попросился в "Локомотив"…

- Он, с одной стороны, достался нам бесплатно, а с другой - получает самую маленькую зарплату в команде. Лоськов на это пошел - а значит, он, во-первых, любит клуб, во-вторых, убежден в том, что может доказать свою состоятельность и в дальнейшем получить более весомый контракт. Уверенный в себе человек, который только попросил: "Дайте мне шанс". Я его знаю давно: если он что-то говорит, то всегда отвечает за свои слова.

- Не жалеете, что до матча с ЦСКА не давали ему больше времени на поле? Или он тогда еще не был функционально готов?

- Я боялся, что его уровень готовности будет недостаточным. Но, конечно, в ответном матче с "Лозанной" времени ему нужно было дать больше. Там у нас разума было очень мало.

СО СМОРОДСКОЙ - РАБОЧИЕ ОТНОШЕНИЯ

- Лично у меня возникла твердая ассоциация между метаморфозой "Локомотива" в матче с ЦСКА и заседанием совета директоров, после которого стало ясно: в отставку тренер Семин отправлен не будет. А вы такую связь видите? Ведь и некоторые игроки говорили о том, что определенность сняла с них ощущение нервозности.

- Мне нет смысла проводить подобные параллели. Все это - часть тренерской работы. Доверили - спасибо большое, не доверили бы - наверное, тоже было бы за что. Потому что результата не было. Но я прекрасно знаю свое дело, я прекрасно знаю себе цену, я прекрасно знаю, что меня невозможно никакой прессой, ничем другим склонить в одну или другую сторону. И уровень свой я тоже знаю. Поэтому я был в себе уверен весь этот период. Не могу судить о том, что чувствовали игроки, но меня состояние уверенности не покидало. Всякие в жизни бывают периоды. Не всегда выигрываешь все и вся.

А причины, почему это произошло… Нужно объективно разобраться - всем нам в клубе. И сделать так, чтобы в дальнейшем команда двигалась вперед, а не топталась на месте. Меня, например, не устраивает борьба за те места, за которые мы сейчас боремся. Мне неинтересно!

- Перед заседанием совета директоров у вас не было предчувствия иного исхода?

- Я меньше всего об этом думал. Мне нужно было отчитаться, высказать свое мнение обо всем происходящем. А понравится мое видение ситуации или нет - уже не мой вопрос. Мне нужно думать о том, как завтра провести тренировку. Если, конечно, еще доверят.

- Чье слово стало решающим?

- Не знаю. Наверное, всех.

- Как на сегодня складываются ваши отношения с президентом клуба Ольгой Смородской?

- Они рабочие. Если есть заинтересованность в результате, движении вперед, то споры будут обязательно. Можно жить гораздо проще: потихоньку приходить, получать зарплату и всем быть довольным. Тем, что есть контракт, условия которого клуб обязан выполнять, и всем остальным. А если есть определенные разногласия, то ничего страшного. Самое важное - чтобы это было в интересах клуба и футбола.

- По вашим словам складывается ощущения, что за время, прошедшее после ваших со Смородской известных словесных пикировок, вы нашли общий язык.

- У нас рабочая обстановка.

- Как расцениваете приход в клуб Юрия Белоуса?

- Мы еще не встречались, но я его знаю. Он опытный человек, долгое время работал в футболе. А как у нас сложится взаимодействие… Главное, чтобы они пошли на пользу футболу и клубу. Тогда все будет хорошо.

- Как вы узнали о его появлении в "Локо"?

- На следующий день из газет. Практически.

ТРЕНИРОВКУ ПРИ СМОГЕ НУЖНО БЫЛО ОТМЕНИТЬ

- Вы абсолютно уверены в том, что матч с ЦСКА стал переломным?

- Эти ощущения нужно закрепить в Томске. У нас из-за дисквалификаций не играют Майкон, Асатиани. Требуются замены. Но встреча с ЦСКА дает игрокам уверенность, что они на правильном пути, и все равно в дальнейшем сыграет очень-очень положительную роль. Армейцы за последний период, по-моему, играют в самый привлекательный футбол среди всех наших команд. Обыграть их дорогого стоит. Мы танцевали от своих возможностей на данный момент, и эти возможности были реализованы каждым из игроков на сто процентов.

- Вас ждет непростой выезд в Сибирь, а у "Локомотива" в сезоне-2010 - ноль побед на чужом поле.

- Мы в обязательном порядке должны переломить ситуацию. А плохой показатель на выезде связываю вот с чем. Тут нужно начать с самого старта, когда у нас был очень хороший матч с "Рубином" в первом туре. Он мог закончиться по-разному, но в концовке мы его проиграли. То же могу сказать и о встрече в Санкт-Петербурге. Эта серия неудач немного нас надломила. Заволновались нападающие: пошла критика, и они из-за своей неуверенности не реализовывали то, что имели. Стали ошибаться защитники. На последней тренировке перед началом чемпионата на ровном месте получил травму Баша - нужно его было менять…

Таких моментов набралось очень много. Потом был август, который, что называется, лег не в нашу сторону. Дважды играли через два дня на третий. В плане функционального состояния очень сильно подсели. И не только из-за большого количества игр, но и потому, что не выехали на сборы во время смога. Все команды уехали из Москвы, а мы остались.

- Чья в этом была вина?

- Наша общая - быстро не сработали. Наверное, я лишнюю тренировку провел перед "Ростовом", при смоге. Мы могли "задохнуться". Такой дым, помню, стоял на базе! Перенесли тренировку на девять вечера, но все равно практически ничего не было видно. Думаю, то занятие вообще нужно было отменить. Но я этого не сделал, что, видно, тоже сыграло роль. "Ростов" вышел играть без тренировки в Москве. После того матча продолжали тренировочную работу в условиях гари. Словом, проблемы настигли нас в комплексе.

 МАЙКОН МОЖЕТ СТАТЬ ИГРОКОМ УРОВНЯ ВАГНЕРА И ЖО

- С момента прихода в команду Шишкина вы отдаете ему предпочтение перед Смольниковым. Почему?

- Все-таки Шишкин - номинальный защитник, а Смольникова мы хотим из игрока средней линии сделать атакующим правым защитником. У него великолепная скорость, но ему еще нужно усилить игру в воздухе. У Шишкина она лучше. Отдельные матчи он провел не лучшим образом, но с ЦСКА, на мой взгляд, выглядел блестяще. Закрыл обоих сложных оппонентов - и Тошича, и Гонсалеса.

- Судя по открытой тренировке, Родолфу у вас из доверия вышел?

- Ничего подобного. Как был игроком основного состава, так и остается. Но из-за болезни он пропустил серию тренировок, и в этом цикле нам показалось, что другие сильнее.

- Дюрица, похоже, после игры с ЦСКА вернулся в обойму?

- С ним была сложная ситуация. В какой-то период он по разным причинам из обоймы выбыл. Ему нужно было немножко потерпеть, но он решил уйти в аренду в "Ганновер". И правильно сделал, поскольку ему нужно было ехать на чемпионат мира. После Южной Африки, естественно, был в отпуске, потом случилась травма... Но сейчас Дюрица хорошо тренируется, и мы на него рассчитываем.

- Можно сказать, что на ближайшие матчи основная пара центральных защитников - Баша и Дюрица?

- Посмотрим. Еще не готов так говорить: есть ведь и Бурлак, и Родолфу восстановился практически полностью. Большая проблема в том, что никак не восстановится Шарлес. Что происходит с его коленом - не можем разобраться. Вот-вот должен подойти - да все никак. Такая же история с Вагнером. Каждый раз происходит какая-то микротравма. Мне его жалко: он очень хочет играть, но не может.

- Как человека, который так верит в Майкона и по чьей инициативе бразилец был приобретен, его победный гол ЦСКА вас, надо думать, сильно порадовал?

- Майкон куплен в "Локомотив" не как игрок, который должен решать сегодняшние задачи. Это рекомендация нашей селекционной группы, и я ее поддержал. Как и бывший президент. Майкон куплен на перспективу, он постоянно входил в молодежную сборную Бразилии и выступал на юниорском чемпионате мира вместе с группой футболистов высочайшего уровня, играющих сейчас в "Шахтере". Майкон - будущее "Локомотива", но хорошо, что и сегодня по мере сил и возможностей нам помогает. Командный игрок, работоспособный, с очень хорошими функциональными возможностями. Думаю, через год-два Майкон может стать игроком такого же уровня, какими приехали в ЦСКА Жо или Вагнер Лав.

- Борьба за место в "зоне УЕФА" для "Локомотива" сегодня цель реалистичная?

- Если судить по турнирной таблице - да. Нас очень критиковали наши болельщики, ради которых мы и играем. Стабилизировать ту игру, которую мы показали с ЦСКА, - вот о чем мы должны в первую очередь думать. А очки в этом случае придут. Очень важно, что мы пережили крайне сложный период и сделали это вместе. Сохранили нормальные, добрые отношения, которые позволят двигаться вперед.

 Игорь РАБИНЕР