РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Клубы премьер-лиги вступают в новый финансовый год в неравных условиях: у одних бюджет составляет полтора-два десятка миллионов долларов, у других - сто миллионов и больше
Если не смотреть российский футбол, а только читать высказывания первых лиц РФС и ведущих клубов, то может создаться впечатление, что футбольный бизнес в России процветает. Евгений Гинер утверждает, что ЦСКА при бюджете 72-73 миллиона долларов практически вышел на самоокупаемость, Александр Дюков говорит, что в следующем году "Зенит" сам, без участия "Газпрома" и без учета премиальных от УЕФА и средств от трансферов, заработает 60 миллионов долларов...
Что ж, радует, что по крайней мере с каждым годом у руководителей топ-клубов растет понимание необходимости зарабатывать самим, и они об этом все больше говорят. С другой стороны, а как не говорить, если уже президент УЕФА Мишель Платини требует от всех подотчетных ему клубов сведения дебета с кредитом и грозится не допустить убыточные клубы до еврокубков-2013/14? Не факт, конечно, что угроза воплотится в реальное действие, но направление мысли, можно сказать, задано. И это хорошо.
Недавно коммерческий директор "Зенита" Дмитрий Манкин на страницах журнала "Футбол как дело" детально рассказал, из чего складываются доходы питерского клуба - те самые 60 миллионов. 20 миллионов приносит "Петровский" - в первую очередь продажа абонементов и билетов; 10-12 - фирменная торговля в 16 точках города, включая стадион, магазин на Невском проспекте и павильон в "Гостином дворе"; 15-17 миллионов - продажа коммерческих прав, включая спонсорские соглашения, 1,5 миллиона - телевидение.
ЦСКА, что делает ему честь, и вовсе открыл клубный бюджет. И мы увидели, что из 64 миллионов дохода армейцев на коммерческую деятельность (если я правильно понимаю, в нее входит и продажа абонементов с билетами) приходится 6 миллионов 195 тысяч долларов, на спонсорство и рекламу - 23 251 000, на ТВ и коммерческие права в различных турнирах - 13 821 000, на трансферы - 21 019 000.
То, что красно-синие в принципе публикуют эти цифры, - уже шаг вперед, который вообще-то необходимо сделать всей РФПЛ. Мне совершенно непонятно: если мы стремимся к тому, чтобы российский футбольный бизнес стал цивилизованным, почему лига до сих пор не выдвинула требования ко всем клубам открыть бюджеты. Любая закрытость рассматривается у нас в стране (и, надо думать, небезосновательно) как намек на отсутствие чистоты и прозрачности.
* * *
Но, надо сказать, и степень открытости того же ЦСКА - капля в море по сравнению с тем, что есть в Европе. Недавно мне довелось побывать в Англии вместе со студентами специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" Государственного университета управления. Во время лекции в "Арсенале" каждому выдали красиво выпущенный и оформленный 59-страничный (!) финансовый отчет "канониров" за сезон-2009/10, где указано не то, сколько в принципе клуб получил от спонсоров, но чуть ли не по дням - когда, сколько и за что. И так - по всем пунктам как доходной, так и расходной части. С такими отчетами - и эта информация, надо заметить, открыта - попробуй что-нибудь "распили"...
А теперь попробуем-ка представить такой отчет у наших провинциальных клубов, дотируемых не частными владельцами ("Жемчужин" и "Краснодаров" пока в стране единицы), а из местных бюджетов. Как говорится, no comment.
Вообще категорически непонятно, как может футбольный бизнес в стране расти, если он по всем направлениям регрессирует. Последние четыре года неуклонно снижается средняя посещаемость, упавшая за этот период на полторы тысячи человек за матч и составившая по итогам чемпионата-2010 12 428 зрителей. Подумать только: больше 30 тысяч человек в минувшем первенстве приходило только на три (!) матча. Свой обычный уровень держат только "Спартак" и "Зенит", тогда как, допустим, у ЦСКА в 2010 году зафиксирована самая низкая посещаемость в XXI веке! Вот о чем бы Евгению Ленноровичу бить тревогу. Но он, упоминая об этой проблеме, ссылается, что она - общероссийская. Может, если бы каждый клуб занялся возделыванием собственного сада, а не кивал на нерадивых соседей, и с народом на трибунах все было бы по-другому?
Я вот как-то наткнулся на интервью с главой департамента "Шахтера" по работе с болельщиками - и был просто изумлен скрупулезностью и масштабом работы, которая в этом направлении там делается. Это уровень высших европейских стандартов. После прочитанного великолепная посещаемость новой "Донбасс Арены", цены на билеты куда далеко не копеечные, меня совершенно не удивляет. Даже при наличии нового стадиона болельщик сам по себе на футбол не пойдет (хотя и сделает это куда более охотно, чем на то старье, где играет большинство российских клубов). С ним, болельщиком, работать надо. В Донецке работают. Или в каком-нибудь "Фулхэме", где при очень скромных возможностях клуба и статусе бог знает какой команде Лондона "дачники" за 15 лет подняли посещаемость с 4 тысяч до более чем 20. При том что "Крэйвен Коттедж" - старенький, я бы даже сказал, патриархальный стадиончик.
Кстати, в следующем году у нас с посещаемостью может быть еще хуже, чем сейчас, потому как "Алания", занявшая третье место после "Спартака" и "Зенита", отправилась в первый дивизион. Доходит до трагикомичного: у "Амкара" посещаемость в 2003 году, когда пермяки выступали в первом дивизионе, была выше, чем сейчас.
* * *
А телевидение? Гинер в интервью "СЭ" удивлялся: как такое может быть, что даже не в футбольных топ-странах Европы, а в Румынии (!) телевидение платит лиге 200 миллионов долларов в год, тогда как в куда более богатой России - 23 миллиона?
Новый телеконтракт до сих пор не подписан, и даже если он окажется больше предыдущего (фигурировали цифры вроде 60 миллионов), то все равно будет в разы уступать даже не ведущим, а средним странам футбольной Европы. Как-то мой коллега Александр Просветов приводил цифры, согласно которым один "Лион" получает от французского телевидения больше, чем вся РФПЛ. В Англии за сезон телевизионщики платят премьер-лиге 1,3 миллиарда фунтов, в Италии - 1 миллиард евро, в Испании и Франции - по 700 миллионов евро, в Германии - 412 миллионов евро. У нас же пока - 4,1% Германии, 2,4% Франции и Испании, 1,7% Италии и 1,3% Англии. Ну или 11,5% от Румынии. О каком нормальном футбольном бизнесе тут можно говорить?
А при этом еще и рейтинги телетрансляций с каждым годом заметно падают. Вице-президент РФС, глава НАФ Сергей Капков объяснял это отчасти ранним лидерством "Зенита", убившим в чемпионате-2010 всю интригу. Но, позвольте, почему в этом случае рейтинг на Первом канале матча ЦСКА - "Рубин" (напомню, что борьба между ними за серебро и гарантированное место в Лиге чемпионов до последнего момента являлась главной интригой турнира) в 2009 году составлял 3,6%, а в 2010-м - 2,1%? Почему единственным повально смотрящим футбол городом в России является Санкт-Петербург, где телерейтинги в три с половиной раза выше, чем в целом по стране? Что, у нас если та или иная команда - не чемпион, то футбол ее болельщикам сразу становится "по барабану"?
Если бы налицо было снижение посещаемости, но рост телерейтингов - уместно было бы говорить хотя бы о прогрессе телевизионного освещения футбола, которое опережало бы развитие стадионной инфраструктуры. Росла бы посещаемость при уменьшении рейтингов - в плюс можно было бы поставить противоположное. Но падает и одно, и другое! Доходит до того, что Первый канал, прямые трансляции на котором собирают меньше просмотров, чем любая другая программа, не будет больше показывать чемпионат России. И даже когда г-н Капков говорит, что инициатива непродления соглашения с Первым принадлежала РФПЛ, то дальше следует объяснение: федеральный канал больше не желал показывать футбол в прайм-тайм. А почему не желал? Потому что не смотрят.
* * *
Короче, давайте признаемся самим себе: российский футбол с точки зрения бизнеса идет вниз по всем направлениям. И отдельные вырванные из контекста цифры - вроде тех, что из уст боссов "Зенита" и ЦСКА процитированы в начале этих заметок - не способны это ощущение хоть чуть-чуть сгладить.
В ведущих английских клубах, насколько мне известно, не устают говорить о трех китах, на которых должен держаться здоровый футбольный бизнес. Если упрощать, то примерно в равных долях доход должен делиться между: а) продажей абонементов и билетов; б) телевидением и в) спонсорством. А теперь вернитесь к цифрам "Зенита" и ЦСКА в начале этих заметок...
В России из этого перечня фактически выпадает телевидение (доходы ЦСКА в этой сфере объясняются лишь выходом в четвертьфинал Лиги чемпионов), и лишь у считаных клубов вроде "Спартака" и "Зенита" можно всерьез рассчитывать на доходы от высокой посещаемости. Остаются только спонсоры. Или хозяева, которые по той или иной причине готовы вливать средства в этот бездонный котел. Причины эти порой на поверхности - взять хотя бы пулы из "добровольно-принудительных" спонсоров, рекрутированных на спасение "Томи" и "Крыльев Советов"...
В чем г-н Капков стопроцентно прав - так это в упоминании договорных матчей и прочей нашей традиционной нечисти как одной из главных причин падения интереса (в том числе и телевизионного) к футболу в стране. Ну так и борьбы-то со всеми этими явлениями у нас не видно! Если уж по матчу "Нижний Новгород" - "Волга" с легендарным броском Полянина прочь от летящего в ворота мяча комитет по этике ничего решить не может, то о чем вообще можно говорить? Какого футбола ждать? Какого болельщицкого интереса?
То, что происходит сейчас на улицах Москвы и других российских городов и напрямую ассоциируется с футбольными фанатами, охоты у обычных людей ходить на матчи (да и смотреть их тоже) опять же явно не добавит. Футбол и насилие с каждым годом все больше становятся синонимами. Волнистая линия, означающая на математическом языке, напомню, примерное равенство, сезон от сезона распрямляется. И конца и края этому не видно.
* * *
Если что-то и способно вытащить бизнес-составляющую нашего футбола из болота, то это постепенная подготовка к ЧМ-2018. То есть новые стадионы, которые хочешь не хочешь, а придется вводить в строй. Там, кстати, и с хулиганами будет разбираться гораздо легче - если, конечно, к тому моменту для этого появится нормальная законодательная база. На старых английских аренах с ними тоже справляться было куда сложнее, зато как только стадионный "парк" на туманном Альбионе начал обновляться, и проблем с безопасностью на футболе стало куда меньше, и посещаемость выросла.
Может, когда через несколько лет этот процесс стартует и в России, ситуация с интересом к футболу, а следовательно, и с футбольным бизнесом начнет улучшаться. Тот же "Зенит" при умной маркетинговой политике способен будет увеличить свои "стадионные" доходы даже не втрое, а больше - ведь не только вместимость новой арены увеличится втрое по сравнению с "Петровским", но и комфорт будет несравнимым, что оправдает рост цен на билеты.
"Спартак", ЦСКА, "Рубин", "Динамо" и целый ряд других клубов получат возможность проводить матчи на новых аренах и зарабатывать на этом совершенно иные деньги. Пусть и не такие, как топ-клубы Англии (доходы "МЮ" в прошлом сезоне, например, составили 286 миллионов фунтов, "Арсенала" - 223), но хотя бы наполовину соответствующие тем амбициям, которые они выказывают. Амбиции эти выражаются в суммах трат на трансферы, которые одним только летом 2010 года у "Рубина" с "Зенитом" зашкалили за 40 миллионов евро, а у "Спартака" были к ним близки. Но вряд ли кто-то будет отрицать, что обертка российского футбола этим амбициям сейчас совершенно не соответствует.
Суть происходящего с футбольным бизнесом в России отражает тот факт, что при тех деньгах, которые крутятся в нашем футболе, в XXI веке были введены в строй только три новых стадиона, и то сравнительно небольших, - "Сатурн", "Локомотив" и "Арена Химки". Вот таким в нашем футбольном хозяйстве было выраженное не на словах, а на деле желание выводить все на новый уровень. И без мощнейшего стимула в виде ЧМ-2018, почти уверен, все за небольшим исключением осталось бы на прежнем месте.
А так - хотя бы надежда появилась. Пусть и не на ближайшее будущее - раз все, как мы видим, пока неуклонно идет вниз, - так хоть на чуть более отдаленное. И то - при обязательном условии, что обновление нашего футбола не станет чисто "технократическим". Если человеческую, нравственную составляющую (как на поле, так и на трибунах) облеченные властью и деньгами фигуры не сочтут важной - все пойдет насмарку.
Игорь РАБИНЕР
"СЭ" стали известны приблизительные суммы бюджетов клубов премьер-лиги в 2011 году
ЗЕНИТ
Бюджет клуба на 2011 год составит около 100 миллионов долларов.
ЦСКА
Бюджет армейцев в 2010 году еще окончательно не утвержден, но по словам президента ЦСКА Евгения Гинера его расходная часть составит 72-73 миллиона долларов, а доходная если и уступит ей, то совсем немного - клуб сводит нынешний бюджет практически без дефицита. В будущем году порядок цифр ожидается примерно таким же.
РУБИН
- Бюджет клуба за 2010 год еще не cведен, нам осталось рассчитаться с игроками по контрактам, бонусам и премиям. Поэтому я не готов назвать какую-либо конкретную цифру, - утверждает президент "Рубина" Александр Гусев. - С бюджетом на 2011-й полная неопределенность. Клуб подготовил пять его вариантов, рассчитанных на самые разные ситуации. Принимать же бюджет будут наши спонсоры. Надеюсь, что заседание попечительского совета клуба состоится 20 декабря. (Сергей ГАВРИЛОВ)
СПАРТАК
Бюджет "Спартака" в новом году останется на уровне сезона-2010. Нынешний составляет порядка 70-80 миллионов евро. (Вячеслав КОРОТКИН)
ЛОКОМОТИВ
Планируется, что бюджет "Локомотива" в будущем сезоне будет на уровне нынешнего - около 62 миллионов долларов. (Екатерина БРЕДИНА)
СПАРТАК Нч
Примерно 12 миллионов долларов, как и в прошлом году.
ДИНАМО
Ориентировочный бюджет бело-голубых на будущий год - 65 миллионов долларов.
РОСТОВ
Бюджет "Ростова" на будущий сезон пока не определен. Областные власти предполагают сделать финансирование клуба более стабильным, чем в нынешнем году, однако конкретных цифр пока нет.
ТОМЬ
Бюджет "Томи" на 2011 год утвержден на заседании некоммерческого партнерства ФК "Томь". Он составит 808 миллионов рублей. (Сергей СИМОНОВ)
САТУРН
В данный момент таковой отсутствует и будет сформирован лишь в случае появления инвестора, который сможет решить проблемы с долгами клуба.
ТЕРЕК
Бюджет клуба в уходящем году составил порядка 20 миллионов долларов. В 2011-м с появлением нового спонсора эта цифра может быть увеличена в полтора раза. (Александр ЛЬВОВ)
АНЖИ
В 2011 году бюджет клуба составит около 15 миллионов долларов.
КРЫЛЬЯ СОВЕТОВ
Примерно 25 миллионов долларов.
АМКАР
Президент пермского клуба Валерий Чупраков рассчитывает, что бюджет в новом году будет в пределах 600 миллионов рублей. "Половину необходимых средств мы получаем из краевого бюджета, а 300 миллионов должны найти сами. Сейчас активно этим занимаемся", - сообщил президент "Амкара". (Павел АЛЕШИН)
КУБАНЬ
Бюджет команды составит примерно 20 миллионов евро.
ВОЛГА
Бюджетные документы сейчас находятся в стадии формирования.
medinec
Посмотрите как в Англии играют даже самые слабые клубы и посмотрите как наши, бегают как будто умирают и кто захочет на это смотреть, лишь только заядлые болельщики. Вот и вся суть вопроса!
21.12.2010
vinni777
maldalik Чувак, ты не поверишь, но я это знаю. В любой стране достаточно людей, которые любят футбол, но не могут себе позволить ходить на стадион, подключить кабельное, спутниковое и т.п. телевидение. И что? Значит надо все сделать бесплатно что ли. Бесплатные трансляции, бесплатно в магазине раздавать продукты, не все же могут себе позволить купить все что захотят, раздавать Мерседесы бесплатно, не все же могут себе это позволить. Не можешь позволить, значит не будешь есть икру, иметь Мерседес, смотреть футбол. Увы, но у бедных всегда так. Но по крайней мере часть людей, которые могут заплатить, будут это делать. А сейчас и эти люди не платят. Зачем, если пару матчей показывают бесплатно. У нас в некоторых районах и центральные каналы не все ловятся. Может теперь собрать статистику какой канал где ловится и для этих районов показывать футбол только по этим каналам?
21.12.2010
Да, надо заплатить около 9 т.р. за тарелку. И что? Это не огромные деньги для разовых трат. Кто не может себе позволить потратить такие деньги, тот и на матчи на стадион не будет ходить или от силы разок в месяц забежит. В Англии люди, кто очень бедно живет на стадионы тоже не особо ходят. Им в основном как-то не до футбола. __________________________________________________ Чувак ты не поверишь, но больше половины России, не может себе этого повзолить. А в некоторых районах и НТВ+ в принципе нет. Не стоит сравнивать уровень жизни в Англии и в России, за исключением Москвы и Питера.
21.12.2010
superassa
Андрей М, что правда то правда, я думаю рейтинги упали потому что народу теперь доступно бесплатно посмотреть матч в инете в приемлимом качестве
21.12.2010
vinni777
RSergey Да, надо заплатить около 9 т.р. за тарелку. И что? Это не огромные деньги для разовых трат. Кто не может себе позволить потратить такие деньги, тот и на матчи на стадион не будет ходить или от силы разок в месяц забежит. В Англии люди, кто очень бедно живет на стадионы тоже не особо ходят. Им в основном как-то не до футбола. Я собо не сомневаюсь, что если не показывать матч Спартак-ЦСКА, то большинство из желающих посмотреть не заплатят рублей 500 за просмотр, потому что банально жалко. Часть понятно заплатит, но часть вообще смотреть не будет, а часть через пару часов скачает из интернета. У русскоговорящих жажда к халяве в крови. Аркадий А про зрелищность...в Румынии зрелищность что ли огромная, что у них отчисления за трансляции в 10 раз больше?:) Какая у нас зрелищность, такая и плата месячная. Где еще за 10 долларов в месяц можно посмотреть практически все матчи чемпионате? Проблема в первую очередь не в невозможности платить, а в нежелании.
21.12.2010
Marduk
Не совсем правильно говорить что зрительский рейтинг трансляций падает... на 1 канале да, безусловно, потому что показ матча, комментаторы, никакой критике не поддаются. Падение еще объясняется распространением по стране скоростного интернета, и возможность смотреть матчи через интернет с неплохой картинкой и комментариями нтв+
21.12.2010
artvita
vell79 Петровский который году уже в собственности клуба какая аренда?!
21.12.2010
Фонарь
в Англии, что не матч - то настоящее шоу! А за хорошее шоу не жалко денег заплатить. А у нас за что платить? Когда будут наши матчи столько же зрелищными вот тогда их можно будет и платно показывать. Чтоб на трансляциях зарабатывать как в Англии нужно сначала раскрутить футбол как в Англии.
21.12.2010
RSergey
Да если бы ещё платно показывали! Что бы НТВшные трансляции смотреть, то по мимо абонентской платы, надо ещё и за тарелку заплатить. Что бы смотреть по SetToBox опять таки надо иметь приставку, хороший интернет канал + абонентская плата (600р интернет + 300р). В год набегает около 12т рублей. Это при том, что надо пользоваться услугами конкретного провайдера. Съёмки тоже далеко не всегда качественные. Вообщем, для начала, надо провести техническую модернизацию российских телекоммуникаций, что бы картинка выглядела на уровне мировых стандартов.
21.12.2010
vinni777
Не показывают бесплатно, поэтому нет интереса. Раньше не показывали и тоже не было интереса, потом стали показывать и интерес появился. И что с того? Посещаемость как была никакой, так и остается. Если перестали показывать, то люди вроде как на стадион должны идти или платить за трансляции. Но у нас же все не так. Нашим людям нужна исключительно халява и разговоры о том, что как же не показывают халявно футбол. В Англии что ли показывают? Там за все платят. У нас платить не хотят, но хотят, чтобы клубы окупались, да еще выигрывали в Европе. Интересно на основании чего.
21.12.2010
sport_smen
ЦСКА-Спартак мог бы собрать 50-60 тыс ! Но Гинер тип модный и богатый , зачем ему какая та посещаемость ЦСКА , на х...й ему какие та болельщики !
21.12.2010
MIKEBEST
2vell79 ...ели оренду от бивают.. Это ты на каком языке нацарапал??? Писака !!!
21.12.2010
vell79
я хз.как петровский столько денег приносит...раньше ныли что этом стадионе они от билетов ели оренду от бивают..а сейчас 20 лямом. хоте билет за 1500 это не потолок
20.12.2010
MIKEBEST
где то так
20.12.2010
MIKEBEST
Билеты на Зенит от 800 до 4500 тысяч рублей!!! И то днём с огнём не сыщешь ... Заканчиваются за полдня... Да и выбрасывают только 3-4 тысячи билетов, остальные по абонементам. Абонемент в среднем 35-40 тысяч на домашние матчи. Где так...
20.12.2010
chigohot
Какой-то чел из "Терека" кричал, что он уже пол сборной мира почти купил, а новый спонсор дал всего 10 лямов! )))))
20.12.2010
MIKEBEST
А у Спартака гляди ка 70-80 лямов в ЕВРО!!! Это 92-105 миллионов долларов!!! Больше чем у Зенита !!! А ныли весь сезон , что Питер всех купил ! У Зенита все вложения сделаны с умом , тот же Спаллетти например , все новички заиграли , Бухаров тот точно при Спаллетти заиграет в следующем году !!! Слава богу , что у Спартака есть Карпин !!! Слава богу!!!
20.12.2010
koroban
20 лимонов от петровского - это по лимону с каждого домашнего матча. Эт получается билеты в среднем гдет по 50 баксов или 1500р чтоли? неужели так дорого? Чтот не верится, хоть бы кто из питерских прояснил ситуацию
20.12.2010
burberry123
а что больше 100 млн $ или 80 млн евро?)
20.12.2010
yantar
1... если выписать все что я думаю по этому всему и свою систематику решении-улучшении, то объём текста будет прилично больше чем количество букв на этой странице, а это займёт целый день в необработанном виде, а в лучшем виде займет больше времени чем работа над дипломом в каком-нить мощном высшем заведении. Одно лишь точно нужно написать, что работать нужно на всех уровнях и не просто постепенно подогревать обычную русскую сковородку ЧМ 2018, после которого на ней всё пригорит, а всё негативное вымрет, так же как вымирли крокодилы после падения метеорита на землю, а нужно максимально возможно сразу глобально повсеместно начать готовить на антипригарных сковородках лучшего европейского образца.
20.12.2010
yantar
2. Но для начало уберите из ротации песню одной группы (против которых как таковых я ничё против не имею) у солистки которой сериалы на первом являются религией... типо смайл... короче работать, работать, работать!!! популяризовать, популяризовать, популяризовать!!! и т.д и т.п. ну и выжигать каленной адамантией) или чем там) нехорошее...
20.12.2010
yantar
3. Надеюсь наш футбол войдёт в первую пятёрку по всем параметрам, а после этого при попытке главного канала заполучить в свой пул высокорейтинговые матчи первого дивизиона, ну ладно шучу)) премьер лиги, другой(ие) каналы покажут хрен им в виде финансового отчёта от самого нерейтингового матча, где самая крутая развлекательная тема у них по всем статьям трещит на фоне этого матча))) Хохлы лет так 4 назад я читал спокойно на центральном своём матчи транслировали, без всяких там перед началом сезона... хотя деталей я незнаю, но всё таки... и так не будет и шучу, хотя в каждой шутке... но работать и прорабатывать
20.12.2010
yantar
4.А пока при таком уровне населения тивишнику выгодно чтоб бабушки были бедные, мамы таковоже уровня многодетными и т.д и т.п. и их отрадой будут сериалы и ... и чтобы ворлд оф варкрафт апокалипсис рекламируемый через главные каналы был глобальным хавалом для молодёжи и не токо, а футбол обычной мишурой, а не наоборот!!!!!!! Ведь чтоито тогда будет для них если пенсионеры как в Германии на пенсии будут ездить по заграницам, а у студентов на высших заведениях появится стремление если по окончанию заведения они будут получать хотябы обычную однокомнатную квартиру в нормальном доме, а лучшие и тово двушки и т.д и т.п. Не это им не надо. А вобще вы многие просто не представляете, как отличный качественный футбол способен объединять людей, более глобально массово объединяющего спорта нету... вобщем писать и писать...
20.12.2010
мы все из мяса
Der_Shoospan И все это из-за одной причины - отсутствии толковых менеджеров и системы их мотивации или просто системы управления.
20.12.2010
yantar
И статья дело и Der_Shoospan тоже...
20.12.2010
serb69
а че у терека так мало??там же какойто чудо олигарх купил их и что уже роналдинью на подходе говорили)
20.12.2010
Santyaga
точно! сделайте футбол платным! и тада народ попрет его смотреть на стадионы и тарелки кинется покупать. Хоть бы те 2 жалких матча по каждому из метровых каналов общественных в прямом эфире бы показали... зарплаты то поди у англичан поболе чем у русских да и народу футболом интересуется поболе.
20.12.2010
SergAnt123
Согласен с Der_Shoospan. Вспомним, в 90-е годы футбол по телевизору почти не показывали и популярность футбола пришла почти к нулю. Потом появился канал Спорт, пошли трансляции и популярность пошла вверх, появились спонсоры и т.д. Сегодня трансляций опять практически нет: в 2010 1 матч из тура в неудобное время по 1 каналу и 1 матч в записи по Россия 2 (на следующий год и этого не будет) - это издевательство: типа бросили кость. И ради чего - ради 1,5 млн на клуб, что сотавляет от 10 проц. у Анжи до 1,5 у Зенита. Да спонсоры больше дадут за то что их логотип на майках показывали бы по ТВ.
20.12.2010
#VOVAN#
На данный момент интерес к телетрансляциям могут поднять матчи российских клубов в еврокубках. ЦСКА своим попаданием в 1/4 ЛЧ в прошедшем сезоне это доказал
20.12.2010
Der_Shoospan
о каком удержании интереса к футболу может идти речь если матчи лиги не транслируются по ТВ? далеко не у всех есть спутниковые каналы, а по общедоступным один матч в неделю... прямые трансляции по первому каналу? может в москве они и прямые, а вот в местах с иными часовыми поясами - нет. и мало найдётся желающих собственно смотреть в 2 ночи то что было сыграно в 6 вечера. на мой взгляд основных проблем несколько и они на столько на поверхности, что создаётся чёткое ощущение что тем кто принимает решения они выгодны. 1. "централизация" футбола. все деньги в москве, и внутримкадные клубы обзоведясь хорошими спонсорами скупают всё и вся из прочих мест. жители столицы, почти поголовно помешанные на профите, на футбол ходят неохотно. отсюда и пустые трибуны. из провинции уезжают сильные игроки и тренеры - это ведёт к большой обиде болельщиков и как следствие к нежеланию быть причастным к этому. в ещё более гипертрофированном виде это можно наблюдать на примере русского хоккея. такое вбухивание денег именно в москву наверное имеет свой смысл, но всёже в крупных региональных центрах отдача была бы выше. Екб или Новосиб вполне способны собирать стадион на 50к, если заинтересовать зрителя и построить такой стадион. ну и с торговли символикой можно иметь больше, так как любая крупная региональная команда - это команда всего региона, со всеми вытекающими последствиями (шарфик за 300 рублей могут позволить себе и в деревне). 2. стадионы и поля. нету их. и в скором времени не будет. чтобы наполняться стадион должен быть новый, удобный, с хорошим, желательно натуральным, полем (был на лужниках и в перми на футболе на сентетике - ощущение совершенно не то. хотя может быть я просто эстет :) ). стадион должен быть в центре города или в ином месте лёгкой доступности для всего города в котором находится (не рассматриваю москву с её размером), иначе заполняемость будет заметно ниже. для примера Екб. уже кучу лет реконструируют центральный стадион. и уже бы давно его отстроили, если бы не одно но. тот старый был вроде как памятник архитектуры и его стены было запрещено ломать. и теперь то что там строится вписывают в старые стены. вобщем вы понимаете ;) 3. коррупция. она везде, начиная от перехода чемпионата на новую систему и заканчивая договорными матчами и всевозможными откатами, в т.ч. при постройке стадионов. вот в чём мне, болельщику из Екб, интерес ходить на футбол? ясно же что раз стадион недостроен ещё наш фк Урал в примерлигу не выйдет. и что будут сливы тем кого туда тащат и победы над всякими аутсайдерами. практически на 100 процентов известный результат матча, на который нужно ехать на разбитый стадион с немение разбитым полем, на котором именно футбола увидешь врятли. 4. освещение футбола. интересу просто неоткуда взяться, так как футбол у нас не показывают.
20.12.2010