9 февраля 2011, 03:40
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Капитан "Волги" Антон Хазов - одна из ключевых фигур в составе, завоевавшем в сезоне-2010 путевку в премьер-лигу
Павел АЛЕШИН
из Белека
Это было его второе восхождение, первое - в 2007 году с "Шинником", клубный рекорд которого - 102 матча в премьер-лиге - опять же принадлежит ему. 15 голов за три неполных сезона в "Динамо" тоже о чем-то говорят. Из Нижнего Новгорода, жителем которого Антон стал в семь лет, он уехал в 2001-м, в 2009-м вернулся и сейчас главный футбольный старожил в команде.
- В апреле вам стукнет 32. Нынешние юные партнеры могут подумать, что вы и Максима Горького еще помните?
- Максима нет, а Горький - советское название города - помню. Хотя и с Максимом знакомился, посещая школьником его дом-музей.
- C другой яркой личностью, правда, уже из футбольной оперы, Валерием Овчинниковым знакомы?
- Судьба нас разминула. Хотя первый контракт я подписал как раз с дублем нижегородского "Локомотива". Как водилось тогда, пустой лист. Сказали: "Хочешь играть, подписывай". Но его почему-то не зарегистрировали в ПФЛ. И появился вариант с "Торпедо-Викторией". Тренер Леонид Назаренко и его помощник Анатолий Нефедов нашли меня в "Динамо"-ГАИ, выступавшем в первенстве области. С тех давних пор в моей карьере присутствуют лишь три клубных цвета: белый, голубой и черный.
- Принадлежность к славному ведомству, наверное, давала вам привилегии?
- Многие из той команды по сей день работают в ГИБДД. Но, даже когда на четыре месяца меня лишили прав за обгон трактора по встречке, постеснялся позвонить друзьям, за что потом получил от них строгий выговор.
- За три сезона в "Торпедо-Виктории" вы забили 37 мячей, недурно для начинающего.
- В основном забивал во второй лиге, в первой только три мяча - сломал ногу в товарищеском матче с нижегородским "Локомотивом".
- Как вы оказались в "Динамо"?
- Что интересно, подписал контракт без просмотра. Регулярно тренировался с основой, но полгода играл за дубль, хотя и получал огромную по сравнению с резервистами зарплату - полторы тысячи долларов. Им платили от 300 до 500.
- Динамовский дебют вспоминаете?
- И дату помню: 5 мая, день рождения моего погибшего брата. После несчастья с ним моя карьера пошла в гору, чувствую, кто-то оттуда, сверху, мне помогает. Первый раз я вышел на поле в Новороссийске при счете 0:1. Земляк и сосед по комнате в гостинице Петя Быстров сделал мне отличную подачу, я рыбкой полетел навстречу мячу и спас "Динамо" от поражения. В первый сезон забил 10 голов в 16 матчах, а своим "покером" в последнем матче с "Факелом" отправил воронежцев, соперничавших с "Торпедо-ЗИЛ", в первый дивизион.
- "ЗИЛ" динамовцев простимулировал?
- Да, но не вижу в этом ничего криминального. Почему бы и нет, если турнирные интересы команд совпадают?!
- Почему первый сезон так и остался для вас лучшим в "Динамо"?
- Валерий Газзаев не дал мне шанса проявить себя, правда, рвение оценил и пригласил потом в молодежную сборную России на решающий отборочный матч чемпионата Европы со Швейцарией. Вели - 3:1, но позволили соперникам сравнять счет. Меня выпустили в конце на "навал" - в расчете, что заковыряю мяч в сетку. Не получилось, проехали мимо Европы.
- При Викторе Прокопенко вы вновь возглавили атаку "Динамо".
- Даже сделал два дубля - с Ростовом и "Анжи", но потом стал получать все меньше игрового времени. Дима Булыкин, как он сам признавался, наконец "увлекся футболом" - его и ставили. Я тогда обиделся на Прокопенко - и лишь с возрастом оценил масштаб его личности.
- Затем вы оказались в "Шиннике". По сравнению с "Динамо" это был шаг назад?
- Наоборот. "Шинник" тогда и в таблице стоял выше динамовцев, и зарплату мне наконец положили соответствующую уровню высшей лиги. В том же сезоне забил один из самых памятных голов - победный "Зениту" на "Петровском". Мы стали единственной командой, обыгравшей питерцев на его поле.
- Что особенно запало вам в память за годы выступлений в Москве и Ярославле?
- Командная атмосфера. В "Шиннике" условия были средние, база - изба с мышеловками в коридорах, но никто не жаловался, все полностью отдавались футболу. И в "Динамо" мы тогда звезд с неба не хватали, но коллектив собрался на редкость дружный.
- Как вы вернулись в Нижний?
- В 2008 году "Шинник" вылетел из премьер-лиги, а контракты у большинства были "тяжелые", погашение по задолженностям руководство команды только недавно закончило. Мне же при уходе сразу все отдали - сумма контракта была поменьше, чем у многих. Я тяжело снимаюсь с насиженных мест и одним из первых согласился на снижение зарплаты на 25 процентов. Но новый руководитель клуба Александр Рожнов отказался платить и такую. Мог спокойно получать свои деньги по контракту еще год, но играть под напряжением не хотел. И тут на горизонте появилась "Волга", вышедшая из второго в первый дивизион.
- Василий Березуцкий, с которым я беседовал на днях, считает, что возрастная планка в футболе поднялась и в 32 года футболист часто соответствует своему лучшему уровню. А вы как думаете?
- Не понимаю, откуда вообще взялся рубеж - 30 лет. Слава богу, в нашем футболе стали смотреть не на дату рождения, а оценивать возможности футболистов. Надо только следить за собой, не позволять себе ничего лишнего. Из спиртного, например, - только бокальчик пива после игры. Мне понравились слова бывшего армейца Максима Бокова в одном из интервью: "Премьер-лига держится на 30-летних". По-моему, он прав.
- В родном городе играть комфортнее?
- Сейчас невозможно представить, что могу куда-то уехать из Нижнего. Но свой город - это и повышенная ответственность. В 2009-м я оказался в "Волге" самым опытным, плюс от меня как от форварда да еще местного воспитанника ждали большего. В первое время действительно было очень тяжело, тем более что стартовали мы неудачно.
- Считаете свою жизнь футболиста удавшейся?
- Мои одноклассники, однокурсники по институту завидуют разнообразию моей футбольной жизни, разъездам, постоянным встречам с интересными людьми. От футболистов, особенно тех, кто выступает в первом дивизионе, можно слышать: "Устали уже от этих сумасшедших перелетов через всю страну". Отвечаю им: "Ребята, вот закончим и будем сожалеть о прошедших временах. Это же очень интересный образ жизни!"