Улыбчивый, но умеющий быть жестким, а еще - оптимист, лишенный суеверий: такое впечатление о новом главном тренере "Терека" оставила беседа с ним у корреспондента "СЭ".
Александр ЛЬВОВ
из Белека
ЛЮДИ МОГУТ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА
- Дави! Дави! - во всю кричит Гуллит.
- Давай! Давай! - вторит ему Рональд ван Никерк.
На поле футбольного центра гостиницы Calista "Терек" под дождем бьется с датским "Сендерьюске": искры из глаз, земля из-под ног.
- Заур! Заур! - надрывается Руд. - Go! Go!
На месте голландский рулевой грозненцев не стоит не минуты. Кто-то ошибся - с досады хлопает себя по бокам, удалась комбинация - поднимает большой палец. Переводчик Том только и успевает доносить до игроков советы главного. И так все девяносто минут. Наконец, Маурисиу забивает, и Гуллит, расплывшись в довольной улыбке, вместе с помощниками аплодирует.
Уже в автобусе голландец просит минуту внимания.
- Запомните, в такую погоду надо брать на игру две пары бутс. Тогда вас не придется ждать, если вдруг надумаете поменять обувь, - жестко говорит Руд. - Еще раз с кем-то подобное случится - отправлю в дубль. А теперь - спасибо за победу.
И широко улыбается.
Через час, после ужина, мы сидим с Гуллитом в уютном холле отеля и под негромкую импровизацию джазового трио ведем неспешный разговор.
- Каковы ваши впечатления от первого визита в Грозный?
- Незабываемые. Меня поразило все: новые дома, чистые улицы, улыбки на лицах людей, перенесших такие испытания. Рамзан Кадыров показывал мне фотографии города времен войны. Настоящий кошмар! А сейчас Грозный - красивая, современная столица республики. Значит, при желании люди на самом деле могут творить чудеса.
- Вам тоже предстоит нечто подобное - сделать "Терек" командой европейского уровня, о чем мечтают в Чечне.
- Я постоянно об этом думаю. Главное, чтобы наш футбол дарил людям радость. Это уже станет победой.
- Прежде слышали что-то о городе Грозном?
- Только в новостях, когда там шла война. Но в суть проблемы не вникал. Я далек от политики.
- В Грозном все обратили внимание на то, что вы постоянно улыбаетесь. Это ваше привычное состояние уверенного в себе человека или ответная реакция на теплый прием?
- Я действительно принадлежу к категории людей с позитивным мышлением. Знаете, пессимисты про стакан, в котором недостаточно воды, скажут, что он наполовину пуст. Я же предпочитаю говорить, что он только наполовину наполнен. Вообще я не очень люблю пессимистов, а они меня. Так что по возможности стараюсь улыбаться как можно чаще.
- Судя по всему, вы предпочитаете смотреть кинокомедии, а не фильмы ужасов, верно?
- Вовсе нет. Фильмы ужасов меня как раз привлекают больше. Смотришь такой - и гадаешь, как же дальше повернется сюжет. А в комедиях все просто.
- Каких дней в вашей почти 15-летней тренерской карьере было больше - радостных или мрачных?
- Хватало и тех, и других. Но в целом тем, как складывается моя судьба, я доволен. Хуже всего бывает, когда у хозяев клуба не хватает терпения на то, чтобы дать тебе сделать команду. Они хотят всего и сразу. Но не зря говорят, что быстро только дети рождаются. Вот в "Манчестер Юнайтед" и "Арсенале" усвоили, что спешка в футбольном деле не помощник. Потому и Фергюсон с Венгером там столько лет работают.
- Какое событие в своей тренерской жизни вы считаете самым значимым?
- Выигрыш с "Челси" Кубка Англии в 1997-м. Но памятна даже не сама победа, а то, что футболисты выросли, заиграли в классный футбол. Деннис Уайз, например, который поначалу никак не мог понять, чего я от него хочу.
- А о чем вспоминать не хочется?
- Об этом давайте не будем. Я ведь уже сказал, что живу позитивом. Знаете, что мне больше всего не нравится в моей профессии? То, что тренера рано или поздно увольняют. Но ничего не поделаешь - такова наша жизнь.
БЕЗ ДИСЦИПЛИНЫ - НИКУДА
- Кто из тренеров, с которыми вам довелось работать за 19 лет игровой карьеры, остался в памяти как самая колоритная фигура?
- Мне не хотелось бы выделять кого-то одного. Каждый из них дал мне что-то свое, личное. Одни учили премудростям обороны, другие втолковывали, как надо атаковать.
- И все-таки?
- Очень многое мне дали тренеры, у которых я начинал свой путь в молодежной команде. По сей день вспоминаю уроки Арриго Сакки, мудрость Ринуса Михелса. Словом, с учителями мне повезло. Низкий им поклон.
- Почему в Голландии вы работали только с одним клубом - "Фейеноордом"?
- Так получилось. Возможно, из-за того, что много жил за границей.
- А в "Харлеме", где делали первые шаги, потрудиться не было желания?
- Увы, этого клуба уже нет - его, как и ваш "Сатурн", постигла финансовая катастрофа.
- Конфликтовать с подопечными случалось?
- Личных конфликтов с футболистами у меня никогда не было. Игрок прежде всего должен быть частью команды. Если ты не Марадона, то будь любезен жить интересами коллектива. Нет - можешь считать себя свободным.
- Вы себя относите к категории жестких тренеров?
- Об этом лучше спрашивать игроков. Я знаю одно: без дисциплины ничего не добьется даже самая звездная команда.
- Штрафы - средство поддержания дисциплины?
- Я бы сказал, одно из средств. Но лично я их не накладываю. Это дело руководства клуба.
- Футболиста Гуллита когда-нибудь штрафовали?
- Извините, не могу вспомнить.
- Чего не можете терпеть в футболисте?
- Эгоизма. Таким я в шутку предлагаю заняться теннисом, где они будут отвечать только за самих себя. Хотя и в теннисе далеко не все эгоисты.
НЕИЗВЕСТНОСТЬ - ЧАСТЬ ПРОФЕССИИ
- Чем вы занимались в тот момент, когда на вас вышел "Терек"?
- Отдыхал в Абу-Даби. Там меня и застал звонок с предложением о работе. А до этого комментировал футбол на английском и голландском телевидении.
- В заявочном комитете Голландии и Бельгии на чемпионат мира-2018 вы работали на общественных началах?
- Именно так.
- Сильно расстроились, когда право проведения турнира отдали России?
- Конечно. Мы ведь весь год ждали, что мировой финал отдадут нам с бельгийцами. Увы... Но жить с этим можно.
- Неужели в ходе переговоров с "Тереком" у вас ни разу не возникло никаких сомнений?
- Тревожили два момента. Первое - я не знал структуры клуба, его возможностей. Второе - неизвестность, в которую предстояло ехать. Но это тоже часть тренерской профессии.
- Представьте ваших помощников.
- С ван Никерком я играл еще в "Харлеме". У нас одинаковые взгляды на футбол, схожие тренерские принципы. Тасу Коп - специалист по физподготовке и реабилитации. "Терек" - его первый клуб, но в Голландии он хорошо известен, и к нему постоянно обращаются футболисты с просьбой поработать с ними индивидуально.
- Вы в курсе, что в "Тереке" Копа в шутку прозвали полицейским? ("Копами", как известно, зовут полицейских в Америке. - Прим. "СЭ".)
- Слышал. Не вижу в этом ничего страшного. Полицейские тоже бывают хорошими и добросовестными парнями.
- Вы из тех главных тренеров, кто последнее слово всегда оставляет за собой?
- Мы - одна команда, и я всегда прислушиваюсь к своим помощникам. Но соглашаться с ними во всем смысла не вижу. Тогда лучше работать в команде с мамой.
ОСТРАЯ ПИЩА И ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
- Насколько увиденное ранее при просмотре видеозаписей матчей "Терека" совпало с тем, с чем вы познакомились в действительности?
- Пока мне сложно ответить на ваш вопрос: нужно время. Ясно одно - необходимо двигаться вперед. За счет чего? Над этим сейчас и ломаю голову.
- Что можно сказать об атакующем потенциале "Терека"?
- Конечно, мы не "Барселона", но кое-что уже вырисовывается. Сегодня вот встречались с датской командой, которая сама не играла и нам не давала. И все-таки сумели победить. Надо ждать и искать моменты - тогда они обязательно придут. Забил же сегодня Маурисиу.
- Почему вы во время игры так часто кричали: "Заур! Заур"?
- Садаев - очень быстрый форвард. Но пока скорость бега у него отстает от скорости мышления. Он часто отходил назад и снижал остроту наступления. Потому и приходилось его одергивать.
- Укрепление рядов "Терека" можно считать завершенным?
- Этот процесс не должен заканчиваться никогда. Но параллельно надо поднимать игровой уровень тех, кто уже в команде. В этом и состоит моя главная задача.
- То, что начинать чемпионат предстоит матчами с "Зенитом" и "Рубином", не смущает?
- Мне все равно, с кем начинать турнир. Начнем удачно - получим хороший заряд. Надо верить в себя даже тогда, когда играешь с фаворитом.
- А вероятность холодной погоды не пугает?
- Мы все будем в равных условиях.
- В интервью, которое по просьбе "СЭ" взял у вас наш голландский коллега Валентайн Дриессен, вы заявили, что российский чемпионат сильнее голландского. Почему?
- Прежде всего я исходил из того, сколько ваших команд участвует в европейских турнирах и чего они добиваются. Это объективный подход.
- В чем причины того, что голландский клубный футбол сдал позиции?
- Все упирается в деньги. Вот рухнул тот же "Харлем". В долгах "Фейеноорд". Не шикуют, мягко говоря, и другие. Поэтому, как только в Голландии появляются способные футболисты, их тут же покупают и увозят. Мы теряем таланты. Настоящее стихийное бедствие!
- Кто из футболистов всех времен восхищает вас больше всех?
- Марадона и Кройф. Это подлинные футбольные поэты.
- А из сегодняшних?
- Месси. Его футбол дарит бесконечную радость. Мне кажется, у него ноги сделаны из пластилина - мяч к ним просто липнет.
- Вы суеверный тренер?
- Даже когда был футболистом, в приметы не верил.
- Сэр Бобби Чарльтон слывет знатоком виски. А что из спиртного предпочитаете вы?
- Иногда за ужином позволяю себе бокал белого сухого вина.
- Религиозный ли вы человек и какую веру исповедуете?
- Вера живет в моем сердце. Господь Бог очень важен для объединения людей разного вероисповедания. Но если человек настоящий, нет никакой разницы, мусульманин он или католик.
- Какую кухню предпочитаете?
- Индонезийскую. Обожаю рис с курицей. Особенно когда она приготовлена с перцем. Острая пища возбуждает.
- И острые ощущения любите?
- В футболе без них нельзя.