Сегодня представители ЦСКА и "Башнефти" поставили подписи под новым спонсорским соглашением, по которому сотрудничество клуба и компании продолжится в течение еще одного года. На пресс-конференции, посвященной этому событию, на вопросы журналистов ответили президент ЦСКА Евгений Гинер и вице-президент ОАО АНК "Башнефть" Кирилл Андрейченко.
Дмитрий АФОНИН
из Москвы
Первым на пресс-конференции в пресс-центре "Интерфакса" слово взял глава ЦСКА Евгений Гинер, отметивший, что клуб и "Башнефть" довольны результатами своего сотрудничества.
Гинер: - Думаю, что "Башнефть" и ЦСКА остались довольны сотрудничеством в минувшем году, и поэтому мы продлеваем наш контракт. Рады, что имеем такого серьезного и сильного партнера. Также отрадно, что компания "Башнефть" вместе с ЦСКА заняла место выше, чем "Лукойл". У нас намечено множество совместных мероприятий в Башкирии по поддержке детей, школ, ветеранов.
Андрейченко: - Подписывая соглашение о новом сроке спонсорского контракта, нужно описать те достижения, которые у нас были в прошлом году. Мы абсолютно довольны результатами клуба. Компания получила эффект от работы нашего брэнда на футболках игроков ЦСКА. Для нас это не просто соглашение о генеральном спонсорстве, а часть социальной стратегии, которая планомерно реализуется. Мы получили сильную поддержку от клуба в плане профессиональной подготовки наших молодых кадров в футбольных школах Башкирии. Состоялось множество акций - к нам приезжали Владимир Сальков и Евгений Алдонин. Мы также организовали в Уфе фан-клуб ЦСКА. Тот социальный отклик, который получен от жителей республики, задает нам правильный вектор. Мы чувствуем за собой поддержку трудового коллектива компании, жителей республики, поэтому приняли решение о пролонгации договора. Думаю, следующий год будет таким же успешным как для ЦСКА, так и для компании "Башнефть". Хочу также отметить, что ЦСКА - один из старейших футбольных клубов и находится на лидирующих позициях в чемпионате. Эта команда показывает яркий, мобильный и интересный футбол. "Башнефть" также является очень интенсивно растущей компанией. Мы лидеры по темпам роста добычи нефти за последние два года и находимся среди лидеров по глубине переработки нефти. Поэтому можем отмечать только взаимное и плодотворное сотрудничество двух брэндов - ЦСКА и "Башнефти". С командой мы находимся на одной волне: ставим задачи и их успешно решаем.
- На какой срок рассчитан новый контракт, и изменились ли как-то его условия?
Андрейченко: - Контракт рассчитан на один год. Финансовые условия немного изменились - сумма чуть-чуть возросла.
Гинер: - Мы довольны соглашением и сотрудничеством. На сегодняшний день у клуба есть много предложений о генспонсорстве, в финансовом плане даже превосходящих те, что есть сейчас. Но дело в том, что "Башнефть" - это сильный партнер, и мы рады, что носим это название на футболках. Есть же такие компании, названия которых ЦСКА за любые деньги не разместит на футболках игроков. Приятно идти вместе с сильным и серьезным партнером.
Андрейченко: - Хотел бы добавить, что для нас заключение контракта - часть большой социальной программы, которую мы реализуем, в первую очередь, в Башкирии. Соглашение стало возможным после того, как были подведены итоги прошлого года и сверстан бизнес-план на следующий. Стало очевидно, что "Башнефть" сможет выполнить всю социальную программу на территории республики, все взятые на себя обязательства перед трудовым коллективом и акционерами. То есть это решение - взвешенное, продиктовано сегодняшними экономическими реалиями. Мы удовлетворены всеми параметрами контракта, раз его подписали.
- Почему контракт рассчитан только на год?
Гинер: - Заключи мы длительный контракт год назад, получали бы одни и те же деньги из года в год. (Смеется.) Компания видит наши общие достижения. Часть социальной программы на территории Башкирии будет выполнять и ЦСКА. Финансовую ситуацию на один год легче предвидеть, чем на много лет. А сейчас после кризиса вся мировая экономика только поднимается. Поэтому проще продлевать соглашения из года в год и так определяться с финансовой составляющей. То, что каждый раз продлеваем соглашение, не значит, что мы не хотим долгосрочного сотрудничества.
- А какие конкретно мероприятия, касающиеся социальной программы, запланированы "Башнефтью" с участием ЦСКА?
Андрейченко: - На следующий год у нас запланирован значительный объем социальных программ с участием ЦСКА, в частности мастер-классы. Также будем поддерживать фан-клуб, который организовали в прошлом году. Большой эффект дает приезд молодых футболистов команды ЦСКА. 10 дней назад закончился турнир на Кубок "Башнефти", где участвовали молодежные команды. Отмечу, что первое и второе места там заняли уфимские коллективы, а ЦСКА - только третье.
Гинер: - В эту программу входит также посещение детских домов, домов ветеранов. Каждый месяц к ним будут приезжать либо бывшие игроки клуба, либо команда, либо тренеры.
Андрейченко: - Могу добавить, что у нас члены фан-клуба проявили инициативу и почистили от снега дворы ветеранам. Организовал все клуб, а "Башнефть" только его поддержала.
- В данный момент в Уфе создается футбольный клуб с одноименным названием. Будет ли "Башнефть" участвовать в его спонсировании?
Андрейченко: - Хочу отметить - мы будем участвовать в финансировании футбольного клуба на территории республики. Кроме того, по нашей программе мы поможем формированию женского волейбольного клуба "Уфимочка".
Гинер: - Меня всегда удивляет подход многих людей. Скажем, раз "Башнефть" - башкирская организация, то ей надо спонсировать что-то только на территории своей республики. Вы никогда не интересовались какие клубы Fly Emirates содержит в ОАЭ? Или какие социальные программы в стране поддерживает? Почему-то журналистов не интересует, зачем эта компания идет в лондонский "Арсенал", строит ему стадион. Я тоже чуть-чуть занимаюсь бизнесом. Это основная моя специальность, а затем уже идет любовь к футболу и клубу. Я, как бизнесмен, пошел бы в топ-клуб, чтобы продвигался брэнд, а социальная программа выполняется обязательно. "Башнефть" платит налоги - вот и идут деньги на различные программы.
- В Томске клуб уже не первый год имеет проблемы с финансами, и там постоянно стоит вопрос о том, что нужно выделить деньги "Томи" от одной из местных компаний.
Гинер: - Меня удивляет и раздражает, когда спрашивают, почему компании не идут спонсировать тот или иной клуб - да потому, что им это не интересно. Надо сделать так, чтобы команда "Томь" была интересна. Когда я читаю, что губернатор обратился к премьер-министру, чтобы клубу назначили генерального спонсора, хочется спросить: во что мы играем? Мы играем в футбол. Мне просто интересно, как будут назначать спонсоров, когда УЕФА введет финансовый Fair Play. Ведь тогда к клубу появятся вопросы.
- Можете ли вы сказать что-то относительно слухов об уходе из ЦСКА Кейсуке Хонды? - задал вопрос журналист, представляющий японскую прессу.
Гинер: - Он игрок футбольного клуба ЦСКА и будет играть в нашей команде и дальше.
- Проводя параллель с ситуацией в Томске. Является ли участие в "Башнефти" в программе по спонсированию уфимского клуба добровольным?
Андрейченко: - Я уже обозначил, что для нас, как компании социально ответственной, в первую очередь важно выполнение обязательств по нашей программе. Полномасштабная деятельность направлена не просто на поддержку спорта, а вообще на социальные проекты - строительство учебных и лечебных учреждений на территории республики. "Башнефть" развивается, выходит на уровень федерального нефтяного игрока. Мы сотрудничаем с ЦСКА, но о своих корнях не забываем.
- Прописывается ли каким-либо образом в спонсорском контракте то, на что клуб должен потратить деньги?
Андрейченко: - Нет. Контракт этого не содержит. Мы доверяем руководству ЦСКА, и оно год за годом доказывает свой профессионализм. То, чего мы хотим от ЦСКА, четко положено на бумагу. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы когда-нибудь в команде заиграл уфимский футболист, но никаких советов по этому поводу не даем. Мы играем на своем поле, а ЦСКА - на своем.
Гинер: - Как вы себе это представляете - скажем, AIG дает деньги "Манчестер Юнайтед" и говорит, что Руни будет играть, а другой футболист нет? Спонсорство - одна из частей заработка клуба. А каков будет его заработок, если все спонсоры будут диктовать условия, на каких машинах ездить, кого из футболистов купить, как должен строиться стадион в интересах ТВ? Спонсорство - доходная часть, которая идет на зарплату, строительство стадиона, трансферы. Диктовать условия ни один спонсор не может. У нас есть свои обязательства. Мы должны идти с высоко поднятой головой, чтобы привлечь спонсора, а как тратить - уж сами как-нибудь решим. Могу точно сказать: свои деньги в карман не утянем. Все пойдет на футбол.
- Как обстоит дело со строительством стадиона для клуба? Принимает ли "Башнефть" в этом непосредственное участие?
Андрейченко: - Мы пока удовлетворены тем объемом контрактных обязательств, которые у нас есть. Что касается строительства стадионов, то "Башнефть" в Уфе финансирует постройку второй очереди "Уфа-арены" - домашней для "Салавата Юлаева".
Гинер: - Произошло непредвиденное событие, обрадовавшее нас перед 23 февраля. Через шесть месяцев после того, как купили землю, мы получили свидетельство собственности на нее. Теперь наконец-то можем с открытой душой и сердцем без нарушения законодательства РФ продолжать строительство. Что и будем делать сейчас. Не имея этого свидетельства, мы не могли продлить разрешение на строительство в городе. Лавировать и обманывать, говоря, что мы продолжаем строить для того, чтобы все сооруженное не завалилось, было бы неправильно. Думаю, в первых числах марта строители выйдут на площадку. Стадион должен появиться к концу 2012 года. Вся подземная часть уже сделана, и 18 месяцев на сооружение должно хватить.
- Болели ли вы за "Порту" или "Севилью" вчера в ответном матче 1/16 финала Лиги Европы, где должен был определиться соперник ЦСКА? С кем из них было бы выгоднее сыграть клубу с финансовой точки зрения?
Гинер: - Вчера ни за кого не болел, просто смотрел футбол, который, как мне кажется, был довольно неплохим, интересным. Немножко болел за "Севилью", так как мы конкурируем с португальцами в таблице коэффициентов УЕФА. Мы от них отстаем из-за того, что не всем клубам удается набрать очки в копилку страны. Больше хотелось бы встретиться с "Порту". Ведь "Севилью" мы уже побеждали даже в Лиге чемпионов, а с португальским клубом все пока складывается неудачно. Хочется не наступить на грабли еще раз, а пройти "Порту". Тем более президент клуба - мой близкий товарищ и интересно с ним сразиться. С экономической точки зрения не имеет значения против кого играть. УЕФА сейчас платит всем клубам одинаково в групповом этапе Лиги Европы, все только зависит от результатов, хотя это, конечно, не те деньги, что в Лиге чемпионов. В Кубке УЕФА для финансов имели значение продажа телеправ, размещение рекламных щитов. Только в квалификации Лиги Европы мы можем сами продавать некоторые права. За успех в противостоянии с "Порту" получим 400 тысяч евро.
- Правда ли, что в прошлом году планировался приезд ЦСКА на товарищеский матч с местной командой в Уфу, но этого не случилось?
Гинер: - Это правда. Матч должен был пройти, но только из-за смога команда не могла в Уфу добраться. Вот самолет, на котором я летел, посадили в Самаре, а команду даже не выпустили из Москвы. Игроки просидели в самолете три часа, а в Уфе все нас ждали. Только по этим форс-мажорным обстоятельствам матч не состоялся, но в этом году обязательно будет. Тем более что сейчас мы переходим на систему "осень - весна" и можем летом не сдвигать матчей тура, а сыграть спокойно.
- Вы упомянули о финансовом Fair Play. Сколько клубов премьер-лиги, на ваш взгляд, будут чувствовать себя нормально при этой политике? Когда мы придем к тому, что клубы не будут вытягивать деньги из бюджета, а станут частными?
Гинер: - Частными клубы станут тогда, когда футбол начнет зарабатывать. Вообще в этом виде спорта есть следующие составляющие пополнения бюджета: 30 процентов - доходы от телевидения, 30 - от спонсоров и рекламы, 30 - от продажи атрибутики и билетов, 10 - от еврокубков. Для бюджета российских клубов процент дохода от еврокубков выше, чем на Западе. Стоимость телеправ на чемпионат Англии - 1 миллиард фунтов в год, в России - 40 миллионов долларов в год. Средняя цена в Италии, Испании - 600 - 650 миллионов евро. Сейчас у нас два краснодарских клуба частные, а также ЦСКА и "Спартак". "Зенит" и "Локомотив" - тоже считаю частными. Они принадлежат госкорпорациям, но никак не относятся к бюджету городов. Керимов пришел в "Анжи", Рамзан Кадыров помогает "Тереку". Так что количество частных клубов увеличивается. Видим, что бюджетные коллективы будут рушиться. Сегодня губернатор любит футбол и содержит клуб, завтра ему нравится баскетбол, хоккей, волейбол - и футбольного клуба не будет. Когда придут частные владельцы, то они начнут думать, не будут подписывать контракты с телевидением или чем-то другим. Губернатор же Томской области попросил премьер-министра назначить команде спонсора. Что это за постановка вопроса? Вы представляете, чтобы президент "Барселоны" Сандро Россель пошел к руководству Каталонии и сказал: "Надо бизнесменов собрать, пусть "Барселоне" что-нибудь подбросят". Я понимаю, когда губернатор говорит: надо добавить денег ветеранам, детям без родителей, улучшить питание в школах. Все это социальные программы. Футбол - не социальная программа. Раз не могут содержать "Томь" в премьер-лиге - надо переходить в первый дивизион, пусть играют за меньшие деньги и получают удовольствие. Как грамотно все делается в "КАМАЗе" - они здраво осмысливают положение, понимая, что финансово не могут содержать команду и не идут в премьер-лигу. А вот появился Якушев в "Жемчужине" - клуб будет бороться за выход в высший эшелон.
С определенного момента российский закон запретит выделять деньги из бюджета на футбол. В этот момент клубы задумаются. По мне тратить бюджетные деньги некорректно. У кого их отбирают? У народа, а это неправильно. Когда клуб зарабатывает, он может платить любые зарплаты. Тогда нормально пойдут переговоры с телевидением и спонсорами. В Румынии клубы за год получают за продажу телеправ 200 миллионов евро, в Турции - 275 миллионов долларов. Эти заработки дадут возможность нормально перенести введение финансового fair play.
- А в чем, на ваш взгляд, причина того, что контракт клубов с телевидением получился только на такую сумму - 60 миллионов долларов за сезон?
Гинер: - Говорить, что виновато телевидение, я бы не стал. Это неправильно. Потому что подписание контракта - это взаимная любовь, хоть во дворце бракосочетания, хоть, как сейчас, когда мы подписываем контракт с "Башнефтью". Все долго ругали меня и Фурсенко, что переходить на систему "осень - весна" не надо. Говорили, давайте сделаем инфраструктуру. Делаем ее с 1976 года, когда проводился эксперимент с двумя чемпионатами весной и осенью. И с тех пор все строим. В 2004 году принято решение перейти на новую систему, и Толстых сказал, что нужно делать инфраструктуру. Уже 2011-й год, и мы все еще ее строим.
Когда перейдем на новую систему, тогда начнется строительство инфраструктуры. Появятся хорошие поля и стадионы - телевизионная картинка станет лучше. Уйдут потихоньку негативные явления, и футбол тоже станет интереснее для ТВ. Играли недавно в Лиге чемпионов "Копенгаген" - "Челси". Столица Дании - северный город, но какая там поляночка, какой стадиончик. А почему там такое есть? Потому что можно поменять летом газон.
- Будет ли ЦСКА отдавать молодых игроков в уфимский клуб, учитывая, что его тоже будет спонсировать "Башнефть"?
Гинер: - Вопросов нет. Нужно только желание тренера этой команды. У нас же в ЦСКА играет уфимец Васильев, есть еще молодой человек 1995 года рождения.
- Насколько в процентном отношении увеличилась стоимость контракта ЦСКА с "Башнефтью"?
Гинер: - Чуть больше 15 процентов.