Премьер-лига (РПЛ). Статьи

9 апреля 2011, 03:30

Марко Нэ: "Мы, ивуарийцы, народ не воинственный"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 4-й тур
Сегодня "ДИНАМО" - "КУБАНЬ"

Ивуарийский полузащитник в "Кубани" уже третий год, но для российских любителей футбола долго оставался игроком-фантомом

Ряды "Кубани" Марко Нэ пополнил перед сезоном-2009, но уже на зимнем сборе получил травму, которая вывела его из строя на целых полтора года. В составе краснодарцев африканец дебютировал лишь 1 июля прошлого года в выездном кубковом дерби с новороссийским "Черноморцем", а спустя пять дней заменил во встрече с "Ротором" известного теперь всей России Николу Никезича. Теперь же в премьер-лиге Нэ - одна из ключевых фигур "Кубани", одержавшей в первых трех турах две победы.

Перед матчем с "Динамо" ивуариец дал интервью корреспонденту "СЭ".

НРАВИТСЯ СТИЛЬ "СПАРТАКА", НО У НЕГО ПРОВАЛЫ В ОБОРОНЕ

- Довольны, должно быть, началом сезона и победой в первой для вас встрече с московским клубом - "Спартаком"?

- Стартовала "Кубань" и в самом деле очень хорошо. Надеюсь, продолжим в том же духе. Но для этого надо и в дальнейшем упорно трудиться. Что касается матча со "Спартаком", то прежде всего я удовлетворен тремя очками и боевым духом команды. Мы отлично настроились на борьбу и действовали как единое целое. Вместе с тем недостатков в нашей игре хватало, и это не позволяет быть довольным всем.

- И что же это за недостатки?

- Недоставало концентрации. Мы слишком часто теряли мяч, легко отдавали его сопернику. Иной раз, когда напрашивалась передача партнеру, следовали выносы, хотя в какие-то моменты мяч можно было и подержать. Мне нравится, когда команда играет в пас. Но над постановкой такой игры нужно работать.

- Какое впечатление произвел "Спартак"?

- "Спартак" как раз принадлежит к тем, кто играет в пас. Ибсон, Алекс и другие показывают приятный глазу футбол. Вместе с тем у этой команды есть слабые места. В Краснодаре она действовала агрессивно, но с провалами в обороне, так что особого впечатления не произвела. Доводилось играть и с более сильными соперниками.

- Игру каких российских клубов вы бы выделили?

- В прошлом году, когда "Кубань" выступала в первом дивизионе, понравились "Химки", которые тоже исповедовали игру в пас. Впрочем, в премьер-лиге футбол другой: больше внимания уделяется тактике, больше атлетичной борьбы. "Рубин" нравится высокой организованностью. Если же говорить о стиле, то, как я уже говорил, мне симпатичен "Спартак".

- Что думаете о следующем сопернике - "Динамо"?

- Знаю, что в этом клубе собраны сильные мастера с опытом выступлений на высоком уровне, но в деле я видел команду мало и дать ей подробную характеристику не могу.

- В Химках бывать уже доводилось?

- Нет. Я начал выступать за "Кубань" в июле прошлого года, а наш матч в Химках состоялся раньше. Даже не знаю, где находится этот город.

- Скоро узнаете: там "Кубани" и предстоит играть с "Динамо". А в Москве бывали?

- Только в качестве туриста.

- Вместе с командой?

- Нет, самостоятельно. Один раз на два дня, другой - на три.

МЕЧТАЮ НЕ О "СЛОНАХ", А О ВОЗВРАЩЕНИИ НА БЫЛОЙ УРОВЕНЬ

- Как получилось, что вы выбыли из строя на полтора года?

- Травмировал колено. Первая операция в Брюсселе была неудачной, потребовалась вторая, которую сделал в Антверпене доктор Мартинс, светило в медицинском мире.

- Выбор на него, очевидно, пал не случайно, учитывая, что до "Кубани" вы играли за антверпенский ЖБА?

- Да. Я и европейскую карьеру начинал в Бельгии, в "Беверене", а потом играл за греческий "Олимпиакос".

- Через "Беверен" прошло много известных ивуарийских футболистов. Вы ведь там были в одно время с Ндри Ромариком и вашим другом, как везде пишут, Яя Туре? Поддерживаете контакты?

- Мы рады видеть друг друга, но не могу сказать, что мы лучшие на свете друзья. Строго говоря, я больше общался с братом Яя - Коло, а также с Дидье Зокора. В 11-летнем возрасте пришел в футбольную академию абиджанского клуба АСЕК и оказался с ними в одной команде.

- Но вам же 27 лет, как и Яя Туре, а Коло старше.

- Знаменитую теперь на весь мир академию Жан-Марк Гийу создал в 1993 году, и я попал в первый набор вместе с Коло Туре, Зокора, Ромариком, Жилем Япи-Япо, Аруна Динданом. Был в команде младшим (Ромарик старше на полтора месяца, а остальные - на год-два. - Прим. "СЭ"). Через два года произвели новый набор. В него уже попали Яя Туре, Саломон Калу, Артюр Бока.

- В последнее время ивуарийцы появились и в российских клубах. В вашу "Кубань" подъехал юный Ласина Траоре. А есть еще Сейду Думбья в ЦСКА и Акес Дакоста в "Алании".

- А также Алли Ндри. Этот крайний защитник в прошлом сезоне играл за "Волгу", а сейчас оказался в команде, название которой у меня вылетело из головы ("Шинник". - Прим. "СЭ").

- Вы с ними знакомы?

- Только заочно. Думбья, например, выступал за сборную Кот-д’Ивуара, так что я о нем многое слышал и до того, как он приехал в ЦСКА. А Дакоста и Ндри, как и я, начинали в АСЕК. Но в одной команде с ними я никогда не играл, потому что выступать за АСЕК начал очень рано - в 16 лет, а уже в 19 уехал в "Беверен".

- Мысли о сборной посещают? Есть ли мечта в нее вернуться?

- Мечтой я это не назвал бы, поскольку в сборной уже был. Привлекался в команду во время отборочной кампании к чемпионату мира 2006 года, значился в числе кандидатов на поездку в Германию, да травма помешала. С одной стороны, отдаю себе отчет в том, что у Кот-д’Ивуара есть суперигроки и конкуренция за место в составе "Слонов" очень высока, с другой - сейчас для меня важно просто играть в футбол, получать от него удовольствие и вернуться на собственный былой уровень. Приоритет для меня - выступления за клуб.

Если буду показывать качественную игру, то, глядишь, и в сборную позовут, если, конечно, захотят.

В АБИДЖАНЕ СЕЙЧАС, КАК В БАГДАДЕ

- Как восприняли появление в "Кубани" Ласина Траоре?

- В далекой стране - такой как Россия для африканцев - всегда приятно встретить соотечественника. Хотя у меня установились хорошие отношения и с другими игроками "Кубани".

- Вы с Ласина разговариваете по-французски или на одном из африканских языков?

- Да я наших диалектов толком и не знаю: на них в основном в деревнях и маленьких городах разговаривают, а в Абиджане в ходу французский. К тому же мы с Траоре принадлежим к разным народам.

- Трудно далась адаптация в Краснодаре?

- Поначалу было очень тяжело. Я приехал после операции, на костылях, языка совсем не знал. Но постепенно и в коллектив вжился, и в городе освоился. Он, конечно, не так велик, как Москва, но мне вполне подходит. Я вообще по характеру уживчив и к тому же домосед.

- С проявлениями расизма в России сталкивались?

- Ни разу. Никакого враждебного отношения ко мне никогда не было. Более того, когда я был травмирован, совершенно по-сторонние для меня люди старались ободрить, говорили, что ждут моего возвращения на поле. Вообще-то с расизмом можно встретиться где угодно, но я в России с ним не сталкиваюсь ни в клубе, ни в быту.

- После матча со "Спартаком" вы покидали стадион с маленьким мальчиком. Сын?

- Да, ему четыре года. С его матерью я развелся. Но сейчас, когда в Абиджане вспыхнули бои, мы решили, что будет лучше, если он приедет ко мне. Для меня это возможность пообщаться с сыном - до сих пор я видел его только в отпуске.

- Он посещает детский сад?

- Пока нет - ведь только недели три назад приехал. Поначалу мы решили, что он останется со мной на пару месяцев, пока ситуация в Абиджане не нормализуется. Но если проблемы там сохранятся надолго, придется что-то придумать.

- Конфликт в Кот-д’Ивуаре возник не вчера. Когда вы играли за АСЕК, он не мешал проведению матчей?

- Кризис продолжается с 1999 года, но раньше он был как бы делом военных: в Абиджане жизнь шла своим чередом. Но в последние недели у нас стало, как в Багдаде, когда его атаковали американцы.

- В середине 80-х мне довелось побывать в Кот-д’Ивуаре - по сравнению с другими западноафриканскими столицами центр Абиджана произвел очень благоприятное впечатление.

- Так это же была своего рода столица франкоязычной Африки. Туда постоянно приезжали, например, отдохнуть камерун-ские футболисты во главе с Самюэлем Это’О, мы встречались с ними в ресторанах. Если отбросить ЮАР, то Абиджан был самым современным городом Черной Африки. Очень горько, что он стал местом боевых действий. Но ивуарийцы по природе не воинственны, и надеюсь, разум скоро возобладает.

Александр ПРОСВЕТОВ