13 апреля 2011, 04:00
Сегодня в Москве состоится заседание КДК РФС, на котором будет рассматриваться вопрос о наказании "Зенита". Напомним, что питерский клуб нарушил регламент, не включив в заявку на воскресный матч с ЦСКА "обязательного" молодого российского игрока, и теперь "Зениту" грозит поражение.
Лев ТИГАЙ
Этот скандал вызывает недоумение не только с точки зрения действий "Зенита". Нет, я ни в коем случае не собираюсь оправдывать питерцев. Сознательно они нарушили регламент или по недосмотру, речь все равно идет о вопиющем непрофессионализме. Но об этом в предыдущих номерах "СЭ" написано уже немало. Я же предлагаю взглянуть на ситуацию с другой стороны: насколько разумны правила, в несоблюдении которых уличен "Зенит"?
Вопрос первый: ради чего клубы обязывают включать в заявку российского игрока не старше 21 года? Видимо, в интересах сборной страны - мол, чтобы молодые имели возможность прогрессировать. Но позвольте! Помочь юным талантам быстрее расти может только регулярное игровое время. Да и то, кстати, не всякое. А место в запасе - рядом с шестью более опытными - никаких выходов на поле не гарантирует. Если бы таких вот "обязательно-молодых" было двое или трое, тогда еще понятно. В этом случае тренерам волей-неволей приходилось бы выпускать их достаточно часто. А так, получается, мы имеем дело с правилом, введенным скорее "для галочки".
Вопрос второй: почему режим особого благоприятствования создают именно 20-летним и моложе? То есть тем, кто в подавляющем большинстве просто не в состоянии играть на высоком уровне. Не только у нас - во всем мире. Здесь речь может идти только о единичных вундеркиндах типа Дзагоева. Так они ведь и так играют! Кто больше, кто меньше - но играют. Можно подумать, что в России полным-полно классных футболистов зрелого возраста, у сборной нет никаких проблем с исполнителями, и мы можем с легким сердцем бросить все силы на подготовку "дальнего резерва". Что-то я этого не замечал. Особенно во втором тайме недавнего матча с Катаром, когда Дик Адвокат выпустил на поле сразу восьмерых запасных - не каких-то там "дальних", а самых что ни на есть ближайших.
В чем вообще смысл лимитов, регулирующих соотношение иностранных и "своих" игроков в любом национальном чемпионате по любому виду спорта? В том, чтобы этот чемпионат был как можно сильнее - и при этом у страны была сильная сборная. В футболе это означает примерно 25, максимум 30 классных игроков-россиян - включая тех, кто выступает за границей. И все. Будет больше - хорошо, не будет - не страшно. Россия - все-таки не Бразилия. Куда важнее, чтобы эти 30 сборников регулярно играли в максимально сильных турнирах - как внутренних, так и международных. А кто добавляет силы внутренним турнирам? Кто обеспечивает стране дополнительные места в еврокубках? Вот именно: легионеры. К примеру, чем больше у России будет клубов в Лиге чемпионов, тем больше наших футболистов получат уникальный опыт, с которым не сравнится никакой "Зенит" - ЦСКА.
Ну и, наконец, третий вопрос: если речь идет о достаточно формальном правиле, которое относится к происходящему не на поле, а на скамейке, как можно наказывать нарушителя поражением? По-моему, это абсурд. Денежный штраф - да, согласен. Но снимать с команды очки - явный перебор.
Что же получается? А то, что речь идет не об отдельном ляпе отдельного клуба, а о системной проблеме. Сначала РФПЛ составляет регламент с подобными странностями, потом клубы, толком не глядя, на него соглашаются, исполком РФС - утверждает, и, наконец, команды бодро начинают его нарушать. Собственно, а почему нет? Шаляй-валяй писали закон, шаляй-валяй читали - теперь шаляй-валяй исполняют. Все сходится, все по-нашему.
Классик еще в ХIХ веке написал: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Разумеется, по причине хронической неадекватности этих законов. Оглянитесь вокруг и спросите себя: многое ли с тех пор изменилось? Вот то-то и оно. Так что футбол - вовсе не исключение. Просто часть общей картины.
Случившееся в матче "Зенит" - ЦСКА живо напомнило мне похожую историю из баскетбола. Кстати, именно там российские команды стали первыми в стране покупать сильных легионеров, а федерация - вводить на них квоту и затем корректировать ее, стремясь нащупать оптимальный баланс. Так вот, восемь лет назад РФБ ввела новое ограничение: в пятерке каждого клуба, находящейся на площадке, минимум двое игроков должны быть россиянами. И уже в одном из первых матчей сезона это правило оказалось нарушенным!
Дело было 17 октября 2003 года в Саратове. Играли местный "Автодор" и пермский "Урал-Грейт". В первой четверти, по ходу которой преимущество гостей достигало "+21", у "Урал-Грейта" на площадке несколько минут находились литовец Лавринович, латыш Вайкулис, серб Наджфей и американец Джонсон. Тренеры пермяков и судейский столик этого не заметили. А вот президент "Автодора" Владимир Родионов в большом перерыве потребовал присудить "Урал-Грейту" техническое поражение. Ссылался он при этом на регламент, где было черным по белому написано: команде, нарушившей правило "не больше трех легионеров на площадке", засчитывается проигрыш со странным, далеко не крупным по меркам баскетбола счетом - 0:2.
После яростных споров созвонились с главой судейского департамента, находившимся в Самаре, и тот уговорил Родионова продолжить матч. А теперь угадайте, кто в итоге одержал победу? Правильно, "Автодор". Заметно уступавший тогда "Урал-Грейту" в классе. Последующее разбирательство в РФБ тоже закончилось ничем, поскольку саратовский клуб не стал подавать протест. Почему - понятно: 86:82, зафиксированные в протоколе, будут получше псевдокарательных 2:0.
Но самое интересное было дальше. Уже через несколько дней в регламент внесли изменения. Наказание смягчили: вместо абсурдных 0:2 - технический фол команде-нарушителю (с последующим продолжением игры) и штраф. В результате "правило трех легионеров" действует в России до сих пор, обеспечивая нашим баскетболистам (не молодым, а просто лучшим - тем, кто выступает за сборную не в "далеком светлом будущем", а сейчас) регулярную игровую практику. Более того: это правило стали перенимать зарубежные лиги! Например, в Израиле оно работает уже несколько лет и называется не иначе как "русским лимитом".
Мораль проста. Профессионализм кого бы то ни было определяется умением не столько избегать ошибок (не ошибается, как известно, лишь тот, кто ничего не делает), сколько быстро признавать и исправлять их. Вот и посмотрим: способны ли на это в российском футболе?