Премьер-лига (РПЛ). Статьи

16 апреля 2011, 03:40

Леонид Слуцкий: "Попытки "Рубина" стать "Барсой" трудно не заметить"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 5-й тур. Завтра ЦСКА - "РУБИН"

Мыслями перед центральным матчем 5-го тура с "Рубином" с корреспондентом "СЭ" поделился главный тренер ЦСКА

После матчей принято устраивать пресс-конференции. Игра "Зенит" - ЦСКА, как известно, повторно состоялась в среду (место проведения - Дом футбола, главный арбитр - КДК) и закончилась поражением хозяев - 0:3.

- Поздравляю с победой над "Зенитом! - бравурно начал беседу с главным тренером ЦСКА корреспондент "СЭ".

- Поздравления не принимаются! - отрезал Леонид Викторович. - Мы изначально приняли решение полностью абстрагироваться от случившегося. Даже не обсуждали.

- И все же: какие впечатления оставила эта странная ситуация?

- Совершенно никаких. Как обычно, провели разбор игры. А решение КДК для нас не столь важно.

- Лучано Спаллетти рассказал, что состав на игру, включая запасных, повесил на стенку на базе за сутки до матча, но ему никто не сообщил, что ждет "Зенит" без Чеминавы в заявке.

- На мой взгляд, пункт в регламенте о доморощенном футболисте абсолютно неправильный, в нем нет спортивной составляющей. Для ЦСКА, к счастью, такой проблемы не существует: у нас есть молодые россияне, которые играют в основе. Но когда я работал в "Крыльях Советов", то терял реальную боевую единицу, а взамен получал человека, который ни при каких условиях на поле не появится. И еще: с игроками, которые не попадают в основной состав, и так проблем хватает, а с теми, кто не попадает еще и в заявку, трудно вдвойне.

- А вы знали, какое наказание грозит за нарушение?

- Нет. О самом пункте знал, конечно, но какие санкции могут применяться, был не в курсе. Такие вещи обязан знать начальник команды: протокол заполняет он. Убежден: допусти я, как главный тренер, ошибку, начальник команды непременно сообщил бы мне об этом и все исправил.

- Вернемся к делам грядущим. В 2011 году у Хонды повреждения следуют одно за другим, пусть и не слишком тяжелые. Последствия Кубка Азии?

- Первую травму, самую серьезную, действительно можно назвать отголоском этого турнира. А остальные связаны с голеностопом. У большинства футболистов есть хронические повреждения, которые периодически обостряются.

- Озвучу самое популярное среди болельщиков ЦСКА мнение о Хонде: армейский клуб платит футболисту зарплату, тот становится лучшим игроком Кубка Азии и ведет к победам сборную Японии, но для работодателя польза от него минимальная.

- Если судить по статистике, в нынешнем году это действительно так… Хотя тема, конечно, заезженная. Игрок, который получает травмы в сборной, - всегда головная боль для клубов. И наоборот, национальные команды недовольны, когда футболисты приезжают из клубов с повреждениями.

- Как дела у Вагнера?

- Занимается в общей группе.

- Болельщики беспокоятся: какой у него пульс? В прошлый раз измерили - а там аж 190! И в Питер Вагнер не полетел.

- Сейчас состояние нормализовалось, - ответил Слуцкий, чуть слышно усмехнувшись.

- То есть шансы сыграть с "Рубином" есть?

- Конечно.

- А психологическое состояние?

- У людей эмоциональных, таких как Вагнер, психологическое состояние может меняться по несколько раз на дню. Поэтому подстраиваться под их настроение нет смысла, да и просто невозможно.

- Перед началом сезона Курбан Бердыев заявил, что казанский клуб встал на путь превращения в "Барселону", чем всех изрядно повеселил. Как вам его подход?

- Я работу коллег не обсуждаю. Тренерская профессия такова, что в ней нет догм. Каждый идет своим путем. Кто-то - напрямик, а кто-то - через горы. Кто-то плывет, а кто-то летит. И каждый способ может как принести успех, так и оказаться неэффективным.

- Но у "Рубина"-то первые признаки превращения в "Барселону" заметны?

- Представьте, да. Команда теперь гораздо больше пытается атаковать, чем раньше. Не могу сказать, конечно, что владение мячом у казанцев теперь, как у "Барселоны", потому что "Барселона" на свете одна. Но попытки видны невооруженным глазом. Другое дело: даже если ты что-то культивируешь, это не всегда находит отражение в конкретном матче.

- Группа атаки у Бердыева - Дядюн, Лебеденко, Гекдениз, Медведев - по именам выглядит заметно слабее, чем год или два назад.

- Имена не играют в футбол. Смотрите: Дядюн в том году великолепно проявил себя в Нальчике, Лебеденко ярко играл в "Ростове", Гекдениз в "Рубине" давно ключевой игрок, двукратный чемпион России. Что вам не нравится?

- Из всех российских команд "Рубин" - самый неприятный соперник?

- Я не помню, чтобы с "Рубином" кому-то было легко. Это касается всех, включая упомянутую "Барселону".

- Предстоящий матч станет для ЦСКА первым в сезоне на "Арене Химки". Рады возвращению в Подмосковье?

- Всем известно, почему мы выбрали Химки. Хотим играть на естественном поле. Наш высочайший травматизм на старте сезона объясняется в том числе переходом на синтетику. Мы понимаем, что болельщикам добираться до Химок неудобно, но профессиональные моменты вынуждают нас играть там.

- Местный газон видели? Сами туда ездили?

- Видел. Ездил. Поле не в идеальном состоянии, учитывая погодные условия в Москве и Подмосковье. Но в целом это лучший натуральный газон в стране.

- Вот как!

- А где лучше? В Краснодаре - нет, мы там играли. В Ростове? Судя по телевизионной картинке, тоже нет.

- Наверное, вы правы. А кстати, картинку матча "Спартак" - "Порту" видели?

- Я был на стадионе.

- И как впечатление?

- Мы еще до игр с "Порту" понимали, команда какого уровня нам будет противостоять. Все подтвердилось.

- Однако ЦСКА не позволил себе дважды крупно проиграть.

- Дело даже не в счете. Наши матчи с "Порту" проходили как минимум в равной борьбе. Но от нас это потребовало максимальных усилий.

- По матчам со "Спартаком" сильное впечатление оставил Фалькао. А против ЦСКА он был почти не заметен: не забил, голевых моментов не имел. Как нашли на него управу?

- Мы не ставили задачу перекрыть кислород тому или иному игроку. Нам удалось закрыть не только Фалькао, но и Халка, что сделать даже сложнее. Считаю, что Халк футболист более высокого уровня.

- А вот Валерий Карпин говорит, что Веллитон в лучшей форме не хуже Фалькао.

- Я не вижу в этой фразе никакого лукавства. Любой тренер знает сильные стороны своих игроков. Хороший форвард Веллитон, хороший форвард Фалькао, у каждого свои плюсы и каждый тренер решает, какие ему важнее. И потом, Карпину задали некорректный вопрос: "Почему бы "Спартаку" не купить Фалькао или Халка?" Убежден: ни тот, ни другой в Россию не поедут.

- После встречи Карпина окружили болельщики и стали в непарламентских выражениях высказывать претензии. Вы с чем-то подобным сталкивались?

- Со мной, к счастью, такого не случалось, и дай бог, чтобы не случилось никогда. Ни одному тренеру этого не пожелаю. Но, увы, случается подобное, вопреки расхожему мнению, не только в больших клубах и не только в России. Болельщики разные - и эмоции выражают по-разному.

- Согласно тренерскому кодексу чести, с каким счетом нужно проиграть, чтобы подать в отставку?

- Очень-очень сложный вопрос вы задаете… Все зависит от внутренних ощущений. Может ли тренер что-то дать команде, как-то повлиять, что-то изменить. Некоторые поражения только стимулируют желание более качественно и больше работать, переломить ситуацию! Другие, наоборот, ломают…

Самое страшное - когда ты чувствуешь, что ты, именно ты, этой конкретной команде не можешь больше дать ничего. Необязательно такое происходит после крупных поражений - в любой момент! Вот если возникает такое ощущение… Жить с пониманием того, что ты бессилен, невозможно. Если же тренер чувствует в себе силы работать, то должен продолжать.

Но не всегда все зависит от ощущений и желания специалиста. Не забывайте и о второй стороне, которая решает, остается ли тренер.

- Подразумеваете руководителей, акционеров клуба?

- Конечно.

- А болельщики? Насколько велика их роль?

- Болельщики важны всегда. Но есть клубы, где болельщики - еще и акционеры. Они вкладывают огромные средства, а потому не просто болеют и хотят или не хотят кого-то видеть у руля. У них есть юридическое право влиять на ситуацию.

Вы, надеюсь, понимаете, что мы сейчас с вами говорили о совершенно абстрактной ситуации, не применительно ни к чему конкретному?

- Естественно.

Дмитрий СИМОНОВ