Глава комитета по этике РФС - о вердикте по "делу "Никезича".
Дмитрий АФОНИН из Дома футбола
Алу Алханов после третьего, финального заседания комитета по этике РФС по делу бывшего футболиста "Кубани" Николы Никезича сразу перешел к конкретике:
- Исходя из данных следственной части ГУВД Краснодарского края, действия которого были проверены и проконтролированы прокуратурой Краснодарского края, - факт насильственных действий в отношении Никезича с целью принудить его к расторжению контракта не нашел подтверждения. Что касается его обращения относительно незаконного расторжения с ним трудового соглашения, то есть подтверждение, что оно происходило с нарушением трудового и гражданского законодательств. Заслушав все стороны этого конфликта, изучив все материалы, которыми мы располагали и руководствуясь пунктом 2 статьи 3 и статьей 6, а также на основании статей 34 и 35 регламента РФС по этике, комитет принял следующие решения:
- оштрафовать "Кубань" на 2 миллиона рублей;
- оштрафовать генерального директора "Кубани" Сурена Мкртчяна на 1 миллион рублей;
- наложить запрет на участие в любой деятельности, связанной с футболом, на спортивного директора "Кубани" Сергея Доронченко до конца сезона 2011/12;
- наложить запрет на участие в любой деятельности, связанной с футболом, на заместителя руководителя программы развития молодежного футбола клуба "Кубань" Николая Хлыстунова до конца 2011 года.
Эти решения были поддержаны и приняты подавляющим большинством членов комитета.
- Получается, Никезич оклеветал "Кубань", поскольку заявлял, что сотрудниками клуба на него оказывалось физическое воздействие. Почему в таком случае, ему не вынесено наказание?
- Вопросы, связанные с клеветой, должны рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом. Клуб имеет полное право обратиться в суд и получить от него конкретное решение.
- А может ли "Кубань" обратиться в комитет по этике в связи с клеветой?
- Комитет по этике вопрос, связанный с клеветой, вряд ли будет рассматривать без имеющихся решений правоохранительных органов. Это не в его компетенции.
- За что тогда наказана "Кубань"?
- "Кубань" нарушила порядок расторжения трудового контракта с футболистом. В связи с этим ее представители приняли решение возместить все финансовые потери, которые понес Никезич. Существует порядок заключения и расторжения трудовых контрактов, и факт неправомерного расторжения соглашения с игроком имеет место быть. И от этого никуда не деться. Например, были расхождения в дате подписания договора о разрыве контракта. Никезич заявлял, что это случилось 7 марта, а представители "Кубани" - что это было 27 февраля. Факта же избиения Никезича никто доказать не смог. Но вместе с тем это дело вызвало огромный резонанс.
- Почему наказания вынесены конкретно против Хлыстунова, Доронченко и Мкртчяна?
- Наказаны лица, которые имеют непосредственное отношение к факту расторжения трудового контракта. Мкртчян, как генеральный директор, несет ответственность, потому что не проконтролировал этот вопрос. Хлыстунов вообще не имеет функции участвовать в процедуре расторжения контракта, но он это делал. Что касается Доронченко: кто, как ни спортивный директор, должен знать порядок процедуры расторжения контракта?
Наше решение взвешенное, и, на мой взгляд, достаточно объективное.
- Рассматривался ли вопрос о том, что в отношении Никезича имела место некоторая дискриминация, как к футболисту? Например, его в течение трех месяцев не допускали до тренировок с командой.
- Когда он обращался к своим доверителям при обращении к нам (видимо, речь о профсоюзе футболистов во главе с Владимиром Леонченко и Николаем Грамматиковым. - Прим. "СЭ"), вопрос об этом не стоял. В целом взаимоотношения в клубе до момента, когда с ним решили расстаться, были теплыми и человеческими. Видимо, клуб хотел поскорее от него избавиться, в результате чего пошел на нарушение. Возможно, при этом оказывалось и психологическое давление. Что касается факта избиения, то правоохранительные органы все проверили максимально, но этого не выявили.
- Вы сказали об имевших место несовпадениях по дате заключения договора о расторжении контракта, в чем комитет принял сторону Никезича. Как был выявлен этот факт?
- Раньше нас, что не совсем правильно, это подтвердил клуб "Кубань". Исходя из этого, он принял решение выплатить Никезичу причитающиеся ему денежные средства. Мы рассмотрели все материалы, которые у нас есть, заслушали всех участников процесса. Если бы мы нашли возможность признать, что клуб неверно выплатил эти деньги, то, я вас уверяю, мы бы нашли решение, как их вернуть и восстановить справедливость.
Здесь задавали вопрос относительно клеветы. Я предлагал "Кубани" сделать все, чтобы привлечь Никезича к ответственности. К сожалению, он ни разу не явился на заседание комитета по этике, хотя мы ему обещали сопровождение, безопасность. Нам было очень нужно, чтобы он сел напротив представителя "Кубани" и рассказал, что произошло. Непонятно, почему он даже в Москве не освидетельствовал якобы имевшие место побои, а улетел в Черногорию, но и там не обратился куда следует, чтобы направить нам заключение судебно-медицинских органов. Этими документами могли воспользоваться и правоохранительные органы. К сожалению, ничего этого сделано не было. В том числе и представителями его профсоюзной организации, которая сделала все, чтобы придать этому делу такое значение, но ничего не сделала, чтобы можно было доказать факт избиения футболиста Никезича. Вопросов много, а ответов мало.
Вынося это решение, мы исходили не из того, что "Кубань" виновата в избиении, а из того, что клуб допустил грубейшие нарушения при расторжении договора, что позволило Никезичу на весь мир (скандально) ославить российский футбол и "Кубань". Из-за того, что никто в клубе не подумал об имидже футбола, имидже страны, и выносится столь жесткое наказание.
- Будет ли "Кубань" подавать апелляцию?
- Это право клуба и лиц, которых затронуло наше решение.
- Вы настаивали на личном присутствии Никезича. Он же, в свою очередь, предлагал связаться по скайпу или организовать видеоконференцию. Почему это вас не устроило?
- Меня это не устраивало, так как мы хотели его увидеть. К тому же те побои, которые якобы имели место, должны оставаться на теле. Мы хотели вынести объективное и справедливое решение. По этому делу даже есть нота посольства Черногории, и РФС будет заниматься этим вопросом. Нам хотелось максимально объективно подойти к рассмотрению этого факта и собрать все возможные на нашем уровне доказательства, на которые мы могли опираться.
Еще раз повторю: в части, касающейся его утверждений об избиении, у меня больше к нему вопросов, чему у него было к нам. Так что если он хотел жесткого решения, то сделал все, чтобы его не было. Я сомневаюсь, имел ли место факт избиения. Пусть теперь он его доказывает, но думаю, что Никезич это не будет делать. Зачем ему это нужно? Если бы ему не заплатили деньги так быстро, то, может, он приехал бы и на заседание комитета. Очная беседа смогла бы ответить на многие вопросы.
- Собирается ли "Кубань" подавать судебный иск по поводу клеветы?
- Нужно отдать ей должное, что "Кубань" сразу обратилась в ГУВД, прокуратуру, попросив расставить все точки над i. Но, наверное, для дальнейших действий клубу тоже нужно решение правоохранительных органов и комитета по этике. Сегодня на заседание приезжал вице-губернатор Краснодарского края, руководитель краевой федерации футбола Перонко. Он понимал, что обвинения, брошенные в адрес клуба, неприятны не только руководству, но и задевают чувства болельщиков. В крае много делается для футбола и других видов спорта, и такое обвинение для них - очень неприятный момент. Не сомневаюсь, что в "Кубани" будут приняты меры. Мы в свою очередь дадим свои предложения лигам и клубам, чтобы они устраняли причины способствующие возникновению подобных случаев. Надо делать выводы. Я полагаю, что в России это далеко не единичный случай незаконного расторжения трудового контракта с футболистом. Наверное, эти факты имеют место быть. Чтобы эти вопросы решались в соответствии с законом, надо проделать много работы лигам, клубам и РФС.
- Можно ли говорить, что "дело Никезича" закрыто?
- В части тех решений, которые мы вынесли. Если по данному заявлению обнаружатся новые факты или если "Кубань" не захочет останавливаться, а заявит, что задета честь и достоинство клуба. Если сочтут необходимым доказывать свою правоту, утверждая, что Никезич оклеветал клуб, - это их право.