Премьер-лига (РПЛ). Статьи

22 апреля 2011, 04:20

Станислав Черчесов: "Спартак" шестнадцатый из-за системной ошибки"

Своим мнением о ситуации в "Спартаке" поделился один из предшественников Валерия Карпина на посту главного тренера этой команды.

Знаменитый экс-голкипер "Спартака" пришел в родной клуб в июне 2006 года на пост спортивного директора, а с июня 2007-го по август 2008-го был главным тренером команды - до тех пор пока его не отправил в отставку гендиректор Валерий Карпин. Для справки: за два сезона при Черчесове красно-белые дважды завоевали серебро. Тем интереснее его мнение по поводу той ситуации, в которую попал популярный клуб.

СЕМЬ НЕКУПЛЕННЫХ ВЕЛЛИТОНОВ

- Для вас падение "Спартака" на последнее, шестнадцатое, место - неожиданность? - первый вопрос 47-летнему специалисту, ныне возглавляющему сочинскую "Жемчужину".

- Увы, предпосылки, что ситуация может развиваться в этом направлении, были. Еще в прошлом сезоне команда выпала из числа претендентов на медали, на 19 очков отстав от первого места и на 9 от третьего. Более того, снизились и требования к клубу - нас убеждали, что и это вроде бы неплохой результат, хотя на самом деле в "Спартаке" раньше увольняли и тренера, и генерального директора даже за серебро… Но самое главное, что не было видно направления развития команды, ее перспектив.

- Тем не менее летом "Спартак" бросил на трансферный рынок рекордную сумму - около 40 миллионов долларов. Однако даже такие мощнейшие вливания не переломили ситуацию.

- Да, деньги были выделены серьезные. Только за последнее время команда приобрела не меньше десятка футболистов, но, пожалуй, лишь Алекс и Макгиди сумели выстрелить. Да и то на самом начальном этапе.

- Это говорит о том, что селекция провалена и деньги брошены на ветер?

- Пусть выводы делают акционеры, а болельщики и специалисты дают свои оценки. Да и вообще о стопроцентном попадании в трансферах можно лишь мечтать. Однако в профессиональных клубах эффективность селекции составляет примерно 60-70 процентов. То есть из условных десяти новичков в команду вписываются шесть-семь. Это хороший, профессиональный показатель, на который мы в "Спартаке" в былые годы и выходили.

- В свое время вы за относительно скромную сумму - примерно шесть миллионов долларов - приобрели в Бразилии Веллитона, который в последние два сезона вел команду за собой. По идее только прошлым летом у "Спартака" были средства на семь Веллитонов, но не был куплен даже один. Расскажите, как делаются точные приобретения?

- Веллитона вся наша селекционная служба вела довольно долго. У нас была группа из шести атакующих мастеров - Лавесси, Одемвингие, Сарате, Веллитон и еще пара фамилий. После внимательного изучения рынка и каждого кандидата остановились на бразильце. Однако, на мой взгляд, мы делаем ошибку, если акцентируем внимание только на таком тонком процессе, как селекция. Фактически мы останавливаемся на частностях. Давайте все-таки посмотрим на проблему "Спартака" глобально. Очевидно, что речь можно вести о системной ошибке.

ВСЕ ЗАМКНУТО НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА

- Поясните, в чем эта ошибка?

- В свое время в "Спартаке" была система сдержек и противовесов. Поначалу Владимир Федотов вел тренировочный процесс, я - селекционную работу. Эффективно трудился и генеральный директор Сергей Шавло, и технический директор Евгений Смоленцев. Да, у нас возникали споры, были противоречия и в том числе ошибки, но все это шло только на пользу клубу, на выработку оптимальных решений и в итоге на результат.

Сейчас в "Спартаке" ситуация, на мой взгляд, несколько другая. После кадровой перетряски вся система оказалась замкнута на одного человека, который долгое время является и генеральным директором, и главным тренером. Конкурентной среды, увы, нет, чего ни одна профессиональная структура себе позволить не может. Именно здесь, на мой взгляд, главная причина кризиса. И именно об этой причине и нужно говорить.

- Я заговорил о селекции потому, что возникало ощущение, будто в последние сезоны "Спартак" если и побеждал, то в основном на старых дрожжах, которые были приготовлены еще во времена прежних руководителей…

- Давайте не будем говорить о прошлом, хотя Веллитон, Паршивлюк, Кудряшов, Макеев, некоторые другие футболисты начинали именно тогда. Надо говорить о том, что новые игроки как минимум не сильнее старых. Прежде всего речь об оборонительной линии. Мы можем констатировать, что те же Штранцль и Йиранек могли бы и сегодня цементировать оборону команды. Особенно австриец, закрывавший столь ныне острую проблему "второго этажа".

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА ВЕТЕРАНОВ

- Итак, системный сбой в "Спартаке" очевиден. Каким может быть выход из кризиса?

- Судя по всему, в клуб приходит новый главный тренер. И здесь, не исключено, возникнет тонкая и конфликтная ситуация, когда, с одной стороны, мы имеем генерального директора, обремененного грузом неудач, и тренера, начинающего с чистого листа. Общественность должна понимать, что в этой ситуации тренер может себя почувствовать не совсем комфортно. И возможны трения…

Сегодня владельца "Спартака" пытаются убедить в том, что необходимо обойтись косметическим ремонтом. Уверен, это самое опасное заблуждение! Оно навязывается и информационным полем, и - к моему стыду - некоторыми уважаемыми ветеранами клуба. Тем самым эти ветераны оказывают родному клубу медвежью услугу. В результате, боюсь, проблема будет затерта и загнана вглубь.

На мой взгляд, лечение должно быть комплексным. Если говорить футбольным языком, в "Спартаке" нужна смена тактики и философии. Новые люди, включая тренера, должны получить реальные рычаги управления командой и постепенно выстраивать свою политику. Без новой системы управления, без сдержек и противовесов, здесь не обойтись.

ПУЗЫРЬ ЛОПНУЛ

- Заметил, что в последнее время общественное мнение пытаются переключить на владельца "Спартака" Леонида Федуна, которого называют чуть ли не главным виновником красно-белого падения. Ваш комментарий.

- Акционеры "Спартака" всю власть отдали в руки генерального директора и по совместительству главного тренера. Фактически на два года они ушли в тень, при этом закрыв все финансовые вопросы и предоставив возможность для спокойной работы и карт-бланш. Жизнь показала, что это решение оказалось излишне рискованным. И теперь совет акционеров рискует превратиться в фигуру сугубо техническую, проще говоря, в донора.

- Есть ощущение, что в последние месяцы из жевательной резинки надувался пузырь под названием "Спартак" Валерия Карпина. И вот этот пузырь лопнул…

- Вы излишне категоричны. Но очень важно то, что сейчас общественное мнение наконец-то перестраивается. "Спартак", оказавшись на последнем месте, постепенно возвращается в реальность.

- В чем это проявляется?

- Мы все меньше говорим о мишуре, о пиаре, наконец-то начинаем обсуждать футбол и чисто спортивные вопросы. Значит, проблема видна. Получается, в случае принятия точных решений рано или поздно из кризиса "Спартак" должен выйти. Поверьте, это очень важно не только для нас, коренных спартаковцев, но и для всего российского футбола.

Игорь ЛАРИН

Юрий Первак: "У Федуна не вышло сидеть на трибуне и получать удовольствие"

О том, как "Спартак" выбирался из предыдущих кризисов и что представляет собой клубная кухня времен Леонида Федуна, рассказывает бывший гендиректор клуба.

В "СПАРТАК" ПРИГЛАСИЛ АЛЕКПЕРОВ

- Верно ли, что в "Спартак" вас пригласил не Федун, а глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов?

- Да, - подтверждает Первак. - Федун меня не звал. Я возглавлял филиал "ЛУКОЙЛа" в Челябинске, мы нередко общались с Алекперовым, и у меня уже давно была своя команда - челябинский "ЛУКОЙЛ". И когда компания приняла решение плотно заняться "Спартаком", мой футбольный опыт не остался без внимания.

- Но как могло обойтись без Федуна, если он - владелец клуба?

- Он оформил свое владение несколько позже, в середине 2004-го. Все думали и говорили, что "Спартак" приобретает "ЛУКОЙЛ", а уже потом выяснилось, что лично Федун. Меня же позвали в клуб раньше, и не гендиректором. Надо было разобраться с финансово-хозяйственной деятельностью. И лишь летом, когда с этими вопросами разобрались, можно было приступать к футболу. Тогда Федун и стал владельцем "Спартака", а меня назначили генеральным. В клубе на балансе на тот момент находились 73 футболиста!

- Но команду надо было строить заново...

- ...А всех этих игроков - куда-то устраивать, зарплаты им платить. Это было очень непросто. И когда меня называют "неоднозначным", отношусь с пониманием. Будь я серенькой мышкой, все бы говорили: "Незаметно пришел, незаметно ушел". Но надо было встряхивать болото. Да, мог жестко разговаривать с футболистами, но они у нас - пряники? Многие позволяют себе на первые заработанные деньги купить джип и забыть, что надо тренироваться и играть.

Читал в интервью Егора Титова: мол, Первак в Томске при 0:0 зашел в перерыве в раздевалку и пообещал, что команда пойдет домой пешком. Да, было. Но не из-за того, что "Спартак" не выигрывал, а потому, что пешком по полю ходил. Если тренер не находит слов, чтобы расшевелить команду, значит, это должен сделать я. Пусть чуть необузданно, неформально. Но матч тот был выигран.

- Павлюченко рассказывал, что вы однажды его драться звали.

- Не помню такого. У меня к Павлюченко свое отношение, но раз тот же Хиддинк смог раскрыть его возможности - значит, в чем-то я был не прав.

К ВОЗВРАЩЕНИЮ АЛЕНИЧЕВА ПОДТОЛКНУЛ ПИСАРЕВ

- Ваши главные трансферные достижения - покупка Видича у "Црвены Звезды" и возвращение Аленичева из "Порту". Правда, что за Видичем вы в Белград пять раз ездили?

- Даже семь. Президент клуба Драган Джаич - непростой человек, в футбольном бизнесе поднаторевший. Начинали, по горячке разбегались, опять возвращались...

Были и конкуренты в лице "Интера", "Лацио" и, по-моему, "Удинезе". Но нам удалось выяснить, что кто-то из итальянцев забраковал Неманью из-за межпозвоночной грыжи. Раздобыли снимки, привезли их нашему врачу Лю Хуншену. Тот сказал: "Быстро вылечим". А потом на переговорах с "Црвеной" разыграли маленький спектакль: мол, о травме знаем, поэтому много заплатить не можем. Не хотите публичного разглашения информации о грыже - давайте договариваться. И они согласились! А мы на очень выгодных условиях получили будущего капитана "Манчестер Юнайтед".

- Вам мог тогда прийти в голову такой поворот в его биографии?

- Помню, как увидел Видича в первый раз. На знакомство с возможным работодателем он пришел в красных кроссовках, красных шортах, ярко-голубой майке... Показалось, парень "фестивальный", слишком раскованный. Подойдет ли нам по дисциплине? Сначала ехать в Москву не хотел - его девушка была против. Я ему предложил: "Приезжай, мы тебе город покажем, на футбол приведем, болельщиков увидишь". Втихаря привезли - и его впечатлило.

А то, что в "МЮ"... На игру с "Локомотивом" за ним приехало все руководство "Фиорентины". А у меня шли переговоры с "МЮ", о чем я ему и рассказал, высказав мнение, что туда и надо переходить. Накануне мы вышли на связь с Фергюсоном, он сказал: игрока знаю, интерес у нас есть. Но нужно еще посмотреть на дисках определенные нюансы. В понедельник факс в "Спартак" или будет, или нет. Факс пришел.

- А как договорились с Аленичевым? Сказалось то, что Жозе Моуринью в "Челси" ушел?

- И это тоже. Достаточно было один раз пообщаться, чтобы увидеть в нем человека, способного стать стержнем команды не только в игре. Так и вышло. Сейчас такого лидера не хватает.

В 2007-м мы как-то с ним случайно столкнулись в Сочи, куда он с семьей приехал. Проговорили до трех ночи. И он тогда уже сказал, что собирается тренером быть. Сиди в политике, "грейся" - при нашей-то действительности! Нет, его в футбол тянуло.

- Ваша была мысль пригласить его в "Спартак"?

- Где-то меня к ней Николай Писарев подтолкнул, с которым мы в теннис играли. Частично - Игорь Шалимов. Впрочем, идея лежала на поверхности и была поддержана, потому что Аленичев два года подряд забивал голы в победных финалах еврокубков.

ФЕДУН ГОВОРИЛ, ЧТО КАВЕНАГИ ДОЛЖЕН БЫТЬ В СОСТАВЕ

- Вы пригласили в "Спартак" и Аленичева, и Старкова. А уже после вашего ухода между ними разразился грандиозный конфликт...

- Не спрашивал о его причинах ни одного, ни другого. Но мнение Старкова о приглашении Аленичева было однозначно положительным. Я же звал Дмитрия не для того, чтобы он побегал с двумя кубками по стадиону перед болельщиками, а как полноценного игрока. Думаю, сказалось стечение обстоятельств - в частности, серьезная травма Аленичева, за время которой Старков наиграл схему, в которую тот уже не вписывался.

- Останься вы гендиректором, погасили бы тот конфликт на более ранней стадии?

- Сто процентов! К такому отторжению не может привести одно высказывание - только действия, причем систематические. Не видеть этого руководитель клуба права не имеет!

- Решение пригласить Старкова считаете верным?

- Да. Многие полагают, что он тренер занудный, оборонительный, "не спартаковский". Но новую команду надо выстраивать "от печки". И второе место с ним, пусть и без яркой игры, завоевали. Шли, по любимому выражению Федуна, step by step. Это был нужный этап. Мы общаемся, и я с уважением к нему отношусь. Как и к Аленичеву.

- А Аленичев говорил, что Старкова вы пригласили по старой дружбе.

- Мы не дружили, но общались, я в Риге часто бывал. Федун вначале был против Старкова, хотел Скалу оставить. Но по результату Латвии на Euro-2004 сказал: "Договаривайся". От всего, что не касается тренерской работы, я Старкова ограждал. Сам доводил его мнение до владельца клуба. А когда ушел, он стал контактировать с Федуном напрямую.

- Советовал тот ему, кого в состав ставить?

- Не знаю. Но порой сидим в ложе на матче, Кавенаги в запасе, и Федун хмурится: "Почему не поставил?" Я вынужден был доводить это до Старкова - пусть и в полушутливой форме.

- Скала утверждал, что не хотел Кавенаги, и говорил, что лучше на эти деньги купить Кержакова и Каряку.

- Тут он, наверное, прав. И Старков, с которым тогда уже велись переговоры, Кавенаги и Родригеса не знал. К их покупке и зарплатам я отношения не имел: это приобретения технического директора Евгения Смоленцева. Мы могли купить Дуду, который потом ЦСКА немало пользы принес.

- Кого еще могли, но не купили?

- Это’O и Эвра. Первый весной 2004-го забил нам в Москве за "Мальорку" - и тут же испанцы предложили его купить за 10 миллионов евро.

- Почему не купили?

- Сказали - дорого. А потом "Барселона" его за 15 купила. Эвра же после "Монако" вообще свободным агентом был. Надо было только агенту комиссионные заплатить. Но тут сказали - характер плохой.

- Кто сказал?

- Люди, которые платят. А когда мы купили Быстрова, в "Спартаке" должен был появиться и Аршавин. Но удалось сработать только наполовину.

ОТБИТЬ ТИТОВА БЫЛО НЕСЛОЖНО

- Фраза Скалы: "Ушел из "Спартака" из-за конфликта с синьором Перваком".

- Не было конфликта! Но не было и результата. Меня хозяин спрашивал: в чем дело? Отвечал: "Считаю, в Скале. Полное непонимание команды - и языковое, и по менталитету". Где итальянец работал после "Спартака"? Нигде. Думаю, он знал, что эта работа у него последняя. Срубил денег - и уехал.

- Титов в интервью "СЭ" утверждал: "Федун хотел меня убрать еще во времена Первака, но тот меня отбил".

- В 2004-м Федун считал, что Титова надо оставить. Поэтому и договаривались с Андреем Червиченко, который владел правами на него. И Старков считал, что Титов нужен. А вот уже в 2005-м Федуну стало казаться, что даже в медленном старковском футболе Егор за партнерами не успевает.

- Вам пришлось приложить серьезные усилия, чтобы его разубедить?

- Не слишком. Все-таки, чтобы выкупить Титова у Червиченко, были затрачены серьезные деньги, и это сказалось. Я вообще считаю, что людьми, столько сделавшими для клуба, разбрасываться нельзя.

- Почему, по-вашему, в 2004 году Федун потратил большие деньги на покупку игроков, а потом, до середины 2010-го, как отрезало?

- Тоже удивляюсь. Читал его интервью: мол, с большими приобретениями заканчиваем, будем растить кадры для сборной России, а не Бразилии. А потом и деньги большие тратятся, и бразильская колония в команде создается. Непоследовательность.

- В чем же дело?

- Возможно, в подверженности влиянию со стороны. По моему мнению, долгое время на него серьезно влиял Смоленцев, которого Федун считал незаменимым теоретиком футбола. То, что технический директор многое знал о том, кто на какой минуте выходил и у кого какой контракт, - не выдумка. Но о самой игре понятия не имел. О том, что Смоленцев ушел в "Жемчужину", мне недавно сын рассказал.

- Чем это вызвано?

- Возможно, Федуну надоели разные течения внутри клуба. Когда человек заработал денег и ему 55 лет, он не хочет ломать голову, кто прав, а хочет, извините, сидеть и балдеть. Недавно видел его фотографию на выездном матче с "Порту" - в белой шляпе. Вот он и решил довериться определенной программе, сидеть в этой шляпе на трибуне и получать удовольствие. Но не вышло. Бывает.

- Отношения с Федуном поддерживаете?

- Нет. Наши дела и проблемы не пересекаются. А чужое мнение его, думаю, никогда по-настоящему не интересовало.

ДВА МОИХ ЗАЯВЛЕНИЯ ВЛАДЕЛЕЦ ПОРВАЛ

- Покойный Владимир Федотов говорил: "Если бы у нас в 2006 году гендиректором был Первак, мы бы точно заняли первое место".

- Мы с Григорьичем созванивались до его последних дней. Знаю, как он переживал, когда уходил из "Спартака" в "Москву". Отношусь к нему с огромным уважением, хотя в "Спартаке" (он тогда занимался селекцией) отношения у нас были непростые. Порой и поругивались. Я ему говорил: "Надо компьютер осваивать!" А он крестики-нолики рисовал. Но потом я понял: если эти "крестики-нолики" дают результат - пусть будет так! Степень "продвинутости" человека не важна - главное, чтобы работа приносила пользу. Как пересмотрел восприятие Федотова - так и отношения наши изменились.

- Вы ему из Челябинска и Торбинского вернули. Причем безвозмездно.

- Я за свои слова отвечаю. В аренду его, уже не помню почему, взять не мог. И у нас была договоренность: если он "Спартаку" понадобится - бесплатно отдаю. Он понадобился - я отдал. Хотя мог встать в позу.

- Роковым для вас стал прокол с Погатецом, у которого в договоре аренды не было прописано права на первоочередной выкуп?

- А его нельзя было прописать, и все, включая Федуна, об этом знали. Потому что иначе нам бы его просто не отдали. Клуб и игрок оставили выбор за собой. И он ушел в "Мидлсбро", поскольку его жена была недовольна здешним образом жизни. Они же росли в Австрии, где всегда спокойно. А тут - вечный коллапс на дорогах, язык сложный. Никакого прокола тут не было. А что Смоленцев нашептывал Федуну - мол, дело в несостоятельности Первака, - ради бога.

- О вашей отставке Федун говорил: "Мы посчитали, что Первак выполнил задачу, для которой его брали, - расчистку авгиевых конюшен".

- Федун - хозяин "Спартака" и вправе формулировать так, как хочет. Но он забыл сказать, что я писал одно заявление об уходе, второе, третье... Два он порвал, а третье - принял.

- Чем они были вызваны?

- Видел: то, что хочу сделать, не получается. И не по моей вине. На Федуна большое влияние оказывали и Смоленцев, и пресс-атташе Шевченко. Стас Михайлов, популярный ныне певец, которого "раскручивали" мои друзья, по моей просьбе написал гимн "Спартака", и очень приличный. Весной 2005-го спел его в Лужниках вживую, а до конца года этот гимн перед каждой игрой крутили.

Но Шевченко-то свой гимн написал, и ему так хотелось его продвинуть! Тогда я этого не знал, а потом стало ясно, во имя чего он так яро боролся со всем, что предлагал Первак.

- К строительству стадиона тоже собирались приступить?

- Привел всемирно известную компанию Hohtief. И она в 2005 году предложила Федуну построить 40-тысячную арену всего за 130 миллионов евро. Договорился и с компанией LG, которая за бренд LG Arena давала 20 миллионов. Были и другие источники экономии. Но Леонид Арнольдович посчитал цену высокой, выделил стадион в отдельную структуру, чтобы этот вопрос "не мешал мне работать". А тут и с землей не стало получаться. Больше я в этот вопрос не вмешивался. Но теперь, не сомневаюсь, стадион построят.

- Почему в Нижнем Новгороде, куда вы перевезли команду из Челябинска, не сложилось?

- Может, потому, что Валерий Шанцев работал губернатором первый год и только разбирался в делах. И Николай Толстых сильно обиделся, что я без предупреждения перевез клуб из города в город. Но главной причиной, если честно, было то, что я остыл к российскому футболу. И бесплатно отдал команду Игорю Егорову. Так она и стала "Нижним Новгородом".  

ДОМА У БЕККЕНБАУЭРА

- Чем занимаетесь с тех пор как ушли из футбола?

- Живу в Берлине. Поскольку бизнес к середине 2000-х у меня был отлажен, появилась возможность года два беспрерывно ездить с дочкой Ксенией на теннисные турниры. Сейчас она - 83-я ракетка мира. 15-летний сын учится в школе и играет в футбол в Швейцарии, причем за 17-летних. Он и в детской команде "Спартака" пробовался, но ему не понравилось, что тренеры сильно ругаются. В совершенстве владеет не только английским, но и итальянским, и французским, благодаря чему в наших разговорах с президентом УЕФА Мишелем Платини был переводчиком. Тот смеялся: подрастешь, возьму к себе работать.

- Скучаете по футболу?

- Скорее завидую белой завистью Евгению Гинеру, который, будучи совладельцем ЦСКА, сумел выстроить в клубе систему. Жалею, что впервые в жизни не успел довести начатое до ума. В футболе мне будоражила кровь Лига чемпионов - и я достаточно близко знакомился с Францем Беккенбауэром, Оттмаром Хитцфельдом, их менеджерами, чтобы понять, как в этой сфере нужно работать, чтобы выйти на этот уровень.

- С Беккенбауэром, слышал, и сейчас общаетесь?

- Последний год - нет: с головой ушел в бизнес. Но был бы рад вновь оказаться в доме Беккенбауэра в Китцбюэле.

- А от того, что однажды вернетесь в футбол, не зарекаетесь?

- Пожалуй, нет. Не привык останавливаться на полпути, и то, что в "Спартаке" сложилось именно так, до сих пор отчасти во мне свербит.

Игорь РАБИНЕР

Закручивание гаек, вера в молодежь и… новый вратарь

"СЭ" вспоминает, как в эпоху Леонида Федуна дебютировали в "Спартаке" главные тренеры

Александр СТАРКОВ

Дебютный матч: ЦСКА (г) - 1:2 (10.09.2004)

Дебют латвийского специалиста пришелся на главное дерби страны, и до вполне приемлемой ничьей игравший целый тайм вдесятером после удаления Кебе "Спартак" не дотянул всего одну минуту. А незадолго до этого, в июле - августе, красно-белые провели едва ли не самую мощную трансферную кампанию в новейшей истории - их ряды пополнили Аленичев, Кавенаги, Родригес, Йиранек, Баженов, Видич, Ковальчук. С учетом того, что команда прочно шла в середине таблицы, не имея особых шансов зацепиться за еврокубки, то задача перед Старковым стояла простая: постепенно начинать лепить из новобранцев единое целое с прицелом уже на будущий сезон. А заодно определиться, кто из футболистов прежнего созыва может помочь команде в будущем и какие позиции еще нуждаются в укреплении. Так что чемпионат команда под руководством Старкова завершила ни шатко ни валко - три победы, три ничьи и три поражения.

Владимир ФЕДОТОВ

Дебютный матч: Зенит (г) - 4:1 (30.04.2006)

8 апреля 2006 года разорвалась самая настоящая информационная бомба - иначе трудно охарактеризовать интервью капитана "Спартака" Дмитрия Аленичева "Спорт-Экспрессу", озаглавленное "Старков - тупик для "Спартака". После этого отставка латвийского специалиста стала делом времени - и 26 апреля было объявлено о его увольнении. На подготовку к выездному матчу против "Зенита" у вступившего в должность Владимира Федотова, который ранее занимал в клубе должность генерального директора, было всего три дня, но дебют оказался более чем удачным. Серьезных изменений в кадровый состав Федотов вносить не стал - при нем костяк команды остался тем же, разве что нападающий Михайло Пьянович, стабильно выходивший на поле при Старкове, потерял свое место. Правда, в матче с "Зенитом" серб успел сделать дубль.

А вот тактика команды претерпела неожиданное изменение - в Санкт-Петербурге "Спартак" вышел играть в три центральных защитника, которым помогали два опорных хавбека. Правда, эта схема в итоге не прижилась, и в дальнейшем при Федотове красно-белые действовали с четырьмя игроками обороны. "Игра наша немножко изменилась. Григорьич исповедует более короткие передачи. Вы видели, мы длинными сегодня играли очень мало, особенно во втором тайме. Это тот футбол, к которому я привык. Он многим в команде по душе, поэтому даже какое-то вдохновение появилось", - говорил после матча "СЭ" капитан красно-белых Егор Титов.

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

Дебютный матч: Сатурн (д) - 2:0 (22.06.2007)

Черчесов принял бразды правления из рук Владимира Федотова после того, как команда выдала серию из пяти матчей без побед - две ничьи и три поражения. После смены тренера красно-белые в следующих восьми встречах одержали семь побед, один раз сыграв вничью. При Черчесове введенные в состав молодые футболисты, такие как, например, Прудников и Дзюба, продолжили получать время на поле. Правда, основным напарником Романа Павлюченко в атаке стал купленный летом Веллитон. Кроме того, вскоре после назначения Черчесова в основе дебютировал Сергей Паршивлюк.

"Работа с молодежью ведется планомерно: почти на каждой тренировке с основой занимаются 6 - 7 молодых футболистов. Все они трудятся по нашему графику, кроме того дня, когда выступают за дубль. Убежден: молодые игроки всегда должны быть в обойме и знать, что за ними смотрит не кто-то издалека, а главный тренер, находящийся поблизости", - говорил в августе Черчесов в интервью "СЭ".

Однако главное, чем отметился новый главный тренер, - это ужесточением дисциплины в команде, ведь поговаривали, что атмосфера в "Спартаке" при Федотове была уж слишком либеральной. Однако сам Черчесов это отрицал. Все в той же беседе на вопрос о закручивании гаек он ответил: "Нет. Есть профессиональные вещи, которые были предложены игрокам. Без крика и шума. Знаете поговорку: "чем тише говоришь, тем лучше тебя слушают".

Микаэль ЛАУДРУП

Дебютный матч: Москва (г) - 1:2 (13.09.2008)

Лаудруп принял команду, когда она шла на третьем месте, но при этом лишилась лучшего нападающего - Роман Павлюченко был продан в "Тоттенхэм". Да и атмосфера в коллективе оставляла желать лучшего. Датчанин принялся без боязни доверять молодым игрокам - в матче с "Москвой" в стартовом составе впервые вышел Владимир Рыжков, опыт выступлений которого в премьер-лиге до этого составлял… три минуты. Более того, 18-летний хавбек даже открыл счет в той игре. В разных турнирах на поле выходили Лугачев, Зотов, Григорьев, Малоян. С другой стороны, Лаудруп вернул в основу людей, уже казавшихся осколками прошлого, - так, остаток сезона основным левым защитником при нем был Клементе Родригес.

"Мне по душе быстрый футбол со сменой игроками позиций. Тактика может меняться от игры к игре, но стиль должен быть узнаваем. Всем же известно, как играют "Барселона" или "Манчестер Юнайтед". Не люблю обращаться к прошлому, потому что его не вернуть, и считаю, что жить надо настоящим. И все же замечу: в 90-е годы свой стиль был и у "Спартака". Стиль нужно создавать, но исходить при этом приходится из имеющегося набора игроков. Сегодняшний состав талантлив. Надо только внести отдельные усовершенствования в плане тактики и, конечно же, функциональной готовности. Этим мы уже занимаемся, но основная работа предстоит в межсезонье", - говорил Лаудруп в конце октября в интервью "СЭ".

Валерий КАРПИН

Дебютный матч: Терек (д) - 2:0 (18.04.2009)

Возглавив команду в экстренном порядке после отставки Лаудрупа, тренер-гендиректор сразу же внес существенное изменение в стартовый состав - место в воротах занял Сослан Джанаев, а казавшийся незаменимым Стипе Плетикоса сел на лавку. Связано это было, по словам Карпина, исключительно с лимитом на легионеров.

"В конце концов, это ведь не моя личная прихоть - из-за лимита так лучше команде. Ну не можем мы позволить себе делать не одну, а две-три замены полевых игроков только потому, что вратарь - иностранец!", - говорил он в интервью "СЭ" после игры с "Тереком". Кроме того, на матч с грозненцами "Спартак" впервые в том сезоне вышел с двумя нападающими - Веллитоном и Дзюбой. Правда, впоследствии на острие бразилец все же действовал в одиночестве.

Ну и едва ли не самым громким шагом Карпина на новом месте стало приглашение на роль консультанта Олега Романцева, что вызвало радость и умиление у ностальгически настроенной части красно-белой общественности. "Это была моя инициатива. Все говорят, что у меня очень мало тренерского опыта, и это действительно так. Олег Иванович именно тот человек, который сможет помочь заполнить этот пробел. У него грандиозный опыт, к тому же видение футбола у нас одинаковое. Иначе и быть, наверное, не может - ведь именно Романцев сделал из меня игрока".

Дмитрий ГИРИН 

53
  • AllFree

    Карпина надо гнать со всех постов, задачи он не выполнил, поэтому нравится - не нарвится, все равно: чемодан - вокзал - испания - стройка. Главная проблема и проклятие Спартака - это Федун. Хозяин он никудышный, делец всероссийского передела собственности, а здесь мозги нужны. Спартаку нужен другой хозяин, который выстроит систему управления клубом, а не структуру для собственного самоудовлетворения.

    24.04.2011

  • xxxl

    На сколько я помню ситуация,когда Титов однажды сел на скамейку как раз таки была.И что тогда началось?!Трибуны скандировали,требуя его вернуть в основу.У нас же каждый второй "специалист".Ну не могут болельщики диктовать руководству,главному тренеру кого оставить, а кого нет.Ну это ненормально,непрофессионально.Это тупик! Я не представляю,чтобы мне кто-то указывал в моем деле,в том,в чем я разбираюсь лучше других.

    23.04.2011

  • RW-irk

    Ну я же еще раз говорю,титов с каждым годом лучше не становился,а даже наоборот,но дело то в том,что ведь если бы его постепенно заменять стали в середине игры,в состав бы стал не попадать,потом бы и окончательно на лавочку присел,а в конце сезона спокойно расстались...ну не соответствует уже уровню спартака,никто бы слова не сказал... А так, играл,играл и вдруг резко не нужен,так не бывает...каждый год клубы расстаются с кучей игроков и все равно с большинством по-человечески...раз ты столько лет болеешь,неужели тебе плевать на то,что человек коренной спартаковец,всю жизнь в спартаке и с ним так расстались? Таких как титов у нас единицы,как в игровом (хотя до конца он так и не раскрылся) так и в человеческом смысле... А по черчесову, при чем здесь не москвич?....

    23.04.2011

  • kri-kri

    Ребята, можно присоединиться к диалогу ? Я согласен с хххl ! Почему бы не посмотреть на проблему с другой стороны ? Может Черчесов сделал всю грязную работу, с которой в глубине души все были согласны ? Высказываться со стороны легче всего, что Черчесов негодяй... как он посмел.......???!!! А когда власть поменялась и можно было все вернуть, почему то желающих не нашлось !!!!!

    23.04.2011

  • xxxl

    Аааа... все дело в том,что Черчесов-осетин, а не коренной москвич?! В этом все дело!?)))))Это в прессе все так было обставлено, что бедного Титова обидели!!! Спартак-это прежде всего профессиональный футбольный клуб,по крайней мере, был таковым,а не благотворительная организация.За свою веру и правду Титов немалые деньги получал.И вообще это уже все не имеет значения,главное, что сейчас Спартак на краю пропасти.И мне от этого очень горько,поскольку,я болею за Спартак уже 25 лет!!!

    23.04.2011

  • RW-irk

    А что осетины бывают с холодной кровью? Каким же был конфликт,если не личный? Никто и не говорит,что титов в 2008 был великолепен,неподражаем и т,д но это был без вопросов игрок основного состава. Чемпионат прерывался на 2 месяца(евро) и все почему то было нормально,чемп возобновляется,играется две игры и вдруг он не соответствует требованиям?...а вместе с ним еще два человека,явно не молчащие в раздевалке...и ты считаешь,что это связано только с игровыми моментами?... Титов безусловно,уже отходил потихоньку,но расставаться с ним нужно было явно по-другому...воспитанник спартака,всю жизнь отдавший этой команде,верой и правдой ей служивший и тут вдруг в середине сезона,он оказывается не соответствует требованиям-пошел вон... Ты считаешь это нормально?

    23.04.2011

  • xxxl

    А у меня встречные вопросы.С чего ты взял,что конфликт был личный?с чего это он у "вас" с горячей кровью? И что ты знаешь о его личных амбициях? И что значит несогласные? Ты что лично знаком с Черчесовым,Титовым и Калиниченко? А позиция у меня такая, что если футболист не соответствует уже необходимым требованиям, кто бы он ни был,то с ним необходимо расстаться.У Карпина была возможность вернуть Титова в команду.Но он почему то этого не сделал.

    23.04.2011

  • RW-irk

    А вот он взял и расстался!конфликт был не игровой,а личный,он же у нас с горячей кровью, личные амбиции поставил выше,просто избавился от несогласных,вот и все...неужели ты считаешь,что титов,моцарт и калиниченко были для спартака второстепенными игроками,потеря которых никак не сказалась на команде?... Я вот не пойму,твою позицию,что конкретно ты хочешь всем этим сказать? Объясни

    23.04.2011

  • xxxl

    С ключевыми игроками,определяющими игру команды,находящимся на "уровне" ни один тренер просто так,за бесплатно не расстается. 32 года-не критично для топ-футболиста.Пример Семака!

    23.04.2011

  • RW-irk

    Под термином обоснована,я имел в виду,то что он хотел уехать и его продажу предотвратить было сложно... А из перечисленных тобой игроков, ты команду не пытался составить? Особенно то,что касается атакующих действий... А про играющих пешком,кто бы там как не играл,именно эти игроки были у черчесова основными и он с ними в одночасье расстался... А титов,это легенда спартака и играл он в тот момент на уровне... Ему не 25 было,это во-первых, во-вторых, куда бы он пошел? После спартака,в 32 года? Не в один сильный клуб в россии он бы не пошел,это не быстров...

    23.04.2011

  • xxxl

    У меня с памятью все слава богу!!! И все перечисленные мною игроки были в Спартаке на тот момент.По поводу "ключевых игроков" )))))) без комментариев... Нынче пешком в футбол уже не играют.Ключевые футболисты топ-команды,как правило пользуются спросом,что в данном случаи никак не наблюдалось. А уход Павлюченко-это потеря для Спартака.

    23.04.2011

  • RW-irk

    xxxl, память подводит,так поищи в интернете,что было и кто был у спартака после евро... Веллитон кстати травмирован был, ну а ковач...ну в общем глянь на досуге,освежи в памяти...к слову за месяц с небольшим спартак лишился 4 ключевых игроков: титова,моцарта,калиниченко и павлюченко и только потеря последнего была обоснована, а все остальное,спасибо саламычу...

    23.04.2011

  • kri-kri

    Только Черчесов мог поднять Спартак на 1-ое место !!!!!!!!!!!! Верните Черчесова !!!

    23.04.2011

  • kri-kri

    111

    23.04.2011

  • xxxl

    По поводу Титова никак не могу понять,что с ним так все носятся,кроме как спартаку он никому не нужен, а нет, еще в Казахстане засветился,да в Химках и везде одни скандалы.А по попову того,что осталось после Черчесова:Плетикоса,Шишкин,Быстров,Саенко,Баженов,Павленко,Фатхи,Ковач ,Йиранек,Штранцль (которых уже и след простыл),плюс Дзюба,Веллитон,Паршивлюк.Какие Малояны и Рыжковы? Как это некому было играть?

    23.04.2011

  • RW-irk

    Веселый, А еще раньше сарсания был...

    23.04.2011

  • RW-irk

    Вeселый типа на работенку просятся?

    23.04.2011

  • mvk79

    Вeселый 11:24 | 23 Апреля 2011 анекдот про болельщиков СМ и валеру: Муж застает жену с любовником в самый разгар встречи. Жена опомнилась первой: — Ты будешь верить мне, своей любимой жене, или своим бесстыжим глазам?

    23.04.2011

  • RW-irk

    Исмагил 11:23 | 23 Апреля 2011 тебе сколько лет эксперт? поди сидишь там еще к егэ готовишься, а все туда же....

    23.04.2011

  • andrewcross

    Ошибка Карпина в том, что он Романцеа консультантом назначил. Романцев - неудачник, несмотря на все 9 титулов, завоёванных в разваленной стране. Когда ОИРа пиннули под зад из Спартака, он попробовал себя в Динамо и Сатурне - и везде быстро обосрался. Пустое место. С Барсой в российском первенстве он мог бы и 20-кратным чемпионом стать. Причём ничего не делая. Ходил бы рыбку ловил, а Барса побеждала бы. Вот такой он, великий тренер Романцев...

    23.04.2011

  • Геопласт

    должен быть один рулевой-тиран или команда единомышленников, когда тренер, гендиректор и ещё кто Федуну свою линию поют, толку не будет.

    23.04.2011

  • RW-irk

    Вeселый 10:46 | 23 Апреля 2011 привет! это ты о чем?

    23.04.2011

  • RW-irk

    xxxl 21:55 | 22 Апреля 2011 че там переосмысливать? играл человек играл всю жизнь в спартаке,а тут вдруг крайним стал (это я о титове). за всю эту историю с дублем черчесову не может быть никаких оправданий...... а сейчас он в каждом интервью рассказывает какой хороший он был и какие не хорошие люди сейчас работают. как баба себя ведет ей богу, читать пративно.... он везде кричит,на каком месте он оставил команду и с каким отставанием от лидера,а о том с чем он ее оставил, как-то не заикается.... у нас играли малояны, да рыжковы и не потому что были так хороши, а потому что некому больше было играть......

    23.04.2011

  • mvk79

    Сеня007 01:14 | 23 Апреля 2011 Шешуков, Сухи, Ибсон, Ари, Кариока (про Родри и Рохо пока молчу, мало они пока в команде поиграли, но думаю, вряд ли преуспеют) рохо не безнадежен. остальным место в пердиве. и тут федун с карпиным должным решать- быть им там вместе со СМ или нет.

    23.04.2011

  • mvk79

    Undertaker 00:09 | 23 Апреля 2011 ари и нецид? посмешил.

    23.04.2011

  • Сеня007

    Undertaker 00:22 | 23 Апреля 2011 Про Жо забыл... а еще сегодня неплохо смотрится Мамаев (на мой взгляд), Тошич, Гонсалес... по крайней мере лучше спартаковских легионеров. Хотя, конечно, и у ЦСКА селекция далеко неидеальная, но все же по точнее, чем в Спартаке. А сейчас у красно-белых столько говна, которое в ближайшее время переедет на южно-американский континент или растечется по бескрайним просторам российского первенства... Шешуков, Сухи, Ибсон, Ари, Кариока (про Родри и Рохо пока молчу, мало они пока в команде поиграли, но думаю, вряд ли преуспеют) Нормально воспринимаю только Велитона, МакГиди, ну, за былые заслуги Алекса... Правда при нарушенных игровых связях и полном отсутствии игровой мысли на поле (следствие работы Карпина) не факт, что и они что-нибудь будут показывать в ближайшее время... Иногда проблески есть у спартаковских воспитанников - Дзюбы, Жано, Яковлева, Макеева... Паршивлюка жду восстановления, Пареха для меня пока непонятен, мало игр провел, кто бы что ни говорил... Вроде бы костяк набирается, но Карпин вряд ли сможет поставить этой грядке игру.

    23.04.2011

  • Undertaker1989

    Селекция ЦСКА перестала быть эффективной еще лет 5 назад, когда и были куплены Вагнер, Карвалью, Красич и Одиа. С тех пор ни одного по-настоящему сильного футболиста куплено не было. Исключение - Думбья. ЦСКА хорошо выступает за счет трансферов почти десятилетней давности - Игнашевич, Березуцкие, Алдонин и т.д.

    23.04.2011

  • Undertaker1989

    mvk79 22:38 | 22 Апреля 2011 Секу и Нецид еще ничего не сделали, чтобы назвать их удачными приобретениями. С таким же успехом можно считать эффективным трансфером покупку Ари и Кариоки.

    23.04.2011

  • Малгин

    Насчет Олича - мне кажется, что его уход напрямую был связан с армейскими бразильцами. Когда на поле был Вагнер - все пасы шли ему, а Олич бегал порожняком. когда Вагнера не было - Олич получал мяч далеко не всегда, когда это было возможно. Сейчас за Карпина горой стоит бразильская "диаспора" Спартака. Их стало слишком много в команде. Динамо Киев несколько лет назад также стало валиться в Европе, сливая по 1:4 и 2:5 в ЛЧ. после этого бразильцев в ДК сократили в разы и все наладилось. 3 бразильца в клубе это предел, если их становится больше , то они как рак съедают организм их приютивший. Необходимо срочно гнать бразил метлой. и в этом спасение Спартака....

    22.04.2011

  • mvk79

    Undertaker 21:19 | 22 Апреля 2011 вагнер, карвалью, одиа, секу, думбия, жо, красич, хонда, нецид- вот тебе и 60 %.

    22.04.2011

  • zabava

    xxxl, вполне согласен с вашим высказыванием. очень долгое время про Станислава Саламовича писали нелестные слова, хотя у него заслуг перед Спартаком куда больше, чем у Карпина и как игрока и как тренера!!!

    22.04.2011

  • azamatd

    Undertaker У ЦСКА лучшая селекция в РПЛ на протяжении последних 10 лет оттуда и титулы и стабильные результаты, у вас есть другой вариант?

    22.04.2011

  • xxxl

    Всегда считал Черчесова настоящим спартаковцем,истинным профессиналом своего дела.Он доказывал это и как игрок,и думаю,пора уже переосмыслить его работу в Спартаке и как тренера.Помнится, как большинство болельщиков вдруг ополчились против него,вдруг перестал быть для них спартаковцем,хотя несомненно он-легенда Спартака.Время прошло и надо признать,что увольнение Черчесова-это большая ошибка руководства Спартака,а именно Карпина.

    22.04.2011

  • xxxl

    .....

    22.04.2011

  • Undertaker1989

    Хватит нахваливать селекцию ЦСКА! Какие 60-70% эффективности? Рикарду Жезус, Рамон, Калоуда, Ратинью, Эркин Джанер, Янчик - видимо, тоже очень выгодные приобретения?

    22.04.2011

  • Sp+

    ТS если это все так то это лишнее доказательство безграмотного руководства Федуна

    22.04.2011

  • Сеня007

    Карпин хороший мотиватор... Раз уж команда за него так выступает, значит, умеет настраивать игроков, влиять на них... желание у игроков тоже заметно, только вот косяк один - способности пропали куда-то... и кто виноват? а также, что делать? вопросы вечные, а для Спартака последних лет в особенности! 2009 год, который часто упоминают, был вытянут Карпиным как раз за счет умения мотивировать и настраивать футболистов (у Лаудрупа выражение лица было немного безучастным, он, мне кажется, игроков заряжать не умел)... но предсезонку то футболеры наши прошли с датчанином! на ней Валерий Георгиевич и выехал... а дальше пошло то, о чем говорит Черчесов... уже 2010 год, год-надежда Спартака на 2 звезду, показал, что предсезонка завалена полностью! Старт немного лучше этого года, черту ему подвел 2:5 во Владикавказе... Летние трансферы команду немного встряхнули, но игры 2009 видно все равно не было... победы больше какие-то вымученные получались... часто просто везло: в Марселе, например. Чувство какого-то натяга не покидало... И в 2011 году старт еще хуже... нереальное везение в Амстердаме, в Базеле фартило... но везение когда-нибудь заканчивается, если нет системной, эффективной работы - это доказали Марсель, Порту (если честно, и Ростов с Кубанью), которые поставили все на свои места, показали, чего сегодня стоит Спартак Москва... Жаль, что довели до такого... Нисходящая тенденция очевидна 2 последних года. И если раньше тренера меняли при малейших неудачах, порой, как говорится на переправе (тому же Федотову не дали раскрыться до конца, на мой взгляд), то Крапину В.Г. доверяют больше, чем нужно... Прости за столь длинную прелюдию, но у Спартака сегодня тренера нет! К сожалению, Карпин таковым не является! Чем раньше это поймет Федун, тем лучше для Спартака!

    22.04.2011

  • свободу Руанде

    TS...по настоящему жаль ,что ситуация в столь именитом клубе зашла так далеко,СПАРТАКАМИ нельзя раскидываться,любим мы его или ненавидем....

    22.04.2011

  • 11.11

    Промолчали журналисты, что Старкова выгнали футболисты, Федотова подсидел Черчесов, Черчесова прогнали болельщики за сон на скамейке и репрессии в команде, Лаудруп остаток сезона после Черчесова слил и закончил на 8 месте, да и новый начал плохо. А отставки Карпина не хотят ни болелы, ни футболисты, ни Федун, просто он честный человек и берёт всё на себя.

    22.04.2011

  • мангуп

    "В свое время в "Спартаке" была система сдержек и противовесов. " "вся система оказалась замкнута на одного человека, который долгое время является и генеральным директором, и главным тренером. Конкурентной среды, увы, нет,... Именно здесь, на мой взгляд, главная причина кризиса. И именно об этой причине и нужно говорить." Не думал что Черчесов так точно укажет корень проблем. Именно сам в собственном соку в окружении почитателей, а не соратников, имеющих своё мнение и взгляд, без второго тренера, ведущего всю черновую работу, без критического (а не злобствующего) взгляда специалистов, Карпин начал и поплыл в волнах самолюбования за итоги 2009г., и результат прошлый и нынешний год. И даже будет пара-тройка всплесков, они только усугубят плачевное положение. Чем раньше уйдёт В.Г., тем лучше, но и чехарда не нужна. Дело за серьёзным, опытным тренером и квалифицированным президентом толково ведущим селекцию, и обязательно не терять молодняк. В общем не ремонт, а реконструкция...

    22.04.2011

  • свободу Руанде

    Azamatd...соглашусь с тобой в главном,менеджмент ЦСКА в России наиболее профессионален,а главное что руководство доверяет тренеру в этом вижу залог стабильности{болельщик ЦСКА}

    22.04.2011

  • 11.11

    Такая "мутота от ларина из шишиморова", что даже читать лень. Хоккейный обозреватель НИКУДЫШНЫЙ - так ещё и к футболу грабли тянет. Тьфу, позорник((

    22.04.2011

  • мангуп

    "Скорее завидую белой завистью Евгению Гинеру, который, будучи совладельцем ЦСКА, сумел выстроить в клубе систему." - эттто точно, Гинер в футболе и футбольных делах понимает намного лучше. Да, похоже, и в финансах. Купил Красича - сделал игроком - продал. То же с Думби, Секу, Тошичем - ведь купил за столько, как Спартак одного Макгиди(он хорош, но...) - поиграют в клубе и продаст с прибылью. А в Спартаке - талантливый Прудников - ни денег, ни игры, Павленко - за бесценок продан, уж не говорю о Штранцле, Йоранике, Родригисе, Плетикосе (!), Григорьеве и др.др.д.р... Не умеют ни покупать, ни продавать, ни доводить до класса игры. Потому и Алекс блеснул в свою силу в 2009 и всё, Веллитон похоже тоже скисает... Надо срочно менять Карпина - причём с обоих постов. Вернуть бы Первака в генералы, а Романцева в главтренеры и тогда точно вышли бы из болота.

    22.04.2011

  • azamatd

    свободу Руанде Что особенного в селекции ЦСКА?! Сколько неудачных покупок сделал ЦСКА: Маазу, Джанер, Жесус ... ну можно конечно вспомнить еще пару фамилий(и то с большим трудом) и то ошибочные покупки на протяжении последних лет 5-7, а сколько игороков заиграло? Вот тебе эффективность - приблизительно 70-80% купленных игроков превращаются в игроков основы ЦСКА. Насчет Олича - это был одним из сильнейших игроков ЧР на протяжении 4(!) сезонов проведенных им в ЦСКА. Почему ты говоришь что ЦСКА его потерял? Этот игрок был причастен ко всем 3 чемпионствам армейцев, к победе в Кубке УЕФА. Но такое бывает в большом спорте - игроки "растут" в профессиональном плане - им нужна новая мотивация, новые высоты, и уж точно он до них дошел в ЦСКА и перешел на более высокий уровень(Бундеслигу) отработав все потраченные средства армейцев сполна. Мы же не говорим что "Спартак" потерял Видича, одного из самых лучших и стабильных защитников мира на данный момент - просто напросто он "вырос" и пошел дальше, кстати говоря тоже принеся "Спартаку" свою пользу - хотя бы своей трансферной стоимостью когда его продавали в МЮ. То же самое можно сказать и про Красича. И Олич и Красич - не раз в своих интервью сейчас вспоминают времена проведенные ими в ЦСКА теплыми словами ибо он им помог ракрыться и завоевать титулы чтобы пойти дальше в большом футболе.

    22.04.2011

  • k707

    Почитать интервью любого экс-руководителя или тренера, так все всегда всё делали правильно, только команда уже 10 лет в полной ж... в России, а в Европе в пожизненной п...де

    22.04.2011

  • karbafos

    Нужно гнать Карпина со всех постов . Я не вижу ничего положительного в его действиях. Как тренир некудишний так и ген директор! И не надо вспоминаь об 1/4 ЛЕ нарвались би на порту раньше вылетели! Гнать его! Пригласить нормального ген директора , а он пусть тренира да селекцию налаживает! ЦСКА в пример машина работает как часы! А у нас призери в один год , последнее место в следуюшиы!

    22.04.2011

  • Вика 10 лет

    Спартак прекрасная команда Всяк играет,так и сяк Рохо-рохля,другой дохля,ну а третий уж никак не поймает мяч,не забьет пенальти Хорошо начали,проиграли, вот и нате! Один слишком много пьет,другой песенки поет Третий не желает по нормальному играть Все они хотят чего-то,один то-то,другой то-то Но лишь дело об игре: все опять не бе ни ме Они хотят лишь деньги получать!Но никто не хочет по нормальному сыграть! Тренера не слушают,а денежки лишь кушают Карпин бедный вымотался и подал в отставку!

    22.04.2011

  • свободу Руанде

    Azamatd..а что особенного в селекции ЦСКА?,в большенстве своем -это еще Газаевские приобретения и наработки...другое дело,терпение у руководителей Армейцев больше на порядок -отсюда и стабильность...хотя потерять такого фрварда как Олич-касяк руководства

    22.04.2011

  • Dzho Black

    Перваку по делу говорит вроде,а Черчес опять че то мутит...

    22.04.2011

  • MARLON BOYS

    игорь, а это классная идея! Более того, пусть Спартак каждый раз летит ЦСКА со счетом 0:5 до конца этого столетия!

    22.04.2011

  • azamatd

    "Однако в профессиональных клубах эффективность селекции составляет примерно 60-70 процентов. То есть из условных десяти новичков в команду вписываются шесть-семь. Это хороший, профессиональный показатель, на который мы в "Спартаке" в былые годы и выходили." В России такой показатель точно выполняется у ЦСКА. Может у кого нибудь еще - но первое и безоговорочно приходит в голову работа селекционного отдела ЦСКА.

    22.04.2011

  • bek0715

    Представлял Первака намного хуже,столько гадостей говорили.С интересом прочел его интервью,и работник вроде хороший

    22.04.2011

  • igor64

    Карпин как ты уже всех достал. Что ещё надо проиграть Спартаку, чтобы тебя больше никогда не видеть у руля Спартака. Наверное ЦСКА 0:5.

    22.04.2011