Премьер-лига (РПЛ). Статьи

11 мая 2011, 04:00

Вячеслав Малафеев: жизнь после 17 марта

Впервые после постигшей его трагедии вратарь "Зенита" и сборной России согласился поговорить о том, что пережил за это время и как собирается жить дальше

Борис ЛЕВИН
из Санкт-Петербурга

Общаться с внешним миром после такого тяжело. Но выговориться нужно - прежде всего для того, чтобы не носить тяжелейшее горе в себе. 40 дней после гибели жены вратарь "Зенита" и сборной сохранял табу на общение с прессой и вообще любые публичные высказывания. И только когда этот срок истек, дал "добро" на беседу с корреспондентом "СЭ".

Малафеев - человек очень сильный и цельный, в чем я еще раз убедился во время нашей беседы. Давалась она непросто: ворошить только что пережитое горе - занятие ужасное. Но такова наша профессия - быть с интересными для читателя людьми не только в мгновения радости, но и в минуты печали.

Слава отвечал искренне, и в какой-то момент я поймал себя на мысли: когда подчас он говорит слишком правильные слова, ему в отличие от многих в нашей циничной жизни веришь. Потому что за правильными словами у него стоят и правильные дела.

ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ МУЧИЛСЯ: КАК СООБЩИТЬ ДЕТЯМ?

- Можно ли сказать, что жизнь после 17 марта, когда погибла Марина, раскололась для вас надвое: "до" и "после"?

- 18 или 20 марта я ответил бы на этот вопрос не просто утвердительно - категорично. То, что случилось, стало глубочайшим шоком. Разум отказывался понимать, что Марины больше нет, а как жить без нее?

Но время действительно лечит, и, хотя сердце по-прежнему болит, жизнь берет свое. Понемногу удалось успокоиться и понять: если культивировать в себе подобные мысли, ни к чему хорошему это не приведет. Нужно жить настоящим и будущим - прежде всего для своих детей. Очень хочется вложить в них то, что мы с Мариной планировали, причем сделать это по максимуму. Да и проекты - ее, а также наши совместные - бросать нельзя. На какое-то время они ушли на второй план, но сейчас понимаю, что обязательно нужно продолжить работу: это будет лучшая память о Марине.

- После подобных потрясений многое переоцениваешь: что-то ранее важное кажется мелким, а чем-то, наоборот, начинаешь дорожить гораздо больше. С вами что-то похожее происходило?

- Со мной разное происходило. И взгляд на какие-то вещи тоже менялся - надеюсь, что в более мудрую сторону. Как бы банально это ни звучало, надо продолжать жить и идти по тому пути, который тебе предназначен, стремясь достичь на нем как можно больших высот. Уверен, что Марина хотела бы именно этого.

- Долго пришлось бороться с чувствами, чтобы заставить себя руководствоваться разумом?

- Знаете, наше восприятие мира устроено так: мозг пытается отторгнуть все, что ты не хочешь знать и видеть. Процесс этот сопровождается сильнейшими эмоциями, и перебороть их очень трудно. Но когда ты все это через себя пропустишь и подключаешь наконец мозг, приходит понимание того, что ничего уже не вернешь. Насколько возможно, успокаиваешься и приходишь в себя, хотя, конечно, воспоминания никуда не денешь.

- Представляю, как тяжело было сообщить ужасную новость детям...

- Да, это было сложнее всего. Целый день ходил и не знал, как это сделать. Говорить сразу или оставить их на ка-кое-то время в неведении? Но в их возрасте подобные вещи воспринимаются как-то проще, что ли. Хотя с Ксюшей и было сложно - ей семь лет, и она уже многое понимает. Максим же, которому пять, спросил: "Все, папа?" - и побежал дальше.

Уверен, что абсолютно правильным было решение отправить детей на 10 дней с родственниками за город. Правда, когда они вернулись, дома все опять напомнило о маме, и эмоции были сильными, но все-таки не такими, как могли бы быть, не отвлеки мы их с самого начала.

НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛЯТЬ СЕБЯ ЖАЛЕТЬ

- Ваш жизненный уклад, имею в виду прежде всего быт, как-то поменялся?

- Отчасти да, но по большому счету все осталось по-прежнему. В бытовом плане проблем нет, поскольку мне помогают бабушка с дедушкой и нянечки, которые есть у детей. Сейчас стараюсь все свободное время, которого, к сожалению, не так много, отдавать детям. Чаще, чем раньше, вожу их в садик и школу, чаще забираю оттуда.

- Как думаете, кому сейчас больше нужно тесное общение - вам или им?

- А как это можно разделить? И им, и мне, хотя им, наверное, все-таки больше. В таком возрасте детям жизненно необходима родительская любовь. И если мамы теперь нет, значит, я должен взять на себя и ее долю. Конечно, нас окружают родственники, которые дарят тепло и заботу, но родительскую любовь, уверен, ничто заменить не может. Да и рычаги управления детьми упускать нельзя ни в коем случае.

- Оценку каких-то людей - знакомых и не очень - после 17 марта пришлось поменять?

- К счастью, все, кто мне дорог и близок, кто что-то значит в моей жизни, не дали для этого ни малейшего повода. А то, что некоторые выплескивали в газеты и интернет, - Бог им всем судья.

- Заведомая ложь, которая публиковалась в первые дни после аварии, очень задевала?

- Без комментариев. Мне абсолютно не хотелось бы копаться во всей этой грязи.

- Чья поддержка была особенно важна? Или такую трагедию в любом случае приходится переживать в одиночку?

- Переживать такое в одиночку ни в коем случае нельзя - в этом я лишний раз убедился. Как нельзя и позволять себя жалеть. Необходимо было открываться как можно больше - и для помощи, и прежде всего для общения. Пусть не сразу получалось, но я прекрасно это сознавал. В какой-то момент нужно было просто выговориться перед друзьями и близкими, которым ты можешь сказать абсолютно все, чтобы освободить душу от того, что ей мешало. Некоторые пользуются в подобных ситуациях помощью психолога, мне же вполне хватило друзей и близких.

СЛОЖНОЕ РЕШЕНИЕ ПЕРЕД "АНЖИ"

- В видеообращении на своем интернет-сайте после сорока дней со дня трагедии вы сказали, что вам очень помог футбол.

- Так и было.

- Но ведь игра на высоком уровне требует максимальной концентрации, тем более если речь идет о вратаре. Выходя на матч с "Анжи" четыре дня спустя после трагедии, не боялись, что каким-то образом можете подвести команду?

- Нет. И уверенность была не столько даже в себе, сколько в партнерах. Знал: они сделают все возможное, чтобы помочь мне.

- Кто принимал окончательное решение о вашем участии в том матче?

- Окончательное, естественно, Спаллетти. Но принял он его после того, как мы пообщались и я сказал, что готов выйти на поле.

- И все же: я видел вас за день до игры и скажу честно: даже смотреть было больно. Представляю, как непросто было принять то решение. Или все происходило на автопилоте?

- Эмоционально было действительно очень сложно. Пугала даже не сама игра, а то, что будет вокруг.

- А вокруг было очень много хорошего и доброго: игроки "Анжи" вышли в майках со словами поддержки, а уж как за вас переживал "Петровский", и говорить не надо.

- Вот этот эмоциональный накал и нужно было выдержать.

- Подробности игры помните или все было как в тумане?

- На поле все было, как обычно. С каждым касанием мяча я все больше успокаивался, и в футбольном плане матч в итоге получился рядовым.

(Позволю себе маленькое отступление. Довелось прочесть в интернете мнение: мол, выйдя на тот матч, ничего особенного Слава не сделал, и не надо раздувать из мухи слона.

Так может считать только тот, кто в подобной ситуации не оказывался. Мне, увы, довелось: я находился на съемках программы "Брейн-ринг" в Москве, когда в Донбассе умер мой дед. Он был не просто близким и любимым родственником, он воспитывал меня первые семь лет, и не проститься с ним было невозможно.

Но для того, чтобы успеть на похороны, надо было лететь рано утром, а вечером того же дня моя команда должна была играть финальный матч цикла, бороться за чемпионство, к которому шла очень долго. Улететь - значило подставить ее.

Не пожелаю злейшему врагу испытать то, что испытал я в ту страшную ночь. В итоге остался: жизнь продолжается, и живым партнерам моя помощь была нужна больше. Правда, по ходу игры этой помощи было минимум - какие ответы на вопросы можно ждать от сомнамбулы?

Дело дошло до решающего раунда. Ведущий задал вопрос, который можно и нужно было брать, но пиковая ситуация сыграла злую шутку с обеими командами: за минуту ответ так и не был найден. Тогда, понимая, что это только ступор, он вопрос повторил и дал дополнительную минуту.

Ответ пришел ко мне откуда-то из воздуха. Никаких мыслей до этого мгновения не было и в помине, в голове по-прежнему "звенела высокая тоска" - и вдруг... Признаюсь в том, в чем еще никому не признавался: будучи прожженным материалистом, я тем не менее до сих пор уверен в том, что ответ подсказал мне дед...

"Кто не терял друзей и близких, тот посмеется надо мной". Я же, вспоминая тот случай, как мало кто другой, понимаю, каким 21 марта было состояние Малафеева.)

И АРШАВИН, И РОДНЫЕ УБЕЖДАЛИ: В СБОРНУЮ ЕХАТЬ НАДО

- В те дни в интернете вдруг стал распространяться слух: Малафеев заканчивает с футболом. Как думаете, кому было нужно распространять подобную информацию?

- Понятия не имею. Меня самого это удивило и немного смутило. Пришлось даже прервать публичное молчание, которое взял на сорок дней, и написать в твиттере, что это полная чушь. Иначе снежный ком, который все нарастал, было не остановить. А кому нужно было? Наверное, тем, кто ищет возможность на всем, вплоть до чужого горя, заработать любые висты, в том числе и лишние посещения своих сайтов.

- Трудно далось решение сразу после похорон приехать на сбор национальной команды?

- Ехать, если честно, очень не хотелось. Терзался, потому что внутри чувствовал себя опустошенным и хотелось уединиться от внешнего мира. Но головой понимал, что это неправильно, что ехать надо. Позвонил Андрюха Аршавин, сказал, чтобы я обязательно приезжал, что замыкаться в себе ни в коем случае нельзя. Его поддержали друзья и родные: они тоже говорили, чтобы ехал. Все это помогло принять правильное решение - в пользу мозга, а не угнетенного состояния души.

- А почему считаете, что именно оно было правильным?

- Потому что весь опыт человечества показывает: в таких ситуациях надо помнить о том, что жизнь продолжается. Да и течение событий подтвердило его верность. Футбол, общение с партнерами помогли мне быстрее преодолеть жуткий стресс.

- Партнеры по клубу и сборной эффективно вас поддерживали?

- Я очень им благодарен. В такой ситуации трудно было обеим сторонам, поскольку вести себя правильно по отношению к человеку, только что пережившему огромное горе, очень непросто. Но мои партнеры вели себя именно правильно - по большому счету все было так, как нужно.

- На том сборе вы впервые после долгого перерыва вышли на поле в Катаре в форме сборной и даже с капитанской повязкой. Тот матч стал особенным?

- В какой-то степени - да, хотя он и был товарищеским. Когда долго не играешь за сборную, выйти снова на поле в ее составе всегда очень важно. Да и просто играть хотелось.

- Еще с легендарного матча с Уэльсом, когда вы дебютировали в национальной команде, у меня есть ощущение: чем больше внешние обстоятельства против вас, тем сильнее вы играете. Вспомним хотя бы выход на замену после удаления Габулова в важнейшей игре с Македонией и отраженный тут же пенальти. Я прав?

- Не думаю. Просто те случаи получили громкий резонанс ввиду необычности. А куда больше было рядовых матчей, которые дают немало пищи для анализа, но остаются в тени. Вот вышел бы я на замену в игре с македонцами без всякого пенальти и сыграл бы неплохо - разве кто-то запомнил бы ту игру и привел ее в качестве моего умения или неумения собираться?

- Хорошо, попробую зайти с другой стороны: в новейшей истории "Зенита" несколько раз возникала ситуация жесткой конкуренции между вратарями. И каждый раз ее в итоге выигрывали вы. Разве это не говорит о том, что чем сложнее, тем для Малафеева лучше?

- В плане конкуренции - безусловно. Без нее двигаться вперед очень сложно. Это хотя и банальная, но правда жизни: конкуренция полезна для сильных и убийственна для слабых. Для меня она всегда новый вызов и, как показывает практика, необходимый стимул для самосовершенстования.

Окончание - завтра

37
  • Wtroem

    Булыкин 08:23 | 12 Мая 2011 В сауну по-пьяни ездил. Но никого никогда туда не вызывал. Не нужно всех мерить по себе. Поверьте есть честные достойные люди на этом свете.

    12.05.2011

  • ТРП73

    Splinr 07:29 | 12 Мая 2011 а спроси у подруги или жены каждого здесь написавшего. все мы знаем,или догадываемся, что услышим. только мы святы, пару раз по-пьяни никто ни в какую сауну не ездил и никого не вызывал. так, по-твоему? узнать это - больно, но орать об оленях, будучи лосем - тупо.

    12.05.2011

  • ТРП73

    Слава - ты молодец.

    12.05.2011

  • Splinr

    Как же чертовски надоели эти журналистские сопли про "бедного Славу" и "бедную жену" Жаль в этой истории только детей! Славе даже повезло. Судите сами. Пока вы работаете, ваша жена и мать двоих детей хреначит после вечеринки пьяная, на бентли по пустым улицам с мальчегом-гламурчегом. Какое нафиг сострадание может такой человек заслужить? Пьяная баба, которая жила не за свой счет. И вообще, хорошо что не убила пару подростков, возвращавшихся с дискотеки например. А ведь вместо рекламного щита, могли быть живые люди! И жалеть эту мразоту? А теперь конечно, дети без матери, муж без жены. А где были дети, когда она с мальчигами отплясывала всю ночь? Думала она о них? ТФУ одним словом.

    12.05.2011

  • dunkan098

    Каждый выбирает себе дорогу. Лучше, чтобы сам. Некоторым указывают...

    11.05.2011

  • Shalko

    Слава молодчина

    11.05.2011

  • ablum

    georg53: полностью поддерживаю! Слава - молодец! Дай Бог ему и его детям!..

    11.05.2011

  • georg53

    Славе хочется пожелать удачи,а журналюгам пожелать по-меньше бередить ему рану.

    11.05.2011

  • GryaznyiRamires

    мужчина

    11.05.2011

  • Sashik

    жизнь продолжается.. надо жить дальше..ради детей..

    11.05.2011

  • nickol.stre2011

    Слава номер 1 Успехов здоровья Лучший вратарь

    11.05.2011

  • SHWERNIK19

    Слава, мы с тобой

    11.05.2011

  • FMW

    Ладно фиг с ним с этим журналистами - это их все таки хлеб. Пусть что хотят, то и спрашивают... Я вот не понимаю на кой хрен это надо самому Малафееву? Зачем надо говорить абсолютно посторонним людям и заодно всей стране об своих переживаниях, об своей боли, чувствах, разговорах с детьми и т.д. ЗАЧЕМ???

    11.05.2011

  • TIReX

    А я пожалуй промолчу...

    11.05.2011

  • kholodok91

    Prost, смысл этого интервью, я думаю, чтобы раз и навсегда закрыть для прессы эту тему!

    11.05.2011

  • riki_tt

    удачи тебе Слава. ты молодец

    11.05.2011

  • Сам такой

    Prost, ну нет, это не желтуха. Желтуха - это расспрашивать про подробности трагического ДТП например. Мне кажется что Славе и самому для себя нужно ответить на часть этих вопросов. Ну и повторюсь, для кого-то такое вью может послужить неким стимулом. Могу сказать про себя. Когда я валялся в больнице с разрывом связок - мне попалася книжка Д.Бекхэма. Не скажу, что стал поклонником его литературного таланта, но история его падений и подъемов впечатлила. Может даже научила чему. По крайней мере из больницы я тогда сразу слинял :)

    11.05.2011

  • Будущий Тренер Сборной России

    Искреннее интервью.. Спасибо.

    11.05.2011

  • продавец дождя

    Слава мы всегда с тобой.

    11.05.2011

  • Gnome

    Соболезнования Слава, и удачи тебе!

    11.05.2011

  • 31101978a

    Сам Такой Ну не знаю, с какой целью спрашивать "мир раскололся?","детям сложно было сообщить?","заведомая ложь задевала?". Любят поковыряться в нижнем белье, прикрываясь благородными помыслами. Желтуха.

    11.05.2011

  • Сам такой

    Prost, написано же в самом начале статьи зачем. Я так понимаю, Слава сам дал согласие. И видеообращение разместил перед этим. По-моему Левин достаточно корректно провел интервью. И потеха тут не причем. Возможно кто-то, прочитав это интервью, найдет в себе дополнительные силы на преодоление каких-то своих проблем.

    11.05.2011

  • bomba85

    Prost тебе малодушному не понять!!!!!!!!!!!!!!!

    11.05.2011

  • RUS3157

    Слава - мужик! Уважаю! Держись!!!!

    11.05.2011

  • voicefromspb

    Мы имеем массу примеров, когда известные спортсмены под гнётом внешних обстоятельств "ломались". Они заканчивали карьеру в лучшем случае, а в худшем - спивались, попадали в тюрьму и заканчивали жизнь... Слава - молодец! Он действительно цельная личность. Мне доводилось случайно с ним общаться и его отношение к жизни и к людям мне симпатично. Но всё таки помощь близких и друзей ему сейчас необходима (может быть даже психотерапевта). Потому что сейчас-то и наступает самый сложный с психологической точки зрения этап. Первый шок прошёл, он собрался и его пережил. Но это ощущение и может сыграть злую шутку с его психологическим состоянием. Слава! Помни о детях и живи для них! Это - самая сильная для тебя мотивация!

    11.05.2011

  • Ю.Ю.

    Не начинайте, ради Бога, снова эту бодягу! Н Е Н А Д О !!!

    11.05.2011

  • женьшень

    Prost 02:26 | 11 Мая 2011 Ну и зачем это интервью? Ну и зачем это комментарий?

    11.05.2011

  • sayrusbob

    И все-равно ее не жалко, в отличие от Малафеева...

    11.05.2011

  • Legendaren15

    Слова стандартные.. Его жена сама была виновата?

    11.05.2011

  • Tyumen

    200 кмч по городу

    11.05.2011

  • shpak6413

    Вячеслав-ты настоящий Мужчина!

    11.05.2011

  • zalik73

    верю в Малафеева (он справится),верю Левину (на счет деда) дай Б-г поменьше поводов для таких интервью. дай Б-г сил Вячеславу поднять детей в моральном плане! Берегите себя ,своих близких,друг друга !

    11.05.2011

  • 31101978a

    pohnahKolyan Из соображений того, что человека надо оставить в покое, а не лезть со своими идиотскими вопросами-на потеху публики.

    11.05.2011

  • pohnahKolyan

    Prost, из каких соображений написал?

    11.05.2011

  • aad

    На самом деле с журналистской точки зрения очень сложное интервью....сложная беседа...

    11.05.2011

  • 31101978a

    Ну и зачем это интервью?

    11.05.2011

  • Lars Berger

    Держись, Слава! Надо жить... Ты абсолютно прав.

    11.05.2011