На днях гостем редакции стал исполнительный директор "Динамо"
- Довольны селекцией в летний трансферный период?
- Отвечу банально: усиление требуется всегда. Никогда нельзя быть удовлетворенным.
- Из четверки - Колодин, Ропотан, Каряка и Кисенков, с которой вы готовы были расстаться, удалось договориться лишь по румыну, отданному в аренду "Томи". Получается, остальные в ближайшие полгода будут получать зарплату просто так?
- Просто так никто зарплату не получает. Игроки продолжат работать в команде в том же режиме, что и раньше. Просто с появлением молодых конкурентов мы меньше рассчитываем на них как на игроков основного состава. Названным футболистам в интересах продолжения их карьеры было предложено поискать другое рабочее место. Если оно не найдено, значит, они довольны той ролью, которую играют в "Динамо". Я бы на их месте доволен не был.
- Больше всего вопросов вызывает наличие в этой группе Колодина, еще недавно защитника сборной России, на которого вроде бы претендовали "Зенит", "Спартак", ЦСКА. Но "Динамо" не хотело его отдавать, считая Колодина одним из самых ценных активов клуба. Почему же теперь клуб был готов легко с ним расстаться?
- Интерес этих клубов к Колодину сохранился? Вот вам и ответ.
- Есть шанс, что оставшиеся трое продолжат в "Динамо" успешную карьеру?
- Конечно. Если они начнут показывать на тренировках отличную готовность и их форма будет устраивать тренеров, то почему нет? Никаких личных претензий никто к ним не имеет. Нужно просто выиграть конкуренцию за место в составе.
- Обычно тех, с кем хотят расстаться, определяют еще до открытия трансферного окна. Почему в данном случае об этом было объявлено за неделю до его закрытия?
- Игроки и их агенты знали обо всем заранее.
- А сколько футболистов вы хотели приобрести этим летом?
- Планировали усилить одну позицию, пригласив на нее Жиркова. Не случилось.
- Насколько реален был его переход?
- Все зависело только от его желания. Последнее слово при выборе клуба всегда за игроком.
- С "Анжи" тягаться в финансовом плане сейчас невозможно?
- Нам - точно нет. В 2010 году в селекцию "Динамо" впервые, наверное, за последние несколько лет были вложены очень значительные средства. Однако нужно понимать, что возможности проводить каждый год подобную масштабную селекцию у нас просто нет. На сегодняшний день развитие и содержание футбольного клуба "Динамо" Москва" являются неотъемлемыми составляющими глобального проекта реконструкции Петровского парка. Соответственно для финансирования клуба на весь период до возведения арены выделены четко оговоренные средства. Рамки финансирования утверждены на пять лет. На селекцию 2010 года, повторюсь, "Динамо" потратило серьезные деньги и поэтому сейчас не может себе позволить аналогичных трат. В настоящий момент финансовые возможности "Динамо" не сравнимы с возможностями "Анжи". И даже - "Спартака". Существуют финансовые рамки, которые невозможно раздвинуть.
- Это как-то связано со строительством стадиона?
- Вне зависимости от темпов возведения арены, есть финансирование клуба на период строительства стадиона. Его планируется возвести к 2016 году. Соответственно, на период времени с 2010 по 2015 год заложены определенные средства на существование команды. При желании все можно израсходовать хоть сейчас. Но будет куда разумнее регулировать финансовую составляющую. Да, мы могли бы из будущих периодов "вытащить" некое количество средств на Жиркова. Но даже при этом наши усилия не дотягивают до возможностей махачкалинцев. Так что мы вынужденно оставили вопрос по Жиркову, поскольку не хотим сегодня купить отличного игрока, а завтра - остаться без штанов.
- Какие задачи помимо приобретения Жиркова ставились в этот трансферный период?
- Удержать тот основной состав, который сейчас добивается результата. На лидеров команды спрос очень велик. Мы переподписали контракты с Ворониным и Фернандесом, сохранили Кураньи. Много говорится о том, какие цели у нас в текущем сезоне. Давайте зайдем на независимый сайт transfermarkеt и посмотрим, на каком месте там идет "Динамо" по суммарной стоимости игроков. Могу ошибиться, но, по-моему, мы на 7-м или 6-м месте (Дьяков не ошибся - на шестом, после "Зенита", ЦСКА, "Анжи", "Рубина" и "Спартака". - Прим. "СЭ"). Бюджет нашего клуба, полагаю, также пятый или шестой в чемпионате. За то, что мы сейчас идем на третьем месте, - низкий поклон игрокам и тренерскому штабу. Эта наша позиция выше, чем та, которую мы объективно имеем, если исходить из математики - суммарной стоимости игроков и бюджета. Но на поле выходят не цифры, а команда. Она у "Динамо" сейчас есть.
- Задача клуба на сезон не поменялась - пятое место?
- Цель прежняя. Если мы окажемся выше, то никто не огорчится. А вот если ниже, то расстроятся очень многие.
- Судя по всему, массовых закупок от "Динамо" в ближайший период времени ждать не стоит?
- Сейчас мы пытаемся омолодить состав и найти игроков, которые будут бороться за место в основе. Мы приняли стратегию развития клуба и будем ее четко придерживаться, в том числе и на трансферном рынке. Опытные футболисты, лидеры по натуре и своим профессиональным качествам в команде есть, будем подтягивать на их уровень талантливую молодежь. С которой здорово умеет работать главный тренер. Братья Березуцкие, например, тоже не сразу стали игроками национальной сборной. Дальнейшие же трансферные кампании будут направлены на то, чтобы качественно усиливать одну конкретную позицию за полгода.
ЕСЛИ БЫ БОЖОВИЧ ВЫИГРАЛ КУБОК, ОСТАЛСЯ БЫ
- "Динамо" проводит один из лучших сезонов за последние годы, но все могло бы повернуться иначе. Скажите, если бы команда не проиграла "Ростову" в кубковом матче, Божович ушел бы в отставку?
- Сам - нет. Но у нас были четкие условия, которые все старались соблюдать. При реализации долгосрочных стратегий преимущество получает тот, кто соблюдает договоренности.
- Была договоренность, что если он не выиграет Кубок - уйдет?
- Да. Вылет из Кубка и занятие места ниже пятого это предполагало.
- Допустим, черногорец выиграл бы Кубок. На каком, по-вашему, месте находилось бы сейчас "Динамо"?
- Не готов сказать.
- Божович рассказывал, что многие трансферные решения с ним не согласовывались, упоминая, в частности, ваше имя. Есть что ответить?
- Все, что сказал наш бывший тренер, на его совести. Игра команды и результат - вот ответ. Человек решил найти самое легкое объяснение случившемуся. А если покопаться, можно отыскать десяток других, куда более важных причин, которые привели к такому итогу. Миодраг же выбрал самый простой путь оправдания: мол, мне не давали работать.
- Вспомним ситуацию на предсезонных сборах, во время которых были отчислены Якубко, Ребко, Чеснаускис. Тренер утверждал, что не принимал такого решения.
- Это не так. Он согласился с тем, что футболисты уходят.
- Их отчисление связано исключительно с игровыми возможностями?
- Исключительно. Никаких подковерных мотивов, поверьте, не было. Все определялось их отношением к делу, мотивацией. Это - футбол в чистом виде, и любой может оказаться в подобной ситуации.
- Почему, на ваш взгляд, у Божовича не сложилось в "Динамо", хотя и в "Амкаре", и в "Москве" у него получалось неплохо?
- Сложно ответить. Не могу комментировать его методики подготовки, вопросы тактики, опираюсь только на результат.
- У черногорца не сложились отношения с игроками. Кроме того, ему было непонятно, с кем из руководства советоваться - с президентом или с кем-то из других начальников…
- Вы наверняка знаете, что Божович половину своей карьеры в нашем клубе работал в тесной связке с Константином Сарсания и мог многие вопросы решать через него. Зачем надо было общаться с кем-либо еще, если он с этим человеком решил в прошлую летнюю кампанию все трансферные вопросы? Какие еще советчики были нужны? Чем еще руководство может тренеру помочь?
- Деньгами.
- С этим не могу не согласиться. Но Божовичу в них никогда не отказывали. Он определял тех футболистов, кто ему был нужен.
- После его ухода вы занялись поисками преемника. Какие фигурировали имена? Магат?
- Фигурировал. С ним встречались, разговаривали, но не могу сказать, что это были беседы, в которых речь шла уже о согласовании финансовых деталей. Из российских специалистов претендентами были Газзаев, Кобелев… Всего ориентировались на девять кандидатур.
- Кто первым озвучил идею убрать "и.о." из должности Силкина?
- Иногда есть вещи, которые рождаются из воздуха. Эта идея витала, и, на мой взгляд, совсем неважно, кто ее первый озвучил.
- Каков сегодня кредит доверия к Силкину?
- Все, о чем договаривались с Сергеем Николаевичем с начала его работы на посту главного тренера, будет сохранено до конца. Кстати, то же самое было бы и с Божовичем, если бы при нем команда давала результат.
- Почему каждый раз перед тем, как взять интервью у вашего главного тренера, требуется получить добро у каких-то загадочных начальников?
- Почему загадочных? Есть пресс-служба, она выполняет свои функции. В любом серьезном западном клубе все контакты команды с внешним миром строятся именно через нее. В "Динамо" существует определенная информационная политика, которая не ограничивает, а регламентирует общение со СМИ. На главного тренера, например, спрос сейчас огромный, если давать по несколько интервью в день, некогда работать будет. Поэтому процессом нужно управлять. Таков установленный порядок, и его следует соблюдать. В "Динамо" всегда существовала такая практика. По крайней мере в те четыре года, что я работаю. И перемен не предвидится.
- Почему-то в ЦСКА, "Зените" такого нет, и проблем с получением информации не возникает. Разве что "Спартак" - отдельная "колония"…
- Можно мы будем еще одной такой колонией? (Смеется.)
- Если хотите, чтобы вас любили, будьте другими.
- Пусть лучше нас за игру уважают. А не за то, как часто, много и красиво говорят футболисты или главный тренер. Мы вот полгода назад блистали красноречием и плелись в середине таблицы с кубковым позором на плечах.
СОТРУДНИЧАЕМ С Питером КЕНЬОНОМ
- Какова на сегодня ситуация со строительством стадиона?
- Вопрос не ко мне. Футбольный клуб, хоть и часть общего проекта, не может отвечать за темпы и сроки строительства.
- Но стадион будет возведен к 2016 году?
- Да. Это я точно знаю.
- Надеемся, что с появлением новой арены на его трибунах увеличится и количество динамовских болельщиков. А сейчас существуют программы по их привлечению на стадион?
- Конечно. Это одна из приоритетных задач. Пятилетний план до введения в эксплуатацию новой арены разрабатывался при содействии компании "Эрнст энд Янг". У нас есть и другие партнеры. Одна из знаковых фигур - Питер Кеньон. Они уже два месяца работают с нашим маркетинговым отделом в плане разработки программ, о которых вы говорите.
- Вам не кажется, что на посещаемость домашних матчей "Динамо" чересчур влияет финансовый аспект? Сделали бесплатные билеты на "Волгу" - пришло 15 тысяч зрителей. Вернули плату за вход, когда играли с "Тереком", - шесть с половиной тысяч. Футбол "Динамо" показывает яркий, а заплатить несколько сот рублей люди не хотят. Не обидно?
- Такова реальность. Пятьсот рублей удерживают человека от похода на футбол. Вместо него люди выбирают кино, вино и домино. Хотя кто-то и совмещает, наверное. Но мы тем не менее обязаны сделать все от клуба зависящее, чтобы обеспечить болельщикам максимально комфортные условия посещения матчей. Аудитория у "Динамо" - большая и разнообразная. Уж 15 тысяч должны присутствовать на стадионе постоянно. А не по случаю бесплатного прохода. Это большая кропотливая работа.
- Почему старый стадион "Динамо" стали разбирать только осенью прошлого года, а в Химки команда переехала еще в 2009-м?
- В 2008 году специальная комиссия зафиксировала на арене серьезные недостатки, угрожающие безопасности зрителей. Разорвались даже старые скобы, которыми были стянуты щели в несущих конструкциях трибун. В ремонт надо было единовременно вложить очень большие средства, миллионы. Желающих на тот момент не нашлось.
- Нынешние успехи "Динамо" многим кажутся скорее удачным стечением обстоятельств, чем результатом планомерной работы руководства клуба. Вам есть что на это ответить?
- Очень хорошо, что так кому-то кажется. Пусть так и думают.
- Но если бы не раскрылся Силкин…
- Жизнь вообще штука сложная. Футбол - не исключение, он не всегда логичен и труден для четких расчетов, чем очень отличается от бизнеса. И уж точно не признает сослагательного наклонения. В лучшем случае имеет место хоть какая-то конструкция, в худшем - замок на песке. Поэтому пусть все воспринимается, как людям хочется, ничего страшного в этом нет. У нас есть курс - и мы им следуем.
- "Динамо", по-вашему, частный или государственный клуб?
- В первую очередь - акционерное общество, существующее на деньги акционеров - ВТБ и Центрального совета "Динамо".
- Но деньги-то эти государственные?
- Нет, я уже говорил: мы живем на деньги от будущих доходов реконструированного Петровского парка. Их количество ограничено: увеличатся наши расходы - сократится доля прибыли всего проекта, что не понравится девелоперам, конечно. Но деньги эти точно не бюджетные.
- То есть вы сейчас проедаете шкуру неубитого медведя?
- С натяжкой можно и так сказать. Но шкурка уже выделана и скроена, ее ни растянуть, ни сузить. "Динамо" нуждается в поддержке ВТБ, с этим не поспоришь. И не будь проекта реконструкции Петровского парка, не было бы и финансирования клуба. С другой стороны, мы уверены в своем будущем минимум на 2 - 3 года вперед, можем строить планы. Спросите у "Томи", и вам скажут: что есть сегодня, мы знаем, завтра - уже нет. Чья ситуация лучше?
"МОЖЕТ, ПРИГЛАСИТЬ ПОВЕТКИНА?"
- Расскажите о вашем видении истории, случившейся под трибунами махачкалинского стадиона в перерыве недавнего матча "Анжи" - "Динамо".
- Уже хочется эту тему закрыть. Все сказано, всем все известно. Это не вопрос футбольного клуба "Динамо" или, конкретно, "Анжи". Знаю историю, когда арбитров, отсудивших матч дублей (не основных составов даже) в вежливом диалоге, без применения насилия, "обрабатывали" на будущее. Эта система не вчера родилась и не сегодня умрет. То, что мы видели в Махачкале, - из этой же оперы.
Особенно неприятно удивило другое. По ходу матча имели место откровенные оскорбления наших тренеров и сотрудников клуба. Не могу себе представить, чтобы Силкин, Гонтарь или Хохлов прибегали к такой же риторике, которую мы слышали со стороны хозяев. Это унизительно и оскорбительно. Многим ребятам после услышанного сложно было выйти на поле и спокойно играть дальше как ни в чем не бывало.
- То есть выиграть у вас не было шансов?
- Знай заранее, что события будут развиваться таким образом, мы могли пригласить с собой, например, Сашу Поветкина. Чтобы он в перерыве просто походил по коридору в районе судейской. О’кей, если элементом борьбы в футболе становится то, что происходит за пределами поля, тогда мы будем к этому готовиться. Но это неправильно.
- Но ведь "Анжи", по крайней мере на словах, очень заботится об имидже.
- Перед матчем они оказались в районе шестого - седьмого места. Представляете, столько миллионов вложено, а от восьмой строчки - в трех очках! Этот матч был очень важен для махачкалинцев. Более того, с моей точки зрения, "Анжи" сейчас крайне необходимо попасть в Лигу чемпионов. Если случится блицкриг, проект под названием "Анжи" будет долгосрочным, нет - им придется крайне тяжело. Ведь нельзя забывать разницу в зарплатах, в уровне игроков внутри команды. В какой-то момент придется искать тренера, способного нивелировать эти проблемы, потом - других игроков… "Манчестер Сити" бежал по этому кругу года три - четыре. Сейчас там сказали: хорош, мы делаем по-другому.
- Памятуя о рассказанном вами, нормально вели переговоры с "Анжи" по Габулову?
- Как со всеми. Знаете, мне отчего-то вспомнилась одна история. Когда пришел работать в клуб, встретил человека, у которого стаж в футболе был на тот момент более десяти лет, и он мне сказал: "Динамо" никогда не будет чемпионом". Спрашиваю: "Почему?" - "Потому что "Динамо" не умеет договариваться".
Такова реальность, будем стараться жить со всеми в мире.
Отдел футбола "СЭ"