Обозреватель "СЭ" - о решениях, принятых в среду на заседании КДК РФС.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Поиграем в интерактив. После прочтения, а можно и до, впишите в заголовок вместо многоточия кого считаете нужным. Множественное число допускается. А теперь к делу.
КДК вынес решение по делу Гогниева. 30-летнего футболиста дисквалифицировали на 6 матчей молодежных составов. Если перечитать последнюю фразу, есть шанс получить море удовольствия. После чего взять в руки мухобойку и попытаться отогнать громко зудящие вопросы.
Почему нельзя было вынести наказание через два-три-четыре дня после инцидента? На что КДК потратил две недели? В этом комитете не все умеют читать? А может - думать?
Ветеран Гогниев до следующей весны не сыграет за юннатов и отдаст в штрафную кассу предпоследние 50 тысяч рублей. Горе ему, горе! Но почему КДК решил, что такой-сякой Гогниев чувствует сильную неприязнь к арбитрам только в матчах за дубль? Он вообще грубиян или в частности? Где статистика, иллюстрирующая его резервистскую кровожадность? А может, Гогниева следовало дисквалифицировать только на матчи в Чечне или в Южном федеральном округе? А вдруг он особо груб исключительно после обеда или только осенью?
Недоработал тут КДК, мне кажется, недокрутил момент. А если точнее - недораскрутил. Глубже надо было в Гогниева зреть, тщательнее. Рецидив, он ведь, как показывает пример Веллитона, вызревает исподволь, незаметно. А когда вызреет, и краснодарец какого-нибудь судью пришибет с концами, кто окажется виноват, что не углядели, не воспитали, не пресекли? Опять семья и школа?
Кстати, кто-нибудь разбирал действия молодежки "Терека" и арбитра в том самом матче? Все ли так просто с означенными фигурантами? Что, если Гогниев пустился во все тяжкие в состоянии аффекта? Юристам из КДК, мастерски жонглирующим такими понятиями, как "фактор повторности", "степень тяжести", "умысел" и "безрассудство" должно быть известно: аффект срок крадет. И если он имел место, тот самый аффект, не ударить ли параграфом по лицам и обстоятельствам, его вызвавшим? Судью, получается, толкать не моги, а Гогниевых драконить можно? И ничего никому за это не будет?
Зудим дальше. Один человек толкнул другого, послал болельщиков, претерпел за это физический урон и лишился сладкой возможности передавать богатый опыт молодежи. Его фамилия всем известна - Гогниев. Другие люди того человека били, таскали под трибунами в разные помещения, неизвестные нам в силу спрятанной от народных масс видеозаписи, пинали, ломали ему что-то… Кто знает их фамилии?
А может, ломателей носов и ребер было всего двое - тренер Магомаев и администратор Солтаев? Сам я той записи не видел, как говорили с советское время в народных судах, но мнение имею: брехня! Судя по свидетельствам очевидцев, опубликованным в интернете, не двое их было и даже не двое с половиной. В противном случае, будьте покойны, запись бы нам показали и с укоризной в голосе прокомментировали.
Где остальные? Как фамилии бивших болельщиков, которым их кавказский аффект, в отличие от Гогниева, безоговорочно простили? Что слышно про пресловутый автозак? Почему ни одна живая душа не направила запрос в прокуратуру и следственный комитет, ходатайствуя о дознании избиения без поправок на извинения? Нет, эта душа - не глава КДК, что вы, что вы! У него жутко чешутся руки, но вечно не хватает полномочий, это мы понимаем. Но ведь у кого-то их хватает, верно? Я знаю пару-тройку таких мужчин - они числятся аккурат в исполкоме РФС.
В Грозном, как бы это поточней сформулировать, топтали не только Гогниева, но и общественную мораль, и российскую законность. Там били не по носу и не по ребрам, а по остаткам нашей веры в светлую жизнь. И это накануне выборов, елки-моталки! Что ж с ней теперь будет, с той верой, если в такое-то судьбоносное время - да на тормозах будет спущен скандал, останется без расследования? Не пошатнется ли его святейшество процент? Не говоря уж о том, что страна не узнает имен попирателей Кодекса чести, а это совсем ни в какие ворота.
Ну и про Кураньи в довесок. КДК, рядящийся, когда ему нужно, в одежды невинного писавчука и лекальщика, механически накладывающего законы на жизнь, в этот раз подошел к делу творчески. Столь же дифференцированно в средние века поступали другие важные решалы: кому костерок, кому дыбу, а кому испанский сапожок. Но нынче, видать, эра милосердия: Кураньи КДК простил. То есть совсем.
Что, в сущности, не так уж кощунственно. Если только не учитывать отправную точку, вызвавшую цепную реакцию, - прегрешение Веллитона.
Вот слова главы КДК, взятые с официального сайта РФС: "Мы оставили все как есть. В таких случаях важную роль играют история нарушений, фактор повторности, степень тяжести травмы, характер повреждения. В эпизоде с Кураньи речь идет о "безрассудстве", тут нет умысла. В моменте с Веллитоном и Акинфеевым нападающий осознавал всю очевидность столкновения - это "грубая игра, повлекшая травму соперника".
Что ж, степень тяжести действительно играет роль. За легкую – маленькая дисквалификация, за тяжелую - большая. Если Веллитон нанес тяжелую травму, почему его наказали всего на три матча? И если Кураньи - легкую, почему его не наказали вообще?
Строго говоря, Веллитон, как нам теперь известно, конченый рецидивист. И для таких, как он, в регламенте теперь есть оговоренный срок отсидки - 12 матчей (статья 94 пункт 4). Однако и для Кураньи в этом случае 3 матча вынь да положь. (Та же статья, пункты 2 и 4). Но подходить к ним обоим, вот что важно, следует с одинаковой меркой, меркой закона - это раз. И не видеть фигу, в упор глядя в книгу с регламентом - это два.
Кроме того, говоря о безрассудстве и злом умысле, неплохо бы опереться на мнение психологов. Кто сказал, что один мозг мыслил злодейски, а второй добродетельно? Глава КДК - больше никто. И мы уважаем его мнение, точнее - должны уважать, но это не значит, что оно единственно верное. Порыться в голове Кураньи до сих пор не удавалось ни одному футбольному юристу страны, не говоря уж о голове Веллитона - там-то вообще бурелом.
В общем, где ваши лекала, лекальщики? Вы последствия первого наказания просчитывали? На другие случаи примеряли? Тогда расхлебывайте, не удушая пресловутые дух и букву петлей столь странного, лукавого милосердия.
Дмитрий АФОНИН из Дома футбола
КДК РФС вынес следующий вердикт по "делу Гогниева", подведя итог разбора инцидента в матче 30-го тура молодежных составов "Терек" - "Краснодар", после которого был избит форвард гостей Спартак Гогниев: грозненский клуб за необеспечение общественного порядка и безопасности на стадионе им. Билимханова оштрафован на 500 тысяч рублей, его молодежка две игры проведет на нейтральном поле в другом городе; главный тренер молодежной команды "Терека" Магомед Магомаев и администратор Ислам Солтаев за "оказание воздействия на игрока без цели влияния на результат матча" получили годичный запрет на осуществление любой связанной с футболом деятельности и оштрафованы на 500 тысяч рублей каждый; удаленный за две желтые карточки за оскорбления и удар главного арбитра матча Алексея Амелина Гогниев дисквалифицирован на 6 встреч молодежного турнира и оштрафован на 50 тысяч; вопрос о неэтичном поведении футболиста направлен на рассмотрение комитета по этике РФС. Добавим, что присутствовавшие на заседании КДК представители "Краснодара" принесли извинения за поведение своего форварда по отношению к арбитру.
- Мы внимательно изучили все документы по инциденту, случившемуся в Грозном, переговорили с главным судьей и инспектором, присутствовавшими на заседании. В Дом футбола прибыли представители "Терека" и "Краснодара", - сказал председатель КДК Владимир Катков на пресс-конференции после заседания. - Принято решение, что "Терек" за необеспечение общественного порядка и безопасности будет оштрафован на 500 тысяч рублей и проведет два домашних матча на нейтральном поле в другом городе. В КДК были представлены медицинские документы относительно повреждений игрока, и этого нам было достаточно, чтобы вынести принятое нами решение. Мы направили письмо в адрес футбольного клуба "Терек", в котором перечислялись фамилии представителей клуба, участвовавших в инциденте. Мы просили клуб представить в КДК до заседания сведения о том, какие меры в отношении этих лиц были приняты в клубе. Сегодня мы получили ответ на это письмо. Администратор и главный тренер молодежки дисквалифицированы на один год и оштрафованы на 500 тысяч рублей каждый. Что касается охранника, который также участвовал в драке, его личность установлена, но с ним будут разбираться те структуры, в подчинении которых он находится.
Также сегодня на заседании было обсуждено то, что произошло между судьей и нападающим "Краснодара". Мы приняли решение дисквалифицировать футболиста за умышленный толчок арбитра на шесть матчей и оштрафовать на 50 тысяч рублей. КДК, учитывая поведение Гогниева в этом инциденте, принял решение передать материалы относительно него на рассмотрение комитета по этике РФС. На сегодняшнем заседании "Краснодар" принес свои извинения за поведение Гогниева в отношении главного судьи. Футболист дважды толкнул арбитра и вел себя по отношению к нему оскорбительно. Эти извинения были приняты.
- Получил ли КДК какое-то объяснение от Гогниева о причинах своего поведения?
- Да, мы получили объяснение, в котором он описывает все, что происходило и связывает это с эмоциями.
- Может ли как-то КДК поспособствовать передаче дела об избиении Гогниева в прокуратуру?
- Таких полномочий никогда не было ни у одного КДК в мире. Их нет и, наверное, не будет. Мы общественная организация, а ФИФА и УЕФА очень внимательно следят за тем, как футбольные органы взаимодействуют с государственными. В данном аспекте это дело юридических лиц клубов, футболиста и должностных лиц. КДК не может навязывать никому свое мнение, потому что эти юридические лица могут не хотеть передачи этого дела в прокуратуру.
А вот как прокомментировал решение КДК в телефонном разговоре с корреспондентом "СЭ" Александром МАРТАНОВЫМ сам Гогниев:
- Какое решение приняли, такое приняли. - Не подавать же мне апелляцию! Тем более, что основной состав под наказание не попадает.
***
В среду же КДК решил не наказывать нападающего "Динамо" Кевина Кураньи за то, что форвард в одном из эпизодов матча 30-го тура премьер-лиги со "Спартаком" (1:1) невольно ударил ногой по голове защитника красно-белых Сергея Паршивлюка. По мнению членов комитета, желтая карточка, показанная футболисту бело-голубых главным арбитром Алексеем Николаевым, является достаточным наказанием.
- Письмо от "Спартака" нам пришло незадолго до прошлого заседания, - сказал Катков. - Мы просмотрели видеозапись и поговорили с некоторыми экспертами и приняли решение, что по тому предупреждению, которое вынес в отношении Кураньи судья, не нужно давать дополнительного наказания.
- Получается, что этот инцидент и тот, что был между Веллитоном и Акинфеевым, это разные эпизоды?
- Это разные ситуации. В основе наказания лежит степень тяжести нарушения и тяжесть травмы, которую получил футболист. В данных эпизодах она несоизмерима. Также мы определяем, имел ли место умысел со стороны игрока, грубость или безрассудное поведение, учитываем историю нарушений. В случае с Кураньи не было безрассудства или умысла. Вообще же каждую ситуацию КДК рассматривает отдельно.
Как вы помните, в 2009 году мы рассматривали инцидент, который был между Веллитоном и Габуловым, и в его поведении прослеживается некоторая повторность нарушений. И опять же, Веллитон был наказан и после того эпизода с Акинфеевым, когда был удален в матче молодежных команд с "Крыльями Советов". Также мы не можем не учитывать, что наказание Веллитона составило три матча, а первоначальное наказание в виде шести матчей дисквалификации, вынесенное КДК, было отменено, несмотря на тяжесть травмы и повторность нарушения, а также очевидность того, что он понимал, что идет на столкновение.