ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 35-й тур
Полузащитник "Зенита" опроверг слухи, отправляющие его в другие команды
Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
- Если не секрет, что за травма оставила вас вне заявки на матчи с "Кубанью" и "Динамо"?
- В игре с "Бенфикой" получил удар по голеностопу. Результат - растяжение связок. Неделю пришлось пропустить.
- Что говорят врачи сейчас?
- Боли со временем ушли, можно постепенно приступать к тренировкам и возвращаться в общую группу.
- Сколько на это может уйти - еще неделя?
- Надеюсь, все произойдет быстрее.
- Здорово, наверное, расстроились из-за того, что выбыли из строя в разгар футбольных событий?
- Да уж, настроение бывало и лучше. Только вроде набрал кондиции, к "Бенфике" подошел в неплохом функциональном состоянии, и тут - все по новой. Не очень приятно.
- В последнее время в интернете пошли разговоры о том, что вы якобы можете покинуть "Зенит".
- Такую информацию распространяют, видимо, те "желтые" источники, которым заняться больше нечем. А остальные эти слухи подхватывают. Для чего - не знаю. Писать ведь о чем-то надо. Об огородах, на которых мы сейчас играем, видимо, уже надоело, вот и нашлась новая "тема", на которую можно переключиться. Могу сказать, что у меня и близко нет мыслей об уходе из "Зенита": меня здесь все устраивает, а разговоры о других клубах - полный бред.
- Тогда давайте непосредственно о футболе. На матч "Динамо" - "Зенит" вы не поехали, но по телевизору наверняка его смотрели?
- Конечно, смотрел и могу сказать, что впечатление он оставил замечательное.
- Почему не удалось так же сыграть с "Кубанью" в предыдущем туре?
- Мне кажется, тогда еще команда не отошла после "Бенфики", в первую очередь в психологическом плане. С другой стороны, забей мы краснодарцам первыми - думаю, игра сложилась бы по-другому. Как бы то ни было, теперь времени после Лиссабона прошло больше и стало полегче.
- В матче "Спартак" - ЦСКА ничья, наверное, "Зенит" устроит больше, чем любой иной исход?
- "Зениту" безразлично, как сыграют ЦСКА или "Спартак". Для нас главное, как сыграем мы, а остальные пусть смотрят на нас.
- В чемпионате вам остается сыграть девять матчей. Уже можно назвать это финишной прямой?
- О каких-то "дистанциях" говорить еще рано. Матчей впереди много, и произойти в них может всякое.
- Матчей-то много, но проходят они в сжатые сроки. Как к этому относитесь?
- Спокойно. Плохо одно - поля, которые не выдерживают никакой критики. Получается, мы практически перешли на систему "осень - весна", а с точки зрения развития инфраструктуры так ничего и не делается. Больше того, о том, как играть в самое тяжелое футбольное время года, никто даже не задумался. А ведь во многих других странах сейчас тоже холодно, но газоны там не такие. У нас же даже на юге поля ужасные. Все это тем более обидно, что сейчас идет интереснейший турнир в первой восьмерке. Здесь каждый матч - как финал. А поля все это только портят.
Почему некогда лучший крайний полузащитник России вот уже второй сезон не может обрести себя?
Болельщики в Санкт-Петербурге любят "назначать" мальчишей-плохишей, которые становятся объектами всеобщей ненависти. Сейчас такая роль отведена Алексею Ионову, а чуть раньше в этом амплуа с успехом выступал Владимир Быстров. Любопытно, что Ионов пришел на смену Быстрову как раз тогда, когда для критики последнего появился реальный футбольный, а не замешенный исключительно на эмоциях повод.
Быстров перебрался из "Спартака" в "Зенит" в середине 2009 года за 9 миллионов евро (цифры назывались разные, но такую озвучил президент питерцев Александр Дюков) в качестве едва ли не главной звезды чемпионата России. Если абстрагироваться от "предательства", которое усмотрели в поступке хавбека и красно-белые, и сине-бело-голубые воинствующие фанаты, то на первых порах казалось: в Питере, вернув своего воспитанника, попали в яблочко. Будучи в идеальной форме, Быстров чуть ли не в одиночку втащил "Зенит" на третье место, забивал, раздавал передачи, противникам на фланге продыху не давал.
Однако инвестиции дали лишь краткосрочный эффект. 2010-й сложился для хавбека ровно - не плохо, но и не хорошо. Осадок остался разве что из-за несбывшихся надежд: годом ранее играл блестяще, все ждали продолжения банкета - ан нет. На счету Быстрова по итогам турнира набралось 6 голов - столько же, сколько за 10 зенитовских матчей предыдущего первенства. Кроме того, один из лидеров команды практически не выходил на поле в Лиге Европы.
2011-й и вовсе обернулся катастрофой: красная карточка в еврокубковой игре с "Янг Бойз" и разрыв "крестов" в первом же матче российского сезона, кубковом против "Анжи" 1 марта. Тогда же достигло апогея и злорадство питерской публики: обидчику Быстрова Ахмедову они посвятили отвратительный баннер "Спасибо, Одил!". Поправился полузащитник только к октябрю.
С момента выздоровления минуло практически полгода, но дела на лад так и не пошли. В весенней части чемпионата Быстров не сыграл ни минуты, а их общее количество в сверхдолгом первенстве по-прежнему никак не дотянет до отметки 90. Его появление в стартовом составе в Лиссабоне сочли главной тактической ошибкой Лучано Спаллетти, и лишь в домашней игре с "Бенфикой", выйдя на замену, хавбек напомнил прежнего себя. Впрочем, какой он, прежний Быстров, люди уже потихоньку забывают.
Вдобавок ко всему в Северной столице не утихают разговоры (причем ведут их приближенные к клубу люди) о том, что у Быстрова возник конфликт с руководством "Зенита". Но подробности мало кому известны. В чем дело - в отношении к работе, в финансовых требованиях, в столкновении чьих-то характеров?
- Не понимаю, почему вы на пустом месте пытаетесь создать полемическую ситуацию, - взвился Лучано Спаллетти, когда на пресс-конференции после матча с "Динамо" его спросили, что творится с Быстровым. - Команда играла хорошо без Владимира, давайте говорить об этом. А слухи, на которые вы опираетесь, ошибочны. У Быстрова небольшое повреждение.
Интересно, что корреспондент в своем вопросе ни словом не обмолвился о предполагаемом конфликте, а просто уточнил: "Как дела у Быстрова?" Просто взволнован Спаллетти необоснованными россказнями или нет дыма без огня? Неоднозначно звучит и фраза: "Команда хорошо играла без Быстрова, давайте говорить об этом". Проглядывается намек на то, что "Зенит" вполне жизнеспособен без своего некогда лучшего игрока.
И ведь в последнем Спаллетти прав, что вряд ли радует самого футболиста. Полагаю, неприятна была ему и информация о том, что при живом и выздоровевшем Быстрове "Зенит" активно вел переговоры с его "клоном" с точки зрения игровых качеств Милошем Красичем.
Сейчас много говорят о том, что российская община "Зенита" постепенно стареет, а смены нет. Был Ионов, да и тот сплыл. Так вот, Быстров из русской диаспоры "Зенита" - один из самых молодых! Зырянов, Малафеев, Широков, Анюков, Аршавин, Кержаков - все старше на год, на два, на пять, с Денисовым они одногодки. И пока 36-летний дедушка Сергей Семак пробегает в матчах больше всех зенитовцев, забивает пяткой и выглядит важнейшим для команды игроком, без 28-летнего Быстрова питерцы "играют хорошо", и вспоминать о нем Спаллетти не рекомендует.
Судя по всему, не светит хавбеку и поездка на Еurо-2012. В отборочном цикле он провел 100 минут, лишь однажды вышел в стартовом составе, а в последний раз Адвокат, и прежде не жаловавший Быстрова игровым временем, вызывал его в феврале 2011-го, до тяжелой травмы, на матч с Ираном. Спустя год крайний правый полузащитник наряду с коллегой Самедовым не получил приглашения на товарищескую встречу с Данией. Это повлекло разговоры о том, что правые у Адвоката - крайние, что голландец нарочно игнорирует "нелюбимое" амплуа. Вот только нынешняя ситуация вокруг Быстрова лишь подтверждает правоту тренера сборной.
Многочисленные причины того, что звезду-2009 подзабыли, лежат, казалось бы, на поверхности. К примеру, очевидно, что разрыв крестообразных связок не мог не отразиться на футболисте, чей козырь - скорость. Хотя те редкие матчи, в которых Быстров принимал участие, не подтверждали опасений о том, что повреждение может отразиться на быстроте ног. Легко прослеживается и линия Спаллетти - Быстров: итальянец никогда не выражал восторгов по поводу блиставшего при Петржеле и Давыдове подопечного, а игрок не демонстрировал при синьоре своего лучшего футбола.
Кто бы что ни говорил о непробиваемом характере Быстрова, его нескончаемое противостояние с фанатами "Зенита" не могло не наложить отпечатка на игру хотя бы потому, что банально мешало нормально жить в Санкт-Петербурге. Допустим, как припарковать машину на улице, если твои ненавистники, зная номера, могут превратить ее в груду металлолома?
Наконец, чистокровные фланговые полузащитники по нынешним временам не в большом почете и востребованы только у определенной группы тренеров, в которую точно не входит Адвокат, как, похоже, и Спаллетти.
Короче говоря, есть много очевидных вещей, но все они пока не складываются в единую картину. Как бы то ни было, очень не хотелось бы применительно к такому футболисту произносить расхожую у медиков из телесериала фразу: "мы его теряем".
Дмитрий СИМОНОВ
Резвых "крайков" в отечественном футболе не много. Да и среди тех, кто есть, мало кому удается подкреплять высокую скорость столь же высокой техникой. Однако у питерского полузащитника с "говорящей" фамилией Быстров оба эти качества если не в абсолютной гармонии, то очень к ней близки, что, собственно, всегда и обуславливало интерес к его персоне со стороны руководителей клубов и сборной. Не останавливало тренеров даже то обстоятельство, что характер у хава, мягко говоря, не сахар. Да и обидчив он до крайности.
Не простил в свое время Быстров обиды, нанесенной Властимилом Петржелой, который якобы нелестно отзывался о его игре, - и ушел в "Спартак". А вот с Анатолием Давыдовым по возвращении в родной "Зенит" вроде бы поладил. Шесть голов в первых шести матчах - результат, согласитесь, фантастический. И во многом обусловила его, на мой взгляд, обструкция болельщиков, а точнее - желание наладить с ними былые отношения.
В столь некомфортных условиях другой на месте Быстрова наверняка опустил бы руки, а новичка нелицеприятное обхождение трибун лишь заводило. Отсюда, наверное, и голы - трудовые, на жилах. Немало порадовал и еще один новый штришок в поведении возвращенца - почти полный отказ от картинных падений и апелляций к арбитрам, на которые прежде уходила масса времени и нервов. Теперь же все внимание полузащитника было сосредоточено на игре. Вот только продолжалось это недолго.
Едва Владимиру удалось восстановить прежний контакт с поклонниками, Давыдова сменил Лучано Спаллетти, и энтузиазм футболиста медленно, но угрожающе пошел на убыль. Все чаще полузащитник стал выдавать абсолютно безликие матчи, поскольку напрочь забыл, как выполняются через не могу регулярные проходы вдоль бровки с дальнейшими передачами или прострелами.
Быстров ведь в каких эпизодах выглядел здорово? Когда принимал свободно пас, обрабатывал мяч без помех и, наращивая обороты, несся на защитника. Остановить его в таких случаях можно было разве что фолом. Но со временем оппоненты приспособились к манере питерца, поставить же их на место с помощью нестандартных ходов и, главное, куража, коего еще недавно хватало с избытком, у Владимира получалось далеко не всегда. А тут еще травма, надолго выбившая из колеи, тяжелое вхождение в состав и провальный матч с "Бенфикой", видимо, переполнивший чашу терпения главного тренера.
Все это, думается, сказалось и на психике "взрывоопасного" подопечного Спаллетти. И хотя итальянец пытается не выносить сор из избы, определенные трения между руководителем и подчиненным наверняка возникли. А раз так, выход у хава один - вспомнить, как он доказывал собственную профпригодность вкупе с патриотизмом болельщикам, и попытаться убедить в наличии этих качеств главного тренера, у которого, как известно, неприкасаемых нет.
Юрий ИВАНОВ