11 апреля 2012, 00:20
Тема ужасных футбольных полей всем уже набила оскомину, но не говорить о ней нельзя. Хотя бы потому, что нынешний турнир первой восьмерки заиграл бы совсем другими красками, проводись он на ровных, зеленых газонах.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Кажется странным, что столь наболевшая проблема, как газонное безобразие, в российском футболе не имеет решения десятилетиями. Все месим и месим, ругаемся и плюемся. Но как весна - так снова грязь, хотя возможных причин этого ровно две: либо человеческий фактор, либо финансовый.
А вот погода - не причина. Она - константа, данность, неизменное зло, которое надо принимать во внимание ныне, присно и во веки веков. Нет ничего проще, чем запомнить: Россия - родина Деда Мороза навсегда!
Абсолютно нелепо звучат на этом фоне объяснения: мы думали, что в марте будет тепло, а вышло не очень. Перспективы иных полей казались нам обнадеживающими, но потом ударил мороз (хотя откуда ему взяться в России ранней весной!), и нарождающийся идеальный газон пал жертвой совершенно случайных низких температур. Погода, туды ее в качель!
А должно быть, мне кажется, так: за точку отсчета следует принимать как раз холода. Говорят, есть соответствующие системы аутотренинга. Футбольные начальники всех мастей могли бы сесть и убедить самих себя в тишине: закономерность в марте - это дубняк, а не его отсутствие. Значит, настраиваться агрономам и мастерам электроподогрева надо не на плюс, а на минус 20 по Цельсию. И газоны готовить с учетом. Чтобы при неудачном климатическом раскладе у нас были хорошие поля. А при удачном - очень хорошие.
На сегодняшний день картина обратная. Всю зиму выжидающе смотрели в небо, по весне развели руками: трава снова не уродилась. В этом марте мы встретились с печалью, а тепло прошло стороной. Как и в прошлом, и в позапрошлом… А покупать новые поля в конце зимы уже поздно: из каких Голландий газон ни привези, в феврале он точно не приживется.
Допускаю, что возможен такой парад температур, при котором нормальное поле к началу чемпионата подготовить вообще нельзя. На какие минуса не ориентируйся, какими подогревами траву не суши, откуда дерн ни завози, все равно не уродится ни стебля. В этом случае варианта снова два: либо отменять российский чемпионат, либо играть на другом поле. Нет больше никаких других возможностей, понимаете? Потому что играть на том, на чем мы играем сейчас, невозможно. По крайней мере - в футбол.
В этом смысле радуют слова Сергея Фурсенко о введении со следующего сезона обязательного для всех клубов РФПЛ правила иметь резервный стадион с искусственным полем. Толковая инициатива, хотя и запоздалая. РФС не должен разбираться в синоптических изотермах и особенностях корневой системы мятлика лугового, лютика ползучего или что там сеют на наших стадионах. РФС, как часто говорит Сергей Александрович, обязан задать условия.
И условия эти, хочется верить, будут таковы: нанял безрукого агронома - увози команду к черту на кулички, где мизерные трибуны и чужая аура. А если нужны билетные сборы, родные стены и прочие домашние преимущества, проводи у себя в клубе толковую аграрную политику. Либо меняй поле по пять раз в году, как это делают голландцы на "Амстердам АренА". У них ведь с газоном тоже как-то не сложилось. Но никому в "Аяксе" почему-то не приходит в голову выпустить команду на танкодром. А у нас - легко и просто, хотя футбола в нынешних Химках или Черкизове изначально не предвидится.
Есть во всем этом, правда, душевный момент: приемные комиссии. Я видел одну такую в Лужниках, когда УЕФА сертифицировал тамошнюю синтетику. Приехали из Швейцарии парни с приборами, катали мячик с автоматически заданной скоростью, мерили отскок, изучали толщину и состав подковерной подушки. Потом выдали заключение: к матчам газон годен.
Наши комиссии совсем другого замеса. Не участвовал в работе ни одной из них, но с приборами российских футбольных чиновников представляю с трудом. Да и потом, УЕФА оценивает готовый продукт, а мы - "перспективы", вот какое замечательно слово! Пока, дескать, ужас - но не ужас-ужас: авось к "послезавтрему" заколосится.
В Самаре в прошлом году ошиблись дважды - весной, когда на "Металлурге" ничего не выросло, и осенью, когда из-за гиблого дренажа утонуло "Динамо". Кто там все это оценивал-изучал? И зачем, если толку от такой "госприемки" - ноль?
В этом еще одна причина российских газонных страданий. Мало обязать клубы иметь резервные стадионы, дренажи и подогревы. Надо еще добиться выполнения распоряжений, причем не от некоторых, а от всех поголовно. А как добьешься, если у каждого клуба в российской футбольной иерархии свой вес, свои колокола, своя отметина? Если любая безымянная комиссия примет что угодно именно потому, что имен ее членов никто и никогда не узнает?
Есть, конечно, безотказный способ надзора и контроля за газонными деяниями клубов: поставить их в зависимость от собственных болельщиков. Когда у команды плохое поле, зритель неминуемо выразит свое отношение к этому факту, проголосовав рублем. И поле по идее придется подправить.
Но в наших условиях идея не работает, о чем "СЭ" недавно уже писал. И еще будет писать, конечно. А пока - какие комиссии, такие и поля, чему удивляться?