В среду КДК РФС не счел нужным наказывать форварда "Зенита" Александра Кержакова за столкновение с Андреем Диканем, приведшее к тяжелой травме голкипера "Спартака".
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Ситуация была тупиковой еще до вчерашнего заседания Контрольно-дисциплинарного комитета. Естественно, не обрела она выхода и после вердикта этого органа. Ибо решение КДК - это и есть самый настоящий правовой тупик.
Надо признать, у "Спартака" был отличный шанс положить конец всеобщему раздраю и не подавать жалобу на действия Кержакова. Клуб мог проявить благородство и зарыть топор войны: хватит, дескать, навоевались, пора играть в футбол. Который без столкновений и травм вообще не живет, не существует в природе - равно как и миллион других видов спорта.
Всем ведь все понятно. Кержаков столкнулся с Диканем на грани фола осмысленного и непредумышленного. Хоть так, хоть сяк травмировать вратаря форвард не хотел (доказательств, как любая аксиома, это утверждение не требует). Получилось то, что получилось: Диканя вчера прооперировали, форвард по сей день жив-здоров. Инцидент вполне исчерпывался бы судейским решением и правилами игры в футбол, если бы не был искусственно раздут "Спартаком", в благородство играть не захотевшим.
Причину этого тоже знают все: 28 августа прошлого года форвард "Спартака" Веллитон грубо сфолил на вратаре ЦСКА Акинфееве. Тот, приземлившись после столкновения на газон "Лужников", получил травму и не провел с тех пор ни одного матча. Веллитона наказали сначала шестиматчевой дисквалификацией, затем скостили срок наполовину. Хотя многие футбольные люди, включая главу судейского департамента РФС Роберто Розетти, тогда говорили: не вытравляйте из футбола силовую борьбу, не называйте грубость убийством, не сейте ветер, законники, - пожнете бурю.
Ну, до бури в нашем пруду пока далеко, - слишком уж велики запасы тины. Однако раскол в футбольном сообществе уже произошел, и сближения позиций сторон не намечается. Извинений "Спартак" за дисквалификацию Веллитона точно не дождется, но и ни одной возможности подать жалобу впредь гарантированно не упустит.
Что движет руководителями московского клуба? Думаю, не только обида, склонность к кляузничеству и нежелание подставлять левую щеку, имея отпечаток пятерни на правой. Речь идет главным образом о правилах, по которым живет российский футбол и которые весьма далеки от незыблемости. В нашей колоде не четыре туза, а столько, сколько нужно сдающему, - вот против чего протестует "Спартак". Поскольку, не прояснив до конца условий и условностей, бессмысленно сидеть за общим ломберным столом: обуют.
Красно-белым не хочется повторения ситуации, когда решения выносятся под воздействием эмоций или политических сквозняков. Потому что нет никаких гарантий, что подобное не повторится вновь. А если нет гарантий, какой смысл тратить деньги, тренироваться и тренировать, заниматься селекцией и работать над тактикой?
КДК, в свою очередь, утверждает: случаи Веллитон - Акинфеев и Кержаков - Дикань совершенно разные, и приговоры по ним, соответственно, совпадать не могут. Я, пожалуй, соглашусь: эпизоды действительно разные. Причем настолько, что КДК, кажется, не уловил этого до сих пор.
Самое главное отличие: в недавнем случае травма получена в результате контакта колена с лицом. В прошлогоднем - ноги с газоном. Нынче действие и отклик находятся в прямой связи, семь месяцев назад действий было два - толчок и неудачное приземление.
Глупо спорить с тем, что без дикарского прыжка Веллитона не случилось бы и травмы Акинфеева. Однако и Дикань был бы сейчас в полном порядке, останови игру судья Лаюшкин секундами ранее из-за фола на Кариоке. Почему арбитра не привлекли в качестве обвиняемого? Его непрофессионализм спровоцировал удар по лицу Диканя, веллитоновский толчок - падение Акинфеева. Лаюшкин голкиперу лично скулу не ломал? Так ведь и бразилец не прикасался к колену армейца, а влияние других факторов, которые могли сработать на травму, КДК не рассматривал в принципе.
Юристы РФС не хотят вмешивать судью? Ради бога. Тогда и в случае с бразильцем толчок и повреждение следовало рассматривать как два сопряженных, но самостоятельных эпизода. В футболе, что ни говори, далеко не каждый подобный контакт двух полевых игроков заканчивается серьезной травмой вратаря сборной России.
И вот тут КДК достал из рукава пятый туз: он начал искать в поступках всех действующих лиц умысел и рецидив, ступив на крайне скользкую тропинку. У Кержакова не было мотива желать несчастья Диканю? И у Лаюшкина не было. А у Веллитона, выходит, был? Тогда подтвердите это, к примеру, признанием самого бразильца, потому что ничем другим подтвердить такое нельзя. Его вообще кто-нибудь спрашивал? И что, интересно, он ответил?
В итоге КДК признал умышленным грубый контакт, но не нанесение травмы, - в противном случае, полагаю, Веллитона просто повесили бы на первой березе. Однако люди из РФС не объяснили при этом, почему нужно избегать контактов в контактном виде спорта; что делать с игроками, да простит меня ЦСКА, типа Вернблума, играющими жестко и даже грубо в сугубо карьерных целях; как отключать голову и душу, наполненные до краев жаждой борьбы; что в представлении чиновников является горящими глазами и нацеленностью на чужие ворота. Они не установили количество метров и миллисекунд, до истечения которых атакующий еще может просчитать ситуацию, а после - уже нет.
Вместо этого КДК сделал вид, что влез в мозги Веллитона с Кержаковым и разобрался там с нейронами, биохимией, а заодно сделал поправку на интеллект. У одного полушария сработали человеколюбиво, а у другого преступно: так решили юристы, измерив никому не известными лекалами динамику обоих эпизодов. Динамика - она такая, все расскажет как на духу. Странно только, что по динамике развития событий на поле в России до сих пор не было выявлено ни одного договорняка. Или там презумпция невиновности обоснованнее, чем в случае с наглым гастарбайтером Веллитоном?
Был поднят над головой, словно знамя, и жупел рецидива. Веллитону припомнили в числе прочего случай с Габуловым, хотя бразилец за него самим КДК наказан не был. В ответ спартаковские болельщики извлекли на свет непростую историю взаимоотношений Кержакова с сатурновцем Лешняком, голкиперами Левицким, Джанаевым и Хандановичем. Чем породили вопрос: есть ли в РФПЛ футболисты, которые не играли травмоопасно хотя бы три раза за карьеру? (Три - критерий, устно заданный Сергеем Фурсенко, хотя в дисциплинарном регламенте наказание ужесточается после двух проступков в двух различных матчах.) Уверен: таких крайне мало. Выходит, большинство игроков - рецидивисты?
А ведь есть еще и те, кто наносит травмы или даже дерется на тренировках. И мотив там при желании несложно найти. Называется он точно так же, как "умысел" Кержакова и Веллитона: спортивная злость. КДК когда-нибудь слышал о такой?
Да, одна ошибка не имеет права влечь за собой другую. И если Веллитона наказали "по понятиям", в чем КДК легко заподозрить, невиноватый Кержаков (в чем я также уверен), не должен страдать за компанию. Но при этом для всеобщего понимания неплохо бы публично признать первую ошибку. РФС же в настоящий момент дает понять, что был прав в обоих случаях. Власть в России патологически не умеет извиняться - такое она себе присвоила право, больше похожее на болезнь. А это рождает непонимание и протест. Пусть не во всех. Но во многих, кому не нравится хитро меняющийся прикуп в нашем футбольном преферансе.
А "Спартак", как сказал мне близкий к клубу человек, действительно не прочь зарыть топор войны в землю. Но только после того, как доведет ситуацию до абсурда. Из принципа, из мести, из желания жить в крепком, а не карточном доме, - не важно. Главное, что красно-белым задуманное уже удалось. При непосредственном участии КДК, разумеется.
Дабы утвердиться в этой мысли, достаточно представить, что сейчас творилось бы в нашем футболе, окажись на месте Кержакова в столкновении с Диканем Веллитон, прости господи. А на месте Диканя… Пусть воображение само подскажет вам вратаря из какого угодно клуба. Я такого и врагу не пожелаю.
- Считаю, что принято адекватное решение - здравый смысл возобладал над эмоциями, которых вокруг эпизода было слишком много, - рассказал вчера "СЭ" Кержаков. - Я могу только еще раз повторить: то, что произошло, - чистая случайность, никакого умысла в моих действиях не было и не могло быть, имей я хоть долю секунды, от столкновения ушел бы. Переживаю при этом за Андрея и желаю ему скорейшего выздоровления.
Естественно, волнение перед заседанием КДК у меня было - слишком уж много всего было наговорено. Мне же очень хочется помочь команде в решающих играх чемпионата страны - каково это, наблюдать за ними со стороны, испытал уже в прошлом году. Но, с другой стороны, было интересно: за что меня могут наказать, если никакие правила не были нарушены и ни в одну норму регламента дисквалификация не вписывалась? В общем, в любом случае рад, что все закончилась логично.
Борис ЛЕВИН