Премьер-лига (РПЛ). Статьи

31 октября 2012, 00:30

Пять вопросов г-ну Розетти

Обозреватель "СЭ"  рассуждает о том, виноват ли глава судейского департамента РФС в большом количестве ошибок арбитров

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Справедливости ради эти вопросы следовало адресовать не только главе судейского департамента РФС. Ну а кому еще? Двум Николаям - Толстых и Левникову - еще рано. Сергею Фурсенко уже поздно. Владимиру Чубу и Гарсия Аранде - бесполезно. Получается, больше некому.

Другое дело - что с него, с Роберто Розетти, взять. Итальянец приехал в Россию на хорошие деньги и выполняет свои обязанности, как может. Сравнить его работу на данном этапе больше не с чем и не с кем.

Кто сказал, кстати, что Розетти - худший вариант? В судействе дока, подтянут, активен, ответственен. В злачных местах не кутит, совещания проводит. Соотношение цена - качество подкачало? Но нас ведь уже давно интересует второе, поскольку за первым Россия не постоит.

Про качество, стало быть, и будем спрашивать.

ЧТО СДЕЛАНО ЗА ГОД И ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ПРЕБЫВАНИЯ НА ПОСТУ?

Со стороны кажется, что ничего. Принцип назначения арбитров на матчи видоизменился, но на количество ошибок и скандалов это не повлияло, по крайней мере в лучшую сторону. Омоложение судейского корпуса, похоже, было проведено ради процесса, а не результата. Более квалифицированными российские арбитры не стали. Правда, и в совершенных незнаек не превратились. Примем как факт: грамотно судить российские рефери умели всегда. Но не всегда судили.

Система профессиональных наказаний арбитров, о которой можно судить лишь по слухам, все-таки работала. Вряд ли сам Розетти, выносящий санкции, был в эти минуты избирателен или предвзят. Однако итальянец почему-то не учитывал, что российский футбол заинтересован не столько в наказании, сколько в отсутствии преступления. И потому непотопляемые герои минувших дней частенько вновь всплывали на поверхность, прибегая для этого даже к таким трюкам, как смена фамилии. Невсплывшие тоже не тонули, пополняя собою инспекторский корпус: важное и очень тихое подразделение, о котором широкой общественности мало что известно.

ЧТО МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ ЗА ГОД И ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА?

Как ни странно, на этот вопрос есть единственный ответ. Снова ничего.

Розетти хороший судья, но плохой знаток российских реалий. Даже если он уже в курсе карьерного и жизненного уклада отечественных рефери, изменить его в единственном числе иностранцу не под силу. Где болевые точки? Куда наносить удары? Кто в момент этих ударов займется основной рутинной работой - теми же семинарами, назначениями и наказаниями? И кто прикроет сверху, наконец?

Розетти мог попытаться научить арбитров судить, но он неминуемо проиграл бы в этой роли двум другим великим учителям - опыту и естественному отбору. Разобраться же в естественности российского отбора и уж тем более наладить этот процесс Роберто не мог в принципе. Один синьор в нашем поле не воин, особенно, если он не очень хочет воевать.

Так что вся вина итальянца на первый взгляд - в его согласии получать большие деньги, не неся никакой ответственности за проделанную работу.

КАК ВЫСТРОИТЬ СИСТЕМУ БЕЗ ДЕНЕГ?

Год и четыре месяца - не тот срок, чтобы создать что-то на ровном месте даже при наличии финансового ресурса. А создавать нужно было многое: школы молодого арбитра, структуру мониторинга матчей, механизм тщательной регистрации судейских ошибок и даже, не побоюсь этой мысли, схему слежки.

Розетти физически не мог отсмотреть игры всех российских дивизионов, оценить одновременно Лашу Верулидзе на Дальнем Востоке, Виталия Мешкова в Питере и инспектора Алексея Тюмина в Каспийске. В его компетенцию входило отреагировать на протоколы и трезвон прессы отстранением одного рефери и водворением на его место другого. Однако проблема этим лишь загонялась внутрь, поскольку сам по себе перебор пофамильного списка мало что дает: еще нужно знать, кого тебе предлагают снизу, а также кто и за что предлагает. А для этого - вкладывать деньги в обустройство четко действующей системы.

Никакими деньгами Розетти не располагал, если не считать его собственной зарплаты. Но этот ресурс для вложений в российский футбол предназначен не был.

В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТСУТСТВИЯ ГЛАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ СУДЕЙСТВЕ?

Оглядки Розетти на ФИФА и УЕФА были бы понятны, работай итальянец в какой-нибудь другой стране. Претензии к арбитрам были, есть и будут всегда. Ограждая их от лишних нервов, футбольные чиновники сами следят за ротацией и квалификацией судей, причем не по понятиям, как толпа, а в соответствии со строгими профессиональными критериями. И эти самые критерии, между прочим, уже долгое время оставляют российских рефери за бортом крупнейших футбольных турниров.

Глава судейского департамента не учел, однако: информационная завеса не лечит, а калечит российское судейство. Она хороша для чистой воды, а мутную делает еще менее прозрачной.

Никто до сих пор не обнародовал доказательств влияния коррупционных моментов на работу российских арбитров. При этом крайне мало тех, кто подобного не предполагает. И в этом случае совершенно не важно, кому, сколько и в каком матче дают. А может - не дают. Важно, что это широко обсуждается, окончательно вбивая в асфальт имидж судейского ведомства. Заставить людей поверить в обратное можно лишь открытостью, доступностью арбитров для комментариев, выведением их сначала из информационной тени, а затем и из всякой другой.

Никто ведь не собирается совсем искоренить ошибки, в футболе это невозможно! Речь о том, чтобы избавиться от цинизма и тотального неверия. Если ведомство, на котором, по мнению многих, клейма негде ставить, еще и молчит, оно окончательно превращается в секту.

А как же хрупкие судейские нервы? И они тоже, представьте, - критерий профессионального отбора. Нервным на поле нечего делать, так же как, к примеру, пузатым.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Вопрос почти не относится к будущему самого Розетти. С ним разберутся те, кому положено по должности, вспомнив, быть может, при этом известный рекламный слоган: "Если нет разницы, зачем платить больше?!" Но одна лишь механическая замена итальянца на любого другого землянина ни к чему не приведет. Более того, иностранец, если ничего не менять, представляется в силу понятных причин не самым плохим вариантом.

В общем, "что дальше?" категорически нельзя трансформировать в "кто вместо?". Честность, жесткость, системность - вот что должно быть вместо. С обязательной оперативной работой футбольных и силовых служб на очевидном направлении. Не исключено, этому как-то поможет закон о негативных явлениях в спорте, принятие которого намечается в конце года. А также осознание того факта, что сами по себе арбитры не обладают клубными симпатиями и не совершают умышленных ошибок.

Симпатии кто-то формирует, ошибки - спонсирует. Для того чтобы все это порушить, не хватит и десяти Розетти.

81