20 ноября 2012, 08:30
Корреспондент "СЭ" на конкретном примере размышляет о том, почему наши ведущие клубы предпочитают иностранцев перспективным отечественным футболистам
Ганская футбольная академия, альма-матер новичка "Спартака" Маджида Уориса, называется почти как детская сказка или музыкальное реалити-шоу: Right to Dream - "Право на мечту". Оттуда транзитом через британский спортколледж Хартпери, за команду которого у африканца почти вдвое больше голов, чем проведенных матчей, Уорис попал в скандинавский "Хеккен", в 21 год стал лучшим бомбардиром чемпионата Швеции и единственным автором пяти голов в одном матче турнира в XXI веке. Следующая остановка на его дороге к славе - "Спартак".
"Мечты сбываются!" - лозунг вовсе не одного, а сразу нескольких российских клубов. Они и правда нередко исполняют мечты футболистов - в первую очередь о зарплате, в меньшей степени о карьере. Но почему-то преимущественно футболистов иностранных, а не своих. А иногда остается только дивиться, почему наши команды не берут то, что само плывет к ним в руки. Как, например, делает "Спартак", в упор не замечая нападающего "Волги" Алексея Сапогова. Который с самого детства - ярый болельщик красно-белых.
Клубный патриотизм - штука хитрая и во многом искусственная. Футбол для профессиональных игроков - прежде всего работа. Много ли среди нас истовых патриотов своего завода, компании, печатного издания или бензоколонки? Заканчиваются истории о любви к клубу-"родине" тоже чаще всего печально: священных коров то выставляют на улицу на старости лет, то обижают покупками высокооплачиваемых халков, то не дают работу по завершении карьеры. Преданных регулярно предают.
Но все-таки патриотизм в футболе есть - и очень важен. Болельщики "Реала" ставят точку зрения иконоподобного Касильяса выше мнения любого тренера, включая Жозе Моуринью. "Барселона" каждый год возвращает в состав то одного, то другого воспитанника, мужавшего на чужбине. "МЮ" молится на Гиггза, "Ливерпуль" - на Джеррарда, а сотканные из звездных чужаков команды, вроде "Манчестер Сити", страдают, не имея в составе хранителей клубных традиций.
В каждой команде отношение к патриотизму свое, особенное. И "Спартак" в этом смысле близок к "Барселоне". Спартаковский дух, спартаковский футбол, спартаковские легенды, репутация народной команды - все это культивируется и превозносится, порой даже искусственно. Ни у одной российской команды на флагах не изображено такое количества звезд далекого и недавнего прошлого: Старостин, Романцев, Черенков, Аленичев, Тихонов, Карпин... Празднуются юбилеи, чествуются легенды, а знаменитый стиль, который команда уже десять лет как не исповедует, превратился в футбольную библию с заветами - как надо (но пока не получается) правильно жить.
Вот почему абсолютно непонятно, что уже готовый патриот Сапогов не нужен "Спартаку". В детстве он ходил на матчи красно-белых. Он говорит, что жизнь бы отдал, если бы машина времени перенесла его в "Спартак" 90-х. Да, он выпускает стрелы с желчью на острие в сторону команды нынешней, но так и Олег Иванович Романцев критикует ее игру. Он грозится забить "Спартаку" - но не из ненависти, а, наоборот, от большой любви и желания показать себя.
Такой наивный, искренний спартаковский патриотизм уникален! И Сапогов не стесняется кричать о нем на всех углах, выступая за "Волгу" и рискуя тем самым отвадить других потенциальных работодателей.
Однако "Спартак" берет и покупает… Уориса. Поймите правильно: если бы вопрос стоял, кого покупать - Сапогова или Фалькао, Сапогова или Халка, Сапогова или Криштиану Роналду, я бы даже не думал писать эту заметку. Но превосходство безвестного, прямо скажем, Уориса над Сапоговым на данный момент недоказуемо. Да, ганец забил 23 гола в 29 матчах посредственного шведского первенства, и это, наверное, более весомый аргумент, чем 17 голов за "Горняк" и второе место в списке снайперов второго дивизиона у россиянина. Уорису 21, а Сапогову 24. У второго близок расцвет, а первый только наливается соками и, значит, более ликвиден.
Зато Сапогов знает наши реалии. Его не напугает первый снег, он не обидится на уханье с трибун (увы, Уорису еще предстоит с этим столкнуться), ему не надо привыкать к болотистым полям, специфическим арбитрам, оголтелым фанатам, прочим особенностям национального футбола. К русскому языку, наконец. И лимит на легионеров - тоже плюсик в пользу своего.
Согласен: нет гарантий, что Сапогов заиграет в "Спартаке". А с Уорисом - где гарантии? Сколько их уже таких было, этих звездных бомбардиров из маленьких чемпионатов? Сразу вспоминаются Генков, Пьянович, Мусса Маазу, иные бесчисленные африканцы... Искренне желаю Уорису не повторить их путь.
Скажете, Уорис лучше подходит под стиль "Спартака"? Да бросьте! Есть мнение, что по особенностям игры ганец напоминает Веллитона - а тот вот с Эменике не сработался. Способный сыграть из глубины Сапогов выглядит куда более интересной кандидатурой в поддержку нигерийца, а пара Сапогов - Дзюба (первый на острие, второй в оттяжке) не только перспективна, но и уникальна. Два россиянина, два правдоруба, два любимца публики.
Впрочем, будет ли Дзюба? Обитая на лавке, он уже говорит, что может задуматься о смене коллектива…
Забивной, но выучивший за пять лет только русский матерный Веллитон, трудяга Ари, нигерийский "Сапсан" Эменике - у кого из них, положа руку на сердце, есть шанс очутиться лет через десять на фанатском спартаковском знамени по соседству с Аленичевым и Старостиным? А у такого, как Сапогов, они есть.
В этой жизни почти все зависит от нас самих. И показать товар лицом в минувшую субботу Сапогов, скажем честно, не сумел. Игра ему не удалась. Он больше ругался с судьями, чем играл, и, накрутив себя, перегорел и не сдержал обещание. Забить "Спартаку" во втором матче кряду ему не удалось.
Да только почему-то не верится, что гол или даже хет-трик мог бы повлиять на судьбу Сапогова. Как и Уорис, он имеет полное право на красно-белую мечту. Но исполнить ее некому.
- Куда проще купить легионера и прокрутить валютный контракт, - считает сам Алексей, говоря не про "Спартак", конечно, а вообще про весь российский футбол.
Дмитрий СИМОНОВ