14 декабря 2012, 00:26
В четверг в Москве состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено о формировании оргкомитета, чья задача - разработать проект проведения чемпионата СНГ. По окончании встречи мыслями о создании межгосударственной суперлиги с корреспондентом "СЭ" поделился президент ПФК ЦСКА.
Борис ЛЕВИН
из Москвы
- Вы продвигаете эту идею уже семь лет, а значит, не раз обдумывали, как все может выглядеть в идеале. Не поделитесь идеями, которые предложите оргкомитету для обсуждения?
- Мое субъективное мнение: на проработку проекта и его подготовку нужно полтора года, то есть стартовать можно в сезоне-2014/15. В глобальном же смысле хочу сказать, что для сохранения самого главного из того, чего мы должны придерживаться неукоснительно, - спортивного принципа, речь на данном этапе может идти не о чемпионате СНГ, а о некой суперлиге с участием клубов двух стран - России и Украины. И лишь потом можно посмотреть на то, что получается, и подумать о присоединении клубов других государств. На сегодняшний день мы видим 6-8 конкурентоспособных украинских команд и 8-10 российских.
- То есть речь пойдет о лиге из 16 команд?
- Мне представлялось бы более оптимальным число 20.
- С возможным перекосом в одну из сторон?
- Думаю, что поначалу такого перекоса быть не должно.
- Квоты в европейские турниры будут делиться на российские и украинские?
- Со спортивной точки зрения они должны быть общими. А вот об обмене с национальными лигами нужно думать: вполне жизнеспособен, например, вариант обмена худшей национальной команды суперлиги на лучшую в национальной же первой лиге. Иначе могут случиться перекосы, которые поставят под сомнение саму идею общего соревнования. Но это, повторю, мое личное мнение, которое надо еще обсуждать и обсуждать.
- А может ли иметь место такой вариант, что путевки в евротурниры получают и представители суперлиги, и команды, в нее не попавшие?
- На мой взгляд, он исключен.
- Однако новая лига вряд ли получит сумму квот российской и украинской лиг - иначе та будет слишком велика для одного турнира…
- Но сами-то места никуда не денутся! Значит, произойдет их перераспределение, в том числе и в пользу новой лиги. В любом случае, это вопрос только стартовой позиции, а дальше все станет определяться рейтингом, заработанным представителями нашей лиги. Который, уверен, будет высоким.
Смотрите, что происходит сейчас с Россией: мы с шестой позиции в рейтинге УЕФА сползли на девятую. Суперлига же, надеюсь, будет только прогрессировать.
Сегодня нужно создать проект турнира, прописать его регламент, определить все внутренние нормы и так далее. Для этого и создан оргкомитет.
- Кто будет судить матчи российских команд с украинскими?
- Вопросов организационного плана очень много. Но для их разрешения и создается оргкомитет. Мое мнение - это мое мнение, не более того, а у Рината Леонидовича (Ахметова. - Прим. "СЭ"), допустим, или Александра Валерьевича (Дюкова. - Прим. "СЭ") на какие-то аспекты взгляд может быть совсем иным. Поэтому надо объединить все эти мнения, обсудить их и прийти к компромиссу, который устроит всех.
- Иногда он невозможен…
- Я четко знаю: когда люди хотят что-то сделать, они всегда найдут точки соприкосновения и договорятся между собой. Кто-то уступит в одном, зато получит приоритет в другом - так и претворяются в жизнь любые совместные проекты. А если подобного желания нет, то лучше общее дело вообще не затевать.
- Как думаете, споры предстоят большие?
- Даже не сомневаюсь в этом. Но это будут те споры, в которых рождается истина.
- С российскими клубами, не считая "Зенита" и "Анжи", руководители которых давали пресс-конференцию вместе с вами, что-то уже обсуждалось?
- Да. Разговаривал, например, с Галицким, который сказал, что данная тема ему очень интересна, с другими коллегами. Кто из настоящих хозяев, скажите мне, в здравом уме откажется от гораздо больших денег, которые сулит проект суперлиги?
- Неужели противников идеи среди коллег вообще не встретили?
- Тут надо говорить не о каких-то идеологических противниках, а о том, что у любой идеи есть свои плюсы и минусы. Каждый, кто к ней присоединяется, должен для себя оценить их соотношение. Но мне кажется, что плюсов для всех ведущих клубов в проекте суперлиги гораздо больше, чем минусов.
- На Украине интерес к идее превышает российский или уступает ему?
- Это трудно понять, пока мы не сели за стол переговоров. Пока же мы друг с другом обсуждали все только по телефону.
- В оргкомитет войдут только представители заинтересованных клубов?
- Мы обязательно привлечем к работе средства массовой информации (улыбается).
- Что для вас все-таки важнее в намечающемся проекте - бизнес или спортивная составляющая?
- А разве в футболе их можно разделить? Почему английская премьер-лига так успешна экономически, почему она продает телевизионные права на три года за три миллиарда фунтов стерлингов? Да потому, что там самый интересный футбол и очень сильна спортивная составляющая.
- Представляете себе реакцию РФС на ваш проект?
- РФС - это национальная ассоциация, а национальные ассоциации в других европейских странах непосредственно к проведению внутреннего чемпионата отношения не имеют.
Мишель ПЛАТИНИ: "ЕСТЬ РЯД ЩЕКОТЛИВЫХ ПРОБЛЕМ"
Страны, которые пожелают объединить свои чемпионаты, должны быть готовы к тому, что какая-то из них может остаться без Лиги чемпионов. Об этом предупредил президент УЕФА Мишель Платини на состоявшейся на днях в Ньоне встрече с представителями ряда информационных агентств, стенограмму которой его пресс-служба любезно предоставила "СЭ".
- Я говорил о том, что открыт идее транснациональных лиг, - сказал Платини. - Мы обсуждали эту тему, и должен сказать, что реакция на нее весьма неоднозначна, причем негативное отношение преобладает над позитивным. Там есть ряд щекотливых проблем, поскольку, если несколько лиг захотят слиться в одну, возникнут вопросы законодательного порядка, касающиеся безопасности, налогообложения и других нормативов. Таким образом, прежде всего нам надо убедиться, что все они готовы к этому в политическом плане.
Что же касается спортивной стороны дела… Думаю, если две страны намерены объединиться, то играть в Лиге чемпионов хочется обеим. Но если они разыгрывают один чемпионат, то право на это получат только команды, занявшие в нем первые два места, и тогда одна из двух стран может остаться без представителя в Лиге чемпионов.