Если мечты идеологов объединенного чемпионата сбудутся, в 2019-м по идее будет отмечаться пятилетие турнира. И не исключено, что напишет об этом "СЭ" примерно так.
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ
В сентябре 2014-го стартовал беспрецедентный в истории европейского футбола проект - Объединенный чемпионат России и Украины.
Когда зашла речь о реализации телеправ, оказалось, что заинтересованных игроков на рынке не так уж и много. Со своими предложениями выступили три телекомпании - две российские и одна украинская. При этом озвученные суммы несильно отличались от того, что в минувшие годы зарабатывал каждый из чемпионатов в отдельности.
Выбор пал на того же вещателя, который обладал всеми правами еще на российскую премьер-лигу. И хотя предложенный контракт был на 25 процентов меньше, чем у конкурентов, руководство объединенного чемпионата, как сказал президент лиги, сделало ставку на перспективу.
"Все три предложения были очень интересными, но мы решили не искать от добра добра и выбрали испытанного и надежного партнера. Да, в краткосрочной перспективе мы немного теряем в деньгах, но если мыслить стратегически, то поступили совершенно верно, и я думаю, что время подтвердит мои слова".
По условиям соглашения лига могла продавать сублицензии на отдельные матчи потенциальным покупателям из-за рубежа, но сообщений о том, что соответствующей опцией она воспользовалась, впоследствии не появлялось.
Изначально предполагалось, что на общедоступном телевидении трансляций не будет. "Вся Европа живет так!" - убеждали общественность президенты клубов, заинтересованные в больших доходах, однако после встречи глав России и Украины, где в числе прочих обсуждался и вопрос объединенного футбольного первенства, было решено, что по одному матчу в неделю в каждой из стран показывать все-таки будут. При этом под влиянием телемонополиста пришлось радикально переверстать календарь, что, насколько известно из воспоминаний участников, стало первым тревожным звоночком. Не добавило оптимизма и качество трансляций, оставшееся на уровне дремучего 2012 года.
БЕЗДОМНЫЕ ГРАНДЫ
Наиболее остро встала проблема количества и качества стадионов. Долгая и трудоемкая реконструкция Лужников (завершившаяся, напомним, почти перед стартом чемпионата мира) оставила без домашней арены одну из самых популярных российских команд - "Спартак". Собственный стадион красно-белых в Тушине к тому времени еще не был сдан в эксплуатацию, и клуб был вынужден весь сезон мыкаться по московскому региону.
Знаменательным событием стало проведение 19 сентября 2014 года потенциально центрального матча Суперлиги: "Спартак" - "Динамо" Киев. Принимал поединок подольский стадион "Труд", на котором в былые годы игрались матчи типа "Витязь" - "Носта". Еще за год до описываемых событий вряд ли кто мог представить, что сюда приедут выяснять отношения две самые титулованные команды СССР. Однако волей причудливого стечения обстоятельств подмосковный райцентр на время приобрел едва ли не всесоюзное значение. Во всяком случае, ожидания были большие.
"Идею включить в нашу большую семью город Подольск считаю не просто правильной и полезной, но и во многом прорывной, - говорилось в официальном заявлении президента объединенной лиги. - Убежден, что география первенства должна расти не только вширь, но и, так сказать, вглубь. Мы очень рады, что подольское руководство разделяет наши взгляды на футбол. Глава администрации пообещал взять под личный контроль подготовку всех городских служб к проведению матча такого уровня".
Но насколько громкими были заявления, настолько же неубедительной оказалась реальность. Из-за ультиматума телевизионщиков, по неизвестным причинам пожелавших отдать лучшее время поединку "Зенит" - "Заря", встречу "Спартака" и "Динамо" проводили в пятницу, а ее начало было намечено на 17.00.
Так как сентябрь 2014-го выдался необыкновенно теплым и дачный сезон еще не закончился, то неудивительно, что уже после обеда и федеральная магистраль "Крым", и особенно старое Варшавское шоссе встали в многокилометровых пробках. Болельщиков, приехавших в Подольск на электричках, во избежание беспорядков прямо на платформе брали в полицейское оцепление и небольшими группами через несколько кордонов вели к арене. Несколько сотен человек, еще перед стартом сезона включенных в черный список, на матч не попали. В итоге к стартовому свистку 12-тысячный стадиончик не заполнился и наполовину. Полупустые трибуны почти дачной арены к эффектному футболу не располагали. "Матч века" завершился скучнейшей нулевой ничьей.
Однако руководство лиги, несмотря на все возмущение болельщиков, признало эксперимент удачным и даже рекомендовало стадион "Труд" другой команде, вынужденно оказавшейся без дома. Совет был принят, и в тот роковой сезон свои домашние матчи здесь проводил и "Локомотив": черкизовское поле уже после первого тура было признано межгосударственной экспертной комиссией непригодным для игры в футбол, а оперативно заменить скисшее покрытие железнодорожники не сумели.
В то же время руководству "Локомотива" удался невероятный финт: не имея права играть на собственном стадионе, клуб, однако, успешно сдавал его в аренду "Анжи", в очередной раз отложившему возвращение в Дагестан. Дело в том, что махачкалинцы перед каждой своей игрой раскатывали в Черкизове дорогостоящий голландский газон, хранившийся в крупнейшей оранжерее Ботанического сада, и фактически "Локо" получал плату только за предоставление места. Насколько известно, железнодорожники пытались договориться с "Анжи" о совместном пользовании чудо-травой, но сделать это так и не удалось. До весны москвичи остались в Подольске.
"Жилищный вопрос", вставший перед ведущими российскими клубами, обсуждался весь сезон. Даже "Зенит", игравший на морально устаревшем "Петровском", и "Динамо" с ЦСКА, ютившиеся в Химках, в сравнении с "Шахтером", "Металлистом" и киевским "Динамо", принимавшими соперников на современных вместительных аренах, смотрелись бедными родственниками. До конца первенства найти выход из сложившейся ситуации так и не удалось.
ОПАСНЫЕ МАНЕЖИ
Плотный календарь не предполагал долгой зимней паузы: каникулы продолжались месяц - с 20 декабря по 20 января. Поэтому часть зимних матчей проводилась в манежах.
Но здесь положение дел обстояло не лучше, чем со стадионами. Манежи готовились к чемпионату в авральном порядке, и огромное количество недоделок было выявлено уже по ходу первенства. Травмоопасный газон, плохая вентиляция, аварийное состояние трибун, отсутствие элементарных удобств для зрителей - не было клубов, которые не столкнулись хотя бы с одной из этих проблем.
В манежи перешли в декабре, и журналисты окрестили его месяцем травм. К примеру, после матча московского "Динамо" и "Шахтера", завершившегося трудной победой бело-голубых (2:1), в лазарет отправились сразу три футболиста основного состава. "Еще одна такая победа, и я останусь без команды", - сказал на манер античного царя Пирра главный тренер москвичей Дмитрий Хохлов.
Ситуацию, когда одни клубы, базирующиеся в южных широтах, проводят зимние матчи на свежем воздухе, а другие задыхаются в манежах, многие назвали несправедливой.
ДЕВЯТЬ ПОВОДОВ ПОКРАСНЕТЬ
"Историческое футбольное противостояние" России и Украины, на которое главным образом делали ставку организаторы чемпионата, вылилось в череду громких скандалов, связанных с проведением так называемых странных матчей. Так, "Ворскла", "Заря" и "Ильичевец", отнявшие по ходу сезона немало очков у ведущих российских клубов, в матчах с киевским "Динамо" и "Шахтером" выглядели на удивление податливо. Статистика красноречива: на троих вышеупомянутые клубы во встречах с киевлянами и горняками набрали три очка - сыграли вничью перед своими зрителями, выездные же встречи всухую проиграли. При том что украинские гранды на матчи с соотечественниками выставляли полурезервные составы.
Увы, та же ситуация наблюдалась и в нашей стране. Клубы второго эшелона яростно бились с украинцами, но порой очень легко отдавали очки "своим". За сезон крупнейшая европейская букмекерская контора сняла с линии девять (!) матчей объединенного чемпионата.
Впервые о странной тенденции эксперты заговорили еще в ноябре, а под Новый год, когда пришла череда решающих встреч, инициативная группа во главе с бывшим президентом РФС, который в тот год возглавил резко оппозиционный новой лиге профсоюз российских игроков, направила открытое письмо в адрес Мишеля Платини. Послание было выдержано в жестком ключе, содержало конкретные обвинения и вообще выглядело началом масштабной войны против Суперлиги. А начиналось оно следующим образом:
"Авантюра, на которую Вы, господин президент, в свое время закрыли глаза, вот-вот обернется катастрофой. Мало того, что фактически уничтожен фундамент, на котором ранее стоял футбол в обеих странах, так зрителям вместо обещанного зрелища подсовывают бессовестный спектакль, единственными бенефициарами которого становятся владельцы самых богатых клубов".
Впрочем, о том, чем окончилась история с письмом, мы поведаем в одном из ближайших номеров, где расскажем о 2015 годе, ставшем последним в недолгой истории экспериментального чемпионата.