Премьер-лига (РПЛ). Статьи

20 мая 2013, 10:31

Михаил Грушевский: "Без Вагнера ЦСКА чемпионом не стал бы"

Александр Кружков
Обозреватель

СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур. ЦСКА – КУБАНЬ – 0:0

Среди тех, кто поздравил армейцев в чемпионской раздевалке, был и поклонник ЦСКА, пародист и телеведущий.

– В какой момент поверили, что ЦСКА будет первым?

– Когда весной выиграли четыре матча подряд с общим счетом 9:0.

– Но потом отрыв от "Зенита" начал стремительно таять…

– Ну и что? Не может команда, которую весь сезон сотрясают скандалы и неурядицы, стать чемпионом! Это я о "Зените", конечно.

– Если б ЦСКА все матчи проводил, как с "Кубанью", – золото, наверное, досталось бы кому-то другому?

– Почему? На мой взгляд, в субботу ЦСКА сыграл по-чемпионски – уверенно, тонко, расчетливо. У "Кубани" не то что моментов не было – ни одного подхода к воротам Акинфеева! Особенно мне понравился первый тайм. Во втором жара и усталость сделали свое дело. Но все равно проиграть этот матч мы не могли ни при каких обстоятельствах!

– В раздевалке пригубили шампанского?

– Нет. Я был за рулем. Да и не хочу примазываться к победе. В раздевалке шампанское должны пить футболисты, а не болельщики. Заглянул я туда ненадолго, поздравил ребят. Увидел опьяненные от счастья лица. Грустил лишь Мариу Фернандес, у которого, похоже, серьезная травма колена. Нога поехала – и всё… Безумно жаль парня.

– Давайте нарисуем портрет каждого игрока ЦСКА глазами Михаила Грушевского. Начнем с Акинфеева.

– Игорь провел потрясающий сезон. Его отличает выдающееся для спортсмена качество – не позволять себе в работе никаких поблажек. Поэтому любой пропущенный мяч способен испортить ему настроение. Даже если ЦСКА разгромил соперника. Такая непримиримость вызывает восхищение.

– Вы, кстати, в курсе того, что Леонид Слуцкий пожелал Акинфееву на Новый год?

– Быть чуточку добрее. Ко всему окружающему миру. Я помню то интервью "СЭ".

– После победы в чемпионате шансы на это возросли?

– Может, теперь Игорь действительно немножко смягчится, станет более расслабленным. Хотя наши недостатки – продолжение достоинств. И эта черта Акинфеева отражает его спортивный максимализм. Отмечу, что он жесткий – но справедливый.

– Игнашевич.

– Для него это тоже фантастический сезон. Был стабилен как в клубе, так и в сборной. Сергей – чертовски интересная личность. Интеллектуал, читает умные книги, ходит в театр. При этом сдержанный, закрытый и самодостаточный человек.

– Василий Березуцкий.

– Вася выдал лучший сезон в карьере! Братья давно опровергли теорию тех шутников, для которых Березуцкие были синонимом игроков "деревянных", недалеких. Они помудрели, их уже можно назвать футбольными академиками. Без всякой тросточки. При всей легкости и обманчивом пофигизме Вася очень надежный человек. С ним кто угодно найдет общий язык. Потому что он заточен на юмор, не чужда ему и самоирония.

– Алексей.

– Когда они в паре начинают сыпать шутками – это прямо Карцев и Ильченко! Народ падает от смеха. Леша на фоне брата несколько сдержаннее. Он, скорее, "белый" клоун, а Вася – "рыжий". Если же говорить о футболе, Леша не перестает удивлять. На поле выходит редко, но действует настолько уверенно! И не подумаешь, что у него месяцами нет игровой практики. Таких уникумов в российском чемпионате больше нет.

– Мариу Фернандес.

– По ходу чемпионата прибавлял на глазах, быстро стал в команде своим. Он и трудяга, и технарь. Может остановить любой мяч – головой, грудью. Про ноги уже не говорю. Мне кажется, года через три Мариу Фернандес будет играть в "Реале".

– Набабкин.

– Кирюшка вправе гордиться концовкой сезона. Конкуренция его не надломила. Тягаться с Мариу Фернандесом было объективно тяжело, зато постепенно вытеснил из состава Щенникова. И мы получили универсального крайнего защитника, способного сыграть на любом фланге. Это и Капелло оценил, регулярно приглашая его в сборную. Для тренера Набабкин – находка. Открытый, легкий, правильный, ответственный. И совсем не нудный.

– Щенников.

– Жоре стало труднее – раньше, кроме него, чистых левых защитников в команде не было. Теперь появился Набабкин. Но Жора молод, да и созревают защитники позже. Так что готов дать расписку – со временем Щенников будет основным защитником сборной!

– Вернблум.

– Даже такой футбольный мизантроп, как Бубнов, считает приобретение шведского полузащитника огромной селекционной удачей ЦСКА. Купленный за умеренные деньги, Вернблум стал стержневым игроком и символом чемпионского сезона. Он не кудесник мяча в отличие от своего друга Эльма. Понтус берет другим – невероятным самопожертвованием, преданностью команде. В каждом эпизоде бьется насмерть, не зная страха и усталости. Выносливость феноменальная.

– Эльм.

– Помню его дебют за ЦСКА. Сгорели мы дома "Зениту" – 1:3. После матча я зашел в армейскую раздевалку. Эльм сидел с таким лицом, будто похоронил десять близких друзей. И я все понял про этого парня. Он пришел побеждать. К счастью, благодаря Понтусу адаптация в новой команде не заняла много времени.

– Дзагоев.

– Женитьба явно пошла Алану на пользу. Повзрослел, заматерел. Стал более уравновешен – несмотря на две красные карточки в начале чемпионата. Хотя представляю, как он переживает, что не проходит у Капелло в основу – и это после яркой игры на чемпионате Европы! Пока итальянец делает ставку на Кокорина. В ЦСКА Слуцкий отыскал место на поле Хонде и Дзагоеву. Думаю, и Капелло должен выстроить схему так, чтоб Кокорин с Дзагоевым могли выходить вместе. Сборная от этого только выиграет!

– Хонда.

– Жалко, что он пропустил золотой матч. Травмировался еще на Кубок в "Ростове", а против "Локомотива" вышел на уколах. Для меня Хонда – футбольный гроссмейстер. Как читает игру! Правда, в ЦСКА японец держался особняком. Судя по всему, он всерьез настроен покинуть Россию. Но в какой-нибудь "Норвич" или "Эльче" не поедет. Лишь в клуб, который по уровню сопоставим с ЦСКА. Если же хороших предложений не будет, допускаю, Хонда останется.

– Тошич.

– В чемпионской раздевалке он был на костылях. Перекинулись парой слов по-русски – Зоран уже освоил язык. Сезон для него получился героическим и мучительным. Часто играл через боль, но никогда не ныл, не жаловался. Терпел, пока позволяли силы и здоровье.

– Цауня.

– Он и внешне похож на Вернблума, и характером. Такой же боец, который всегда выкладывается на двести процентов. Не филонит, в полузащите способен закрыть любую позицию. ЦСКА не прогадал с покупкой Цауни. Да и по человеческим качествам к нему вопросов нет.

– Мамаев.

– У него сейчас в карьере переломный момент. Пашка должен понять, что решения тренера надо воспринимать как данность. Потому что для футболиста он – царь и бог. Так же, как для актера – режиссер. Если Мамаев придет в гармонию с самим собой, станет более глубоким и осмысленным, тогда и в сборную обязательно попадет.

– Гонсалес.

– В раздевалке он выглядел одним из самых счастливых. Его никто не ожидал увидеть на поле, а Марк вышел и сражался так, что после некоторых стыков за него становилось страшно. Он светлый, открытый человек. Пусть чилийский Бог избавит его от бесконечных травм, и Гонсалес докажет, что по-прежнему остается игроком топ-уровня!

– Рахимич.

– Хоть он мало играет, его все боготворят. Рахимич для меня уже не фамилия – а нечто большее. Единица измерения порядочности и профессионализма. Я знаю о его мечте – сыграть за сборную Боснии на чемпионате мира-2014 и со спокойной душой уйти на покой. Уверен, у Элвера всё получится.

– Вагнер Лав.

– Если б он не вернулся из Бразилии, до золота, боюсь, ЦСКА не дотянул бы. Вагнер придал нам запас прочности. Главное, он гораздо сильнее Вагнера образца 2005 или 2008 года. Тот работал на себя. Нынешний пашет на команду. Без бразильцев нам вообще никуда. Они не только большие мастера, но и магнитом приманивают удачу.

– Муса.

– За этого хлопца нужно благодарить Слуцкого. Из футболиста, который носился строго по желобку и вписывался в определение "всадник без головы", тренер за год слепил великолепного форварда. Сегодня он может отдать пас, взять паузу. Его научили открываться, видеть поле. Футбол отблагодарил Мусу за преданность. Утешение в семейном горе он нашел на поле. Улетел на родину хоронить сестру, погибшую в автокатастрофе, вернулся к матчу с "Динамо" и вышел на игру, понимая, что других нападающих в распоряжении Слуцкого просто нет.

– Думбья.

– Надеюсь, его беды со здоровьем позади и в следующем чемпионате мы снова будем наслаждаться голами этого замечательного форварда.

– Слуцкий.

– По своей природной интеллигентности он ближе к Аркадию Ивановичу Чернышеву, которого умудрились забыть создатели фильма "Легенда №17". За Леонида безумно рад. Клянусь, никогда в этом тренере не сомневался! Я – не Байдачный, который сравнил его как-то с водителем категории "В", оказавшимся в "Формуле-1". Слуцкий всегда достойно выдерживал удары судьбы. В этом смысле Спаллетти есть чему у него поучиться. Синьор Лучано – мужик крутой, но проигрывать, как выяснилось, не умеет.

– Гинер.

– Полагаю, болельщики других клубов нам завидуют. Потому что там президенты быстро находят козлов отпущения, пачками меняют тренеров, идут на поводу у толпы. Гинер – не такой. Год назад у него были основания отправить Слуцкого в отставку. Тем более что тот уже написал заявление. Но Гинер не рубил сплеча. Никакая победа не вскружит ему голову. А после поражения на эмоциях не совершит поступок, о котором потом пожалеет. Он по жизни философ. И в этом секрет его успеха.

33