Премьер-лига (РПЛ). Статьи

24 июня 2013, 00:07

Арас Езбилис: "Де Бур уверял, что я буду в сборной Голландии"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Один самых ярких легионеров нашей лиги, воспитанник "Аякса", полузащитник "Кубани" и сборной Армении рассказал "СЭ" о том, как он оказался в Краснодаре и почему не собирается в ближайшее время менять клуб.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Бад-Тацмансдорфа

- У вас небанальная биография. Родились в Стамбуле, росли в Голландии, работаете в Краснодаре, а на уровне сборных играете за страну, в которой прежде никогда не бывали.

- У Пизелли биография еще ярче, она вообще ни в какие рамки не вписывается. Маркос - сплошной разрыв шаблона.

- Вы из семьи эмигрантов. Может, это обстоятельство наложило отпечаток на ваш жизненный путь?

- Я не думал над этим. Мой отец начал работать в 10 лет. Он даже не закончил школу - не было возможности. Люди просто так не уезжают в другую страну. Должна быть очень веская причина для такого решения. Мы покидали Стамбул, когда в семье было двое совсем маленьких детей.

- Вы что-то помните о Стамбуле?

- Ничего. Зато я свободно говорю на турецком. Папа знал только этот язык - на нем говорила улица. Мама знает армянский, она окончила в Стамбуле армянскую школу.

- В Турции живет много армян?

- Диаспора большая. Есть национальные школы, бизнес. У меня там остались родственники.

- А в Армении?

- Нет, но теперь есть друзья. Ереван очень добрый и необычный город.

- Его называют Розовым городом (по цвету туфа, из которого сложены очень многие здания в армянской столице. - Прим. А.А.). Почему вы выбрали именно Армению, а не Голландию?

- Выбор был сложным. Меня отговаривали играть за Армению. В частности, мой тренер Роналд де Бур, доверивший мне место в составе "Аякса". Он постоянно говорил, что мне нужно потерпеть, и я смогу сыграть в голландской сборной. Даже вызвал меня в молодежную сборную, с которой я поехал в турне по США. Но когда мы вернулись в Амстердам, принял решение в пользу родины предков.

- Почему?

- Так решило мое сердце. Откровенно говоря, я не был уверен, что поступаю правильно. В Голландии одна из лучших сборных в мире футбола, а я отказываюсь от нее. Но теперь я счастлив, что принял именно такое решение. Мне хорошо. И это нельзя объяснить простой логикой.

- Вы знаете армянский?

- Понимаю, но не говорю. А вообще я полиглот - знаю английский, турецкий, голландский, армянский и немного русский (улыбается).

- Вы уехали в нашу страну игроком "Аякса", в статусе одного из самых ярких воспитанников клубной Академии. Каково это - покинуть "Аякс"?

- Тяжело. Всему, что умею на поле, я обязан "Аяксу". Там меня многому научили.

- Даже вашему фирменному удару, когда мяч на страшной скорости меняет направление на пути к воротам?

- Талант никогда не бывает лишним, но без труда состояться невозможно. В "Аяксе" прекрасная школа. Это делает его особенным, желанным для молодых игроков. Я по-прежнему болею за Амстердам.

- Это любовь.

- Да, я люблю "Аякс".

- Почему вы тогда ушли?

- Клуб хотел отдать меня в аренду на сезон другой голландской команде. Меня такой поворот карьеры совершенно не устраивал. Я не хотел уходить, тем более в аренду. А предложение "Кубани" было конкретным - мне дали понять: мы на тебя очень рассчитываем. Я хотел играть, зарабатывать, проявить себя. "Кубань" давала мне такую возможность.

- Когда вам позвонили и сказали: Арас, тебя ждут в Краснодаре, вы первым делом, видимо, полезли в интернет, что бы посмотреть: а где это?

- Точно (хохочет)! Именно так я и поступил. Интернет, поисковая система, слово "Краснодар".

- Много таким образом узнали?

- Не очень. Больше рассказал Пизелли. Если бы не он, мой ответ "Кубани", скорее всего, был бы отрицательным. Маркос очень помог на первых порах, когда я просто не понимал, что нужно купить в магазине, как объясниться с людьми. Он очень тепло отзывался о клубе, России, Краснодаре. Я решил, что раз так, то стоит попробовать.

- Теперь вам больше не нужна помощь Пизелли в быту? Он ведь ушел в "Краснодар".

- Я учу русский. Для кафе и магазина уже хватает. Да и город изучил.

- После Амстердама вам, наверное, было тяжело в Краснодаре. Это совершенно иной город со своей культурой. Он даже в России стоит особняком.

- Да, да, да! Поначалу был культурный шок. Теперь мне у вас нравится.

- Почему?

- В Краснодаре нет каналов и узких улиц, но я нашел в этом городе свой шарм и, как мог, понял его. И потом, здесь всегда есть солнце. Это здорово.

- О чем вы вспомните спустя десять лет, когда Краснодар останется в прошлом?

- О фанатах. Это особенная история. То, как эти люди поддерживают команду, трогает мою душу. Россия - огромная страна, но на любой игре, куда бы мы ни приехали, сидят как минимум 30 человек с флагами клуба. Это очень впечатляет. А уж в Краснодаре фанаты устраивают настоящее шоу. Команда дорожит отношениями с ними.

- "Кубань" финишировала пятой. Это лучший результат в истории клуба. Но осталось чувство, что вы могли добиться большего.

- Да, могли быть выше. Не думаю, что весной мы что-то взяли случайно. Нет, все заработали игрой, работой и случайно, скорее, недобрали нескольких очков.

- Каким вы нашли наш чемпионат? Как бы вы его охарактеризовали одним словом?

- Фанатичный. В России именно такая лига. Если, к примеру, в Голландии "Аякс" ведет в матче со счетом 2:0, можно быть уверенным: все закончится победой. В России такой счет по ходу игры ничего не гарантирует. Тут нужно играть до конца и отрабатывать любой эпизод. Уровень конкуренции, сопротивления очень и очень высок.

- Злая лига?

- Не думаю, что злая, но как минимум сложная. Никто и никогда не сдается - это ваш клубный футбол.

- За короткий срок вы сделали себе имя в России. По слухам, вами интересовались несколько наших топовых богатых клубов. Звучали имена "Зенита", "Спартака", "Рубина", "Анжи".

- Ничего, никто, никогда - ситуация на самом деле именно такая. У меня есть контракт с "Кубанью", и я хочу его отработать. Мне нравится та команда, где я сегодня играю. Я сделал правильный выбор и пока не вижу причин что-то менять.