Премьер-лига (РПЛ). Статьи

25 июня 2013, 23:51

Валерий Карпин: "Матч с киевлянами - настоящее дерби"

Вячеслав Короткин
Заместитель главного редактора

В четверг стартует Объединенный турнир с участием четырех топ-клубов России и Украины. Первая игра, и сразу вывеска: "Спартак" – "Динамо" (Киев). Главный тренер москвичей в интервью "СЭ" объясняет, почему знаменитое дерби увидят только восемь тысяч зрителей.

– Согласно информации официального сайта красно-белых, на московскую игру с киевлянами смогут попасть 8 тысяч болельщиков – таковы требования по безопасности. Не маловата ли аудитория для такой громкой афиши?

– А что делать, других вариантов, кроме проведения этой встречи на стадионе имени Стрельцова, просто не существует.

– А Химки?

– Видимо, там что-то не срослось. Естественно, нам хотелось принять киевлян на более вместительной арене, но со стадионами в Москве сейчас напряженно.

– Каким будет расписание спартаковцев в ходе выездов на Украину?

– Вылет за сутки до матча. На следующий день играем, и сразу возвращаемся.

– Ари переведен из первой команды в "Спартак-2". Как долго там пробудет бразилец?

– Не знаю. Мы не устанавливали конкретных сроков – неделя, две, месяц, полгода. А решение по Ари тренерский штаб примет совместно с руководством клуба.

– Есть ли сейчас в коллективе травмированные?

– За исключением Макгиди, все живы-здоровы. У кого-то что-то побаливает, но это нормальная ситуация для футбола. Категорических противопоказаний к участию в турнире из-за повреждений ни у кого, слава богу, нет. Другое дело, что есть исполнители, еще не набравшие должных кондиций. К примеру, Хурадо неделю провел в больнице с ангиной – большие нагрузки давать испанцу пока нельзя.

– В каком состоянии вернулись в расположение "Спартака" сборники, которым вы разрешили возобновить работу на несколько дней позже других?

– В нормальном. В принципе почти все из них могут выйти на поле хоть завтра.

– Как дела у Ромулу, недавно перенесшего повторную операцию на травмированном колене?

– Вроде бы все идет хорошо. Через четыре-пять дней он должен прибыть в Москву.

– Вправе ли болельщики рассчитывать на то, что в противостояниях с украинскими топ-клубами они увидят прообраз "Спартака"-2013/14? Или вы намерены активно экспериментировать с составом и тактикой?

– В двух последних матчах наверняка будет что-то близкое к тому составу, в котором начнем чемпионат. А вот в первых встречах намерены пробовать различные варианты, ведь игроки подойдут к ним в разном физическом состоянии – кто-то начал сборы с первого дня, кто-то присоединился к партнерам несколько позже.

НЕ ХУЖЕ И НЕ ЛУЧШЕ. ПО-ДРУГОМУ

– Что вообще значит для вас словосочетание "Спартак" – "Динамо" (Киев)?

– Для меня, заставшего два последних союзных чемпионата в высшей лиге, это прежде всего синоним дерби. Жаркого, бескомпромиссного. Настоящего!

– Уже в российские времена вам неоднократно доводилось выступать против ЦСКА. Эмоции во встречах с красно-синими и киевлянами схожи или?..

– Или. В начале 90-х матчи с армейцами не воспринимались так же остро, как противостояние с киевскими динамовцами. Возможно, когда-то поединки с ЦСКА носили такой же характер, но на заре российских первенств этого не было.

– А если попытаться сравнить атмосферу на стадионах в середине – конце 80-х на матчах с командой Лобановского с тем, что происходит сейчас во время битв с красно-синими?

– Мне сложно судить, честно. Одно дело, когда ты сам находишься в игре – что против Киева, что против ЦСКА, – и совсем другое, когда руководишь футболистами от бровки. Восприятие происходящего абсолютно разное. Плюс в те же 90-е, когда выступал за "Спартак", народу на московское дерби ходило куда меньше, чем сейчас. Болели в СССР и теперь по-разному. Да и не бросишь на весы такую вещь, как энергетика, идущая от трибун. Нельзя утверждать, что тридцать лет назад было хуже или лучше. Просто по-другому.

– А какой из матчей против динамовцев особенно врезался в память?

– Так давно все это было… Нет, не могу сказать, что как-то запомнилось что-то одно, самое-самое. Вот гол в ворота сборной Украины в переполненных "Лужниках" осенью 1999-го до сих пор перед глазами стоит.

ИЗ РАЯ – В АД

– Если уж мы вспомнили ту встречу, то поделитесь – что испытали в момент, когда на 75-й минуте мяч после вашего удара со штрафного "прошил" стенку и вонзился в сетку за спиной Шовковского?

– Словно в рай попал. Из которого через тринадцать минут, после гола Шевченко, рухнул в ад.

– Скажите откровенно, в раздевалке у вас или кого-то из партнеров по сборной не возникло тогда желания разобраться с вратарем Филимоновым по-мужски?

– Нет. Наступило такое опустошение, что сил ни на злость, ни на что-то другое уже не оставалось. Непонимание, полная пустота в голове – вот и все эмоции.

– Романцев нашел какие-то слова для команды – или тоже оказался не в состоянии говорить?

– По-моему, Олег Иванович молчал. Да если даже кто-то что-то и говорил, то его попросту не слышали.

– Давайте вернемся к поединкам с киевским "Динамо". В ваше время тренерский штаб настраивал на них спартаковцев по-особенному?

– Нет. И не потому, что подобным встречам не придавалось значения. Наоборот, перед дерби никого не нужно "накачивать" дополнительно – все всё и так прекрасно понимают. Вот и нам перед важными играми никто чего-то экстраординарного не высказывал.

С ДИНАМОВЦАМИ ОБЩАЮСЬ БЕЗ ПРОБЛЕМ

– У нынешнего поколения красно-белых такое же отношение к Киеву? Или дух исторического противостояния с годами постепенно уходит?

– Сейчас все знают, что такое встречи с ЦСКА, – и россияне, и иностранцы. Это передается от поколения к поколению, ведь с армейцами играем каждый год. А вот что значили для "Спартака" матчи с динамовцами, знают уже далеко не все.

– С главным тренером киевлян Олегом Блохиным лично знакомы?

– Да. Недавно пересекались с ним в Марбелье, где его команда проводила сбор. Правда, приятелями нас не назовешь – общаемся как люди из футбольного мира. А вот Алексея Михайличенко знаю очень неплохо.

– Где вы сошлись? Еще в сборной СССР/СНГ?

– Нас один раз вызывали вместе. Потом встречались в Шотландии, где Алексей выступал за "Рейнджерс", а мы приехали в составе национальной команды. Вообще со многими киевлянами в нормальных отношениях – при встрече всегда общаемся. Дружбой это, конечно, не назовешь, а вот неплохим знакомством – вполне. Друзья из украинцев – это Онопко, Никифоров, Цымбаларь.

– Да они уже давно россияне!

– Сейчас – да. Но тогда-то… (Смеется.)