ЕСТЬ ТЕМА
Леонид Буряк: "На Украине "Зенит" боролся бы за золото, а "Спартак" - за бронзу"
Завершившийся на днях Объединенный турнир с участием популярных российских и украинских команд – "Зенита", "Спартака", "Шахтера" и киевского "Динамо" – пришелся по вкусу болельщикам двух стран. А что думают о нем официальные лица? Своим мнением с "СЭ" поделились генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьев и заслуженный тренер России, директор Объединенной футбольной лиги Валерий Газзаев.
1. Оправдана ли, на ваш взгляд, сама идея проведения Объединенного турнира?
Воробьев: – Конечно. Турнир получился очень интересным. Как и многие, родившиеся в ХХ веке, я с ностальгией вспоминаю противостояние тех команд, которые участвовали в нынешнем соревновании. С большим удовольствием посмотрел первый матч "Спартака" с киевским "Динамо" на стадионе имени Эдуарда Стрельцова, тем более что качество игры было достаточно высоким.
Газзаев: – Безусловно. Об этом свидетельствует колоссальный зрительский интерес к турниру. По оценкам украинского телевидения рейтинг просмотра матчей киевского "Динамо" с "Зенитом" превысил показатели финала Лиги чемпионов "Бавария" – "Боруссия" Дортмунд. Большой интерес турнир вызвал у специалистов и самих футболистов.
2. В чем положительный опыт турнира?
Воробьев: – Вспоминаются интересные предсезонные турниры еще советских времен, например "Подснежник". Болельщики соскучились по противостояниям сильных команд из России и Украины, им интересно посмотреть, как готова их команда и какие у нее новички. В Киеве на последнем матче собралось около 50 тысяч любителей футбола, и зрелище они получили классное. Любые турниры, если они еще и хорошо организованы, можно только приветствовать.
Газзаев: – Думаю, все убедились, что, объединившись, российские и украинские клубы создали более интересное зрелище, чем чисто российский или чисто украинский турниры.
3. Каких отрицательных моментов хотелось бы избежать в будущем?
Воробьев: – К сожалению, первое сообщение о намечающемся турнире РФС получил не от "Зенита" или "Спартака", а от первого вице-президента Федерации футбола Украины Сергея Стороженко, обеспокоенного тем, что вовремя не были оформлены необходимые документы. В соответствии с регламентами ФИФА и УЕФА на проведение подобных международных турниров должны давать санкции национальные федерации. Нас известили несвоевременно – и документальная сторона вопроса решалась впопыхах. Хотелось бы в дальнейшем избегать таких накладок.
Газзаев: – В ходе турнира не обнаружил никаких негативных моментов. По стечению обстоятельств "Зенит" вынужден был проводить домашние матчи в Киеве. Уверен, что в следующем подобном турнире болельщики клуба смогут поддержать свою команду на петербургской арене, а это добавит турниру перца, новых эмоций.
4. Считаете ли вы оптимальными состав участников, регламент и сроки проведения турнира?
Воробьев: – Организаторами турнира выступали сами клубы. И я, например, рассматриваю его как серию предсезонных матчей. На мой взгляд, точно так же отнеслись к нему тренеры команд-участниц. Кого приглашать на такие соревнования, прерогатива клубов. Спонсоры турнира – тоже не епархия РФС. Поэтому, если клубы устроил состав участников, регламент и сроки проведения состязания, им виднее.
Газзаев: – Касательно состава участников, нужно учитывать, что турнир носит характер подготовительного к сезону. И руководство российских и украинских клубов самостоятельно определяет, как, в каких турнирах конкретная команда лучше всего подготовится к официальным играм. Например, чемпион России ЦСКА не смог принять участие в турнире, поскольку проводил ранее запланированное турне по Китаю. А сроки и регламент турнира предопределены его функцией предсезонного.
5. Насколько турнир легитимен с точки зрения стандартов УЕФА?
Воробьев: – Полностью легитимен, никаких противоречий тут нет, тем более что в конечном счете все было согласовано с международными федерациями футбола.
Газзаев: – Турнир абсолютно легитимен, что и подтверждается комментариями представителей УЕФА в прессе.
6. Способны ли матчи возможного Объединенного чемпионата собирать такую же среднюю аудиторию, как Объединенный турнир?
Воробьев: – Пока мы увидели на турнире только элиту российского и украинского футбола. Матчи наших лидеров "Спартак" – ЦСКА или "Зенит" – "Спартак" тоже собирают полные трибуны. Вот если бы параллельно проводился турнир с участием, к примеру, краснодарских команд от России, донецкого "Металлурга" и киевского "Арсенала" от Украины, можно было понять, насколько репрезентативна такая выборка, интереснее ли это зрителю, чем матчи между собой российских команд не из первой четверки. Чтобы ответить на ваш вопрос, нужна верификация, как принято говорить в науке, проверка на более широком статистическом материале.
Газзаев: – Для меня совершенно очевидно, что официальные матчи Объединенного чемпионата перекроют показатели посещаемости прошедших товарищеских игр. В Объединенном чемпионате будут разыгрываться медали, путевки в еврокубки, солидные премиальные в каждом матче. Накал страстей на футбольных полях неизмеримо возрастет, и каждый матч станет праздником для болельщиков.
7. С чем, по-вашему, в первую очередь связан большой интерес к только что завершившемуся соревнованию?
Воробьев: – В первую очередь, это имена команд-участниц, во вторую, нетерпеливость болельщиков, которым хочется заранее определить уровень готовности клубов, – сам таким был. Безусловно, российские болельщики соскучились по украинским командам, украинские – по российским. И качество футбола оправдало ожидания.
Газзаев: – Каждый матч прошедшего турнира представлял собой дерби. Болельщики понимали: несмотря на товарищеский статус турнира, каждый клуб в играх с принципиальными соперниками старался показать максимальный результат.
8. Каков, по вашим оценкам, реальный бюджет "турнира четырех"?
Воробьев: – Это не моя чашка чая, на этот вопрос должны отвечать организаторы турнира.
Газзаев: – Бюджет турнира составил четыре с половиной миллиона долларов. Каждый клуб получил по миллиону за участие, а 500 тысяч составили призовые.
9. Четыре с половиной миллиона долларов – много это или мало для подобного состязания?
Воробьев: – Не стоит считать деньги в чужих карманах. Но если есть спонсоры для подобного рода турниров, хотелось бы, чтобы они обращали внимание и на нерешенные проблемы российского футбола. Могли бы, например, каким-то образом поощрить нашу юношескую сборную, выигравшую титул чемпиона Европы, профинансировать турниры юношеских и молодежных команд типа советских "Юности", "Надежды", "Переправы". А в данном случае это прерогатива участников: если удалось найти какие-то средства, то мы за них рады.
Газзаев: – Выше я привел цифры реального призового фонда. Для сравнения, цена одного товарищеского матча "Барселоны" составляет 3 миллиона долларов. Судите сами.
10. Согласны ли с тем, что Россия заметно уступает Украине в уровне футбольной инфраструктуры?
Воробьев: – После того как Украина достаточно хорошо провела чемпионат Европы, в распоряжении ее лучших клубов появились стадионы, отвечающие самым современным требованиям. Не случайно же выросла посещаемость матчей украинского первенства. В то же время в Москве после закрытия "Лужников" остается "Локомотив", "Динамо" – лишь как памятник архитектуры, спартаковский стадион только строится. То есть даже Москва не обладает необходимым набором спортсооружений, чтобы проводить игры в комфортных условиях для футболистов и зрителей. Украина нас в этом опережает.
Газзаев: – Сейчас российские города отстают от украинских и по уровню футбольной инфраструктуры, и по ряду других вопросов при организации матчей. Украинцы в полной мере распоряжаются наследием Euro-2012. Но я уверен, что в результате реализации программы подготовки к чемпионату мира-2018 в России будут созданы все условия, чтобы не только Москва и Санкт-Петербург могли проводить футбольные матчи на высшем международном уровне.
11. Считаете ли вы российско-украинский турнир в межсезонье более предпочтительным, чем, скажем, La Manga Cup, Copa del Sol или Dubai Cup?
Воробьев: – В принципе это турниры одного порядка, перед их участниками ставятся одни и те же задачи. Правда, наблюдается большой интерес к футболу в арабском мире, в Юго-Восточной Азии, куда выезжал ЦСКА, ездят британские команды. С одной стороны, здесь надо видеть коммерческую составляющую для клубов, с другой – фактор пропаганды футбола. В Китае или арабских странах помимо коммерции это и пропаганда футбола, а в России и Украине эти турниры носят больше подготовительный характер с элементами коммерции.
Газзаев: – Да. Найти спарринг-партнеров столь высокого уровня в период подготовки к сезону крайне сложно. А тут за 11 дней каждая команда провела по четыре очень напряженных матча. Более половины игр турнира клубы провели при отличной погоде, на своих аренах, при поддержке своих болельщиков. Ведущие команды России и Украины получили возможность готовиться к сезону в условиях, приближенных к национальным первенствам.
Названные вами турниры проводятся в одном месте, а наш уникален тем, что команды играют в нем как дома, так и на выезде.
12. Ставили ли, с вашей точки зрения, команды цель победить в турнире во что бы то ни стало?
Воробьев: – Мне так не показалось. Уже в стартовом матче было сделано порядка 7 – 8 замен с каждой стороны, а первая желтая карточка обозначилась на 89-й минуте, да и та необязательная. Если бы "Спартак" и киевское "Динамо" встретились в более серьезном турнире, уровень напряжения в матче был бы намного выше. Мне кажется, турнир носил характер подготовительного, и цели обязательно выиграть его, "Шахтер" например, уж явно не ставил.
Газзаев: – Не думаю, что участники стремились выиграть любой ценой, хотя все они отличаются большими традициями, высокими амбициями. И все же надо учитывать, что играли они в период подготовки к сезону.
13. Какие уроки можно извлечь из судейства Объединенного турнира?
Воробьев: – Не хотелось бы комментировать судейскую тему. Если бы этот турнир носил статус официального, к выбору судей его организаторы подошли бы более внимательно.
Газзаев: – Судейство, на мой взгляд, не вызывало никаких нареканий.
14. Вас не смущает довольно спокойное отношение РФС и ФФУ к турниру?
Воробьев: – Еще раз повторю, что на каком-то этапе мы были озабочены тем, что организаторы не совсем своевременно подготовили все необходимые документы, что запросы на участие в соревновании тоже вовремя не были поданы ни в ФФУ, ни в РФС. Видимо, сотрудники клубов сочли, что статус соревнования не предполагает оформления документов как для международных турниров высшей категории.
Газзаев: – Представители РФС и ФФУ в своих комментариях не раз выражали поддержку турниру. По-другому и не могло быть, количество зрителей на трибунах говорило само за себя. Последний матч посетила 51 тысяча человек. Можете назвать другой товарищеский матч, на котором присутствовало бы столько зрителей?! Да хотя бы 35, 30 тысяч?!
15. Киевское "Динамо" победило по делу?
Воробьев: – Уже по первой игре мне показалось, что уровень подготовки "Динамо" на данный период был несколько выше, чем у его соперников. Последующие матчи это подтвердили. Отрыв в шесть очков от остальных команд подтвердил, что киевляне выглядели на турнире предпочтительнее всех.
Газзаев: – Победа "Динамо" абсолютно закономерна. Киевляне по игре выглядели солиднее остальных участников турнира.
16. Открыли ли вы для себя новые имена на этом турнире?
Воробьев: – Я поразился, например, прогрессу защитника "Динамо" Хачериди, за которым давно наблюдаю. "Спартак" показал ряд молодых дарований, Кротов, безусловно, очень перспективен. Увидел новые функции и большие объемы проделываемой работы игроком сборной России Глушаковым. Есть интересные молодые игроки и в "Зените", "Шахтере". В этом плане турнир свою миссию выполнил.
Газзаев: – Новых имен, признаться, не заметил, хотя все клубы получили возможность представить публике своих новичков. По игре в "Шахтере", например, могу выделить Ракицкого, Тайсона и Дугласа Косту, как всегда активен был Срна. В "Динамо" – Гармаша, Ярмоленко, Хачериди, Коваля, Гусева. В "Зените" – Данни, Витселя, Аршавина, при том что уровень готовности последнего еще не оптимален.
17. Можно ли считать "турнир четырех" прообразом Объединенного чемпионата?
Воробьев: – Тут хотелось бы провести некоторую аналогию. Известны два художественных фильма с участием великого актера Иннокентия Смоктуновского "Гамлет" и "Берегись автомобиля". В первом Смоктуновский гениально сыграл Гамлета, во втором – небольшую сцену дуэли с Олегом Ефремовым из того же "Гамлета", но на самодеятельной сцене. "Турнир четырех" и Объединенный чемпионат – примерно то же самое, что эти роли в сравнении, то есть совершенно разные вещи. Если Объединенный чемпионат действительно состоится после того, как его документы будут одобрены РФС, ФФУ, ФИФА и УЕФА, это будет серьезное достижение, по сравнению с которым прошедший турнир – ничто. Считаю, что рассматривать этот турнир как какую-то репетицию несерьезно со всех точек зрения.
Газзаев: – Да, конечно.
18. Верите ли вы в то, что идея Объединенного чемпионата воплотится в жизнь в намеченные сроки?
Воробьев: – А каковы эти намеченные сроки? Никаких официальных документов мы до сих пор не получили. РФС очень внимательно рассмотрит их, когда они появятся. Даже упреждая этот момент, по моему предложению в состав рабочей группы по доработке стратегии развития российского футбола до 2020 года включен директор оргкомитета ОЧ Валерий Газзаев. Мы приглашаем его на заседание группы, на котором он, возможно, расскажет, какой ему видится модель ОЧ.
Пока же воспользуюсь метафорой: то, что невозможно в рамках классической механики, возможно в явлениях квантовой природы – когда что-то происходит вопреки всем законам. Объединенный чемпионат в рамках "квантовой" теории возможен, но реализация его идеи в ближайшее время вызывает у меня большие сомнения. Я априори не могу быть против новаций, потому что сам всю жизнь что-то придумывал. И если бы я сказал, что турнир меня не устраивает, что это блеф, то уподобился бы людям, которые когда-то уничтожали Пастернака: "Я Пастернака не читал, но категорически не одобряю".
Единственное, чего хочется, – получить конкретные предложения с регламентами, с порядком перехода из лиги в лигу, с представительством в еврокубках. Как только эти материалы поступят в РФС, то будут самым внимательным образом изучены. Надо же каким-то образом повышать интерес к чемпионату России, который сейчас проходит не на самом высоком уровне. Правда, когда создавалась премьер-лига, мы слышали примерно те же слова о ее блестящем будущем, о повышении интереса, о коммерциализации, но ожидаемого не произошло. Я отнюдь не критик, просто хотелось бы получить ответы на ряд вопросов – и спортивных, и экономических. А так – почему бы и нет, это очень интересно.
Газзаев: – Верю, и мы сейчас работаем над тем, чтобы первый сезон Объединенного чемпионата стартовал в 2015 году.
19. Какие главные трудности есть на пути ОЧ?
Воробьев: – Их, как мне кажется, хорошо понимают и сами организаторы. Нужно соблюсти паритет интересов всех участников соревнований, проговорить представительство ОЧ в еврокубках, согласовать все аспекты, в том числе регламентные нормы, с международными федерациями. Должен быть перестроен календарь и всероссийских соревнований, переформатирована структура профессиональных лиг. Вопросов очень много. Я в какой-то степени экономист и полагаю, что все яйца складывать в одну корзину не очень хорошо.
В качестве потенциального спонсора ОЧ мы видим пока только "Газпром", и хотелось бы понять, какие и какими крупными компаниями еще будут вложены средства, поскольку говорить об интересе телевидения к нему пока преждевременно. Сейчас рейтинги показывают, что интерес к футболу в стране не растет. И тот fair play, о котором говорится, – не тот fair play, который пропагандирует УЕФА, где есть понятие релевантных доходов и расходов. И если последуют какие-то не рыночные спонсорские отчисления, может возникнуть много вопросов. Экономические гарантии такой мощной компании, как "Газпром", у которой, как известно, сейчас много своих проблем, тоже вопрос, который требует договоренностей на берегу.
Газзаев: – Не вижу никаких трудностей! Для тех, кто беспокоится о сокращении квот в еврокубках, сообщу, что и для России, и для Украины они будут сохранены. Это соответствует политике УЕФА, такой подход согласован и реализуется на примере Бенилиги (объединенный женский чемпионат Бельгии и Голландии. – Прим. "СЭ"). И в рамках нашего объединенного первенства будет реализован принцип национальных квот. В чемпионате при 18 командах сформируются две национальные квоты: 9 представителей России и 9 – Украины. Аналогичная ситуация и в первом дивизионе ОЧ. Система переходов из премьер-лиги в первый дивизион и наоборот направлена на сохранение национальных квот. То есть численный паритет России и Украины в чемпионате будет постоянным. Предлагаемая модель никак не ущемляет интересы национальных федераций. Наоборот, она соответствует их интересам.
20. Станет ли "турнир четырех" традиционным?
Воробьев: Может меняться состав участников, могут произойти изменения в регламенте, но то, что турниры подобного рода полезны, особенно при более ответственной организации, нет сомнений. Их можно только приветствовать.
Газзаев: – Считаю, что подобные турниры надо проводить постоянно.