Премьер-лига (РПЛ). Статьи

30 августа 2013, 11:30

Роберто Розетти: "Пострадавший от Хиддинка теперь смотрит футбол по телевизору"

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент

Специальным гостем традиционной пресс-конференции по итогам тура премьер-лиги стал глава департамента судейства и инспектирования РФС

Филипп ПАПЕНКОВ
из Москвы

– За последние два года, что я работаю в России, премьер-лига ни разу не вмешивалась в дела судейства, – начал итальянец со слов благодарности принимающей стороне. – Это говорит об уважении, которое она проявляет к нашему департаменту. Создана вся необходимая атмосфера для сотрудничества. Мы в свою очередь делаем все, чтобы совершенствовать уровень российских арбитров. А главная моя цель – увеличить количество судей, готовых качественно обслуживать матчи лиги. Не 5-8 человек, а одну большую команду из 15-16 арбитров.

– А что было не так до этого? Больше чем два года назад?

– Не люблю говорить о прошлом. Сегодня я всем доволен – департамент работает независимо. РФС подписал международную конвенцию по судейству, что стало большим шагом вперед. Но приведу один пример: когда я только приехал, существовала так называемая видео-комиссия, которая пересматривала матчи и выносила судьям наказания. И в эту комиссию, что самое важное, входили представители клубов. Подобное недопустимо по правилам ФИФА и УЕФА. Я эту практику сразу же прекратил: разбирать работу арбитров должны только профессионалы, понимающие все особенности судейства.

– Вы сказали, что планируете увеличить количество судей до 15-16. За счет кого?

– В этом сезоне мы даем больше возможностей молодым арбитрам. К примеру, матч "Зенит" – "Локомотив" будет обслуживать Сергей Иванов – талантливый, многообещающий парень. Да, у него не так много опыта, но он очень серьезно относится к делу, прошел необходимые курсы УЕФА. Или вот Игорь Низовцев – иногда он бывает слишком строг, как было в матче "Локомотив" – "Ростов", но большинство его решений верно. Дебют в премьер-лиге предстоит Владимиру Сельдякову. До этого первые матчи провели Белов, Федотов. Это и есть моя стратегия – доверять молодым важные матчи, создать группу судей, способных работать на самых сложных поединках.

К примеру, игру ЦСКА – "Крылья" обслуживал Сергей Кузнецов, для него это был первый в жизни подобный матч. И уже на 8-й минуте удалил игрока армейцев, еще через несколько минут назначил в их ворота пенальти. И все решения были правильными! Нам нужны такие смелые арбитры, независимые, работающие без оглядки на имена, цвет формы. И даже Леонид Слуцкий в беседе со мной признал, что подобный стиль судейства ему понравился.

– Многим не нравится, что с вашим приходом судьи практически перестали общаться с прессой. С чем связано это ограничение?

– У нас есть свои внутренние правила. Да, судьям необходимо мое разрешение на общение с прессой. Но подобное можно встретить и в клубах – игроки тоже получают от руководства одобрение на интервью. Но когда поступали официальные запросы, я никогда не отвечал отказом. Так было и с Карасевым, и с Арсланбековым, и с Егоровым, и с Безбородовым.

Поймите, нет никакой "линии Розетти", "стиля Розетти". Мы действуем исключительно в рамках правил ФИФА и УЕФА. После матча судьям нельзя давать комментарии по своим решениям до заседаний дисциплинарного, судейского комитетов – это международная норма, которой мы должны следовать. Это не мои прихоти. Попробуйте подойти за комментарием к судье после матча Лиги Европы и посмотрите на его реакцию…

– Не считаете, что арбитры иногда слишком либеральны? К примеру, Сергей Карасев не отразил в протоколе толчок Гусом Хиддинком резервного судьи в матче "Динамо" – "Анжи".

– Карасев не видел этот эпизод – он находился в штрафной, это нормально. А вот резервный арбитр (Роман Чернов. – Прим. "СЭ") действительно должен был написать это в своем рапорте, но не сделал этого. Теперь он смотрит футбол по телевизору... Я не люблю публичные наказания, но все необходимые меры принимаю, поверьте.

– Не дублируются ли ваши функции с Николаем Левниковым – председателем инспекторского комитета РФС?

– Нет, я отвечаю за подготовку судей для профессионального футбола. Задачи Николая Левникова глобальнее – развитие всей системы судейства в стране. В этом плане России предстоит проделать огромный путь. Сегодня в стране 3 тысячи арбитров. Для сравнения: в Италии – 42 тысячи, в Германии – 80 тысяч! Только в относительно небольшом регионе Италии, в Тоскане, три тысячи арбитров. Столько же во всей огромной России… Мы с Левниковым отлично взаимодействуем. Да, в некоторых моментах наши точки зрения разнятся, но это нормально.

– Не могли бы приоткрыть тайну: что же случилось с Эдуардом Малым? Он так внезапно завершил карьеру… Матч "Анжи" – "Спартак" здесь ни при чем?

– Первый человек, которому я объяснил свою позицию по судье Малому, был сам судья Малый. Он опытный арбитр, и я рассчитывал на него как на человека, способного обслуживать топовые матчи. В рядовых встречах он был хорош, но вот в сложных поединках (не только "Анжи" – "Спартак") его работа вызывала мои нарекания. И поэтому я считаю нормальным, что даю шансы молодым судьям, а Малый стал моим наблюдателем. Одним из лучших, надо сказать.

– Вы удовлетворены тем, как РФС отреагировал на инцидент с Михаилом Вилковым в Грозном?

– Неужели эта тема еще интересна? Не хочу больше ее касаться. Куда больше меня волнует сегодня работа самого Вилкова. Сегодня я жду, что он вернется на свой же уровень двухгодичной давности. Прошлый сезон он отработал ниже своих возможностей и сам все прекрасно знает, мы с ним неоднократно беседовали. А что касается случая в Грозном – уверяю вас, если я посчитаю нужным назначить Вилкова на домашний матч "Терека", то сделаю это. Никто мне не помешает.

– Правда ли, что Александр Евстигнеев лично попросил паузу в инспектировании матчей? (В июле заместитель председателя Федерации футбола Московской области был задержан по подозрению в организации договорных матчах в любительской лиге. – Прим. "СЭ".)

– Да, это так. Он направил мне письмо. Причины этого мне неизвестны. В то же время хочу пояснить принципы своей работы. Судьи – живые люди, они могут ошибаться, это нормально, и от этого никуда не деться. Но вне поля они обязаны быть безупречными, должны быть примерами для всех, в том числе для молодых арбитров. Если с точки зрения поведения вне футбола судья небезупречен, нарушает какие-либо моральные нормы, не умеет выстраивать отношения, то для меня он мертв. Мне не нужны никакие документы и тому подобное. Если я знаю, что один из моих подчиненных обоснованно имеет плохую репутацию, – все, больше он назначений не получит. Никогда.

– Поясните, почему Владислав Безбородов не засчитал мяч "Спартака" в концовке матча с "Амкаром"? Есть ли норма, по которой нужно было разыгрывать штрафной по свистку?

– Ситуация простая. В том эпизоде футболист "Амкара" получил желтую карточку. В таком случае игра возобновляется только по свистку. Кстати, пользуясь случаем, хочу пожелать здоровья Сальваторе Боккетти, чтобы он как можно скорее вернулся на поле. А еще хотел бы отметить поступок Игоря Денисова. Когда он подошел к сектору с фанатами "Зенита", я поразился. Это был прекрасный момент, отличный урок для многих. Игроки должны быть примером для молодежи, героями своего времени. И должны вести себя так же смело и благородно, как Денисов.