Премьер-лига (РПЛ). Статьи

16 октября 2013, 15:50

Полиция футбола. В форме и без

Дмитрий Зеленов
Обозреватель

ЕСТЬ ТЕМА
"Полностью отказываться от полиции никто не собирается" //
Санкт-Петербург: главное оружие – улыбка //
Самара: дело за малым – подготовить 300 стюардов //
Донецк: в среднем –
800 рублей за матч
//
В Германии труднее всего –
с гостями

В ближайшие два-три месяца планируется внести изменения в Закон о болельщиках с целью заменить на стадионах сотрудников безопасности на стюардов. Как стать распорядителем на трибунах? Сколько за эту службу платят? Что интересного в опыте работы стюардов у нас и за рубежом?

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Идея с заменой сотрудников МВД на специально обученных стюардов бродила в футбольных кругах довольно давно. Но если поначалу, в конце 90-х – начале 2000-х, это было не более чем мечтательным кивком в сторону Запада, где "все по-людски", то впоследствии, когда активные посетители футбольных матчей из разрозненных и, зачастую, маргинальных групп организовались в несколько крупных, с претензией на "цивильность", объединений, мысль оформилась в виде конкретного постулата.

Появился ВОБ – и требование массово внедрять стюардов на наших стадионах стало одним из основных у этой организации. Аргументы болельщиков были просты и понятны: стражи порядка очень часто превышают свои полномочия, нервируют зрителей, относятся к ним как к стаду, что нередко и вынуждает фанатов вести себя соответствующим образом.

"Я думаю, со следующего года нужно вводить службы стюардов из числа авторитетных болельщиков, которые будут профессионально заниматься безопасностью на стадионе и смогут заменить милицию", – говорил в 2009 году президент ВОБ Александр Шпрыгин.

"Вот увидите, не пройдет и трех лет, и милиция уйдет с арен, – утверждал примерно тогда же один из лидеров спартаковского фан-движения Иван Катанаев. – Это вопрос времени. Гарантирую, что с этими изменениями количество проблем на трибунах уменьшится в разы".

И процесс потихоньку пошел. В Москве и Петербурге милиции, а затем и полиции на стадионах стало действительно меньше. Но она не ушла. Просто к людям в сером теперь добавились крепкие ребята в манишках.

"Как показывает практика, если кадровый состав стюардов набирается из активов фан-клубов, то на трибунах тихо, спокойно и хорошо", – уверял Шпрыгин. На деле, впрочем, все вышло не так гладко.

Надо понимать, что любая власть – маленькая или большая – таит в себе множество соблазнов. Не берусь сказать, кто легче поддастся этим соблазнам – выпускник полицейского колледжа, которому дали удостоверение, дубинку, наручники, а заодно и довольно жесткую должностную инструкцию, или парень в манишке, для которого все это – не более чем временная подработка, сопряженная с развлечением и (это уже зависит от характера) возможностью реализовать свои тайные властные стремления.

Полыхнуло довольно скоро. Один из наиболее заметных инцидентов случился на матче "Спартак" – "Марсель" в 2010 году. Все началось с того, что кто-то из болельщиков оторвал кресло (не самая большая редкость на играх российского чемпионата). К нему подлетели стюарды и повели под трибуны. По словам очевидцев, задержанный не сопротивлялся, однако его начали, мягко говоря, пинать. Это увидели другие, и они попытались отбить товарища – как это часто делалось в случае с милицией. Небольшая стычка в результате вылилась в серьезную драку, что, в свою очередь, заставило многих пересмотреть отношение и к стюардам, и ко всему процессу рокировки.

"Вот действительно, – писал по следам тех событий в своем блоге Катанаев (матерные слова мы заменили на похожие по смыслу. – Прим. "СЭ"), – единственное чего пока добились стюарды, так это заменили на стадионе ментов. Фанаты бьют друг другу лица, а менты стоят спокойно сзади и наблюдают. Обалдеть не встать".

Наверное, это можно было бы назвать болезнью роста. Но болезнь эта может иметь весьма неприятные последствия. Да, стюарды никого не охаживают резиновыми спецсредствами – они, если что, бьют кулаками – как привыкли, находясь еще по эту сторону баррикады. Бьют и в отличие от полиции вызывают не одну только ненависть, но и чувство, что тебя только что предали – причем те, с кем ты еще вчера стоял на одной трибуне.

Я не агитирую против стюардов. Но они должны быть профессиональными, а сами по себе профессионалы не появляются. Их нужно учить – долго и терпеливо. Стюардов нельзя набирать сплошь из фанатов. Те, кто знает всю кухню изнутри, конечно же, полезны, но не они должны править балом. Стюарды обязаны быть беспристрастны, чтобы не получалось так, как вышло, к примеру, совсем недавно в Санкт-Петербурге, когда по окончании матча "Зенит" – "Спартак" футболисты красно-белых направились к гостевой трибуне, однако питерские стюарды воспрепятствовали попытке игроков поприветствовать зрителей. Возможно, запущенная "Зенитом" программа по подготовке профессиональных стюардов вскоре исправит ситуацию.

То же самое можно сказать и про полицию. Все равно полностью из футбола ее никто не уберет. На Украине, к примеру, где к чемпионату Европы полицейских ускоренно заменили на стюардов, сейчас думают, как бы все вернуть обратно.

"Я хочу сказать, что мы вместе совершили большую ошибку, когда убрали милицию со стадиона, – говорил первый вице-президент Федерации футбола Украины Сергей Стороженко. – Я был против, готовил письма президенту. Но в УЕФА нам сказали: или без милиции, или не будет Евро".

Стоит ли повторять ошибки соседей? Не думаю. Бывают ситуации, когда стюарды бессильны что-либо сделать. И речь идет не только о беспорядках, но и о реальной угрозе общественной безопасности, которая существует на футболе точно так же, как и на любом другом массовом мероприятии.

Вот только полиция, как и стюарды, должна понимать: времена, когда за удар дубинкой по голове тебе ничего не будет, уходят. В век всеобщей информационной открытости любой чих вызывает широкий общественный резонанс. И если относиться к своей работе профессионально не научили в пресловутых полицейских колледжах, то рано или поздно этому научит жизнь.

8