СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 13-й тур
"АНЖИ" - "СПАРТАК"
Бразильский легионер "Спартака" - о желании выйти на поле против "Анжи", характерах Это?О и Денисова, московских пробках и многом другом
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С "АНЖИ"? НЕ ЗНАЮ
- Как продвигается восстановление после травмы, которую вы получили на тренировке в начале октября?
- Мне уже получше. Но процесс восстановления после такого повреждения (косых мышц живота. - Прим. "СЭ") достаточно сложен. Требуется быть очень внимательным.
- Сможете сыграть с "Анжи" в воскресенье?
- Я очень этого хочу. Но предстоит пройти медобследование, где и должно решиться, смогу ли выйти на поле. Нужно восстановиться на 100 процентов - иначе риск слишком велик.
Но, повторю, я очень хочу сыграть. В течение двух с половиной лет Дагестан был моим домом. Хотелось бы вернуться туда на этот матч.
- Чувствуете ностальгию по "Анжи"?
- У меня об этом клубе масса приятных воспоминаний. Два с половиной года он был моей семьей, я завел там множество друзей. Для меня эта встреча будет особенной. Но выйду, только если буду полностью здоров. (Скорее всего, встречу с махачкалинцами Жоау Карлос все-таки пропустит. - Прим. "СЭ").
- Что же произошло с "Анжи"?
- Этого никто точно не знал, но все понимали: ситуация непростая. Поэтому почти все игроки и ушли. А у тех, кто не захотел - таких как Жусилей, - сейчас есть понятные трудности с мотивацией. Но это не значит, что матч с "Анжи" будет легким. Для них эта встреча - также особенная. Так что "Спартаку" нужно быть предельно внимательным.
- От кого вы узнали, что проект "Анжи" в прежнем виде перестает существовать?
- Нам, игрокам, сказали только, что проект меняется и будет не таким, как раньше, - затратным, с множеством именитых игроков. Что теперь планируется привлечь игроков из второй команды, не столь дорогих и именитых, и с их помощью создать сильный коллектив. Могу вам честно сказать: лично я до сих пор не знаю, что случилось с "Анжи".
КЕРИМОВ ПРОСИЛ ОСТАТЬСЯ
- У вас были разговоры на эту тему с тренерами или президентом Сулейманом Керимовым?
- Был разговор с директором (видимо, Жоау Карлос имеет в виду гендиректора махачкалинцев Айваза Казиахмедова. - Прим. "СЭ"). Он сказал коротко: проект меняется, "Анжи" больше не будет клубом со знаменитыми игроками, которые дорого стоят. Естественно, футболистов эта информация напугала. Никто не знал, что делать.
- Сколько раз за два с половиной года в "Анжи" вы лично встречались и говорили с Керимовым?
- Раза три, наверное. Это очень хороший, очень простой человек. Он приглашал команду к себе домой и когда мы выигрывали, и когда уступали. Устраивал для игроков и тренеров барбекю. Лично я последний раз лично встретился с Керимовым перед тем, как перешел в "Спартак". Он убеждал остаться. Я со своей стороны объяснил причины, почему решил сменить клуб, и он меня понял. Спасибо ему за все, что он и клуб для меня сделали.
- Помните, когда впервые услышали об интересе со стороны "Спартака"?
- Это было еще до травмы Бокетти. Карпин поговорил с моим агентом, и мы решили, что это был бы идеальный вариант. Не надо менять место жительства, дом, школу. Переход в "Спартак" означал бы, что моя семья останется в Москве.
Но тут сломался Бокетти - и все завертелось очень быстро. Команда срочно нуждалась в центральном защитнике, так что все решилось буквально за считанные дни. Сейчас могу смело сказать: я очень доволен тем, что оказался в "Спартаке". Надеюсь остаться здесь надолго.
- Вы живете там же, где и раньше?
- Да. У нас тот же дом, та же школа - словом, та же жизнь, которая была, пока я выступал за "Анжи". Но теперь мои домашние матчи проходят в Москве, а не в Дагестане. И в этом есть большой плюс - дети могут видеть, как я играю. Раньше не могли - в Дагестан я семью не брал.
И еще я под большим впечатлением от болельщиков красно-белых. Раньше, когда "Анжи" играл в Москве, за нас болела тысяча-две. А на матчи "Спартака" всегда собирается столько фанатов! Мои дети от этого в восторге. Просятся на все матчи.
ЭТО'О И ДЕНИСОВ НЕ СОШЛИСЬ ХАРАКТЕРАМИ
- А Махачкалу за пределами стадиона видели?
- Конечно. Интересный город - и очень старый, вы знали? Люди там приятные, симпатичные, гостеприимные. Очень уважаю их. Поверьте, я был доволен, выступая за клуб из Махачкалы. Но для семьи в этом городе опасно, поэтому жить там мы не могли.
- Большинство разговоров вокруг "Анжи" вертелось вокруг денег: ходили слухи о том, что одни игроки недовольны зарплатами других. Что из этого было правдой?
- Не сказал бы, что у нас были какие-то проблемы с зарплатами и прочим. Первые два года в "Анжи" были спокойными, Роберто Карлос и президент клуба решали все вопросы. Потом то же самое стал делать Это'О. Все делалось для того, чтобы игроки думали только о футболе. Проблемы начались только тогда, когда президент решил изменить курс. Лично я не могу сказать ничего плохого ни о Керимове, ни о болельщиках, ни о футболистах команды. Для меня это был невероятный опыт: выступать за клуб с большими амбициями, выступать рядом с выдающимися людьми. Всем было очень грустно, когда этот проект прекратил свое существование. Но теперь у меня новый период в жизни.
- Конфликт между Это'О и Денисовым: как это выглядело изнутри команды?
- Думаю, они не сошлись характерами. Во всех командах случается что-то подобное. Но что стало толчком, не знаю, я при этом не присутствовал. И никогда Самюэля об этом не спрашивал.
- Это?О критиковали за излишнее стремление к власти и желание руководить в команде вместо тренера.
- Я ничего подобного не чувствовал. Все уважали Это?О и признавали его авторитет. Но он никогда не делал что хотел. Наоборот, всегда спрашивал игроков, довольны ли они тренировками, все ли их устраивает в команде. Лично для меня Это?О - невероятный человек.
ТАКОЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ТОЛЬКО С ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЗАЩИТНИКОМ "СПАРТАКА"
- Знаем, что вы немного понимаете по-русски. Так что проблем в "Спартаке" быть не должно.
- Их и правда нет. Во-первых, здесь почти все знают испанский. Карпин тоже говорит со мной на этом языке. Он из тех тренеров, которые много работают, многого требуют и делают все, чтобы игроки показывали максимум на поле.
- До травмы у вас в центре обороны сложился отличный дуэт с Макеевым. Как он вам в качестве напарника?
- Макеев изначально не центральный защитник, а крайний, но он очень быстро адаптируется на новой позиции. Это футболист, который много слушает и многому стремится научиться. У него просто колоссальное желание прогрессировать.
- А что думаете по поводу Рафаэла Кариоки в центре обороны?
- Он может там играть. Просто Кариока всю жизнь играл на позиции опорника. Он может быть и центральным защитником, поскольку это очень техничный игрок, очень квалифицированный. Но по сути своей он, конечно, стопроцентный опорник.
- Чехарда с центральными защитниками, вызванная многочисленными травмами, надо полагать, сильно осложняет жизнь команде?
- Знаете, как я получил травму? Выполнял какое-то обычное движение и неожиданно почувствовал резкую боль. На медобследовании выяснилось: у меня повреждены мышцы живота, что крайне редко встречается в футболе. Как такое возможно? У нас же не теннис! Помню, Карпин, когда услышал диагноз, горько усмехнулся: такое может случиться только с центральным защитником "Спартака"!
- Когда поправятся травмированные Таски, Бокетти и Брызгалов, конкуренция среди центральных защитников возрастет до предела. Вас это не пугает?
- Меня - нет. Карпин - очень хороший, умный тренер. Он собирает команду, способную выигрывать. Сейчас у нас есть проблема, кого ставить в защиту. Но когда все поправятся, это будет означать, что у "Спартака" есть четыре, пять, шесть защитников очень высокого уровня. И отлично!
СПАСИБО ГОСПОДУ, ЧТО ВАГНЕР В КИТАЕ
- Тренеры клубов, где оказались бывшие игроки "Анжи", часто говорят о невысокой физической готовности экс-махачкалинцев. Вы чувствовали, что команда недорабатывала в это межсезонье?
- В "Анжи", не скрою, мы работали меньше, чем в "Спартаке". Но это мало о чем говорит: у каждого тренера свои методы работы. С моей точки зрения, интенсивность тренировок в "Анжи" была не высокой и не низкой - средней. Просто нужно учитывать, что команда была очень сильной и опытной. Все знали, когда стоит тренироваться больше, а когда - меньше.
А как там сейчас строится работа, не знаю. Мы общаемся с Жусилеем, но о тренировках я его не спрашивал.
- Как ему сейчас в "Анжи"?
- Сложно. Он прекрасный футболист, игрок очень высокого уровня. Но ему необходимо много играть. Возможно, ему стоит сменить клуб. Я с большим уважением отношусь к игрокам "Анжи", но Жусилей по своему потенциалу - игрок более высокого уровня, чем нынешняя команда.
- С кем-то из игроков, покинувших "Анжи", поддерживаете отношения?
- С Виллианом. Он мой большой друг. Не теряю связи и с Буссуфа. Да вообще со всеми, кто остался в России.
- Вы дружите в Вагнером Лав. Часто ли общаетесь после его отъезда в Китай?
- Постоянно общаемся в Facebook или Instagram. Он очень доволен своей жизнью в Китае, а это самое главное. Много забивает. Я очень рад за него.
- Вагнер интересуется у вас, как там дела у ЦСКА?
- Вот пример. Почти сразу после матча "Спартак" - ЦСКА он меня поздравил - одним из первых. Вагнер с большим уважением относится к ЦСКА, но мы же друзья. На самом деле, спасибо Господу за то, что Вагнер сейчас не в России. Иначе пришлось бы играть друг против друга. Для нашей дружбы лучше, что он в Китае.
- Матч с ЦСКА - лучшая игра "Спартака" в нынешнем сезоне?
- Безусловно! Не только для "Спартака", но и лично для меня. И я убежден, что "Спартаку" по силам держать этот уровень. Да, недавно мы уступили "Зениту", но смотрелись в том матче хорошо.
С ХАЛКОМ ПОЗНАКОМИЛСЯ ТОЛЬКО В РОССИИ
- Вы уже больше двух лет в России. Какой "Спартак", на ваш взгляд, самый сильный - двухлетней давности, прошлогодний, нынешний?
- Мне хотелось бы думать, что нынешний "Спартак" - самый лучший (смеется). Потому что лучший рано или поздно должен победить. Надеюсь, нам не понадобится много времени, чтобы, наконец, начать снова выигрывать титулы.
- Матч с "Тереком" команде пришлось играть в Екатеринбурге из-за отсутствия в Москве подходящего газона. Возможно ли что-то подобное в Бразилии или Бельгии, где вы раньше выступали?
- Ну, в Бразилии точно нет, по той простой причине, что там другой климат. А что касается Бельгии… В России все-таки гораздо холоднее. Газоны здесь подвергаются серьезным испытаниям. Но что делать, нужно играть даже в таких непростых условиях.
- Москва вам нравится?
- Очень. Красивый город. Есть только одна вещь, которая безумно раздражает, - убийственные пробки. Вот люди и находятся в постоянном стрессе: они же постоянно, каждый день в любое время года имеют с этим дело!
- Ваша семья быстро освоилась в России?
- Легче всего было детям. Им вообще все нравится - даже зима и снег. Столько развлечений! Моей жене, конечно, было сложнее.
- Ваши дети, случаем, не заговорили по-русски?
- Сын Жоау Педру, которому пять, учит русский. Думаю, через полгода у него проблем уже не будет, ведь дети так быстро все схватывают. А вот дочка Мария Эдуарда, которая постарше, - пока по-русски не говорит. Она учится в английской школе, а в качестве второго языка у нее французский.
- Как считаете, реально ли "Спартаку" догнать "Зенит", который сейчас выглядит очень мощно? Или следует думать о второй путевке в Лигу чемпионов?
- В футболе все возможно. Будет сложно. Но таковы амбиции "Спартака" - быть на первом месте. Нам сейчас нужно не думать о "Зените", а стараться выигрывать каждый матч.
- Что вообще думаете о "Зените" и вашем соотечественнике Халке?
- "Зенит" - очень сильный клуб. У них есть Данни, Кержаков, Халк. Эти три игрока - очень грозная сила. Халк, конечно, фантастический футболист, хотя в матче со "Спартаком" был чуть менее заметен, чем обычно (улыбается). Он и на поле великолепен, и вне его - отличный парень.
- Вы дружите?
- Да, хотя до приезда в Россию не были знакомы. Халк - очень приятный человек.
- Многие уверены, что в более сильном чемпионате Халк мог бы раскрыться еще ярче. Согласитесь?
- Халк может играть в любом чемпионате и в любой стране. Но он сам решил выступать здесь, в России. Для него это тоже новый опыт.