Премьер-лига (РПЛ). Статьи

9 ноября 2013, 11:45

Рубикон перейден?

Дмитрий Гирин
Корреспондент

СВОЯ КОЛОНКА

Дмитрий ГИРИН

а кубковом матче "Шинник" - "Спартак" 30 октября неизвестные провокаторы на стадионе в Ярославле демонстрировали фашистскую символику. Обращаемся ко всем, кто обладает достоверной информацией о лицах, совершивших это уголовное преступление, с просьбой предоставить ее службе безопасности ФК "Спартак-Москва". Клуб готов выплатить за эту информацию вознаграждение в размере 300 тысяч рублей".

Такое заявление появилось на официальном сайте красно-белых спустя несколько дней после событий в Ярославле. Что ж, не только отмежеваться от хулиганов, но и пообещать награду за их поимку - шаг, безусловно, правильный и разумный со всех точек зрения.

Вчера на том же сайте появилось новое заявление:

"После инцидента, случившегося на кубковом матче в Ярославле, "Спартак" приложил максимум усилий, чтобы помочь правоохранительным органам в установлении личностей правонарушителей… Служба безопасности "Спартака" уже передала собранные данные в соответствующие органы. Клуб не может выполнять функции государства, судить и наказывать. Однако мы сделали все от нас зависящее, чтобы личности зачинщиков были установлены…".

Два этих заявления разделяет неделя. Нет никаких оснований не верить "Спартаку", а значит, в нашем футболе произошло знаковое событие.

Позорный случай в Ярославле - далеко не первый подобный, в котором оказались замешаны болельщики с красно-белой трибуны. В 2006 году в том же Ярославле они вывесили флаг со свастикой. В 2007-м в Самаре растянули полотнище с надписью "11-й номер только для Тихонова. Monkey, go home", адресованное бразильцу Веллитону. В апреле 2009-го в Казани показали баннер "С юбилеем, дедушка! 120" в честь дня рождения Гитлера. В 2010-м дружно, целым сектором, а то и трибуной ухали в адрес нападающего ЦСКА Думбья, а в мае этого года точно так же оскорбляли темнокожего защитника "Алании" Дакосту.

И каждый раз клуб ограничивался заявлениями в духе "мы возмущены", "мы осуждаем", "эти нелюди не имеют никакого отношения к настоящим болельщикам "Спартака", "неизвестные провокаторы", "мы приложим все усилия" и далее по списку. Одна беда: дальше этих слов дело так и не шло, никаких конкретных действий не предпринималось.

А теперь, судя по всему, личности тех, кто позволил себе в Ярославле нацистскую выходку, установлены. Надо надеяться, они понесут наказание. Пусть даже, вероятно, лишь в виде штрафа в две тысячи рублей, ибо демонстрация подобной символики является в нашей стране всего-то административным правонарушением. Но сумма штрафа тут, на мой взгляд, не самое главное. Куда важнее другое - гласность. Все детали - имена, фамилии, мотивы - должны стать известны общественности. Чтобы этим молодчикам неповадно было. Страна должна знать своих "героев".

Правда, в таком случае может выясниться, что эти нелюди повязали красно-белый шарфик (а на одной из фотографий из Ярославля он хорошо виден) вовсе не ради маскировки и что они и впрямь болеют за "Спартак". Что на футбол они попали не первый раз в жизни по клубной программе по привлечению зрителей на трибуны, как горе-поджигатели из Краснодара, а ходят на стадион регулярно. Может быть, даже покупали в официальном магазине "Спартака" и другие товары, принося тем самым копеечку в клубный бюджет.

Кто-то скажет, что, передав собранные материалы в "соответствующие органы", красно-белые тем самым поставили себя в двусмысленное положение и оказались удобной мишенью для недоброжелателей. Мол, те, кому они не милы, а таких в России ой как много, получат в свои руки сильнейший козырь: возможность утверждать, что болельщики "Спартака" являются нацистами и что на репутации клуба огромное грязное пятно.

На самом же деле никакой двусмысленности тут нет. Поступив так, как он поступил, "Спартак", наоборот, смыл со своей репутации прежние самарско-казанские пятна, потому что едва ли не первым из российских клубов перешел от лозунгов к делу. Хотя вполне мог бы ограничиться очередным осуждающим заявлением про "неизвестных провокаторов".

Рубикон перейден? Хочется в это верить. Кто следующим отважится сделать такой же шаг?