19 ноября 2013, 00:05
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
"Спартак" созвал пресс-конференцию, на которой еще раз объяснил свою позицию относительно беспорядков на кубковом матче в Ярославле и последовавших за этим штрафов. Было заявлено, что нацистская символика – умышленная провокация против "Спартака" и, возможно, всего российского футбола; стадион в Ярославле не был готов к проведению матча; необходимо внести изменения в регламент, исключающие игры при пустых трибунах и наказание клубов, которые не участвуют в организации матча.
Со всем этим хочется согласиться. Пусть и сложно представить, чтобы фашиствующие организации, которые в России точно есть, разворачивали свастику на трибунах, имея целью приуменьшить бюджет красно-белых или обрушить имидж РФС. Скорее всего, они попросту несли в массы свою идеологию, пользуясь возможностью делать это безнаказанно. Хотя за истинное содержимое их мозгов поручиться, конечно, трудно.
Много критических слов прозвучало в адрес государства. А конкретно – полиции, не обеспечившей порядок в Ярославле. Свою порцию получил и РФС, несмотря на присутствие в рядах выступающих вице-президента этой организации Никиты Симоняна. Так, по словам представителей "Спартака", инспектор матча Алексей Румянцев из Санкт-Петербурга счел достаточным слишком малое число входов и магнитных рамок, девятикратное уменьшение по сравнению с нормой числа стюардов, не усмотрел проблем с разграничением гостевого и домашнего секторов… В общем, признал пригодными условия проведения встречи. А жизнь впоследствии это опровергла.
Данный момент, объективно говоря, кое в чем непонятен. Извиняюсь за не слишком уместное в эти дни сравнение, но, когда вы увидите на взлетной полосе самолет без крыла, вы на нем не полетите. Даже если представитель авиакомпании признает борт судном класса люкс. Так же и со стадионом. Не думаю, что "Шинник" ввел "Спартак" в заблуждение относительно количества входов, числа стюардов, разграничения секторов и так далее. Матч предстоит проблемный, стадион подготовлен плохо, полиция держит в рукаве водометную машину "Шторм" – обо всем этом было известно до стартового свистка. Что помешало обеим командам отказаться от полета на однокрылом лайнере?
"Спартак" утверждает: помешала угроза технического поражения. Но такие поражения присуждают тем, кто не обеспечил условия проведения игры, а не тем, кто обратил на это внимание. Если стадион "Шинник" не соответствовал регламенту, как можно наказать клуб за отказ подвергать себя риску? И что мешало позже аргументировать свою правоту в любых инстанциях?
Другое дело, что мы давно привыкли к тотальным нарушениям. У нас мало стадионов вообще и безопасных в частности. Мы верим в авось. Боимся гнева людей, купивших билеты. Запускаем их внутрь арены. Получаем очередной скандал. И жалуемся потом: оштрафовали, наказали ни за что!
В тот момент, когда "Спартак" и "Шинник" согласились играть на неготовом стадионе, они автоматически дали добро на выплату штрафов и иные санкции в свой адрес. Потому что так предусмотрено действующим регламентом.
Конечно, жизнь не втиснешь в бумажные рамки. Да и регламент, похоже, надо менять. Ну а что, спрашивается, делать клубам сейчас, когда они совершенно беззащитны, по их утверждениям, перед беспредельщиками-инспекторами и пофигистами из полиции?
Главное, что хочется посоветовать в такой ситуации, – перестать надеяться на государство. Вообще. То есть совсем.
Высокие полицейские чины не раз намекали: в установленные временные рамки обеспечить качественный досмотр зрителей невозможно. Зачем же клубам нужна столь низкосортная услуга? Только чтобы обвинить потом в проносе запрещенных предметов полицию, – другой причины не просматривается. Между тем деньги, которые получает МВД за помощь в организации матча, с таким же успехом можно потратить на систему идентификации людей, применивших пронесенное на трибунах. Досмотр же проводить силами стюардов: пусть поверхностный, но умный. И именно досмотр, а не шмон. Рано или поздно до людей дойдет: жечь и ломать – себе дороже, потому что поймают и засудят. И этот метод будет посильнее "дэпээсников" с ОПОНом, которых согнали зачем-то на стадион в Ярославле.
Отдельная история со свастикой. В "Спартаке", почти уверен, знают фамилии людей, развернувших в секторе нацистский флаг. Но по каким-то причинам называть их не хотят. Или не могут. За этой паствой надзирает другое ведомство. Государственное. И не сказать, чтобы оно торопилось вскрывать нарыв.
Это еще один пример напрасных надежд на официальные институты. Полиция Торонто передает в СМИ 500-страничный доклад о проделках тамошнего мэра. А у нас все покрыто мраком, который со временем неминуемо превратится в медный таз. Нужно ли футболу такое сотрудничество?
Государство повернется к вам лицом, клубы, не раньше, чем дело дойдет до трупов, и то по особому указанию сверху. Не стоит ждать этого далекого момента. Учитесь решать свои проблемы в сугубо футбольной среде, не убегая от государства, поскольку куда ж от него убежишь, но и не доверяя ему ни на йоту.
Меры при этом кому-то могут показаться жесткими. Но тут уж кому что нравится: или штрафы со свастиками, или относительный порядок. Не готов стадион – матч не проводится, а убытки компенсируют принимающая сторона и те, кто выдавал лицензии и разрешения. Не уверен клуб в поведении своих болельщиков – пусть играет без них. Либо обеспечивает идентификацию нарушителей с последующим возмещением ими ущерба. Либо продолжает терять штрафные деньги.
Нет возможности организовать нормальное поведение сектора в гостевых матчах? Значит, следует ввести в практику отказ от гостевого боления. А если клубу страшно создавать себе проблемы со своими же болельщиками, запретительные полномочия вполне могли бы взять на себя РФС и РФПЛ.
У лиги вообще ключевая роль в этом вопросе. Ее членам надоело платить штрафы и играть без зрителей, а головной орган притих, не озвучивает консолидированную позицию и не выдвигает инициатив. Вот и на вчерашней пресс-конференции присутствовали известный актер, спец по футбольной безопасности, юрист, шеф футбольной академии, депутат Госдумы, руководитель клуба, вице-президент РФС. А делегата от лиги и представителя исполнительной власти, то есть полиции, не было.
И это еще одна причина минимизировать участие государства в обеспечении футбольной безопасности. "Ты лучше голодай, чем что попало ешь, и лучше будь один, чем вместе с кем попало". Цивилизованный футбол с действенными ограничениями куда предпочтительнее, чем неуправляемая толпа против ничего не контролирующей полиции.