Премьер-лига (РПЛ). Статьи

2 декабря 2013, 23:30

Вместо пустых стадионов - "лысые" сектора

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

Безобразия в Ярославле и последовавшие наказания – матчи без зрителей – не прошли бесследно. С 1 января будущего года в регламенте РФС появится новая санкция – закрытие отдельных секторов.

Дмитрий СИМОНОВ
из Дома футбола

После матча 1/16 Кубка России "Шинник" – "Спартак", который завершился побоищем и погромами, КДК РФС оказался между двух огней. С одной стороны, не наказывать за бесчинства было нельзя. Причем наказывать следовало сурово. С другой, единственно возможная санкция – игры без зрителей – превратила ситуацию в абсурд.

В абсолютно антифутбольной атмосфере прошли две встречи с прекрасными афишами – "Спартак" – "Локомотив" и "Спартак" – "Зенит". Матчи могли обернуться аншлагами, которые для нашей лиги большая редкость. Решение принималось в последний момент, когда почти все билеты на "Локо" были проданы. Лишилось зрелища и "попало на деньги" множество владельцев абонементов, большинство из которых ни в чем не виновны…

Далеко не факт, что болельщики-нарушители извлекли уроки, а вот футбольные власти – извлекли. По итогам понедельничного исполкома в дисциплинарный регламент РФС были внесены важные поправки.

Во-первых, согласно современной практике УЕФА (недавно такую меру применили к ЦСКА) введена новая для России санкция – закрытие конкретных, провинившихся секторов. Ее обсуждали еще после Ярославля, но применить не могли – она отсутствовала в регламенте. Повесить преступника при всем желании нельзя, если закон предусматривает исключительно возможность обезглавить.

Таким образом, кара становится точечной. Зрителей изгонят не отовсюду, а только из очагов заразы – тех мест, откуда ухали, кидали файеры, показывали свастику и так далее.

Во-вторых, наказание, назначенное КДК, теперь вступает в силу по истечении пяти рабочих дней, что исключает случаи, подобные матчу "Спартак" – "Локо", когда зрители буквально за сутки узнали, что на игру они, оказывается, не попадут.

В-третьих, санкции за фанатские бесчинства будут раздельно применяться в разных турнирах. То есть нарушение в Кубке России повлечет дисквалификацию в Кубке, а не в чемпионате, как вышло у "Спартака".

В-четвертых, за проделки в гостевых встречах будут карать в последующих играх на выезде. Соответственно, если кто-то нашкодит дома, то и поддержки клуб частично или полностью лишится именно на своей арене. Опять-таки, не как "Спартак", чьи болельщики буянили в Ярославле, а трибуны пустовали почему-то в Черкизове.

Наконец, в-пятых: старые добрые (а точнее, старые злые) игры на нейтральных полях и матчи без зрителей никто не отменяет. Просто между штрафом и жесточайшей мерой, которая в каком-то смысле убивает футбол (вспомните "мертвые" трибуны на "Петровском", в Химках, в Черкизове), появилась прослойка в виде закрытых секторов.

Если бы новые правила вступили в силу не с 1 января 2014-го, то есть де-факто со второй части сезона-2013/14, а еще до ярославского пожара, то с "Локо" и "Зенитом" "Спартак" сыграл бы со зрителями. Зато не получил бы никакой поддержки как минимум в ближайшем гостевом матче Кубка России – это 1/4 финала (потенциальный соперник – "Краснодар") или полуфинал (возможный противник – ЦСКА), если бы красно-белые в эти стадии добрались, конечно. А если б не добрались, то "жертвами" стали бы первые выездные матч следующего розыгрыша.

Трудно спорить, что это поправки в регламент – на редкость адекватные. Однако свои критики найдутся и у них: идеальных наказаний не существует. Первый жесткий вопрос был задан сразу же после исполкома – на пресс-конференции с участием президента РФС Николая Толстых. Что помешает людям, по чьей вине облысеет сектор, в следующий раз купить билет на другие, незапрещенные места, наблюдать за матчами и, возможно, вновь "шалить"?

Собственно, что-то похожее уже произошло на матче Лиги чемпионов ЦСКА – "Бавария". Наказанная "фанатка", обидевшая Яя Туре, почти в полном составе перекочевала на другую трибуну. Страдать, получается, опять будут клуб, который недосчитается проданных билетов, и футболисты, недополучившие поддержки.

Г-ну Толстых не оставалось ничего иного, кроме как выразить надежду на повышение качества работы клубов с фанатами и скорое вступление в силу закона о болельщиках, который теоретически позволит наказывать не только стадионы, отдельные сектора и клубные бюджеты, но и конкретных людей. И он, и мы с вами понимаем: пока клубы, спортивные власти и государство дружно не начнут бороться с футбольным хулиганством, так и будем не лечить, а ампутировать. Не предотвращать, а бить в ответ.