В четверг о банкротстве объявил еще недавно выступавший в премьер-лиге нальчикский "Спартак". Вот-вот то же самое сделает первый нестоличный чемпион России "Алания". "СЭ" вспоминает, как умирали оставившие след в высшем дивизионе клубы. Не те, кто смог возродиться, а исчезнувшие с карты профессионального футбола.
"ТЕКСТИЛЬЩИК" (КАМЫШИН)
Своим благополучием клуб из Волгоградской области был обязан камышинской ткацкой фабрике и энтузиазму Сергея Павлова. За четыре года "Текстильщик" победным маршем прошагал от КФК до первой союзной лиги. После распада СССР оказался в высшем дивизионе, где выступал более чем достойно. В 93-м занял рекордное четвертое место, а год спустя дебютировал в еврокубках. Но финансы у ткачих (и, соответственно, у футболистов) спели романсы. Какое-то время клубу помогали энергетики, и он сам превратился в "Энергию". Сезон-97 камышинцы доигрывали по инерции. Потом были вторая лига, вылет в любители и даже отказ от выступлений в ЛФЛ по финансовым причинам. Последние пять лет "Текстильщик" играет в первенстве Волгоградской области, пополнив клубную коллекцию региональным Кубком.
"АСМАРАЛ" (МОСКВА)
Тот случай, когда клуб зависел от одного человека, и даже название составляли из имен детей владельца. Иракский бизнесмен Хусам Аль-Халиди в 90-м на базе "Красной Пресни" создал едва ли не первый в России частный клуб. Пригласив на должность главного тренера великого Константина Бескова, команда вышла в первую союзную лигу. Распад страны позволил "Асмаралу" совершить скачок в высший дивизион чемпионата России. Дерзкий новичок попал в финальный турнир и финишировал на высоком седьмом месте. Но команда, за которую поиграли и заслуженный ветеран Юрий Гаврилов, и юный еще Сергей Семак, стала жертвой финансового краха владельца. Клуб проделал путь из элиты в банкроты. Уже в новом веке его пытались реанимировать под названием "Пресня", но, мелькнув во втором дивизионе, команда была расформирована по ходу сезона-2006.
"ДИНАМО" (СТАВРОПОЛЬ)
Участник первых российских чемпионатов отметит в наступившем году свое 90-летие. Некогда одна из лучших команд союзной первой лиги в 2013-м в очередной раз возродилась на любительском уровне на базе знаменитого ставропольского училища олимпийского резерва. Его воспитанники и составляют основу команды, выступающей в первенстве края. В постсоветский период профессиональное "Динамо" умирало дважды. Первая кончина случилась зимой 2005-го, когда бело-голубые завоевали путевку в первый дивизион. Пять лет спустя Феникс возродился, но в 2012-м опять же по финансовым причинам обратился в пепел.
"ЛОКОМОТИВ" (НИЖНИЙ НОВГОРОД)
На стыке союзного и российского чемпионатов таких стремительно взлетевших команд было предостаточно. В 89-м детище тренера Валерия Овчинникова и начальника Горьковской железной дороги Омари Шарадзе доросло до первой лиги. Потом был переход в высший российский дивизион и участие в Кубке Интертото. Быстров, Вязьмикин, Калитвинцев, Мухамадиев, Смертин-старший… Эти и многие другие футболисты поиграли за "Локо", который нашел в себе силы пережить вылет в первый дивизион и вернулся в элиту. Но ненадолго. За два года клуб скатился во второй дивизион, накопив многомиллионные долги. В 2002-м команду расформировали, а попытка возрождения обернулась смертью под номером два четыре года спустя.
"ЖЕМЧУЖИНА" (СОЧИ)
В свое время Арсен Найденов вроде бы доказал, что курортный город и профессиональный футбол высокого уровня все-таки совместимы. Хотя история убеждает в обратном. "Жемчужина" умирала трижды. В последний раз, даже толком не родившись: это когда в Сочи собралась было переезжать возглавляемая на тот момент Андреем Тихоновым подмосковная "Спарта". Первая смерть датируется 2003-м. В начале века клуб скорее существовал, чем жил. Новый виток в истории начался в 2007-м, когда в "Жемчужину" в роли вице-президента вернулся отец-основатель Найденов. Позднее проект раскрутился с приходом владельца в лице бизнесмена Дмитрия Якушева. Но сказка, запомнившаяся широкомасштабной рекламной кампанией, оказалась недолгой. Амбициозный проект прикрыли, снявшись по ходу сезона с первенства ФНЛ. В прошлом году игравшая в любителях "Жемчужина" ни в одном официальном турнире участия не приняла.
"УРАЛАН" (ЭЛИСТА)
Если большинство скончавшихся клубов представлены как минимум на областном уровне, то команда из Калмыкии официально не существует с 2006 года. Взлет "Уралана" начался в 97-м, когда была завоевана путевка в высшую лигу. Павел Яковенко собрал интересную команду. В степной республике играли Цвейба и Смертин, Чугайнов и Аджинджал, Кузьмин и Цаллагов. "Уралан" с первой попытки занял седьмое место. Оно так и осталось рекордным. Покинув премьер-лигу, элистинцы сумели вернуться наверх, но финансовые проблемы утянули клуб в пучину. Смерть больше напоминала агонию. На одну из игр уралановцы вышли вдевятером. А зрителям премьер-лиги клуб оставил в памяти комичного тренера Бориса Буняка и проигрыш "Локомотиву" со счетом 0:9.
"МОСКВА"
Птенец торпедовского гнезда. В какой-то момент разоренного и породившего два клуба. Один из них – носивший название "Торпедо-ЗИЛ" – был продан "Норильскому никелю". Зиловская приставка сменилась на второе имя "Металлург", а в мае 2004-го собственник окрестил детище "Москвой". Под этим названием команда писала свою новую историю. Здесь тренерами работали Сергей Алейников и Олег Блохин. Здесь шанс проявить себя в элите получил Леонид Слуцкий. "Горожане" играли в еврокубках и финале Кубка России, открывали для болельщиков Бракамонте с Баррьентосом и придавали новый виток карьерам Семака и Кириченко. Команду сбили на взлете, как непрофильный актив собственника. Попытки потенциальных новых владельцев выкупить клуб разбились о нежелание "Норникеля" идти на компромисс – и зимой 2010-го Миодраг Божович и его футболисты занялись поисками новых мест работы. В том же году команда отыграла сезон в любительской лиге, после чего была расформирована. Главное отличие "Москвы" от остальных умирающих – отсутствие долгов перед игроками и сотрудниками.
"САТУРН" (РАМЕНСКОЕ)
Несколько лет раменский клуб шагал исключительно вверх. За одну пятилетку черно-синие преодолели расстояние от третьей до высшей лиги. Предпочитая эволюционный путь развития, "Сатурн" скрупулезно подбирал новичков и вплотную подбирался к еврокубковой зоне, однако желание областного руководства получить все и сразу стало одновременно благом и бедой клуба. Под стопроцентным губернским контролем в разы вырос бюджет, но бесконечные шараханья из стороны в сторону и ежегодные смены тренеров расшатали лодку, в конечном итоге пустив ее ко дну. "Сатурн" погубил 800-миллионный долг. Клуб и его кредитора объединял один собственник – правительство Московской области. Не окажись регион на краю финансовой пропасти, проблему никто бы и не заметил. Владелец похоронил клуб вместе с миллионными долгами, да еще и отверг минимум три предложения от желавших приобрести "Сатурн" коммерческих структур. Бренд выжил благодаря фарм-клубу, на который тоже повесили старые долги, что стоило места во второй лиге. Сейчас раменский футбол – это третий дивизион российского первенства, игра на резервном поле первой в России футбольной арены и лозунг болельщиков: "Мы вернемся всем назло!".