Премьер-лига (РПЛ). Статьи

15 января 2014, 17:15

Россия, как сломанный трамплин

Корреспондент "СЭ" размышляет, почему наш чемпионат, потеряв нескольких иностранных звезд, пока никем их не заменил.

Антон МАТВЕЕВ

Хонда уехал в Италию. Магкиди - в Англию. Траоре - во Францию. Жусилей и, судя по всему, Кайседо - в ОАЭ. Взамен топовым по российским меркам игрокам чемпионат России пополнился... А кем, собственно, он пополнился?

Ну вот, например, "Амкар" купил нигерийского полузащитника Огуде из норвежской "Волеренги". За 100 тысяч евро. Ни в коем случае не хочу обидеть пермяков или Огуде - в конце концов, он игрок сборной Нигерии и когда-нибудь, быть может, станет лучшим в нашей премьер-лиге, кто ж знает.

Но факт остается фактом: звучных имен в российском футболе поубавилось. И смены им не видно. Формально - пока. Потому что до закрытия трансферного окна еще далеко, и до возобновления чемпионата еще можно успеть сменить курс развития, распродать весь состав и накупить новый. А почему нет?

Во всех трансферах "на выход" вроде бы нет ничего страшного. Не сегодня, не вчера и даже не в этом году мы узнали, что наша премьер-лига лишь трамплин на пути к более статусным турнирам. Не о чемпионате России дети всего мира пишут сочинения. Хочу, мол, там играть!

Вообще-то "трамплин" - титул не постыдный, а, наоборот, престижный. "Порту" и "Аяксом" восторгаются на всех континентах именно потому, что они штампуют звезд для топ-клубов каждый год. И в данном случае без разницы, что португальцы блистательно работают на трансферном рынке, а голландцы в своих оранжереях сами выращивают новых "ванов": Бастенов, Нистелроев, Перси...

Что говорить, наш путь прозаичнее, но все равно: еще не так давно Россия стабильно поставляла исполнителей для сильных мира сего. Именно у нас игру, достойную грандов, стали показывать Видич, Иванович, Шкртел, Жо, проданный за фантастические 24 миллиона евро в "Манчестер Сити". Но вот что принципиально. Все они, переходя в российские клубы, прекрасно отдавали себе отчет: "Отсюда я могу уехать в Европу". А вовсе не ограничивались мыслью: "Отсюда я могу уехать через годик сразу на Карибы. Денег на шикарную жизнь хватит".

"Так ведь сейчас ровно такая же ситуация!" - парируют многие. Макгиди пошел на повышение, как и Траоре с Хондой. Разве не мы их выпестовали? Вообще-то нет, господа. Траоре и до перехода в "Кубань" (а уж тем более в "Анжи") имел неплохие варианты в топовом чемпионате. Макгиди - тем более: АПЛ всерьез поглядывала на него еще тогда, когда Эйден рассекал по шотландским полям в майке "Селтика". Хонда - единственный, кто действительно прыгнул с нашего трамплина. Прямиком в "Милан".

Про Жусилея и Кайседо говорить и вовсе грустно - это яркий пример того, как развращает чемпионат России. Некогда амбициозные парни, до сих пор интересные крайне неплохим европейским клубам, выбирают "Аль-Джазиру". Неужели потому, что они "с детства мечтали играть за этот великий клуб"? Конечно, нет. Уж больно привыкли, не особенно напрягаясь, зарабатывать в России бешеные деньги.

Почти вся Европа откровенно смеялась над провалом проекта "Анжи". Жозе Моуринью, интервью которого читают по всему свету, постоянно удивлялся тому, как же разленился в России Это'О.

Можно сколько угодно говорить о растущей силе российского чемпионата, но именно такие вещи создают его имидж в мире. А следовательно, и у легионеров, которым наши клубы предлагают контракты. В России проще загубить карьеру в плане самореализации (Жусилей, Кайседо) или просто заработать денег, мечтая при этом уехать поскорее (Траоре, Макгиди). Да и Халк явно думал не о собственных амбициях, подписывая контракт с "Зенитом".

Но даже финансовых гарантий у легионеров теперь нет. "А что если мой клуб возьмут и расформируют?" - этот вопрос невольно возникает у каждого иностранца, когда он думает о переезде в Россию.

И после всего этого вы удивляетесь, что к нам не особенно-то и рвутся? В чемпионат, который скорее вставляет палки в колеса, чем разгоняет на пути в Европу. В такой ситуации спасает одно - деньги. Но и в них нынче не уверены легионеры. Так зачем им вообще ехать в Россию?

36