26 февраля 2014, 00:20
Ленинский районный суд города Владимира удовлетворил иск московского "Спартака" в отношении Романа Ефимова, который 30 октября прошлого года во время кубкового матча в Ярославле между красно-белыми и "Шинником" развернул на трибуне флаг с нацистской символикой. Суд постановил, что гражданин Ефимов должен возместить клубу убытки в размере 1 415 451 рубля.
– Наш клуб удовлетворен решением суда, – сказал пресс-атташе московского клуба Алексей Матвеев корреспонденту "СЭ" Вячеславу КОРОТКИНУ. – Отлично сработала служба безопасности "Спартака", предоставившая правоохранительным органам все необходимые материалы, чтобы установить личность провокатора, и наши юристы, добившиеся победы в Ленинском районном суде города Владимира. Такого в истории российского футбола еще не было. Создан прецедент, когда подобные вещи пресекаются довольно жестким методом. И это правильно, поскольку был нанесен удар не только по "Спартаку", но и по всему отечественному футболу, по всем нормальным болельщикам, которые были лишены любимого зрелища.
Александр ПРОСВЕТОВ
Человек, посмевший продемонстрировать во время матча в Ярославле флаг со свастикой, наказан очень строго. Даже трудно представить себе, как житель Владимирской области 1989 года рождения будет выплачивать почти полтора миллиона рублей. Насколько известно, посетитель фанатской трибуны не принадлежит к группе населения со сверхвысокими доходами и не способен просто снять с банковского счета искомую сумму. Разве что поможет деньгами какая-нибудь правоэкстремистская организация.
Для "Спартака" полтора миллиона рублей (примерно 31 тысяча евро по сегодняшнему курсу) – сумма незначительная, так что пополнение дохода за счет частного лица не было самоцелью клуба. Вынужденный после Ярославля провести без зрителей два матча чемпионата из разряда центральных – с "Локомотивом" и "Зенитом", он понес во много раз большие убытки. Ранее сообщалось примерно о 45 миллионах рублей.
Для клуба было важно другое: добиваться прекращения хулиганских выходок на стадионах. Практика неопровержимо свидетельствует: пока нет серьезной персональной ответственности, пока за разгул фанатов платят штрафы не сами хулиганы, будут находиться и желающие покуражиться возле футбола. К сожалению, одних увещеваний и встреч с лидерами фанатских группировок недостаточно. В любой момент могут найтись отморозки, которые никому организационно не подчиняются и никого не слушают.
Напомним, что даже за нацистскую символику, глубоко оскорбляющую чувства многих и многих граждан, Ефимов поначалу был наказан Кировским районным судом города Ярославля административным арестом на семь суток. Конечно, провести неделю за решеткой очень неприятно, но иных такая мера не отпугнет.
"Спартак" прилагал усилия, чтобы впредь другим было неповадно. Будет ли? Гарантий нет. В конце концов, по глупости да по пьянке даже тяжкие преступления совершаются. Но страх перед наказанием все-таки часто останавливает.
Красно-белыми были мобилизованы как юристы, так и сотрудники клубной службы безопасности, разыскавшей по своим каналам и владимирского злоумышленника, и субъекта, который во время игры с "Шинником" выбежал на поле, что послужило катализатором для столкновений фанатов с полицией. Люберецкий суд – а дело рассматривается по месту жительства обвиняемого – пока освободил "бегунка" Романа Якименкова от ответственности, однако "Спартак" намерен в ближайшее время оспорить это решение.
Кстати, по закону о болельщиках, вступившему в силу 20 января, клубы вправе по своему усмотрению лишать хулиганов доступа на стадион. "Спартак" внес обоих искателей околофутбольных приключений в "черные списки". Причем бессрочно. Более того, клуб разошлет материалы на них в другие города, где будет выступать, с тем, чтобы и там этих лиц на стадионы не пускали.
В принципе в российской футбольной истории уже были случаи, когда клуб выигрывал судебные дела у болельщиков. В ноябре 2012-го "Зенит" по итогам слушаний лишил сезонного абонемента фаната, ранее устроившего драку во время матча Лиги чемпионов с АПОЭЛ. А около года назад питерский клуб добился возмещения ущерба в сумме 20 тысяч рублей от человека, выбежавшего на поле 14 сентября 2012 года после матча с "Тереком", за что "Зенит" был оштрафован. Другое дело, что 20 тысяч – сумма совсем иного порядка по сравнению с 1,4 миллиона. В принципе большинство граждан способны ее выплатить, пусть и поднапрягшись.
Впрочем, сине-бело-голубые еще собирались взыскать полмиллиона рублей с гражданина Эстонии, который сжег осенью прошлого года флаг Чеченской Республики и был оштрафован… на 1 тысячу рублей за административное правонарушение.
А все-таки как быть, если у Ефимова или кого-то из его последователей элементарно нет денег для выплаты присужденной суммы? За справкой мы обратились к спортивному юристу Юрию Зайцеву.
– Существует специальный механизм выполнения решений через приставов. В случае если у человека нет необходимых денежных средств для исполнения судебного решения, взыскание обращается на имущество. Приставы его описывают и реализуют через торги.
– А если квартира находится в долевой собственности с родственниками?
– Продавать так или иначе приходится ее целиком. Остальные собственники получают денежный эквивалент. Если у гражданина нет никакого имущества в собственности, то взыскание может быть обращено на его доходы, то есть будут производиться удержания из зарплаты.
– Однако судебный долг в ином случае можно отдавать до конца жизни.
– Теоретически да. Но в конкретном случае делать выводы рано, потому что решение еще не вступило в законную силу. Оно же может быть обжаловано.
Ответчик Ефимов в суд не являлся – в "Спартаке" это подтвердили. Ему даже не смогли вручить повестку. Но снова разыскивать этого человека уж точно забота не "Спартака", а государства. Клуб, повторим, без полутора миллионов рублей точно не обеднеет. У него в деле иные цели. А жить в бегах из-за собственной дури – сомнительное удовольствие. Так что у желающих скандально самовыразиться на футболе есть повод призадуматься. Одно дело – получить пару тумаков от охранников и выплатить штраф в сумме, которую ты, возможно, выиграл "на спор", другое – порядком исковеркать себе жизнь.