11 марта 2014, 11:30
СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Любая отставка порождается целым комплексом причин. "СЭ" перечисляет промахи Лучано Спаллети, которые, в конце концов, побудили руководство "Зенита" расстаться с итальянским специалистом.
НЕЗДОРОВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
С первых дней в "Зените" Спаллетти начал использовать схему, которую он сам называл 4-3-3, хотя пара крайних нападающих всегда играла чуть ниже центрфорварда. Поначалу это построение принесло фантастический успех: до осени 2010 года ни один из российских тренеров не мог найти противоядия от игры петербуржцев. Позже под эту расстановку подстроились, но даже после первых поражений Лучано ни на йоту не отступил от шаблона. За четыре года он лишь трижды отходил от стандартной расстановки и пытался играть с тремя центральными защитниками, но больших успехов не добился – за победой над ЦСКА летом 2011-го последовали поражения от АПОЭЛа и "Атлетико".
ДОМОРОЩЕННЫЙ ИГРОК И ПЕТАРДА В ШУНИНА
Руководимый Спаллетти "Зенит" дважды терпел технические поражения. Если к случаю с петардой, брошенной во вратаря "Динамо" Антона Шунина, Лучано, естественно, никак не причастен, то в истории с отсутствием в заявке "доморощенного игрока" есть доля вины тренера. Заявку на матч формирует именно он, и незнание тонкостей регламента совершенно не красит такого серьезного специалиста. Еще более показательной была реакция Спаллетти на эти санкции. До последних матчей чемпионатов-2011/12 и 2012/13 он раз за разом возвращался к вопросу о технических поражениях, постоянно твердил о них на пресс-конференциях, вместо того чтобы оставить эти конфузы в прошлом.
…СНОВА МЫ ОТОРВАНЫ ОТ ДОМА
Уже в августе 2010 года "Зенит" столкнулся с одной неприятной особенностью тренерского почерка Спаллетти, которая преследовала сине-бело-голубых до самого конца карьеры Лучано в Петербурге. Во время выездных матчей еврокубков на итальянца нападало необъяснимое малодушие. Как будто, однажды проиграв с "Ромой" 1:7 в Манчестере, он всеми силами стремился избежать нового разгрома и действовал сверхострожно, не рискуя выходами к чужим воротам. 1:7 в "Зените" Спаллетти не получил ни разу, но 0:2 в Осере, 0:3 от "Твенте", 1:3 на Кипре, 0:2 от "Бенфики" и прочие поражения на чужих полях превратились в дурную бесконечность. Выиграть что-то серьезное в Европе с таким подходом просто невозможно.
НЕИТАЛЬЯНСКАЯ ЗАЩИТА
Еще одной "родовой" травмой "Зенита" Спаллетти стала неэффективная игра в защите. Пожалуй, именно эту линию итальянец укреплял тщательнее всего. Фернанду Мейра и Бруну Алвеш, Лукович и Крижанац, Ломбертс и Нету, Кришито и Анюков, Губочан и Смольников… Через оборону петербуржцев прошел целый поток высококлассных футболистов, но сильным звеном команды она так и не стала. Редкие проблески классной игры сменялись чудовищными провалами в самый неподходящий момент.
ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР
В период работы Спаллетти руководство "Зенита" не скупилось на трансферы. Бруну Алвеш обошелся петербуржцам в 20 с лишним миллионов евро, Халк с Витселем вместе "потянули" на 100 миллионов, недешево обошелся клубу и Бухаров. Однако "выхлоп" от этих супертрансферов был совсем небольшим. Португалец так и не стал оплотом обороны, Бухаров проиграл конкуренцию Кержакову и осел в запасе, Халк с Витселем стали лидерами команды, но при этом не сумели завоевать с ней ни одного трофея.
ОТВЕРЖЕННЫЕ
Покупка Халка и Витселя стала началом конца Спаллетти. Некоторые российские игроки крайне болезненно отреагировали на трансфер, которого так настойчиво добивался итальянец. В той непростой ситуации тренеру не хватило житейской мудрости. Историю с демаршем Денисова можно было решить мирным путем, но Спаллетти пошел на открытый конфликт и перевел в дубль не только Игоря, но и Кержакова, который просто подвернулся под горячую руку. Итогом этого противостояния стал провал в не самой сложной группе Лиги чемпионов и уход Денисова из "Зенита" летом 2013 года.
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Примерно в то же время в Спаллетти что-то изменилось. Из милого чудака он превратился в никому не доверяющего субъекта, объятого чуть ли не манией преследования. Если раньше он отвечал на неудобные вопросы прессы с юмором, то теперь все чаще стал срываться и обвинять журналистов во всех смертных грехах, подрывной работе и злодейских замыслах. Кое-какие признаки охоты на ведьм появились и во внутрикомандной жизни.
ШАПКА-НЕВИДИМКА
Несколько раз Лучано ловили и на том, что он говорил откровенную неправду. Причем обманывал Спаллетти совершенно по-детски. Так осенью 2012 года он зачем-то рассказал журналистам, что у него настолько хорошие отношения с Кержаковым, что даже свой день рождения форвард отмечал в компании с тренером.
– Мы сидели за одним столом с ребятами, – разоткровенничался Лучано.
– Видимо, Спаллетти был в шапке-невидимке, – едко прокомментировал в твиттере это высказывание Роман Широков.
НЕРУКОПОЖАТНЫЙ
Неудивительно, что вскоре у итальянца начались проблемы во взаимоотношениях с собственными игроками. Первой ласточкой стала бурная реакция Халка на замену в выездной игре с "Миланом". Бразилец категорически отказался пожимать руку тренеру, а после игры обмолвился о том, что хочет покинуть "Зенит". Тогда конфликт уладили, но полгода спустя история повторилась – теперь уже Широков и Данни не захотели подавать руку Спаллетти после замен во встрече с "Ростовом".
ЕГО АНТИРЕКОРДЫ
Начав карьеру в "Зените" с клубных рекордов, завершил ее Спаллетти серией печальных достижений. С конца октября по начало декабря 2013 года петербуржцы выдали серию из семи матчей без побед подряд. Подобного с сине-бело-голубыми не случалось с 2001 года, когда и по составу, и по финансовой мощи они были куда более скромной командой. В 11 последних играх при Спаллетти петербуржцы сумели победить лишь однажды – скромный "Урал" был обыгран с огромным скрипом. На таком фоне и выход из группы Лиги чемпионов с рекордно малым количеством очков – 6 – смотрится едва ли не супердостижением.