СВОЯ КОЛОНКА
Дмитрий СИМОНОВ
"Что имеем, не храним…" – вздохнула футбольная Россия, глядя на свежие результаты Унаи Эмери. Тренер, в "Спартаке" сгоревший меньше чем за полгода, с "Севильей" в марте обыграл "Реал" и признан в примере лучшим тренером, а в Лиге Европы дошел уже до полуфинала. Все на колени, оркестр – туш! Дружно рвем волосы на голове – не сберегли мы потенциального спасителя народной команды. Нами же не признанного гения.
На мой взгляд, эта истерия, развернувшаяся в определенных болельщицких кругах, абсолютно не оправдана. Подвиги Эмери невозможно переложить на российскую действительность, потому что речь практически о двух разных видах спорта. Более того, по целому ряду причин именно этот герой у нас был обречен.
Есть мнение: Эмери погубила красно-белая среда. Бывший тренер стал его гендиректором, и на месте Карпина только тряпка, к которым Валерий Георгиевич ну никак не относится, стал бы холить и лелеять человека, который по факту подвинул его с должности. В лучшем случае Эмери мог рассчитывать, что с ним просто не станут дружить, без палок в колесах и ножей за спиной. Однако есть смутные сомнения, что такие методы не применялись.
Никому неведомо, зачем Леонид Федун придумал странную комбинацию, которая волей-неволей порождала конфликт интересов внутри клуба и между людьми. Однако нельзя не признать – испанец сам, как муха, прилетел в сети "пауков". Если не понимал, во что ввязывался, то он тюфяк. Если сек поляну, но все же согласился возглавить "Спартак", то авантюрист. Но в склонности к интригам Эмери не замечен. Равно как и в стремлении барахтаться, взбивая молоко в масло.
В осеннем интервью собкору "СЭ" Александру Вишневскому баск сокрушался: его-де максимально отдалили от прессы, не давали высказываться и заводить друзей. Только сам Эмери не предпринял шагов, чтобы было иначе. Не просил и не требовал хотя бы нанять переводчика. Роль толмача исполнял Игорь Ледяхов, а Роман Асхабадзе эпизодически помогал. При всем уважении к их лингвистическим познаниям, оба – люди Карпина, и этим все сказано.
Между тем топовые тренеры-легионеры – Хиддинк, Адвокат, Петржела, даже безуспешные Коусейру и Билич – обзаводились в России приятелями-журналистами, обретая взамен на добрые отношения важный инсайд и благосклонную прессу, которую работодатель непременно прочтет. Самый хитрый из иностранцев, Спаллетти, поступил ловчее – его глазами и ушами стал переводчик Александр Низелик, в благодарность получавший от итальянца нематериальные блага. Например, рекомендацию на тренерские курсы в Италии.
С каждым днем милый чудак все больше напоминал раздражающего фрика. Команда это чувствовала, и тренер в ее глазах превращался в тренеришку. Контуры Эмери, который с рождения жил, играл и работал в Испании, резали глаз на фоне русских березок. Даже глядя на его ужимки на бровке, казалось, что у него перед глазами идет совсем другой матч, из параллельной Вселенной. Условный Д.Комбаров уже бежал назад, а тренер жестами командовал его действиями в атаке.
Эмери же был глух, нем и немного слеп, пока вокруг него плелась паутина интриг. Убежден: тип личности испанца, его детская наивность, неумение взглянуть чуть дальше футбольного поля, нежелание "дышать Русью" (не выходил с базы), аполитичность (в России, увы, тренер обязан быть и политиком) не оставляли шанса не только в "Спартаке"-2012, но и в большинстве отечественных клубов. Подводных течений хватает везде. И чем круче клуб, тем их больше.
Важнее всего – именно психологический аспект, относящийся не к России, а к сущности "Спартака". "Мы "Спартак", а вы…" – этот груз ответственности тот же Карпин тащил на своих плечах пять лет, не имея, по собственному признанию, ни лучшего состава, ни крупнейшего бюджета, ни чистого чека, ни стадиона.
Эмери же до и после России работал с командами без клейма величия, с не менее ярко выраженным кредо: "Да, мы – …, но вы в нас обязательно вляпаетесь!" Довольствоваться малым – печальная участь рожденных в одном чемпионате с "Реалом" и "Барселоной". Не по достижениям в XXI веке, но по мироощущению "Спартак" – по-прежнему русский "Реал", для него не золото всегда провал, крах, повод для истерики.
Собственно "Севилья" и "Спартак" занимают сейчас в чемпионатах одно и то же место – пятое. Для одних – успех, для других – унижение. И не важно, что "Севилья" по игре сильнее "Спартака". Внутри своей страны она все равно – "Ростов", "Кубань", "Амкар" для "Барсы" и Мадрида.
Ни опыта, ни даже склонности к работе в клубе с зашкаливающим уровнем амбиций и честолюбия у Эмери по сей день не обнаружено. Что ж, не каждому в жизни дано быть Спартаком.
coserog
Невнятная статья! Автор прав в одном-нельзя было оставлять Карпина директором, при новом тренере как бы отодвинувшем его с должности. На это указывает многое, что можно было наблюдать с командой в то время. Думаю, если бы Эмери дали надёжных помощников, которые помогали бы ему разбираться со многими вещами свойственными именно российскому футболу, он бы добился гораздо большего. Об этом говорят и высказывания Д.Комбарова, что команде нужен был кнут, и реплика Дзюбы про "тренеришку". Со Спартаком происходят последнее время множество странных вещей, иногда с точки зрения обычной логики очень малообъяснимых-это бесконечная череда травм ведущих игроков, уход очень неплохих игроков по мало понятным причинам (Алекс, Макгиди,Ари). К этому добавляется малопонятная трансферная политика, Игроков хорошего уровня раздают в аренду... Это является свидетельством необходимости экономить на всём(возможно из -за строительства стадиона), или это просто "проколы" людей непосредственно ответственных за комплектование команды. И что вообще не укладывается в голове-это осенние игры команды. Усматриваю в этом просто сознательное невыполнение Карпиным своих обязанностей в ответ на возможную недооценку руководством Спартака его заслуг-осеннюю часть Спартак закончил с неплохими результатами и проблесками хорошей игры...
22.04.2014
coserog
123
22.04.2014
victor
Из статьи можно сделать один вывод: футбол в России - это большое говно! Приличным людям здесь делать нечего!
21.04.2014
silvan
мысль понятна, но вот выводы автора ни в какие ворота не лезут...Ну о каком величии Спартака сейчас может идти речь? От команды эпохи Романцева давно уже никого не осталось, в команде собраны легионеры, причем весьма средней руки, да и русские футболисты явно не уровня Тихонова с Аленичевым..И Спартак находится в последние годы точно также в тени ЦСКА и Зенита, как Севилья - в тени Барсы с Реалом.Вот только Севилья сейчас в Лиге Европы играет, причем в компании очень достойных команд, а вот Спартак...
18.04.2014
чотаещезайух
симонову, значит, можно оценивать очень хорошего спеца весьма невежливой лексикой, а его самого нельзя оценить? противно видеть, во что превратилась газета
17.04.2014
freak
Да Симонов, ну ты и придурок...
17.04.2014
hattabych
"в России, увы, тренер обязан быть и политиком" -------------------------------------------- Надо было в Единую Россию вступить, глядишь и сейчас бы Спартак тренировал.))
17.04.2014
banchik1
1)Статья странна некорректностью формулировок и подзаборностью стиля, но,возможно, это задумка автора. Тогда еще можно понять,оть читать и неприятно. По сути в статье правильного много, этого не отнимешь. 2)Комментарии внизу тов. Лейкина поддерживаю. 3)"Спартак" странная (до неприязни) команда, надеюсь, с появлением стадиона менеджмент возмется за ум и все у свиных станет нормально. России нужно как можно больше сильных команд. А если еще и играть будут хорошо, ничего не имею против, чтобы даже стали и чемпионами, пусть порадуют своих болельщиков и подразнят соперников. 4) Всем удачи.
17.04.2014
Нефан
"Довольствоваться малым – печальная участь рожденных в одном чемпионате с "Реалом" и "Барселоной"." ------------------------ Только что Бенитеса поздравляли... С "печальной" "Валенсией" - 2 примеры и КУЕФА, с "чужим", но не менее "печальным" "Ливерпулем" (24 года без побед, кроме КУЕФА-01) - ЛЧ, с чужим "Челси" - ЛЕ... "Печальный" такой Бенитес...
17.04.2014
Неморд
Надоело больную свинью нагой пинать, с ней все ясно 5-е мест в ЧР и очередной «тренеришка» летом, скучно, банально, избито. А ну еще, что там будет с открытием стадиона типа наконец свой теперь мы ух и ах т.п. и т.д.
17.04.2014
citramon
Лейкин 17 Апреля 2014 | 09:55 Это любимое свиное занятие: пригласить нормального тренера (как Старков, например, или Скала), не дать ему работать, напустить на него свору карманных журналистов и полоумных ветеранов, выжить в конце концов из команды, плюнуть ему вслед и под крики ура взять тренером носителя свиного духа. Некоторое время он проедет на том запасе, который всё ж успел создать нормальный тренер, а потом, когда всё станет разваливаться... пора звать нового тренера, и всё идет по кругу. Аттракцион продолжается. Считаю формулировки неприемлемыми, но идею меседжа верной. Сам являюсь болелой Спартака с 30-летним стажем
17.04.2014
Teufel
"Не каждому в жизни дано быть Спартаком.." - конгениально!!!)))
17.04.2014
Sandberg
Гаттузо крут!!!17 Апреля 2014 | 12:33 -- )))
17.04.2014
Излучение Заварзина, Есауленко и Дарьи Червоненко
"Однако нельзя не признать – испанец сам, как муха, прилетел в сети "пауков"." гы)) для мухи тут несколько иная аналогия напрашивается вместо пауков)) и ближе к истине)))
17.04.2014
bango
Прекрасная статья, а уж формулировки автора - просто браво! На уровне бульварной прессы. Судя по статье, Эмери в принципе сам виноват в ситуации. А недостатком его является, что он приехал к нам и оказался по-человечески достойным и не склонным к интригам человеком, будучи сосредоточенным на работе. При этом свою квалификацию тренера он доказывал ранее и доказывает текущими результатами. Зачем все эти формулировки и пустые слова о величии Спартака? В текущих условиях нужно сосредоточиться на текущей работе, а не жить воспоминаниями и амбициями после прошлых побед. Уже много лет нет никаких серьезных титулов - может стоит поискать причины в себе и эффективнее работать руководству клуба, в том числе, а не находить крайних каждый раз?
17.04.2014
ki
а чё тут локотки грызть ? унай хороший, качественный тренер, но разве спартаку надо быть "третьим после.." ? когда от тебя ничего не ждут, легко "перевыполнить ожидания" нужен топ и обязательно на долгосрочную перспективу.
17.04.2014
Perca
Эмери, кстати, в силу своей интеллигентности, даже не стал комментировать слова Дзюбы в интервью нашему журналисту. А сейчас на деле доказывает, что является большим специалистом в тренерской области. Но нет, как же так, давайте накидаем ему вслед какашек, правда, спартачи? И в этом вы все - руководство, фанаты, журналисты... Адекватных болельщиков, особенно тех, кто болеет за Спартак еще со времен Черенкова и Дасаева, искренне жаль за то, что им приходится наблюдать за такой деградацией своего любимого клуба.
17.04.2014
Неморд
Что мясико, локотки грызете?
17.04.2014
Гаттузо крут!!!
Так, а что тут обсуждать. Свиньям не нужен тренер им нужен свиновод! За которым радостно хрюкая пойдет команда и толпа безмозглых болел. Достаточно продекларировать чемпионство и все уря-хрю-хрю виииииии. И этого достаточно. Больше ничего и ненадо. И так будет пока тупая свиная голова не поймет ,что нет уже магии бренда и нет вообще ничего и надо работать долго и напряженно, а не строить словесные воздушные замки. Стадик однозначно первый и существенный шаг к возрождению ,но этого без разумной стратегии будет недостаточно. Дайте Гуньке поработать!!!!
17.04.2014
ненавижу_Мойшу_Каца
Статья - блеск! Журналист - талантище! ))
17.04.2014
Samarafan
bannikov.en17 Апреля 2014 | 09:37 не позорься уж
17.04.2014
Человек из России
Сплошные домыслы журналиста или обозревателя (не знаю должности) - такое вот субъективное восприятие. Зачем это на главной? Ради срача в комментах что ли? Типа чем больше комментов (фиг с ним, что негативных - это самое распространённое) - больше рекламы продасться? надоела это коммерция
17.04.2014
Simpa
Лейкин, +100500!!!
17.04.2014
Антисвинтус
Время всё расставит по местам. Эмери - крут, хрюкотающая свинота - в вечном овне, скудоумный симонов в очереди за тридцатью сребрениками.
17.04.2014
Русь изначальная
Господин Симонов, Вы уверены что написанное Вами - это журналистика? Куда смотрит редакция "СЭ"? Смысл статьи понятен, но зачем писать в стиле бульварной газетенки?
17.04.2014
OJEro
Рад за Эмери. В спартаке с ним поступили не порядочно и просто глупо. Жизнь "по-понятиям" и успех в футболе (да и в любом хорошем деле) не совместимы.
17.04.2014
tramvaj
Для полного понимания "Who is mister Emeri?" не хватает одного - пригласить его на должность в иностранный европейский чемпионат. Получится ли себя где-то проявить с условным Лионом-Марселем, Эвертоном-Тотенхемом, Байер 04-Штутгартом. Т.е. в тех клубах, которые играют ту же роль, что и Валенсия/Севилья в Испании - претендуют на роль первых после грандов. Может быть, что тренер он чисто для внутренней кухни. Трудно сказать.
17.04.2014
bigzhuk
В статье со многим согласен.
17.04.2014
Uncle Бенсий_
Лейкин *** ))) Неплохо... Правда-несколько неполиткорректно,но оченно близко к реальности! )))
17.04.2014
nichita19751975
Лейкин 17 Апреля 2014 | 09:55 _____________________________ Ротик прикрыл, бандерлог немытый!
17.04.2014
Лейкин
Это любимое свиное занятие: пригласить нормального тренера (как Старков, например, или Скала), не дать ему работать, напустить на него свору карманных журналистов и полоумных ветеранов, выжить в конце концов из команды, плюнуть ему вслед и под крики ура взять тренером носителя свиного духа. Некоторое время он проедет на том запасе, который всё ж успел создать нормальный тренер, а потом, когда всё станет разваливаться... пора звать нового тренера, и всё идет по кругу. Аттракцион продолжается.
17.04.2014
novek-lab
Лейкин 17 Апреля 2014 | 09:40 +1
17.04.2014
bannikov.en
Оркестр - тушЬ???!!! Позор, товарищи))
17.04.2014
DmFox
фразу "которые кроме собственных амбиций готовы просрать все и вся?" следует читать как - "которые РАДИ собственных амбиций готовы просрать все и вся?"
17.04.2014
DmFox
А в чем проблема Эмери? В том что он не понял, что в руководстве Спартака стоят неадекватные люди? которые кроме собственных амбиций готовы просрать все и вся? Ведь если Карпин и компания хотели бы возвеличить клуб, то они бы наоборот ограждали бы Эмери от быта, чтобы он мог сосредоточится именно на своей работе, для чего его и приглашали. И в конце такой вывод интересный - мелковат оказался Эмери, не смог справиться с гендиректором Карпиным. Хотя я с трудом представляю себе ситуацию в любой отрасли - пригласил гендиректор сотрудника, и тот начинает упорно бороться с руководством за право выполнять свои обязанности.
17.04.2014
Alex.S
По виду, Эмери-орел. По сути-нет. Но это не оправдывает спартаковских руководителей. Зачем приглашать дорогого специалиста из-за границы, и при этом вставлять ему палки в колеса? Не хотите помогать-не надо. Но при этом не мешайте! Мне понятна логика Эмери, и его не желание бороться с ветряными мельницами. Он классный, востребованный специалист, и доказывать свою правоту отдельным личностям далеко за пределами его дома, он просто не видел необходимости.
17.04.2014
Uncle Бенсий_
Хорош Логист! Гуманитарий,епрст... "Тюфяк","фрик","просек поляну","Мы Спартак-а вы..." Странно,что не использовал такие образные выражения (а ведь 100%-у него на языке вертелись!),как "лошара" и "чисто конкретно..." Бульвар-Экспресс...
17.04.2014
der_kaiserlexx
Сейчас набегут все, кто ненавидит Спартак и выскажут свое мнение, мол, долой из СЭ мясных журналистов. Сто пудово так и будет.
17.04.2014