Премьер-лига (РПЛ). Статьи

12 мая 2014, 21:15

Вы имеете право хранить надежду

Дмитрий Зеленов
Обозреватель

СВОЯ КОЛОНКА

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Каждый раз, когда случается нечто подобное, возникает ощущение, что дальше уже некуда, что это последняя капля, падение которой не просто переполнит чашу, а будет сродни удару в челюсть. Почти такому же, что в воскресенье на "Петровском" получил Гранат.

Каждый раз, когда футбол становится полем для хамства, кощунства и насилия, пресса бьет во все колокола: караул, пробуждайтесь, еще немного – и конец! Мы достаем потертые лозунги и отряхиваем от пыли затасканные трафареты, которые, думается нам, становятся все более актуальными и убедительными.

* Рецепт известен:
понять и простить

* Битва за чемпионство
на "Петровском" обернулась бойней

* "Зениту" грозит
поражение 0:3

* Беспорядки на "Петровском": хроника событий

* Грехи Питера

Каждый раз нам кажется, что словом можно помочь. "Чума есть, пира нет", "Удар лопатой", "Игру сожгли, как ведьму", "Или они, или футбол". Все это – заголовки "СЭ" к материалам, посвященным таким историям. Нас отчего-то не покидает уверенность, что чем звонче и беспощаднее мы напишем обо всем произошедшем, тем действеннее окажется реакция. Ну и заодно выплескиваем на страницы газеты собственное негодование.

Но не наивны ли мы, полагая, что "уж теперь-то" что-то изменится? Честны ли в своем гневе, который видится не только праведным, но и способным на кого-то повлиять? Ведь было многое. И драки болельщиков с футболистами (вспомните матч "Сатурна" и ЦСКА в Раменском), и артиллерийские обстрелы из камней (в Махачкале это в какой-то момент стало традицией), и вопиющие по своему содержанию баннеры и флаги. И трупы тоже были. Вот только через них легко перешагнули и пошли дальше.

После трагедии, случившейся в Санкт-Петербурге весной 2000 года, когда был убит 15-летний школьник Виталий Петухов, "СЭ" в материале под шапкой "Сколько болельщиков должно погибнуть, чтобы власть это заметила?", ставил практически те же вопросы, что мы ставим сейчас: почему не работают законы, насколько эффективно действуют правоохранительные органы, где политика клубов? "Кто-нибудь занимается у нас серьезно, на государственном уровне, проблемой футбольного фанатизма?" – вопрошал мой коллега 14 лет назад.

К слову, общим рефреном тогда звучало обращение "Берегите болельщиков!" Так что не думайте, что с газетных страниц мы в обязательном порядке вешали всех собак на фанатов, скопом называя их отморозками и скотами, это неправда. Впрочем, речь не об этом. Как кого ни назови, проблема от этого никуда не уйдет. У скотства и отмороженности много творцов.

Беда в том, что все это перестало быть ЧП в полном смысле этого понятия. Произошла странная трансформация, и теперь околофутбольный беспредел сделался чем-то вроде регулярной встряски или запланированной эстафеты ненависти, когда цепочкой соединяются друг с другом траурные заметки в прессе, жареные сюжеты на ТВ, суровые заявления ответственных лиц с обещаниями найти виновных, дискуссия в обществе и, наконец, плавное затухание – до следующего раза. Самое печальное, что действие исходит только от "забойщиков" этой эстафеты – от тех, кто убивает, калечит, кидает и оскорбляет. От всех остальных, как правило, следуют только слова.

Но если в нашем – журналистском – случае это, как ни крути, часть профессии, то, ответственным лицам, располагающим реальными инструментами влияния, складно излагать мысли не обязательно. Дела с их стороны ценятся гораздо больше. Только вот, увы, встречаются намного реже.

Судя по всему, пока "день сурка" продолжается. Сценарий питерских беспорядков не отступает от классики жанра. Мы поахали, когда все это произошло, ознакомились с дежурными комментариями "накажем", услышали, что главного хулигана задержали, а чуть позже усмехнулись, узнав, что задержали не его, и – замерли в ожидании.

Затем в эфире установилась странная тишина. Свое дело по традиции делают только СМИ: говорят, пишут, показывают. Благодаря "картинке" НТВ мы увидели, как именно человек в черной бейсболке бил Граната. Корреспонденты Life News на следующий день назвали публике его имя и фамилию. Коллеги из профильных изданий раскопали детали биографии.

Вполне вероятно, этим же занимались и сотрудники "Зенита" – в тесном сотрудничестве со следователями. Только вот сообщать об этом никому не стали. Будем надеяться, берегут слова, чтобы, наконец, ответить действием.

Ведь помимо права говорить, право надеяться у нас тоже есть. И его отнять точно никто не сможет.

38
  • Неморд

    «мы увидели, как именно человек в черной бейсболке бил Граната» Да мы видели, как один отморозок в скользь ударил Граната, а вы господин Зеленов что увидели? А вы видели, как Спартачи своего фаната бьют на секторе? Или у Вас красно-белые очки одеты Вы видите только то, что хотите видеть? Так посмотрите 90 мин + эфир от 11.05.14г. Заодно Карпина послушаете Он ооооочень много рассказал про народную команду, как игроки друг друга дубасят в перерыве матча Терек-Спартак как с болельщиками Карпин разговаривал, как игроков покупали в Спартак, вод где сюжет так сюжет.

    13.05.2014

  • raff

    Газпром тратил десятки миллионов евро на игроков, а на работе с фанатами экономили. В результате фанаты превратились в дебилов и благодаря только им Зенит больше не будет чемпионом никогда...

    13.05.2014

  • Неморд

    То есть фанат не человек? Его можно бить, пинать, унижать. А Гранат святой божок его пальцам даже тронуть нельзя? Ему надо было еще в кому впасть, может тогда и Оскара дали за главную мужскую роль второго плана, или нет пардон у нас Нику дают.

    13.05.2014

  • ШАЦК

    Неморд Тебе вчера уже все по данному вопросу объяснили, ты чего тугой такой? Это тебя чтоли избили или друга твоего? Если не фанат так не суйся на фанатскую трибуну, а сиди на центрах с болельщиками. Если ты там ты будь любезен петь, кричать, драться и уходить тогда, когда так сделают заводилы-страшаки. Ты ребенок чтоли, не разу на футболе не был?

    13.05.2014

  • Неморд

    Ау люди!!! А почему не обсуждаете события на матче Спартак-Амкар как фанаты из Фратрии на трибунах болельщика Спартака избивают, человек десять одного мутузят за то, что из сектора не ушел на 15-й мин матча, почему здесь молчите? Или выгодно молчать? Или по вашему это не преступление? Или это Спартак и им все можно? Или газета проспартакавская? Хочу правды, справедливости, честности.

    13.05.2014

  • MorningFriend

    историк79, ты прав, последний Майдан тому подтверждение.

    13.05.2014

  • MorningFriend

    "Будем надеяться, берегут слова, чтобы, наконец, ответить действием." БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ..... но вряд ли!

    13.05.2014

  • Olegavr

    К сожалению, как показывает практика, пока не случится массовая гибель людей, никто ничего делать не будет. Ну поймают одного человека, может быть накажут и все останется как есть. До следующего раза. Мне вот интересно, если я на заседание Госдумы забегу и дам по физиономии депутату, я тоже потом оттуда спокойно убегу?

    13.05.2014

  • Эрик Рыжий

    SpaM82 13 Мая 2014 | 02:32 Не надо передергивать. Но программы молодежные (не "Наши" и прочие, а нормальные) должны быть.

    13.05.2014

  • Kondrat45

    Город, построенный каторжниками, рождает только моральных уродов.

    13.05.2014

  • pitersam

    serg555513 Мая 2014 | 00:17 Я никак не пойму что за истерику устроили? Конец чемпионата, последний матч дома. После окончания матча болелщики выбегают на поле чтобы взять автографы. Обычное дело в любой стране. . Любитель выбегать на поле? Я, как увидел выбегающую толпу, сразу подумал - за автографами бегут! :))) Вот один из выбегавших и выдал "автограф" Гранату...

    13.05.2014

  • Алексей Х13 Мая 2014 | 06:42 Выявляют, чтобы штраф клубу на них расписать.

    13.05.2014

  • Алексей Х

    Gabbetty62 13 Мая 2014 | 06:33 в анонсах перед матчем фигурировала эта цифра, равно как и после матча было подтверждение. "В настоящее время полиция занимается установлением лиц, выбежавших на поле стадиона «Петровский» во время матча «Зенит» – «Динамо», с целью привлечения их к административной ответственности. Об этом сообщает «Фонтанка.ру» со ссылкой на ГУ МВД по Петербургу и области. Ряд лиц уже задержан, но о количестве привлекаемых к ответственности говорить пока рано. Обращений о нарушении общественного порядка болельщиками после того, как они покинули стадион, в полицию на данный момент не поступало. Напомним, что, согласно данным главка, порядок во время матча охраняли 2500 полицейских, которым помогали народные дружинники и сотрудники частных охранных предприятий."

    13.05.2014

  • Gabbetty62

    Алексей Х 13 Мая 2014 | 04:51 О каких 2 500 сотрудников полиции идет речь? Не было их там столько. Стюарды в основном обслуживали матч. Орлов сам сказал, что мол полиции маловатовато, а стюарды не справились со своей задачей.

    13.05.2014

  • KblP

    Зачем нужны организованные группировки под видом фанатского движения, мы можем видеть на примере Украины. Надо было бы - разогнали бы на раз. А раз не разгоняют, значит кому-то это надо.

    13.05.2014

  • Алексей Х

    после того, что он спокойно покинул стадион при 2 500 сотрудников МВД и теперь находится "в розыске" - сто к одному, что дело спустят на тормозах. И мнение (желание) Граната (подавать заявление и возбуждать ли уголовное дело, соответственно) никто спрашивать не будет.

    13.05.2014

  • Какой поп, такой Ленинградский приход.

    13.05.2014

  • SpaM82

    Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом!13 Мая 2014 | 00:52 Кстати, одна из причин, почему все это происходит - государство положило, извините за выражение, большой и толстый на массовую культуру и личную жизнь граждан... Хочешь - не работай, пей, колись, жри в макдоналдсах, трахай шлюх сколько хочешь и каких хочешь, ори матом на стадионе - все "в рамках закона"... По барабану всем сегодня на то, как ты, что ты. Бабки... Деньги... Эти несчастные бумажки сегодня играют главную роль в жизни - а на человеческие отношения начхать... ___________________________________________________________ ______________________________________ Т.е. получается, что надо ввести уголовную ответственность для безработных, запретить алкоголь, закрыть Макдоналдсы, за внебрачную связь опять же уголовную ответственность... Твоя фамилия не Милонов? Иди подлечись немного.

    13.05.2014

  • Дикий Мяв

    nickmik12 Мая 2014 | 23:10 Вы представьте, этот матч показывали во многих странах мира и увидев это многие подумали: И эта страна будет принимать ЧМ-2018?! ------------ Уже писали: по вильнюсскому ТВ комментатор радостно орал - что вы хотите, это же РОССИЯ!!

    13.05.2014

  • mauqli

    говорю же виноват Гранат,не хотел давать автограф.

    13.05.2014

  • Нефан

    Emdetei 12 Мая 2014 | 21:58 --------------------------- Полностью согласен. Гнать таких придурков надо всем скопом. Это ж все передается как эстафета. Одно поколение вроде перебесилось - так байки младшему травит про то, как они "круто отжигали" в молодости, а те хавают и впитывают. И это не остановится. Почему-то в том же "Ледовом" определенные правила игры изначально установили - да, народ и выпить может, и поорать от души, но такого бардака никогда не было. Семьями ходят, с детьми. А на футбол...

    13.05.2014

  • Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом!

    Кстати, одна из причин, почему все это происходит - государство положило, извините за выражение, большой и толстый на массовую культуру и личную жизнь граждан... Хочешь - не работай, пей, колись, жри в макдоналдсах, трахай шлюх сколько хочешь и каких хочешь, ори матом на стадионе - все "в рамках закона"... По барабану всем сегодня на то, как ты, что ты. Бабки... Деньги... Эти несчастные бумажки сегодня играют главную роль в жизни - а на человеческие отношения начхать...

    13.05.2014

  • Грамотность хромает, а ошибок на сайте - навалом!

    serg5555 13 Мая 2014 | 00:17 --------------------- Ха-ха-ха! А кто их знает, этих безумцев, за автографами они выбежали или люлей надавать всем, кто под руку попадется. Вы знаете, тут до кровавой бойни было не так уж и далеко, на самом-то деле. Так что на самом деле надо радоваться - мы все вновь отделались легким испугом. У Граната все заживет со временем, а санкции к Зениту, надо полагать, останутся косметическими. Ребята, смешно и одновременно грустно все это видеть на самом-то деле - годами и десятилетиями! Почему никто не говорит о том, что у нас любой может пронести миллион файеров на трибуну и зажечь их там - и ничего ему за это не будет, в худшем случае клуб попадет на штраф. Во-первых, почему у нас все эти фанаты такие больные люди, что им обязательно надо пронести эти несчастные файеры? Во-вторых, если у нас так легко пронести столько файеров, то что еще так легко пронести на стадион у нас - оружие? Холодное? Огнестрельное? Ножи? Пистолеты? Я уж не говорю о таких "мелочах", как бейсбольные биты, кастеты и стеклянные бутылки. А может быть, взрывное устройство? Понимают ли клубы и руководство нашего футбола всю потенциальную опасность этой безумной фанатской вседозволенности? Что рано или поздно может случиться настоящая трагедия, когда погибнут десятки людей, а пострадают сотни, а то и тысячи...

    13.05.2014

  • serg5555

    Я никак не пойму что за истерику устроили? Конец чемпионата, последний матч дома. После окончания матча болелщики выбегают на поле чтобы взять автографы. Обычное дело в любой стране. ТО, что один идиот ударил футболиста- это не повод устраивать истерики. А если бы не ударил- никто бы и слова не написал. А еще эти симулянты, что ломич что гранат, гранату даже по лицу не попали, удар скользящий по плечу и по затылку. И не кулаком, а ладонью. Таким ударом сломать челюсть и череп это даже шварцнеггер не сможет. Клоунада.

    13.05.2014

  • swix1

    Надо всех пацанов (которые выскочили)в Донецк , или Славянск отправить больная страна

    12.05.2014

  • futur1203

    Какого хрена приплетать матч ЦСКА с Сатурном, который прекратил существование чуть ли не 10 лет назад.

    12.05.2014

  • konsta29

    sadrazam12 Мая 2014 | 22:58 "Фанатский манданизм". ---------- Ёмко...... :)

    12.05.2014

  • nickmik

    Я сам являюсь болельщиком Зенита и мне стыдно за команду и за этих уродов, которых я даже болельщиками называть не хочу. И самое главное, РФС наплевать на это. Им это выгодно, они могут продолжать драть штрафы с клубов и пополнять свой карман. НУЖНО НАКАЗЫВАТЬ НЕ КЛУБ, А ЭТИХ ОТМОРОЗКОВ, КОТОРЫЕ ЭТО УСТРАИВАЮТ. А то что мы имеем, клубы наказывают штрафами и играми без ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБЯЩИХ ФУТБОЛ БОЛЕЛЬЩИКОВ. А эти выродки продолжают гулять на свободе, посещать матчи и продолжать устраивать подобное. Их никак не наказывают, а наказывают клуб. Я считаю, их нужно привлекать к административной, а то и к уголовной ответственности, заставлять это быдло платить огромные штрафы штрафы, а то и сажать в тюрьму. А у нас болельщики ходят на стадионы устраивают это все и остаются БЕЗНАКАЗАННЫМИ. Вы представьте, этот матч показывали во многих странах мира и увидев это многие подумали: И эта страна будет принимать ЧМ-2018?! Я уверен, что если не начать как-то с этим бороться, то такие случаи будут повторяться снова и снова.

    12.05.2014

  • sadrazam

    "Фанатский манданизм". Нет, это не попытка определить новое направление в фанатском движении. Это сегодняшняя реальность. Когда с одной стороны украинские фанаты участвуют в одесских погромах, а другие фанаты на "Петровском" проявляютс свое майданутство. Корень зла - в одном, во влиянии пси-фактора на толпу. Там где обычный человек превращается в зверя и подчиняется инстинктам. причем этому влиянию больше подвержены именно молодые особи, чей социальный разум еще не настолько крепок, чтобы контролировать собственные эмоции. Киевский майдан, вседозволенность, фанатский беспредел... все в одном ряду. И никто ни в прессе, не в аналитических измышлениях не ставит эти проявления рядом. А пора бы, причем нашей власти (на самом верху) пора бы уже. Иначе болотное дело покажется разминкой, выражаясь футбольной терминологией...

    12.05.2014

  • konsta29

    Dimos.12 Мая 2014 | 22:13 Не, понятно же, что Рама - это вообще другое, да и случай не тот, и Торпедо-Динамо это не тот случай, и ...... А вот случай с Гранатом это вАпще...

    12.05.2014

  • Dimos.

    все в кучу намешали и даже Раму вспомнили )

    12.05.2014

  • Айл би бэк

    Kenter12 Мая 2014 | 21:35 Надо всех пацанов (которые выскочили)в Донецк , или Славянск отправить. Пускай перед Родиной долг отработают ! ! ! Кто откажется - отлучить от футбола (русского) навсегда. ------------------------------------------------------------ --------------------------- Давай, дурачог, ты первый, вместе с Рогозиным в один окоп. Здесь речь о футболе и бардаке, который пока лишь чудом не лишает человеческих жизней.

    12.05.2014

  • TimM

    Раз никто не чешется,предлагаю клубам нанять тренеров и проводить дополнительные тренировки футболистов по самбо.Если убежать от горе-болел не успел,так хоть увернуться смог или на прием взял.

    12.05.2014

  • Emdetei

    Ведь уже давно подсчитано, что основная прибыль со стадиона идет от Ви Ай Пи лож и покупателями абонементов. И от тех же "Кузмичей". Фанаты вообще не нужны, деньги они не платят, от них только лишние проблемы, потому что люди боятся идти на стадион вместе со стадом недоделаных уродов и слушать матюки. Так что если со стадионов уйдут бешеные собаки, то на их место придут нормальные болелы со своими семьями и атрибутики купят гораздо больше и песни попоют и т. д. Я был на Камп Ноу и знаю что говорю.

    12.05.2014

  • Kenter

    Надо всех пацанов (которые выскочили)в Донецк , или Славянск отправить. Пускай перед Родиной долг отработают ! ! ! Кто откажется - отлучить от футбола (русского) навсегда.

    12.05.2014

  • Dimon.

    не вижу разницы, это ведь уже не определенный период, а нормальное состояние

    12.05.2014

  • Джин_SM(v3)

    Dimon. 12 Мая 2014 | 21:20 не страна, государство...

    12.05.2014

  • Dimon.

    больная страна

    12.05.2014