13 мая 2014, 23:30
СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 29-й тур
НА СЛУХУ
Евгений ЗЫРЯНКИН
Редкий, если не уникальный случай: накануне заседания КДК, где будут рассматривать грандиозный скандал в Санкт-Петербурге и выносить санкции "Зениту", никто не ломает копий о несправедливости грядущего вердикта и не сотрясает эфирное пространство надеждами на смягчение приговора. Обычно шум стоит – себя не слышно. А в этот раз звенящая тишина да покорное смирение проштрафившихся.
И действительно, спорить не о чем. Происшествие на "Петровском" настолько вопиющее, еще и с элементами уголовщины, что двух мнений быть не может: "Зенит" понесет наказание по всей строгости закона. 500 тысяч рублей в казну РФС, дисквалификация стадиона или отдельных его сегментов, и 0:3. Поскольку матч и без того проигран практически вчистую, а разность мячей для турнирных раскладов уже не важна, технический нокаут от 2:4 в сущности ничем не отличается.
В статьях регламента, за нарушение которых петербургский клуб понесет кару, есть "вилка"; в данной ситуации – между суровым и очень суровым наказанием. Амнистия не предусмотрена: за сорванный зрителями матч прощения быть не может. Вопрос лишь в том, в какую сторону качнутся весы контрольно-дисциплинарной Фемиды.
Известный спортивный юрист Юрий Зайцев считает, что приговор будет максимально жестким. Во-первых, "Зенит" уже штрафовали за выходки болельщиков, и КДК не может применить менее строгие санкции, чем в прошлый раз. А во-вторых, сам по себе эпизод из ряда вон: на поле выбежали не один-два человека, а целая, агрессивно настроенная трибуна.
КДК, если задумает лютовать, может лишить "Зенит" зрительской поддержки на пять ближайших домашних матчей. В таком случае за хулиганство "группы лиц" пострадают все болельщики. Второй вариант – те же пять игр на нейтральном поле. Но для фанатов это совсем не наказание – уж они-то и в тайгу проберутся. Зато для города, которому "посчастливится" принимать такие матчи, радости немного.
Самый "продвинутый", современный метод воздействия – заколотить на весь штрафной срок "вираж". И пусть "актив", пока его не пускают на футбол, проводит внутренние разборки и чистит свои ряды.
Авторитеты "виража", правда, говорят, что здешняя публика слишком разнородна, много групп и группировок и все их контролировать невозможно. Если вдуматься, это означает, что в секторе царит бардак на грани беспредела, и кто угодно, когда угодно может подставить всех фанатов. Кстати, об этом говорилось и в приснопамятной истории с "подрывом" Шунина. "Зенитчики" утверждали тогда, что на сектор пробрался гастролер, засланный казачок, и запустил злосчастную петарду, обошедшуюся клубу в три, по сути, "золотых" очка.
Так в чем же тогда авторитет "авторитетов"? У настоящих авторитетов не бывает такого безобразия. У них организация и порядок, строгая система подчинения и дисциплина. К этому, несмотря на всю разношерстность контингента, должны стремиться и петербургские фан-лидеры. Иначе все они – и солидные, и умные, и достойные, и сдержанные – кажутся со стороны точно такими же неописуемыми полуголыми мужиками, наскакивающими на приезжих игроков.
Конечно, многим любителям футбола сегодня хочется более радикальных мер: чтобы этой темой занялось государство со своим репрессивным аппаратом, составило длинные списки навечно отлученных от стадионов, закрыло фанатские сектора. Но даже если власти действительно впрягутся в этот процесс, знаете, сколько пройдет времени, пока этот механизм будет запущен и начнет действовать? Сколько матчей будет сорвано, сколько футболистов получат по уху?
Нет, ребята, сейчас эту проблему нам – вам – нужно решать самим. А футбольному союзу – для острастки – хорошо бы вписать в регламент следующего чемпионата геометрическую прогрессию матчей без "виражей". Десять при новом нарушении, пятнадцать при следующем и так далее. Чем не репрессия?
"Зенит" много и плодотворно работает с фанатами, добился на этом направлении определенных успехов, и это был очень верный шаг – встать впереди фан-движения, чтобы им управлять. Но при этом совершенно ясно, что сдержать толпу нереально, и только четкая организация внутри этого полчища с контролем и координацией из клуба обезопасит футбол от подобных инцидентов.
Иначе их не избежать вновь и вновь. Кончится дисквалификация, утихнут страсти, забудутся детали, и все повторится. И опять мы все окажемся в нокауте, получив вместо игры вакханалию и бойню.
Глава КДК сообщил "СЭ", что стычка футболистов "Зенита" и "Динамо" Саломона Рондона и Марко Ломича в документах не зафиксирована.
– Официально в документах делегата, судьи и инспектора данный эпизод не отражен, поэтому все вопросы будем рассматривать непосредственно на заседании, – сказал Григорьянц. – У нас есть видеозаписи, предоставленные "Зенитом", "Динамо" и основным вещателем. Мы их посмотрим и заслушаем стороны. И если встанет вопрос о данном эпизоде, то мы его, естественно, разберем по заявлению сторон и видеозаписи.
Алена ПОЛЯКОВА