СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Во вторник в ЛФК ЦСКА на встрече с болельщиками армейским футболистам вручили золотые медали чемпионов России-2013/14. После этого мероприятия с журналистами поговорил президент клуба Евгений Гинер, сделавший ряд громких заявлений.
Дмитрий СИМОНОВ
из Москвы
– С какими чувствами приступаете к новому походу за чемпионством?
– Все новое всегда интересно. Не скажу, что меня переполняют чувства и эмоции. Обычно это происходит, когда завершается 30-й тур – и ты на первом месте. Мы готовимся. Суетно, конечно, особенно при учете всех нынешних политических дел. Не совсем досуг. Но – готовимся.
– Как, кстати, вы отнеслись к решению УЕФА развести в еврокубках российские и украинские клубы?
– Это наши друзья и братья. Все происходящее для меня очень странно... Могу ли я считать принципиальным соперником Рината Ахметова, Суркиса или кого-то еще? Для меня это глупость.
– Пока ЦСКА довольно скромно ведет себя на трансферном рынке…
– ЦСКА всегда так себя ведет. Тех футболистов, которые нам интересны, обычно приходится ждать до 31 августа. А сейчас на дворе середина июля. Увы, РФПЛ – не тот чемпионат, куда игроки мчатся, стоит только отправить им предложение. Нет, футболисты обычно выжидают, позовут ли их в Испанию, Англию или Германию. А если нет, то тогда уже едут к нам. Но надеюсь, что к 2018 году мы создадим инфраструктуру и поднимем наш чемпионат на более высокий уровень. В Бразилии был сумасшедший праздник, я такого давно не видел. Верю, что и мы за три-четыре года многое сделаем.
– После неудачи сборной России на чемпионате мира вновь заговорили о реформах отечественного футбола. В частности, обсуждается ужесточение лимита на легионеров и натурализация игроков. Что вы об этом думаете?
– Я читал про натурализацию футболистов и все остальное. РФС все время говорит, что лимит у нас должен стать жестче: Капелло требует увеличить его на одного россиянина. Предлагаю идти другим путем: давайте вообще запретим иностранцам выступать в российском футболе, а иностранным тренерам – здесь тренировать. Вот тогда мы вырастем!
Нам говорят, что если мы увеличим лимит на одного человека, то у нас сразу станет очень сильная сборная. А представьте, если россиян станет больше не на одного, а на шесть человек. Мы, как бразильцы, будем собирать по 5 – 6 сборных. Легко! И при этом нам предлагают натурализацию…
Господин Капелло в разговоре со мной на исполкоме РФС ответил на мой вопрос, есть ли лимит в Италии: "Конечно, там могут играть три бразильца". Бразильца! Но при этом за "Интер" могут играть 11 голландцев или французов. Кроме того, даже у бразильцев постоянно находятся бабушка или дедушка из Италии или Испании.
Зачем себя обманывать? Мы видели, что чемпионом мира стала страна, которая вообще не знает, что такое лимит. Я разговаривал с Румменигге (председатель правления "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге. – Прим. "СЭ") и объяснить ему, что это такое, не смог.
В Бразилии какой лимит? А в Аргентине? В Голландии? У четырех лучших команд ЧМ-2014 нет никакого лимита!
Российский футбол деградирует из-за лимита, но никто этого не понимает. Более того, нам предлагают натурализовать иностранцев. То есть мы не разрешим бразильцу играть по лимиту, но русским его сделать можем. Получаются две противоречащие, отвергающие друг друга вещи. Фантастика.
– Каких решений вы ждете от ближайшего исполкома РФС?
– Я жду отчета президента РФС и главного тренера сборной. Я член исполкома и кое-что для российского футбола сделал. Кубок УЕФА впервые в Россию привез. Поэтому я хочу, чтобы мне рассказали, что и как будет. А если мне начнут рассказывать, что надо, мол, усилить лимит или вернуться на "весну – осень", и тогда мы начнем выигрывать чемпионаты мира… Послушайте, это же бред сумасшедшего!
Нам нужно развитие детско-юношеского футбола, а не стратегии и программы, которые пишет непонятно кто и непонятно о чем. Сплошные лозунги! В свое время мы с Виталием Леонтьевичем Мутко занимались темой детско-юношеского футбола, но затем все потихоньку сошло на нет. Видимо, нынешнее руководство хочет запомниться своими стратегическими программами.
– Как вы оцениваете выступление сборной России?
– Это наш сегодняшний уровень. Да, мы могли выйти из группы. Но когда у нас господин Воробьев (генсек РФС. – Прим. "СЭ") в прессе высказывает мысль, что можно было не выходить, все равно там немцы… Зачем вообще мы тогда ехали на чемпионат мира? Там же сильные команды! Зачем мы вообще играем в футбол?
– Игорь Акинфеев после матча с Алжиром сказал, что Лига чемпионов и чемпионат мира доказали: мы не можем дорастать до высокого уровня, ведь все наши игроки выступают в РФПЛ. Что им делать? Уезжать?
– Вы мне сейчас напомнили старый анекдот. "Я не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо". Что значит "уезжать"? Когда наши футболисты востребованы на высоком уровне, конечно, ехать надо. Но за границей им не дадут условий, которые есть здесь, в том числе благодаря лимиту. За рубежом им никто столько не заплатит. А вот будь в России свободная конкуренция, игроки росли бы.
Чтобы наш футбол развивался и шел вперед, РФС должен заниматься реальными вещами, а не лозунгами.
Посмотрите эту стратегию – как ее, 2020? Запутался я уже, стратегий у нас море. Какая действует? Какая отменена? И вот найдите в этой стратегии хотя бы одну главу, которая объясняет, как надо сделать. Нужен анализ: почему хорошо или плохо. Немцы все нам показали. Даже думать не надо. Взять их модель и систему развития.
– А разве возможно просто взять и скопировать?
– Конечно. Легко. У нас же есть частно-государственные предприятия. И эти компании растут. В футболе – то же самое. Есть частные клубы, и мне не надо рассказывать, что я выращу хорошего игрока, если у нас будет лимит 6+5, а не 7+4.
Я ращу футболистов независимо от лимита и знаю, сколько на это трачу времени и денег. Нужна единая методология тренировочного процесса – сверху до низу. Обучение тренеров – то же самое. Обучение судей. Нужна вертикаль. А у нас сейчас каждый делает что хочет. Гинер учит по-своему, а во Владивостоке по-своему.
Государство, в свою очередь, должно предложить единую программу обучения игроков и тренеров и финансово участвовать в жизни школ, академий и интернатов. Возникает всеобщая заинтересованность. Государство получает футболистов для сборной, а клубы – качественных игроков.
А когда речь заходит о деньгах, люди начинают крутиться. Работать проще, когда ты видишь вдалеке бутерброд, до которого в конечном итоге можно добраться и съесть.
– Парадокс: вроде все так просто, а в России десятилетиями воз все ни с места…
– В жизни все просто. Надо, во-первых, желать и, во-вторых, делать. Ничего нового мир не придумал. Ты просто делай! Но вместо этого можно брюхо вывалить и сыпать лозунгами: вот если мы будем развивать, то жить станет лучше…
В нашей любимой стратегии мне понравилась графа "развитие женского футбола". Там написано: "есть тенденция снижения количества клубов в женском футболе". А дальше: "Нам надо это изменить и увеличить количество клубов в женском футболе". Теперь мы точно знаем, что надо делать.