Премьер-лига (РПЛ). Статьи

18 августа 2014, 13:55

Тактические поиски Якина: первые плоды

Дмитрий Гирин
Корреспондент

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 4-й тур. ЦСКА – "СПАРТАК" – 0:1

"СЭ" – о том, какие тактические ходы главного тренера "Спартака" помогли красно-белым одержать победу в дерби.

Валентин Иванов: "Это симуляция"

Главный тактический сюрприз, подготовленный главным тренером "Спартака" Муратом Якином к дерби, – это, безусловно, построение с тремя центральными защитниками, которое прежде он не использовал. Как рассказал швейцарец после матча, главное, чего он хотел добиться при игре в обороне, – это обезопасить себя от быстрых ответных атак ЦСКА, ибо скорость выхода в наступление и его слаженность находятся у армейцев на очень высоком уровне.

И, по большому счету, Якину это удалось. Да, в первом тайме у красно-синих прошли несколько быстрых выпадов. Можно вспомнить, как Макеев успел в подкате прервать выход к воротам Мусы, момент с прорывом нигерийца по левому флангу и последующими ударом Панченко и добиванием Дзагоева. Что характерно, эпизоды эти были в начале тайма: игрокам "Спартака" явно требовалось время, чтобы приноровиться к новому построению.

Но, обратите внимание – даже тогда у гостей было достаточное количество защищающихся. Три центральных защитника, один фланговый игрок плюс кто-то из пары центральных хавбеков Глушаков - Чельстрем всегда были сзади, и красно-белые отбивались как числом, так и уменьем. Да, Макеев, Таски и Инсаурральде – не самые великие защитники на планете Земля в целом и в нашем чемпионате в частности. Но их совместных усилий хватило, чтобы справиться с одним армейским центрфорвардом – Мусой.

Будет ли "Спартак" играть так дальше? Якин дал достаточно четкий ответ на этот вопрос: "Мы продолжаем находиться в тактическом поиске. Говорить о наигранном стартовом составе пока рано: коррективы придется вносить и после этого матча. Главное – добиться максимальной тактической и кадровой гибкости".

***

ЦСКА - "Спартак": не хватило дерби

Кроме того, построение с тремя центральными защитниками позволило "Спартаку" активно использовать фланги и постоянно нагнетать там давление без ущерба для обороны. Красноречивая статистика по направлению атак "Спартака": 51 процент через левый фланг, 34 процента – через правый, и только 15 процентов – через центр.

"Делали упор на края, понимали, что по центру ЦСКА пройти не даст. При обороне я должен был держать фланг, а при наступлении играть как можно шире, создавать глубину. Мы быстро переводили мяч, а у армейцев хавбеки играют узко, и на краю обычно есть время вклиниться фланговому защитнику", – сказал после матча Сергей Паршивлюк, чье подключение в атаку и привело к назначению пенальти, пусть решение рефери Владислава Безбородова и было ошибочным.

Внимательное изучение так называемых тепловых карт активности показывает и еще одну важную деталь. Комбаров и Паршивлюк действительно играли очень широко, создавая на краях необходимую глубину атаки. При этом крайние атакующие футболисты "Спартака" – Яковлев и Промес – постоянно смещались в центр. И когда наступление красно-белых завершалось передачей в штрафную, они, находясь в этой зоне, препятствовали быстрому развитию ответной атаки ЦСКА. В подтверждение этих слов и тот, и другой сделали по одному удачному отбору, а Яковлев добавил к нему еще и перехват. Тогда как с длинными передачами на Мусу трио центральных защитников "Спартака" справлялось. Кстати, длинных передач полевые игроки армейцев сделали больше, чем их соперники, – 58 против против 41.

***

Наконец, чрезвычайно активная игра Комбарова на левом фланге: Дмитрий сделал в дерби 15 передач в штрафную со своего края – столько же, сколько все футболисты красно-синих, вместе взятые, позволила "Спартаку" нейтрализовать Мариу Фернандеса, тем самым существенно снизив атакующий потенциал ЦСКА. Бразилец, который очень силен в наступлении и, что самое важное, играет впереди чрезвычайно грамотно и полезно, был вынужден сосредоточиться на оборонительной работе. Статистика красноречиво об этом свидетельствует: Мариу Фернандес сделал всего одну передачу с фланга в штрафную, но при этом совершил семь отборов мяча – больше всех в матче.

В итоге армейцы были вынуждены куда больше задействовать в наступлении Набабкина (5 передач с фланга в штрафную), хотя известно, что подключения в атаку и игра впереди – его самое слабое место. У него было два хороших момента в первом тайме, но сначала он после промаха Промеса не сумел обработать мяч, а затем исполнить аккуратную передачу вдоль ворот. Будь на его месте Мариу Фернандес, все могло закончиться для "Спартака" куда хуже.

***

7,5 - Реброву за спасения. ЦСКА - "Спартак". Оценки "СЭ"

И нельзя не сказать несколько слов о Чельстреме. Якин доверяет шведскому полузащитнику, и не зря – против ЦСКА тот сыграл просто превосходно, и во многом именно его действия в центре поля стали залогом победы "Спартака". Чельстрем прекрасно отработал в обороне – шесть отборов, три перехвата, три выигранные воздушные дуэли и один сблокированный удар. Через шведа строилась комбинационная игра "Спартака", с быстрыми переводами мяча – он сделал 43 передачи (больше всех в команде), из которых 77 процентов оказались точными: хороший показатель, учитывая, что ему приходилось обострять. Ведь именно с точного длинного паса Чельстрема на Промеса началась атака, приведшая к назначению пенальти.

35
  • Uncle Бенсий_

    Кретин в своём репертуаре...2+2 без калькулятора сложить не в силах,а многолямными трансферами жонглирует! Дятлик-он и в Африке Дятлик...Хроническое сотрясение мозгозаменителя))))

    18.08.2014

  • EstMaza

    Я всегда говорил, что Чельстрем за 3 млн - это просто гениальная находка. Отличный игрок!

    18.08.2014

  • Птицuk

    bigzhuk18 Августа 2014 | 15:10 С относительно небольшими деньгами давать результат мог только ЦСКА. Честь им и хвала, даром что заклятые. И то они в этом году не блещут по игре...А вот Зенит должен был 2 последних года брать золото, но остался с носом. ------------------- да хватит вам селекцию ЦСКА нахваливать - кто-то крякнул, все подхватили! Видели мы эту "классную селекцию" много раз! И с япошкой, который ушел бесплатно, и с Васиным, который был куплен, но оправдал себя только левым пендалем на Думбии, будучи отданным в аренду! Бразильцы вообще кроме Лава и Жо почти все за гроши ушли, будучи купленными не за копейки, Витинью подтвердит! ))) Есть "впечатления", а есть факты - я уже несколько раз писал, что (и НИКТО этих цифр не оспорил) самый дорогой состав естественно у Зенита - 227 лямов (ещё до Гарая и Гарсии, с ними все 250 будет), на втором месте - у ЦСКА - 161 лям, остальные московские Спартак, Динамо и Локо - 135-131 лям! И потом - никто же не знает, сколько ГВК платит Думбиям и Тошичам с Акинфеевым, что они ни в Европу, ни даже в Зенит на огромные ЗП не переходят!

    18.08.2014

  • Птицuk

    Неморд18 Августа 2014 | 15:01 ****** А 280 лямов по словам Федуна потраченные на трансферы? Кто вам мешал купить 6-7 нормальных игроков, а не покупать всякий шлак футбольный по 25-30 человек, а школа ваша где? --------------------- вот именно что по словам Федуна! Он наговорит! Просто арифметика - если 25-30 человек (берем в среднем 28) куплено за 280 лямов - то ГДЕ ОНИ? Где эти 28 игроков каждый по 10 лямов? С натяжкой можно по цене около 10 лямов назвать человек пять от силы, включая Мовсисяна и МакГиди! Где ещё 26? Если уж Бокетти куплен за 2 ляма, всякие Уоррисы и Барриосы - вообще за копейки, то значит, как минимум пять Халков было куплено! Вот только где они, и кто это? Пусть бы Федун назвал, а вам петухам только бы покукарекать, не пойми что и о чём!

    18.08.2014

  • Птицuk

    вперёд Спартак!18 Августа 2014 | 14:32 Якин начал путать будущих соперников разнообразием тактических схем. И это правильно, потому что нельзя играть всегда по одному шаблону, каким бы правильным он ни казался. Одним из аргументов сыграть в менее энергозатратную игру и "отдать мяч сопернику", думаю, было то, что у Спартака было на один день отдыха меньше (2 против 3 у цска). Кони привыкли, что Спартак всегда играет первым номером (и далеко не всегда громит соперника 3:0, а иногда и получает 1:5), а они ловят его на контратаках (так было и при псе и при бегемоте). Теперь бегемоту придётся чаще "чесать репу", потому что он не будет знать: хотят ли его смять или обыграть в спокойной манере. Пусть теперь гадает))) --------------------------- Всё верно, Якин всё грамотно делает, почему-то когда Бердыев с такой тактикой два раза чемпионат выиграл - его стали называть гением тактики, а тут ocлики обиделись на "автобус"! Ну так понятно, быть битыми всем обидно!

    18.08.2014

  • Веравалер

    Все эти поиски с неизбежностью приводят "режиссёра Янина" в карпинскую гавань. Помните, некоторые диванные футбольные стратеги, считающие себя журналистами, восхищались тем, как швейцарец пресёк валерины эксперименты по деланию из Комбарова крайнего защитника, из Макеева центрбека и из Глушакова - опорника. Даже тот факт, что 2/3 (не исключено, что и 3/3) этих экспериментов были поддержаны дедушкой Фабио, не останавливал от безжалостного троллинга коуча Мальорки. Да что там дедушка! Откровенно слабая игра Комбарова на левом фланге полузащиты, растворение Глушакова где-то между опрорной зоной и зоной "под нападающими" и невнятная игра Макеева на месте Комбарова тоже ни в чём не убеждали. И=Мол, это их амплуа и "им так удобнее". А где от них максимальная польза - об этом диваные стратеги как-то не задумывались даже. Так вот, как только запахло жареным (после 0:4 в Краснодыре), двое из трёх были возвращены на привычные по последним годам места. И сыграли ярко, заметно, полезно. Глушакова бы ещё вернуть на стопперскую позицию. Косвенные подтверждения его бесполезности впереди даёт и супердерби. Иначе - он сам бы судьбу этого матча решил, без понтов с пеналем и прочих заморочек. Но, подозреваю, если станет в строй Шариков, Коста отползёт под него, а ещё ниже станет Дениска. И всё, таким образом, вернётся взад. Любопытен эксперимент с тремя центральными. Это - именно то, что пытался Валера наигрывать зимой этого года. Но, то ли не успел, то ли нарвался на саботаж. Примечательно, чтио и обычная расстановка - довольно похожа на излюбленную кап=рпинскую схему. Вот только Макгиди, Хурадо, Озбилис и даже Паша Яковлев - куда более классные инсайды, чем Дима Комбаров и Жуано. Собственно, их бесполезность в этом качестве и сформировала "дзюбозависимость", выход из которой был найден: а) возвращением ряда игроков на позиции, где от них команда получает максимальную пользу; б) сменой бесполезных инсайдов на парочку Промес - Яковлев. Самый позитивный вывод из всего этого: "режиссёр Якин" - не упёртый баран. Если видит, что делает что-то не то - перестраивается. Ну и, похоже, ребята ему доверяют. Остальное - будем посмотреть...

    18.08.2014

  • энильдо

    Спасибо, Гирин, за статью. Надеюсь, скоро увидим статью того же автора, только с чуть поправленным названием "Тактические промахи Якина".

    18.08.2014

  • Brother Beyond

    petrovitch-1957 18 Августа 2014 | 16:33 "Спорт-экспресс" похоже превратился в листок Спартака. Здесь никогда не увидишь статей типа: "Тактические поиски Черчесова: первые плоды", или "Тактические поиски Виллаш-Боаша: первые плоды", или "Тактические поиски Колыванова: первые плоды". Только: Спартак - то, Спартак - сё, и чуть-чуть - все остальные. Противно. ___________ Противно - читай новости про другие команды. Никто тебя не заставляет на ветки Спартака лезть. А объяснение простое - новости про Спартак - самые посещаемые и комментируемые. А значит - самые популярные. Поэтому много и пишут. Ты, кстати своим комментарием этому только поспособствовал. Спасибо!

    18.08.2014

  • Док

    Наконец-то хоть немного за футбол написано. По флангам конечно же в целом соглашусь, причем скорее даже наоборот - Яковлев и Промес при атаке не в центр смещались, а сваливались во фланг и даже мешали Комбарову и Паршу. А вот при обороне такая насыщенность по сути наглухо закрыла фланги и Марио с Тошичем, не говоря уж про Дзагу и Набабу, просто растворились на поле (кроме может быть первых минут). Тошич пытался смещаться в центр и бить, но это был явно не его день. По Мусе - это не его позиция, по Панченко - по классу (пока) не его команда. Кстати, еще раз по голу - считаю что мяч сам себе привез Акинфеев, нету у него в этом году гармонии с самим собой...

    18.08.2014

  • llPerunll

    7/10

    18.08.2014

  • Dolphin75

    Ну вообще-то выглядел Спартак весьма скверно. Не совсем понятны эти попытки состроить довольную мину при плохой игре. Впрочем видимо это кому-то нужно. С ТАКОЙ игрой Спартак ещё долго не будет чемпионом. Но если кто-то доволен "тактикой", что ж ... его право))

    18.08.2014

  • кур4ан

    конечно, Якин молодец, таких деревяшек (особенные дерева: Глушак, Макеев, ПаршивЛЮК и др.) на 3 игры из 4 собрал. Но думаю, что скоро у них будет провал матчей на 10

    18.08.2014

  • DOCTORKS

    судя по матчам с Динамо и ЦСКА, плоды дает только работа с судьями!!

    18.08.2014

  • Tyumen

    тактика номер раз падайте симулируйте корчитесь в штрафной

    18.08.2014

  • Шериф

    Я не совсем понял про какие тактические поиски идёт речь? Установку на игру "красиво упасть в штрафной" придумали уже давно, а блестящая игра Реброва- никак не тактический поиск. Правильно говорить про везение и предвзятое судейство. Всё потому, что Гиннеру не стоило угрожать "Коле"...

    18.08.2014

  • petrovitch-1957

    "Спорт-экспресс" похоже превратился в листок Спартака. Здесь никогда не увидишь статей типа: "Тактические поиски Черчесова: первые плоды", или "Тактические поиски Виллаш-Боаша: первые плоды", или "Тактические поиски Колыванова: первые плоды". Только: Спартак - то, Спартак - сё, и чуть-чуть - все остальные. Противно.

    18.08.2014

  • ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО!

    Якину 5 баллов за тактику в этом матче и СПС за настрой футболистов(за это тоже отвечает ТРЕНЕР, а не как некоторые тренеры после поражений обвиняют футболистов в недонастрое). С таким набором футболистов, который был у него в наличии перед этим матчем, было очень опрометчиво играть первым номером.Понятное дело, что видеть такой футбол Спартака не хотелось бы всегда. Очень ждем возвращения в строй травмированных и надеемся, что игра изменится на более атакующую и комбинационную.А на данный момент он выжимает максимум из тех футболистов, которые есть в наличии.ВПЕРЕД СПАРТАК!

    18.08.2014

  • Николай Николаев

    Обиженные до сих пор плачут)) видно спина затекла наклоненными стоять )))

    18.08.2014

  • Ckjy

    Странник-777 18 Августа 2014 | 15:01 =====================================. +100

    18.08.2014

  • Неморд

    Еще запланируйте по ходу сезона смену тренера, Федун ножницы для крыльев Якина уже точит.

    18.08.2014

  • Крюков Сергей

    bigzhuk18 Августа 2014 | 15:10 Неморд 18 Августа 2014 | 15:01 >>Ну насчет места по весне посмотрим. Я вот думаю в тройке-то будем. Поправится Широков, Мовсесян, Ромуло, Тино Коста, Дзюба... и будем отгружать очень многим>> Приветствую. Что-то такое уже было. Пусть сначала нагнут "отгружать". А то нынешняя весна очень огорчила, сказать по правде.

    18.08.2014

  • blue-white!

    У Срамтака прослеживается тактика работы с судьями!)))

    18.08.2014

  • bigzhuk

    Неморд 18 Августа 2014 | 15:01 Ну насчет места по весне посмотрим. Я вот думаю в тройке-то будем. Поправится Широков, Мовсесян, Ромуло, Тино Коста, Дзюба... и будем отгружать очень многим. По поводу купить 6-7 классных игроков - у игроков еще есть зп, не только трансфертная стоимость. 7 лямов как Халку Спартак не может платить своим игрокам. А потом возможно тот же Зенит перекупал, предлагая лучшие условия. Очевидно, что у Зенита бюджет раза в 2 выше. Кто мешал тому же Динамо покупать до этого сезона классных игроков, у них бюджет был такой же как у Спартака, а результатов даже в 2000-е были никакие (у нас-то хоть 5 комплектов серебра). А сейчас у Динамо денег не меньше, чем в Зените стало и сразу супер состав подобрался. Селекция по мановению волшебной палочки стала лучше работать? Нет же, просто бабла стало немерено. Друг Путина постарался. С относительно небольшими деньгами давать результат мог только ЦСКА. Честь им и хвала, даром что заклятые. И то они в этом году не блещут по игре...А вот Зенит должен был 2 последних года брать золото, но остался с носом.

    18.08.2014

  • Странник-777

    Мне вчерашняя игра понравилась больше всех первых трех. Вместо ДЗЮ-варианта, а точнее варианта "бей-беги-вешай"... просматривалась хоть какая-то комбинационная игра с быстрыми многоходовками, со стеночками, с обостряющими вертикальными передачами низом. Понятно, что у Уориса, Промеса, Яковлева еще нет никакой сыгранности, парни часто тянули одеяло на себя, чуток передерживая мяч. Но игра стала симпатичнее на много. И Спартак в таком варианте стал гораздо больше походить на Спартак. Похоже Якин на верном пути.

    18.08.2014

  • Неморд

    Для bigzhuk ****** А 280 лямов по словам Федуна потраченные на трансферы? Кто вам мешал купить 6-7 нормальных игроков, а не покупать всякий шлак футбольный по 25-30 человек, а школа ваша где? Митрюшкин сидит в глубоком запасе и надолго, а та старая Романцевская гвардия где? Последнего Тихонова, как шелудивого пса выкинули. И тренера взяли не пойми кого и откуда. Вот и играйте теперь в не пойми, что в не пойми с кем. И место Ваше, не пойми какое будет то ли 6-е, а то ли 8-е.

    18.08.2014

  • BOLAS

    К соалению про Уорриса не сказано ни слова....совершенно не заметен был для меня, как зрителя. Надо смелее ставить своих доморощенных игроков. Пусть скорее подрастают для сборной 2018г.

    18.08.2014

  • bigzhuk

    Неморд 18 Августа 2014 | 14:37 Был бы результат... Если Зенит сильнее нас по составу (особенно с учетом травмированных), и даже ДнОнамо (ответочка за "недоклуб" от вашего сораДника-балбеса?) чуть сильнее, как еще нам играть? Все в атаку и получать авоску? Хватит, проходили.

    18.08.2014

  • bigzhuk

    вперёд Спартак! 18 Августа 2014 | 14:32 Соглашусь. Футбол на контратаках более эффективен, если брать в среднем. Спартак по составу не доминирует давно в России. Поэтому тактику надо строить исходя из возможностей игроков. Карпин этого походу не понимал и мнил нашу команду барсой. А Якин понимает, что материал у него добротный, но не более того и играет тактически гибко. Другой вопрос, что с условным Арсеналом или Уралом надо будет играть первым номером. Посмотрим как Якин справится с такой моделью игры. А вообще молодец Якин и вперед Спартак!!!

    18.08.2014

  • blue-white!

    Ооо, Спартак-экспресс опять начал петь оды своему любимому недоклубу!)))

    18.08.2014

  • andrew82

    Да какая там тактика:))) смех, унылое дерби, хоть пеналь вызвал интересе к матчу. Одних тащат наверх, других тоже, а на еврокубках видно кто из чего себя представляет

    18.08.2014

  • Неморд

    Дожили!!! Великий и могучий, ужасный и непобедимый, четырех-звездочный ФК «Спартак» в ЧР играет в 5 защитников, что интересно по этому поводу думает Романцев? Наверно краснеет от стыда и белеет от злости.

    18.08.2014

  • kspony

    Какие три защитника, помилуйте. Это пять защитников и три ОПЗ. Этот красно-белый автобус теперь и есть - спартаковский футбол.

    18.08.2014

  • вперёд Спартак!

    Якин начал путать будущих соперников разнообразием тактических схем. И это правильно, потому что нельзя играть всегда по одному шаблону, каким бы правильным он ни казался. Одним из аргументов сыграть в менее энергозатратную игру и "отдать мяч сопернику", думаю, было то, что у Спартака было на один день отдыха меньше (2 против 3 у цска). Кони привыкли, что Спартак всегда играет первым номером (и далеко не всегда громит соперника 3:0, а иногда и получает 1:5), а они ловят его на контратаках (так было и при псе и при бегемоте). Теперь бегемоту придётся чаще "чесать репу", потому что он не будет знать: хотят ли его смять или обыграть в спокойной манере. Пусть теперь гадает)))

    18.08.2014

  • NewAkeno80

    "Но их совместных усилий хватило, чтобы справиться с одним армейским центрфорвардом – Мусой". Ну зачем же так откровенно огрызаться на Спартак? СЭ превращается в сборище второсортных корреспонденчиков, каждый из которых стремиться выпятить свое личное отношение к любимому клубу и остальным конкурентам.

    18.08.2014

  • Неморд

    С селекцией «Спартака» центральных защитников можно было и 10 поставить + вратарь. Вот сюрприз бы тактический был, так сюрприз.

    18.08.2014