СОГАЗ – ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 6-й тур.
Завтра "ЛОКОМОТИВ" – "ЗЕНИТ"
Испанский новичок "Зенита" рассказал "СЭ" о "Реале" и "Барсе", "Зените" и "Бенфике", "Манчестер Сити" и "Спартаке", Зидане и Рауле, Витселе и Гарае, Карпине и Мостовом
Татьяна КОПЫЛОВА, Сергей ЦИММЕРМАН, Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
ЛУЧШЕ ПОЛУЧИТЬ ПО СПИНЕ, ЧЕМ ПЕТЬ НА СТУЛЕ
– Знаете ли вы, что стали первым испанцем в "Зените"?
– Мне недавно об этом рассказали, и я, честно говоря, очень удивился. Что ж, первый так первый. Может, дам пример другим испанским футболистам, и они тоже приедут играть в "Зенит".
– В каком-нибудь из ваших прежних клубов вас на первой тренировке колотили по спине так же, как в "Зените", посвящая таким образом в новички?
– Никогда! Но, как я сказал после своей первой игры за "Зенит", обязательно парням это припомню (смеется). Что ж, в каждой команде свои традиции. Мне, кстати, зенитовский вариант понравился. А то ведь могут попросить что-нибудь станцевать...
– Видимо, в "Реале", "Осасуне" и "Манчестер Сити" вы как раз танцевали.
– Нет. К примеру, когда перешел в "Манчестер Сити", меня попросили встать на стул и спеть испанскую песню.
– И что же вы исполнили?
– "Макарену".
– В "Зенит" вы перешли как раз из "Манчестер Сити". Когда узнали об интересе российского клуба?
– Достаточно давно – агент сообщил об этом примерно полгода назад. Но тогда я отмахнулся: все планы были связаны с "Манчестер Сити". Летом агент снова напомнил о петербургском клубе. Я позвонил Витселю и Гараю, навел у них справки о "Зените" и решил: еду.
– Номера Витселя и Гарая у вас забиты в телефон?
– Конечно! Мы же два года назад вместе играли в "Бенфике"!
– А с кем-то из представителей "Зенита", прежде чем переехать в Петербург, встречались?
– Разговаривал с Андре Виллаш-Боашем. Он рассказал про свой опыт в России, о том, каким он видит "Зенит". Знаете, очень приятно, когда тренер проявляет к тебе такой интерес. Так что, получается, окончательно уговорил меня зенитовский Мистер.
ФОТО С АРШАВИНЫМ
– Помните ли вы, как осенью 2008 года "Зенит" принимал "Реал"? Кстати, это была первая в истории клуба домашняя встреча Лиги чемпионов на "Петровском".
– Помню. Но, скажем так, фрагментарно – в памяти остались отдельные моменты. Как фотографии.
– С Андреем Аршавиным ту встречу не вспоминали?
– А вы как думаете? Конечно. У меня даже фото хранится с той игры – и как раз с Аршавиным.
– В межсезонье-2006/07, когда вы в "Реале" проходили предсезонную подготовку под руководством Фабио Капелло, он постоянно использовал вас в контрольных играх. Но начался официальный сезон – и вы в главной команде так и не появились.
– Я очень из-за этого переживал. Надеялся, что все же смогу попасть в первую команду, и делал для этого все, что было в моих силах. Но… Кстати, в том году никто из второго состава в основу так и не пробился.
– Про жесткость Капелло в сборной России ходят легенды. В "Реале" он был таким же суровым и требовательным?
– На тренировках он нас гонял – это действительно жесткий тренер. А вне поля я с ним мало общался. Кстати, после матча со "Стандардом" я встретил Капелло на "Петровском". Он посмотрел-посмотрел – похоже, сначала не узнал. Но потом, видимо, вспомнил, поздоровался.
В "РЕАЛЕ" СКРЫВАЛ, ЧТО БОЛЕЮ ЗА "БАРСЕЛОНУ"
– В вашем родном городе Мула живут 17 тысяч человек. Все они могли бы свободно уместиться на "Петровском". Там, наверное, каждый друг друга знает?
– На самом деле – не в курсе. Моя семья и впрямь родом из этого городка. Но позже мы переехали в Мурсию (главный город одноименной испанской провинции. – Прим. ред.).
– Там вас и нашел "Реал"?
– У них много селекционеров по всей Испании. Я потом узнал, что за мной наблюдали в течение года.
– Как же родители согласились в 13 лет отпустить вас в Мадрид?
– Мой отец сам играл в футбол. И прекрасно понимал: если хочешь чего-то добиться, надо идти на жертвы. Так что с родителями проблем не возникло. Другое дело, что мне самому было непросто принять такое решение.
Кстати, предложение переехать в Мадрид поступило в марте, а занятия в академии "Реала" должны были начаться в августе. И все это время я не мог поверить, что со мной такое произошло. И только когда прощался с отцом и мамой на пороге отеля, в который меня поселили в Мадриде, окончательно понял: да, я в "Реале". Хотя в детстве болел за "Барселону".
– И вы честно сказали об этом, оказавшись в системе "Реала"?
– Нет, конечно (смеется). Предпочел этот факт утаить. Кстати, отец очень оригинально сообщил мне о том, что мной интересуется "Реал". Однажды дома молча протянул мне пакет. А в нем – футболка "Королевского клуба". Уже на следующий день я надел ее в школу. Все удивились: как же так – ты ведь за "Барселону" болеешь. Ну я и сказал, что меня приглашают в Мадрид.
– Страшно было ехать в "Реал"?
– Вы сами представьте: мне же было всего 13 лет. Я, правда, считал себя уже взрослым. А сейчас, глядя на ребят примерно такого же возраста, удивляюсь: неужели тогда я был таким же маленьким? Но это была возможность вырасти в профессионального футболиста.
– Как вам жилось в академии "Реала"?
– Было весело. А в 17 лет я сыграл первый матч за главную команду. Этот момент тоже никогда не забуду.
ПОРУЧЕНИЯ ЗИДАНА
– Тогда в "Реале" играли Зидан, Роналдо, Рауль, Оуэн, Луиш Фигу. Как они вас приняли?
– Было жутко приятно оказаться в такой компании. Помню, сидел в раздевалке и не мог поверить своим глазам. Мне 17 лет, а рядом все те, кого я всегда выбирал в компьютерной игре.
– Не обижали вас звезды? В магазин за пивом не отправляли?
– Если честно, то они нами, молодыми игроками, немного манипулировали – примерно как на воинской службе. Могли заставить убираться в раздевалке. Хорошо, что сейчас ситуация в футболе изменилась и такого уже нигде нет. С другой стороны, если мне что-то говорил Зидан, то я его поручения выполнял с удовольствием.
– Значат ли ваши слова, что именно Зидан за вами присматривал?
– Еще Рауль и Гути. Но больше всех – Рауль. Во-первых, он был капитаном, а во-вторых и он 17-летним парнем начинал карьеру в "Реале". Поэтому как никто понимал, насколько мне сложно. Старался помочь во всем. Зидан, кстати, тоже.
– Каким он вам запомнился?
– Он приезжал на тренировки одним из первых. Садился на свое место в дальнем конце раздевалки и читал письма болельщиков. Однажды Зинедин подозвал меня и стал показывать свои фото, в том числе тех времен, когда он играл в "Ювентусе". Этот эпизод навсегда останется в моей памяти.
ВОСЕМЬ ТРЕНЕРОВ В МАДРИДЕ
– Правда ли, что у вас на руке есть татуировка "Верить в себя"?
– Да. Сделал ее, когда оказался в "Осасуне". Без веры в себя стать профессиональным футболистом очень сложно. Ведь по ходу карьеры могут возникать самые разные ситуации.
– Вот и вы, дебютировав в 17 лет в основном составе "Реала", потом вновь оказались во второй команде.
– Официально я в то время был игроком второй команды. Просто периодически меня вызывали на матчи в основной состав.
– Порядки в молодежном "Реале" были такие же, как в главной команде?
– Да, если не считать того, что мы играли отнюдь не при 80 тысячах зрителей.
– В "Королевском клубе" могут за какие-то нарушения сослать игрока из первой команды во вторую?
– Не знаю. На моей памяти таких случаев не было.
– В сезоне-2007 вы вроде бы заиграли в основном составе, но позже все равно ушли в "Осасуну". Почему?
– Потому что в Мадриде я то играл, то не играл. А мне было всего 19 лет и очень хотелось постоянно выходить на поле. С этой точки зрения "Осасуна" была великолепным шансом.
– "Реал" мог вернуть вас обратно?
– Да, я ушел в "Осасуну" с условием, что через год меня могут вернуть в "Реал". Но в Мадриде творилась такая чехарда с тренерами…
– Мы подсчитали: за то время, пока вы принадлежали "Реалу", у команды сменилось восемь наставников. Может, потому-то вы и не закрепились?
– Частая смена и впрямь сказалась. Не только на мне. "Реал" практически не выигрывал титулов.
– Можно ли сказать, что у Хави Гарсия украли детскую мечту?
– Таких мыслей никогда не было и нет. В мадридский "Реал" ежегодно приходит множество таких же детей, каким когда-то был я. Не каждому суждено стать Раулем или Касильясом. Но я всегда буду помнить, что Мадрид дал мне дорогу в большой футбол – открыл путь в "Бенфику", "Манчестер Сити". А теперь и в "Зенит".
– Есть ли в жизни игроков "Реала" что-то такое, чего нет в других командах?
– Разве только традиционный рождественский ужин. Но это – раз в год.
ИГРУ В ПИТЕРЕ ПРОПУСКАТЬ НЕ ХОТЕЛ
– Матчи "Реала" и "Барселоны" – это действительно что-то особенное? Или их можно сравнить с любым другим дерби? К примеру, "Бенфика"-"Порту", "МанСити" – "МЮ"…
– Испанское дерби, мне кажется, можно сравнить с португальским, потому что люди в обеих странах невероятно любят футбол. Просто сходят от него с ума! Английская публика более холодная – на дерби в Манчестере каких-то диких страстей нет.
– Вам, испанцу, наверное, не составило проблемы быстро адаптироваться в Португалии?
– Скажу честно: в "Бенфике" я провел три лучших года своей карьеры. Меня там приняли фантастически, а Лиссабон – великолепный город. "Бенфика" навсегда останется в моем сердце.
– Каково было играть против Халка в дерби "Бенфика" – "Порту"?
– Это был очень красивый матч, хоть и сложный для нас. Халк – как танк, и я на всякий случай старался к нему близко не подходить. Вообще тот год для моей "Бенфики" был трудным, ведь "Порту" под руководством Андре Виллаш-Боаша выиграл тогда все турниры. В том числе и Лигу Европы.
– Жорже Жезуш – самый импульсивный тренер из тех, с кем вам довелось работать?
– Когда он у кромки поля, то страшно переживает. А вот в раздевалке – абсолютно спокойный человек. Никогда не повышал на нас голос в перерыве.
– Однажды "Бенфика" играла товарищеский матч с "ПСЖ". Вы пробивали пенальти. Мяч попал в перекладину, и вратарь уже побежал радоваться…
– (перебивает) …а мяч взял и опустился в ворота. Прекрасно помню этот момент. Особые эмоции? Нет, это же был товарищеский матч, поэтому просто посмеялся. А вы, наверное, этот эпизод в интернете нашли?
– Вы правы. А в официальной игре готовы пробивать 11-метровые?
– (начинает загибать пальцы.) Если Халк, Данни, Аршавин, Файзулин и так далее будут травмированы, тогда и моя очередь придет (смеется).
– А в ворота во время послематчевой серии встали бы вместо вратаря? Как защитник "Лудогорца" Космин Моци в матче против "Стяуа".
– Без раздумий.
– Еще один случай. В товарищеском матче судья хотел показать вам вторую желтую карточку, но Луизау так отчаянно за вас заступался, что чуть было судью не ударил.
– Это матч против "Фортуны" из Дюссельдорфа. Я действительно допустил нарушение, но оно, до сих пор считаю, не тянуло на желтую карточку. Вот Луизау и стал меня защищать, очень близко подошел в арбитру, пошумел. На том, к счастью, все и закончилось. Знаете, у нас в "Бенфике" был очень хороший, сплоченный коллектив. Мы всегда ходили вместе ужинать. И в гости – к тому же Луизау.
– В 2012-м "Бенфика" в рамках 1/8 финала Лиги чемпионов приезжала в Питер на игру с "Зенитом" в лютый мороз – минус 15. Но вы тогда не играли из-за травмы. Испытали облегчение, что не придется мерзнуть?
– Холодом меня запугать сложно. Во всем виновата травма – иначе ни за что не пропустил бы встречу.
– Во втором матче – в Лиссабоне – вы все-таки сыграли. "Бенфика" победила и вышла в четвертьфинал. Какое впечатление осталось от того "Зенита", который возглавлял Лучано Спаллетти?
– Это была сильная команда. Просто выиграть у "Бенфики" на "да Луш" почти невозможно.
– Знаете, тогда после жеребьевки 1/8 финала в Петербурге очень многие радовались, что "Зениту" выпала именно "Бенфика". Все считали ее наилучшим вариантом. В Лиссабоне тоже были рады такому сопернику?
– Вообще-то да. Ведь удалось избежать встречи с "Барселоной" или "Реалом".
"СПАРТАК"? ТАМ ИГРАЛИ КАРПИН И МОСТОВОЙ
– Вы сказали, что в "Бенфике" вас все устраивало. Почему же поехали в "Манчестер Сити"?
– Интересно, а что сделаете вы, если вам предложат намного более высокооплачиваемую работу?
– Мы подумаем.
– Вот и я подумал. А потом принял определенное решение.
– Легко было адаптироваться в Англии? В "Манчестер Сити" большая испанская колония…
– Честно говоря, было непросто. Это совершенно другая страна. По-моему, Россия куда ближе к Испании, чем Англия. Простой пример – и у нас, и у вас магазины закрываются поздно. А в Британии, такое впечатление, день заканчивается уже в четыре часа. Поедят – и сразу ложатся спать. Сложно к такому привыкнуть.
– А как же традиционное английское чаепитие в пять часов?
– И это не мое. Хотя жена говорит, что чай очень полезен.
– В России его часто пьют с лимоном…
– Уже успел заметить. В раздевалке все пьют именно такой горячий чай. Даже в перерыве матча. Наверное, зимой я тоже к этому привыкну (улыбается).
– Базы "Манчестер Сити" и "Манчестер Юнайтед" находятся по соседству…
– Ну разве можно себе представить, чтобы в Испании или Португалии базы столь принципиальных соперников находились рядом? Это исключено. Проблем не оберешься. А в Манчестере – в порядке вещей. С другой стороны, в Англии очень уважают футболистов. Если кто-то хочет с тобой сфотографироваться или взять автограф, вежливо подойдут и еще более вежливо попросят.
– С самыми известными болельщиками "Манчестер Сити" – братьями Ноэлем и Лиамом Галлахерами из группы Oasis – познакомились?
– Конечно! Они постоянно присутствовали на официальных презентациях и всяких клубных мероприятиях.
– Пели для вас?
– Почему-то нет.
– Автографы у Галлахеров брали?
– Я никогда не увлекался собиранием автографов. Даже в детстве.
– Чем продиктовано ваше решение перейти из "МанСити" в "Зенит"? Тем же финансовым интересом?
– Я был на сборах "Манчестер Сити" в Ирландии – и тут позвонил Виллаш-Боаш. Мы разговаривали минут сорок. Всегда важно знать, что ты нужен. Я это почувствовал.
– Уже знаете, какая команда – самый принципиальный соперник "Зенита" в премьер-лиге?
– Знаю – "Спартак"! Там играли Валерий Карпин и Александр Мостовой.