20 сентября 2014, 00:20
СВОЯ КОЛОНКА
Александр ЛЬВОВ
Впервые я осознал, что такое тренерская боль, в далеком 66-м, когда играл за махачкалинское "Динамо". Возглавлял его Юрий Николаевич Ходотов – интеллигент, к нашему брату-игроку обращался исключительно на "вы", был по-отечески мягок и снисходителен. О его доверчивости и почти детской наивности ходили легенды.
Однажды в сталинградском "Тракторе", после победного матча, футболисты обратились к нему с просьбой разрешить им выпить пива. Но, получив добро, команда "увлеклась" – и собирали ее потом целых два дня. Вскоре выяснилось, что кроме пенного напитка в дело пошла еще и сорокоградусная. Объяснение загулявших было простым: "Неужто, Юрий Николаевич, вы не знали, что пиво без водки – деньги на ветер?". Оказалось, не знал. На чем еще не раз обжигался, веря, что все смотрят на мир его трезвыми глазами.
Нечто подобное произошло и в Махачкале, где и свела нас в мои молодые годы судьба. Сезон наше "Динамо" начало хуже не придумаешь – одно поражение, другое. Над Ходотовым сгустились тучи. Было ясно – оргвыводов не избежать.
– Ну что, Александр, будем прощаться? – чуть упавшим голосом спросил меня Юрий Николаевич, когда на следующий день мы встретились после очередного домашнего "завала". – Уволили меня. Вы не представляете, как это больно…
И побрел в наступающий вечер.
Тогда, будучи молодым парнем, я еще не понимал, что такое тренерская боль. Да и времена стояли такие, что люди этой профессии не зависели даже от результатов. К примеру, тренерская голова великого Бескова полетела за второе (!) место на чемпионате Европы, где сборная СССР уступила в финале хозяевам чемпионата испанцам. Нынче за подобный результат шампанским бы потчевали. А тогда приговор был вынесен на самых верхах ЦК КПСС.
Сейчас на дворе демократия, все вроде бы цивилизованно: принял команду, подписал контракт, который от и до изучен твоим агентом, – и твори себе во благо футбола, не забивая голову разными проблемами. Так-то оно так. Но, как выясняется, не всегда.
Помню, как на моих глазах убирали из "Динамо", царствие ему небесное, золотой души тренера Виктора Прокопенко. Команду, собранную с миру по нитке, он тогда слепил из ничего. Жила она без собственной базы, деньгами и громкими трансферами не шиковала. Тем не менее в 2003-м мы реально претендовали на место в тройке. И если бы не пара по сей день темных историй, в которых были потеряны те самые медальные очки, быть бы нам в призерах.
В итоге крайним оказался Виктор Евгеньевич, который, грустно пожав плечами, вынужден был тихо уехать в Донецк. Уже потом начальник, больше остальных желавший его тренерской крови, признался, как он был не прав. А толку-то?..
Следующей подобной историей стал случай с Олегом Романцевым, которого уговорили возглавить "Динамо", когда оно безнадежно висело над пропастью первой лиги. Рискуя репутацией, ему удалось спасти клуб от позора. А дальше его новый владелец Алексей Федорычев решил сделать ставку на португальские таланты, оптом закупив в стране солнца и чарующего портвейна бригаду футбольных наемников.
Жили они в команде своей жизнью, играли, как хотели, что, конечно, требовательному Романцеву не нравилось. Федорычев же считал, что все дело в тренере, который не может понять трепетную душу ранимых легионеров. В конце концов после сомнительного домашнего поражения от "Амкара" Олег Иванович прямо сказал все, что накипело у него по этому поводу. Сказал – и ушел... Потом с тренерами в уважаемом клубе много чего происходило: мелькнул сомнительной репутации бразилец Вортманн, не сдюжил железный Юрий Павлович Семин, был отправлен в отставку сумевший много лет спустя добыть клубу заветную бронзу Андрей Кобелев. Последний вообще был уволен в уникальной ситуации – после ничьей в Грозном и победы (!) над "Сатурном"…
Кучук уходит.
Смородская остается
Тренеров увольняли, увольняют и будут увольнять – таковы реалии. И дело тут не только в результатах. На дверь могут показать из-за несговорчивости, стремления к независимости, нежелания подстраиваться под руководство, навязывающее то сомнительные трансферы, то своих игроков в состав. Вариантов хватает. К Кучуку, чье имя сейчас на слуху, может подойти любой из них. И у него своя тренерская боль.
Знал ли он, на что идет? Скорее всего, да. А это и дает основание тем, кто вершит расправу над тренером, считать, что их дело правое. Значит, уважаемый Леонид Станиславович, не вы первый, не вы последний.
P.S. Как же все-таки мне повезло в жизни, что, имея диплом тренера, не пошел по этой скользкой дорожке. А то бы вместо Капелло просиживал у дверей кабинетов Толстых и Воробьева в ожидании трехмесячной зарплаты или общался бы с ушлыми юристами Ольги Юрьевны.