Гостем авторской программы Александра ЛЬВОВА "Начистоту!" стал полузащитник "Торпедо"
С момента нашей почти годичной давности встречи с братьями Комбаровыми в жизни Кирилла произошло немало событий. Главное – он был вынужден покинуть "Спартак". Понятное дело, не по своей воле. В аренду, да еще из клуба, где ты рос, сам не уйдешь. Но такова жизнь. И теперь она, пусть и временно, связана с "Торпедо".
На вопрос о делах я услышал от Кирилла: "Нормально, главное – играю". Так же отвечал Дзюба, оказавшись в "Томи", а затем в "Ростове". И это "играю" звучало вызовом тем, кто в него не верил. Не знаю, поставил ли Кирилл перед собой цель доказать что-то скептикам, но не было случая, чтобы он не шел в опаснейший стык или, уходя от травмы, убирал ноги. Таким он был в "Динамо" и "Спартаке". Таким остается и в "Торпедо", которое сегодня считает своим домом. И как, скажите на милость, за него не биться?!
В "СПАРТАКЕ" НАМ С БРАТОМ НЕ ДАВАЛИ ИГРАТЬ
– У многих футболистов в контракте прописан пункт, по которому им грозит штраф за публичную критику команды. У вас тоже?
– Насколько я знаю, нет.
– Вы считаете себя конфликтным человеком?
– Абсолютно точно нет.
– Правда, что в 14 лет вы с братом со скандалом ушли из футбольной школы "Спартака", поскольку тренер считал вас бесперспективными?
– Со скандалом – это сильно сказано. Нам в то время просто не давали играть. Приезжали игроки с переписанными паспортами, которые, разумеется, были гораздо мощнее, быстрее нас. Именно поэтому мы покинули академию.
– Переход из "Динамо" в "Спартак" тоже проходил не слишком гладко. Тогдашний президент бело-голубых Исаев говорил, что все упиралось в деньги.
– Не совсем так. Мы никаких условий не выдвигали. Речь о зарплате не шла вообще, как и продлении контракта. Скажем так: нам дали понять, что мы можем уйти спокойно. А в СМИ эту тему зачем-то раздули.
– Как футболист определяет, какую зарплату он должен получать?
– Все игроки общаются друг с другом, примерно знают, кто сколько зарабатывает. Изначально клуб предлагает условия, и потом начинаются переговоры. За футболистов их проводит агент. Я считаю, что финансовыми вопросами игроки не должны заниматься.
– Изначально вы шли в команду, которая должна была бороться за золото. А вы в отличие от брата в "Спартаке" не заиграли. Не жалеете о трансфере?
– Соглашусь, у меня в команде не сложилось. Но все еще впереди. Считаю, что все делал правильно, и ни о чем не жалею. Каждый поступок – жизненный урок, из которого нужно делать выводы.
– В первом полноценном сезоне в "Спартаке" вы провели 37 матчей – отличный показатель. Во втором уже меньше – 18, а в третьем – всего 6. В чем причина?
– Полагаю, это тренерское решение, и я не вправе его оспаривать. Карпин решил так – значит, должно быть так. Могу лишь сказать, что у нас с ним конфликтов не было.
– На третий год вы уже не выдержали?
– Футболист всегда хочет играть. Если времени мало, значит, пора уходить в аренду. Я решил отправиться в "Торпедо", чтобы получать игровую практику. Хочу доказать "Спартаку", чего стою.
– В какой момент вы почувствовали, что в "Спартаке" не удастся заиграть?
– В последний сезон начал задумываться об уходе. Просил отправить меня в аренду, но договориться не получилось. Ушел летом, когда понял, что Якин не видит меня в составе. Сказал агенту: "Хочу получать игровую практику". Он начал прорабатывать все варианты, и в результате я оказался в "Торпедо".
НЕКОТОРЫЕ ЛЕГИОНЕРЫ ПРИЕЗЖАЮТ И НЕ ХОТЯТ ОБЩАТЬСЯ
– Вы работали под руководством Эмери, Карпина и Якина. Что отличает их друг от друга?
– У всех разный взгляд на тренировочный процесс. У Эмери, например, европейский подход. Карпин поначалу сильно нагружал, а затем поменял тренерский штаб – и все изменилось.
– Кто из них больше тяготел к спартаковскому футболу?
– Эмери и Карпин. Тренировки были построены на "стенках" и забеганиях. Якин проповедует немного другой стиль.
– Увольнение Эмери стало для вас неожиданностью?
– Не сложилось, поэтому и уволили. Если команда не дает результата, значит, нужно увольнять тренера.
– С кем из футболистов лучше всего играть?
– С Кимом Чельстремом. Работоспособный, понимает в футболе, может и в "стенку" сыграть, и пас отдать, и диагональ вырезать. Видно, что приехал играть, пусть ему и за 30 лет. Были же футболисты, которые стремились только заработать и быстро уехать.
– Не удивляет, что Сухи и Пареха заиграли за границей? Ведь в "Спартаке" их карьера не удалась.
– Не могу сказать, что Сухи деградировал, он хороший футболист. Просто что-то не сложилось. Может быть, виной всему европейский менталитет – иностранцам бывает сложно адаптироваться.
– Во время нашей последней встречи вы говорили о том, что иностранцы и россияне не могут жить в одной семье. Вы имели в виду только "Спартак"?
– Да нет, не только. Так в любой команде. Мешает языковой барьер. Правда, некоторые из легионеров учат русский, пытаются быстро стать своими.
– В "Спартаке" были такие ребята?
– Да. Тот же Чельстрем старается говорить по-русски. Мы с ним не то чтобы дружили, но пытались найти общий язык, общаться. Некоторые же легионеры приезжают и совершенно не хотят разговаривать. Им это вообще не нужно. Общаются только с иностранцами. Все же разные.
ЦСКА БУДЕТ НЕ ХВАТАТЬ ДУМБЬЯ
– Карпин рассказывал, что когда приезжают сильные легионеры и видят, как россияне относятся к своим обязанностям, то сами начинают считать, что им тоже все можно.
– Я не могу сказать, что россияне плохо относятся к своей работе. Что в "Спартаке", что в "Торпедо" всегда стараются на тренировках и выкладываются на поле.
– Может, он имел в виду то, что, подписывая большой контракт, иностранцы начинают играть вполноги?
– Естественно, в России много вседозволенности и соблазнов. Кто-то справляется с этим, кто-то нет.
– Динияр Билялетдинов считает, что в "Торпедо" проблем в коллективе нет – все ребята общительные, нет делений на россиян и легионеров. Это из-за меньшего количества денег в клубе или заслуга тренерского штаба и руководства?
– Во-первых, здесь гораздо меньше иностранцев, чем в богатых клубах. А те, которые приезжают, разговаривают по-русски. Тот же Угу Виейра пытается, хотя ему и очень сложно. Коллектив дружный, все ребята поддерживают друг друга.
– Раньше вы говорили, что никогда не пойдете в команду, которая не решает больших задач. Тем не менее вы – в "Торпедо". Не было других предложений? Или поняли, что здесь вам будет лучше?
– У меня были и другие варианты, но не сложилось. В результате оказался в "Торпедо" и ни о чем не жалею. Отличная команда, прекрасный коллектив. Постоянно выхожу на поле – это для меня самое главное.
– Билялетдинов также сказал, что "Торпедо" играет в хороший футбол, но команду часто не хватает на все 90 минут. Чем это можно объяснить? Недостатком опыта?
– Мы пытаемся играть в красивый футбол. Понятно, что иногда не получается, российский чемпионат – сильный турнир, и множество команд претендует на высокие места. Где-то, наверное, нам не хватало "физики". Сейчас на сборах проводим усиленные тренировки, постепенно набираем форму. Надеюсь, к возобновлению чемпионата подойдем в оптимальном состоянии.
– За карьеру вы уже сменили несколько позиций на поле: правого защитника и полузащитника, опорника. В "Торпедо" определились, где вам комфортнее действовать?
– Да. Играю правым защитником, иногда – крайним хавом. В общем, вся бровка моя.
– На сборе в Испании ваша команда недавно обыграла ЦСКА. Без Думбья армейцы стали слабее?
– Он действительно был ключевым футболистом в ЦСКА. Думаю, им будет его не хватать.
– Как вам два новичка армейцев – Алиев и Страндберг?
– Не могу сказать, что они произвели на меня сильное впечатление. Но опять же сейчас у всех предсезонная подготовка, поэтому посмотрим, как они проявят себя в дальнейшем.
– Дипломатично. Но вы не ощутили, что против них сложно играть.
– Да не было каких-то сложностей. Пока я ничего такого не почувствовал.
– А вообще против кого вам было труднее всего играть? Встречался какой-то особо неудобный футболист?
– Навскидку вспомнить сложно. К примеру, против Билялетдинова всегда сложно было. Динияр – очень техничный. Пас может острый отдать, если не накрыть вовремя.
– Значит, вы и в "Торпедо" пришли, чтобы не играть против Билялетдинова?
– Нет (улыбается). Я первый сюда перешел. А он чуть позже.
НЕ ЗНАЛ О ДРАКЕ ЗИДАНА С КАРПИНЫМ
– Кто ваш кумир в футболе?
– Зидан. Бог футбола. Человек, который видел все поле, умел держать мяч и отдавать невероятные пасы.
– Вы могли бы повторить его поступок на глазах у всего мира – ударить соперника головой, если бы он оскорбил ваших близких?
– Сложно ответить. Все зависит от накала. Мы до конца не знаем ситуации, которая тогда произошла.
– Вы знаете, что однажды во время товарищеского матча в Париже Зидан подрался с Карпиным?
– (Улыбается.) Нет, не знал.
– За "Динамо" по старой памяти следите?
– У меня же там друзья играют – Шунин, Гранат. Поэтому, конечно же, слежу.
– Чего ждете в этом чемпионате от бело-голубых?
– Видно, что команда сейчас на ходу, претендует на самые высокие места. Может и за золото побороться. Насколько я знаю, перед ней стоит такая задача.
– Как футболисту поступать в ситуациях, когда к нему относятся предвзято и не ставят в состав? Высказывать свое мнение или жить по закону "тренер всегда прав"?
– Считаю, каждый человек должен всегда озвучивать свою точку зрения, тем самым находить компромисс и решать возникающие конфликты. Понятно, если футболист приносит команде пользу, то тренер должен его ставить в состав.
– Когда заканчивается ваш контракт со "Спартаком"?
– Через полтора года.
– Не задумываетесь о том, что будете делать по возвращении из аренды?
– Думаю сейчас только об одном – нужно играть в "Торпедо", проявлять себя, помогать команде занять высокое место, а дальше уже будет видно.
– Дзюба, съездив на сезон в "Ростов", доказал руководству "Спартака", что он нужен команде и вернулся. Его пример вас окрыляет? Все-таки аренда – не самый приятный для футболиста момент.
– В безвыходной ситуации нужно принимать решения. Любой уважающий себя профессионал хочет играть в футбол, а не просто сидеть на скамейке и получать свои деньги. Я хочу играть в футбол. На высоком уровне.
"СЭ" выражает благодарность всему "Торпедо" и пресс-службе клуба за помощь в организации интервью.
Видеоверсия интервью – на sport-express.ru
Показатель |
Количество |
Место в команде |
Матчи (в стартовом составе) |
11 (11) |
|
Минуты |
959 |
7-е |
Удары по воротам |
20 (11) |
2-е* |
Передачи |
367 (Ср. – 33,4) |
5-е |
Точность передач |
73,0% (268 из 367) |
14-е |
Навесы и прострелы |
9 (Ср. – 0,82) |
3-е |
Заработанные фолы |
27 (Ср. – 2,45) |
2-е* |
Свои фолы |
21 (Ср. – 1,91) |
5-е |
Предупреждения |
3 |
4-е |
Обводки |
8 (Ср. – 0,7) |
6-е |
Перехваты |
18 (Ср. – 1,64) |
6-е |
* – Показатели, по которым Комбаров лидирует среди полузащитников.