Премьер-лига (РПЛ). Статьи

26 марта 2015, 13:00

Как Семин живет в Саранске

Павел Алешин
Корреспондент

Главный тренер "Мордовии" встретился с корреспондентом "СЭ" и рассказал о своей нынешней жизни вдали от Москвы.

Воочию увидеть матч "Локомотива" против его создателя Юрия Семина, думаю, не отказался бы никто из моих коллег. Поэтому приглашение главного тренера "Мордовии" стало для меня настоящим подарком. Тем более что о Саранске, городе, жителем которого зарегистрирован знаменитый француз Жерар Депардье, слышал много любопытного, "Мордовию" в деле видел порой не без удовольствия, а потому впервые побывать на новой футбольной территории Семина считал очень интересным.


Воскресенье. Саранск. "Мордовия" - "Локомотив" - 0:0. Редкий кадр - Юрия СЕМИН не подсказывает своим футболистам, а просто смотрит игру. Фото ФК "Мордовия"

По счастливой случайности моим соседом в купе фирменного поезда с названием, идентичным саранскому клубу оказался инспектор матча петербуржец Алексей Румянцев, бывший арбитр, что уже характеризует его как человека компанейского, а еще успевшего познакомиться с Саранском в прежние визиты, исходя из чего, сделавшего вывод:

– Юрию Павловичу там наверняка нравится. Достопримечательностей много, город красивый, а еще тихий, спокойный, судейских скандалов там не случается.

Насчет тишины и спокойствия применительно к Семину я промолчал, но засомневался.

– Все время борьба, каждый день, – улыбнулся Семин в ответ на мой вопрос. – Выходишь на футбольное поле, а оно неважного качества. Не тем рейсом полетели на выезд – опять борьба. Футболист опоздал из отпуска... Я не сторонник наказаний. Но когда зарплатные ведомости раздуваются парусом, надо и штрафовать. Хотя жалко вычитать у тех, кто получает немного. Семья ждет денег, которые игрок получает с опозданием. Здесь нужно учитывать психологию, не репрессии применять, а разговаривать, убеждать.

– Как вы себя в целом ощущаете в Саранске, не пожалели, что приняли "Мордовию"?

– Ни на минуту нельзя расслабиться, отвлечься от дел команды. И мне нравится это состояние. Уважаю игроков, с которыми работаю. Очень важно, чтобы мы со своим небольшим бюджетом остались в премьер-лиге.

Живет главный тренер "Мордовии" в небольшой, но уютной гостинице, которой недавно присвоили четыре звезды, но я без раздумий поставил бы ей "пятерку".


Гостиница "Меридиан" - саранская штаб-квартира Юрия Семина. Фото Владимир ПЕТРОВ

– Гостиница очень хорошая, – говорит ее московский обитатель. – А люди, обслуживающий персонал еще лучше – добрые, обходительные. Они, наверное, одни из первых, кто уже готов к чемпионату мира-2018.

"ЛОКОМОТИВ" УДИВЛЯЕТ ПОСТОЯННО

Но о чем бы мы ни говорили, постоянно возвращались к ничьей в матче "Мордовия" – "Локомотив".

– Каждое очко позволяет нам чуть-чуть двигаться вверх, и мне очень не хотелось проиграть именно "Локомотиву", – признался Семин. – Все команды нижней части таблицы весной играют сильнее, все укрепились – и какими игроками! Борьба идет тяжелейшая. Собраться после 0:4 от ЦСКА было очень непросто, обычно шок может сказываться еще игры три-четыре. Но удалось встряхнуть игроков, чтобы они не вешали носы. Как и после 0:5 в Петербурге, сыграли с полной отдачей, и есть результат. Наверное, и я хорошо сработал в этой ситуации? (Смеется.) Не бегал по базе с призывами обыграть "Локомотив" во что бы то ни стало. Но ребята чувствовали, что мне будет приятно. Отсюда и предельная самоотдача.

– "Локомотив" вас чем-то удивил?

– Он удивляет меня постоянно. Например, покупают, по словам руководителей, чуть ли не лучшего полузащитника мирового футбола Ибричича, а Оздоев сидит в запасе. Где теперь этот лучший? Или на скамейке просиживает штаны Миранчук, который должен играть, но его место занято иностранцем. Какая отдача в таком случае от команды для сборной страны, для российского футбола? Нужно было умудриться не моргнув глазом отправить в "Рубин" перспективного Оздоева – в "Локомотиве" не нашлось места одному из тех, вокруг которого должна была строиться новая команда!


Магомед ОЗДОЕВ раскрылся в "Рубине", а Сенияд ИБРИЧИЧ в России так ничего и не показал.
Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

ПОГОРЕЛЬЦЫ

Удивительно, что при входе на базу "Мордовии" посетителей не встречает вооруженная до зубов охрана, как принято в столичных клубах. Зато чувствуется запах еще не выветрившейся гари после недавнего пожара.

– Бани, которая служила нам восстановительным центром, больше нет, – рассказывает Семин, демонстрируя "медсанчасть" клуба и достаточно современный тренажерный зал. – Игроки восстанавливаются в частных банях. А теперь пойдем, посмотришь наши поля.

– Не спеши, а то костей не соберешь, – советует тренер, с которым мы семеним по обледенелой дорожке. – Игроки этой тропой не ходят, боятся травм. Да и незачем.

Смысл последней фразы стал очевидным при подходе вплотную к полям: травяное лежит под снегом, а искусственное расчистили, но перелезать через образовавшиеся вокруг огромные сугробы себе дороже.

– Тренируемся на игровом поле стадиона "Старт" – ко всему можно привыкнуть, – философствует наставник "Мордовии". – Зато на базе нет проблем с питанием – нормальное, домашнее, то, что нужно футболистам. И все же они могут позавидовать легкоатлетам, в распоряжении которых великолепный комплекс. Глава республики Владимир Волков любит спорт, думаю, что и до футбольного клуба у него руки дойдут.

– Вы впервые попали в российскую провинцию, и взгляд из нее на отечественный футбол у вас тот же, что раньше из Москвы?

– Разница большая. Считаю, что нашему футбольному руководству нужно обратить наибольшее внимание как раз на глубинку. Жадные до игры ребята, стремящиеся стать футбольными звездами, зарабатывать хорошие деньги, что я считаю вполне нормальным, сейчас приходят в основном с периферии. Назову для примера Кокорина, Шатова, Канунникова. И условия для их развития должны улучшаться.

Чтобы росли классные футболисты, нужна инфраструктура, футбольные центры в каждом регионе, где можно было бы тренироваться круглогодично. А сейчас четыре-пять месяцев в году для футбола потеряны. Те, кто перевел чемпионат на систему "осень – весна", уверяли, что после этого по всей России крытые манежи попрут, как грибы. И где они? Заканчивается третий чемпионат, а построили хоть один? Когда уезжаешь подальше от Москвы, начинаешь понимать, как много недостает российскому футболу. Спасибо Роману Абрамовичу, который на определенном этапе уделил ему большое внимание. Но его инициатива заглохла, и все практически рухнуло.


Роман АБРАМОВИЧ (справа) очень помог Виталию МУТКО, когда он был главой РФС.
Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

– Перспективы Саранска в этом отношении наверняка связаны с чемпионатом мира-2018?

– Саранск справедливо назван в числе городов, принимающих первенство. Он очень красивый, развивающийся, ухоженный, с хорошей инфраструктурой. И нужно воспользоваться ситуацией, заложить в планы не только те 15 дней, что будет длиться турнир, но и поработать на перспективу, чтобы и после остались база для "Мордовии", футбольные поля для детей. Возможно создание интерната с хорошо обученными тренерами. Если таких центров в российской глубинке будет много, то и появятся таланты и не нужно будет тратиться на легионеров.

ДЕНЬГИ ПОШЛИ НЕ ПО АДРЕСУ

– Об этом мечтали еще при образовании российской лиги в 1992 году.

– Тогда все горели энтузиазмом. Николай Толстых в должности президента ПФЛ многое упорядочил – сиденья на трибунах стадионов, подогрев полей. Тогда шло поступательное развитие нашего профессионального футбола. Результатом стали успехи "Спартака", который выигрывал группу Лиги чемпионов со стопроцентным результатом. Если бы у красно-белых были такие финансовые возможности, как сейчас, они не продали бы лучших игроков перед плей-офф и могли далеко продвинуться. "Локомотив" выступал в полуфиналах Кубка кубков. Мы приближались к уровню лучших европейских клубов.

– Почему же так и не приблизились?

– В 2000-е годы в наш футбол пришли большие деньги. А с ними и люди из бизнеса. В тот момент мы должны были обратить основное внимание на развитие детско-юношеского футбола во всех регионах. Но вместо этого бросились скупать зарубежных игроков, приглашать иностранных тренеров, тратить деньги на фешенебельные отели для сборной. И сегодня наши юношеские и молодежная сборные неконкурентоспособны, ничего не выигрывают. Я вижу только два очага, которые греют сердце: краснодарский центр Сергея Галицкого, в котором занимаются сотни детей, и великолепный стадион "Спартака" Леонида Федуна. А что в Сибири? Там что, олигархи, выкачивающие миллиарды из земных недр, не имеют понятия о футболе? Если они чего-то не понимают, надо объяснить. То же касается и Мордовии.


Сулейман КЕРИМОВ с "Анжи" за год хотел за счет громадных денег попасть в Лигу чемпионов. Итог - через два года "Анжи" в ФНЛ. Евгений ГИНЕР с ЦСКА выбрал другой путь развития клуба и не прогадал.
Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

– Поподробнее, пожалуйста.

– Основным спонсором нашего клуба была компания "Мордовцемент", что нашло отражение даже в клубной эмблеме. Теперь букву "Ц" из нее приходится убирать. У компании сменился владелец, а новый считает футбол непрофильным направлением. Найдется ли новый спонсор, пока вопрос. Таковы реалии. Но по-прежнему в наших футбольных верхах только констатируют подобные факты, а нужно принимать решения.

СОВЕТЫ ВМЕСТО ДЕНЕГ

– Для этого требуются решительные, способные сдвинуть проблему с места люди.

– Есть такие люди, которые не хотят мириться с доставшей всех реальностью, проделывают большую работу. Например, Валерий Газзаев, который посвятил российскому футболу свою жизнь и не может безучастно наблюдать за его стагнацией. Он создал хорошую программу развития и тормошит общественность, понимая, что надо принимать решения, а не плыть по течению.

Газзаев недавно похоронил любимого брата. Другой после такой беды надолго замкнулся бы в себе. Но Валерию Георгиевичу небезразлично, что происходит в нашем футболе, он действует. И я удивляюсь, почему к человеку, который начинал работать с самого основания российской высшей лиги, не прислушиваются. Всегда двумя руками поддерживал Николая Толстых, но его нынешняя деятельность во главе РФС вызывает вопросы, прогресса не видно. Рассчитывал, что он привлечет в исполком олигархов, которые поддержат организацию финансово. А сидят там представители госкомпаний, которые вместо денег дают советы. Но лучшие рекомендации можно услышать от людей, которые чего-то добились в футболе, – таких как Валерий Газзаев или Олег Романцев.

Футбольные руководители обижаются, когда им приводят в пример КХЛ. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что нужно брать пример с самых успешных лиг, и не обязательно футбольных. У КХЛ было меньше времени, чем у РФПЛ, но она быстрее приблизилась по своему уровню к заокеанской НХЛ, чем мы к немецкой бундеслиге или испанскому первенству. Создав в это время еще и образ болельщика-врага…

– Но речь не о настоящих болельщиках, а об определенных группах фанатов.

– А фанаты разве не болельщики? Клубам с ними нужно вести работу, а не дистанцироваться. Когда фанаты станут ближе к игрокам, агрессия на трибунах стихнет. Нужно искать какие-то новые методы, проводить совместные с болельщиками акции. Американская лига создавалась с нуля, футбола в европейском понимании в США фактически не было. А сейчас там средняя посещаемость 25 тысяч зрителей и футбол по популярности уже соревнуется с хоккеем. Видимо, нам есть что перенять.


КХЛ удается собирать полные трибуны на свои матчи даже в Москве. РФПЛ этим похвастаться не может.
Фото Татьяна ДОРОГУТИНА, "СЭ"

ВАСИН СЕЙЧАС СИЛЬНЕЕ ВСЕХ

– Перенимать должны специалисты. Есть ли они у нас?

– Когда в 2000-х годах произошел вброс в российский футбол больших денег, пришедшие вместе с ними люди понятия не имели, как ими лучше распорядиться. Конечно, легче всего утверждать, что проблема российского футбола в тренерах. Но время показало, что скорее в менеджерах. Клубам требуются руководители нового образца со спортивно-коммерческим образованием, лицензированные, как и тренеры. А в некоторых командах тренер значит куда меньше, чем тот человек, которого назначили руководить сверху и который нередко занимается комплектованием команды вопреки мнению специалиста.

– Но президент или директор более информирован о финансовой ситуации в клубе, чем тренер?

– Не надо! Я, например, не сумасшедший, чтобы требовать от руководства "Мордовии" купить игрока даже не из сильнейшего итальянского клуба. Для нас нереально заплатить за трансфер три миллиона долларов.

– Когда "Мордовия" вышла в премьер-лигу в первый раз, говорили, что результатом команда опередила прогресс саранской инфраструктуры, которую надо подтягивать. Подтянули?

– Не знаю, что здесь было раньше, но и сейчас считаю, что до идеальной инфраструктуры в Мордовии далеко, как и в Уфе, Перми, Ростове. А без нее провинциальные клубы никогда не смогут соперничать со столичными. Вот говорят, что для иностранных футболистов в России главное заработок. Но я, например, чаще сталкивался с теми, у кого первый вопрос: где жить и тренироваться, сможет ли игрок повышать мастерство. Если у клуба хорошие поля, великолепная база, футболист выберет его, а не тот, где ему предлагают большую зарплату, но нет инфраструктуры.

– Чем же "Мордовия" сумела привлечь Янника Джало, поигравшего в солидных португальских "Спортинге" и "Бенфике"?

– Янник хочет играть, играть постоянно. Мы его предупреждали насчет холодов, неважных полей, утомительных перелетов, нечастых визитов домой к семье, обещая лишь одно: возможность играть при постоянном стремлении к борьбе. И я им доволен. Такая же ситуация с Павлом Яковлевым, с Виктором Васиным. Удивлен тем, что Васина нет среди приглашенных в сборную. А он сейчас сильнее всех, кроме Игнашевича с Березуцким, но никто не приезжает его посмотреть или хотя бы поинтересоваться моим мнением, притом что центральный защитник в сборной – позиция дефицитная.

– Что-то не приходилось раньше встречаться с явлением, когда болельщики приветствуют тренера команды-соперника, как вас поклонники "Локомотива".

– "Локомотив" и его болельщики большая часть моей жизни. С ними у меня всегда было полное взаимопонимание. Мы вместе подняли команду, завоевали два чемпионских титула. Средняя посещаемость матчей команды тогда была 15 тысяч. Они были душой "Локомотива", и до сих пор я их люблю и уважаю за преданность клубу. Руководители, тренеры приходят и уходят, а болельщики остаются навсегда. И мои тоже. Даже в азербайджанскую Габалу, где я работал, на матчи приезжало порой по тысяче фанатов из Москвы.


Какую бы команду не тренировал Юрий Семин, болельщики "Локо" всегда будут салютовать ему.
Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

– Тренеры – народ суеверный, когда соглашались на работу в Мордовии, знали, что автомобильный код региона 13?

– Знал, но число 13 никогда несчастий мне не приносило, так что смело подписывал контракт.

– Саранск поражает количеством православных соборов и прежде всего потрясающим кафедральным Федора Ушакова. Перед матчами посещаете его?

– Помимо действительно прекрасного нового собора Федора Ушакова в городе немало и старинных, намоленных церквей. Захожу в них вне зависимости от футбольного календаря, а когда душа просит.

– Вы пригласили в тренерскую бригаду своего сына. Каковы плюсы и минусы этого решения?

– Хороший ассистент не тот, кто от и до выполняет задания главного. Он обязан иметь собственное мнение по любым животрепещущим вопросам и открыто высказывать его. И я доволен тем, что у Андрея свое видение футбола, он не подстраивается под мнение главного тренера, наладил хороший контакт с футболистами. Наверное, есть и какие-то минусы. Но пока я их не вижу.

Саранск - Москва