Премьер-лига (РПЛ). Статьи

14 июля 2015, 13:25

Аршавин – как Хави, Джеррард и Касильяс

Мария Маркова
Шеф-редактор по специальным проектам
Американское издание ESPN сравнивает футболистов, которые вынуждены были покинуть родные клубы в это межсезонье.

Это лето навсегда останется в истории межсезоньем эпохальных уходов. Уходов из дома. Звезды, легенды своих клубов, один за другим прощаются со своими болельщиками и уходят туда, где их ждут, на них надеются, но где они точно не будут себя чувствовать как дома. Стивен Джеррард, Хави, Икер Касильяс, Бастиан Швайнштайгер, в том же ряду и Андрей Аршавин.

Да, в отличие от Хави и Джеррарда Аршавина нельзя назвать в полном смысле игроком одного клуба, ведь четыре года – с 2009-го по 2013-й – он выступал за лондонский "Арсенал". Но в России он ассоциируется только с одной командой – "Зенит", и представить полузащитника в футболке других цветов просто невозможно.

Фото - Александр ВИЛЬФ

Его история похожа во многом на развод Касильяса и мадридского "Реала". К тому моменту, как Андре Виллаш-Боаш указал своему русскому тезке на дверь, многие болельщики и специалисты были уже крайне недовольны его игрой и отношением к делу. Но сам факт ухода из "Зенита" – именно ухода, а не завершения карьеры – рушит всю идеальную картину мира, где у сказки непременно должен быть счастливый конец.

В начале российской истории у клуба из Санкт-Петербурга не было ни титулов, ни дорогих игроков. Громкие победы пришли к команде вместе с титульным спонсором – "Газпромом". В 2007-м свое первое в истории современной России чемпионство питерцы завоевали еще без ярких звезд, вроде Халка и Витселя, но тем большим сюрпризом стала их победа в Кубке УЕФА-2008. Лучшим в том сезоне был как раз Аршавин – в борьбе за еврокубок он забил четыре мяча и отдал десять результативных передач. Пару месяцев спустя это имя гремело уже на всю Европу – его игра в четвертьфинале Euro-2008 против Голландии навсегда впечаталась в память болельщиков, специалистов, а главное - селекционеров. За молодым русским пареньком выстроилась очередь из европейских топ-клубов, а его детская мечта – выступать за "Барселону" – почти стала явью. В Испанию, правда, Аршавин не отправился, зато поехал покорять Туманный Альбион и покером вписывать свою имя в историю "Энфилда".

Фото AFP

Время шло, и "Зенит" с Аршавиным продолжили развиваться в одном направлении – они стали слишком богатыми, сверх меры надменными и чересчур самоуверенными. Оба потеряли свой юношеский румянец и задор, оба принимали успех как должное. Они полагали, что за деньги смогут купить все, а их авторитет безграничен, как бы они ни относились к окружающим и самому футболу. Оба ошибались. Особенно Аршавин.

Он не сумел воспользоваться тем блестящим стартом, чтобы сделать карьеру суперзведы премьер-лиги, вместо этого полузащитник стал играть все хуже и хуже. Болельщики в Англии и России упрекали футболиста в лени, а последние после поражения в Мариборе осенью 2009-го и вовсе откровенно невзлюбили. Шава, как его часто называли фанаты "канониров", пропустил, пожалуй, свой главный чемпионат мира, тот, на котором у него еще был шанс блеснуть – в ЮАР-2010.

На Euro-2012 Аршавин отдал три результативные передачи, но сборная России уступила Греции в последнем матче группового этапа и осталась за бортом турнира. Тем летом он больше запомнился ссорой с вип-болельщиком в холле отеля, которую не поняли ни в Англии, ни в России, а через пару месяцев сыграл под свист трибун в Черкизове свой последний матч за сборную – Фабио Капелло полузащитник оказался не нужен.

Фото - Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Тем не менее, было очевидно, из Англии Аршавин вернется именно в "Зенит". Он приезжал в родной клуб в аренду в первой половине 2012-го и переселился окончательно в 2013-м. Казалось, дом, где помогают и стены, зажжет в нем искру, и талант заблистает с новой силой. Впрочем, Виллаш-Боаш, пришедший в команду весной 2014-го, этого блеска так и не дождался, и выходить на поле наш герой начал все реже. В минувшем сезоне на поле он появлялся крайне редко и то в непривычной роли центрфорварда. В одном из таких матчей он забил гол в ворота "Динамо", но на этом все хорошие новости и закончились – в основном составе он мелькнул лишь четыре раза за сезон.

Болельщики в этот момент разделились на тех, кто негодовал по поводу немаленькой зарплаты футболиста – мол, за такие деньги негоже на скамейке отдыхать, и тех, кто его искренне жалел. И те и другие помнили и любили того Аршавина, образца Euro-2008, и где-то в глубине души надеялись на его, пусть и частичное, возрождение.

По окончании прошлого сезона у полузащитника истек контракт с клубом, и Виллаш-Боаш заявил, что продлено соглашение не будет. Футболисту была предложена должность в тренерском штабе, но он от нее отказался.

Фото AFP

Теперь, как и Касильяс, и Хави, он отправится в клуб, которому об успехах его родной команды приходится только мечтать. И надежды, что в этом окружении кто-то из них вдруг заиграет лучше, откровенно говоря, мало. Правда, если Хави и Джеррард понимают, что отправляются в Катар и США на почетную спортивную пенсию, то Касильяс, равно как и Аршавин, думается, в глубине души уверены, что смогут доказать своему бывшему клубу и его руководству, как те ошиблись. Жизнь идет своим чередом, но несчастливый конец у лучезарных историй теперь случается все чаще, видимо потому, что деньги "Газпрома", "Эмирейтс" и других больших спонсоров отбирают у футбола главное – сердце и душу.